Возникновение и развитие педагогики
Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для… Читать ещё >
Возникновение и развитие педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь Учреждение образования
" Минская государственная средняя школа-училище олимпийского резерва"
Реферат Возникновение и развитие педагогики Выполнила: учащаяся СПД-11
Третьякова Елена Олеговна Преподаватель:
Дрызлова Е.С.
Минск, 2014
Оглавление педагогический древний школа белорусский Введение
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире
1.1 Воспитание Древней Греции
1.2 Педагогическая мысль Древней Греции
1.3 Воспитание в Древнем Риме
1.4 Педагогическая мысль Древнего Рима
2. Воспитание и педагогическая мысль в средние века
3. Школа и педагогическая мысль в Европе
4. Образование и педагогическая мысль в России
5. Просвещение, школа и педагогическая мысль на белорусских землях Список литературы
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.
Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: «Как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом её исследования?» Недаром говорится: «Отыщи всему начало и многое поймешь». В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить своё место в общей системе вещей и знаний.
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т. е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире
1.1 Воспитание Древней Греции
В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.
Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.
Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов «kalos» и «agathos» — сочетание физических и нравственных достоинств). Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимыми свободнорожденному мужу.
1.2 Педагогическая мысль Древней Греции В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто не философ, да не войдет в педагогику» .
Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Демокрит (ок. 460−370 гг. до н.э.) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм» .
Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо «хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы»; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости — принуждения к нему, поскольку «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда» .
Сократ (ок. 470−399 гг. до н.э.) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.
Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.
Платон (ок. 427−347 гг. до н.э.) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши» .
Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.
Аристотель (384−322 гг. до н.э.) отразил вопросы воспитания в своих сочинениях «Политик» и «Этика». Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.
Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны.
Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).
Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации — до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.
Главная цель воспитания по Аристотелю — нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество.
Основной путь формирования моральных черт личности — это воспитание привычки к той или иной деятельности
1.3 Воспитание в Древнем Риме Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер.
Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем.
Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.
В содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. В V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.
1.4 Педагогическая мысль Древнего Рима Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106−43 гг. до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла». Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.
Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.
Луций Аней Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.
Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.
Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством — назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основными школьными дисциплинами.
Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию» .
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35−96 гг.), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора». Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.
В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.
Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.
Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.
По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
2. Воспитание и педагогическая мысль в средние века
В средние века (V-XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства.
Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.
Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков — вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.
3. Школа и педагогическая мысль в Европе
Эпоха Возрождения дала целый ряд педагогов-гуманистов — это Эразм Роттердамский (1466−1536), Витторино де Фельтре (1378−1446), Франсуа Рабле (1494−1553), Мишель Монтень (1533−1592). Они критиковали схоластическое средневековое воспитание, считали, что главной ценностью является человек.
Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592−1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) — одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632−1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В основном труде «Мысли о воспитании» он изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.
Гуманисты значительное внимание оказывали физическому и эстетическому воспитанию детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, природоведение, географии, литературы, искусства. Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс нужно сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, организовывать прогулки, экскурсии и др. Обучение должно происходить на родном языке. Женщины имеют право учиться в разных типах образовательных заведений.
В историю педагогики вошли имена таких известных просветителей Запада, как Дени Дидро (1713−1784), Жан Жак Руссо (1712−1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746−1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776−1841), Адольф Дистервег (1790−1841).
4. Образование и педагогическая мысль в России
Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий.
В середине XVIII века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу.
Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.
Разработки идей воспитания в русской педагогике связаны с именами В. Г. Белинского (1811−1848), А. И. Герцена (1812−1870), Н. Г. Чернышевского (1828−1889), Л. Н. Толстого (1828−1910).
Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824−1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» , — писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил — физических, умственных и нравственных.
По Ушинскому, руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания» .
К.Д. Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. Он считал, что «одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине» .
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С. Т. Шацкий (1878−1934), П. П. Блонский (1884−1941), А. П. Пинкевич (1884−1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Надежды Константиновны Крупской (1869−1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Антон Семенович Макаренко (1888−1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Василий Александрович Сухомлинский (1918;1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы на этапе коренной перестройки общества.
В 1940;1960;е гг. на ниве народного образования активно трудился Михаил Алексеевич Данилов (1899−1973). Он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил многие руководства для учителей. На них и сегодня опираются российские педагоги.
В 1970;1980;е гг. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством академика Л. В. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.
В конце 1980;х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, С. Л. Соловейчик, В. Ф. Шаталов, Н. П. Гузик, Н. Н. Палтышев, В. А. Караковский и др.). Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С. Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описаны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С. Н. Лысенкова создала также методику «опережающего обучения» .
В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий дошкольного и начального школьного обучения.
5. Просвещение, школа и педагогическая мысль на белорусских землях
Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.
Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110—1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.
По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.
Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.
В XII в. центром культуры у восточных славян был Туров, соперничавший с Киевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130—1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. В это время он создал лучшие свои произведения.
Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси.
Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.
Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в. — 1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, церковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.
На территории Беларуси открывались католические храмы и школы, что способствовало дальнейшему развитию образования.
1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — CПб.: Питер, 2000.
3. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
4. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
5. Латынина Д. Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ в): Уч. пособие — М.:ИД Форум, 1998.
6. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаев М. Ф., История педагогикиМ.: Просвещение, 1982
7. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Педагогика. 1997. № 6.