Заключение.
Организация научно-исследовательской работы студентов педагогического ВУЗа в условиях перехода на новые стандарты обучения
Формирование исследовательской компетентности будущих педагогов целесообразно осуществлять на этапах, соответствующих ступеням личностно-профессионального развития педагогов: профориентационном, общепрофессиональном, частнопрофессиональном, профессионально-преобразующем — на основе интеграции учебно-исследовательской и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей повышение… Читать ещё >
Заключение. Организация научно-исследовательской работы студентов педагогического ВУЗа в условиях перехода на новые стандарты обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Историко-педагогический анализ развития исследовательской деятельности педагогов в профессиональном образовании в вузах России конца XIX в. — начала XXI века позволяет сделать вывод о том, что профессиональная подготовка педагогов исторически связана с комплексным формированием навыков преподавания и исследовательской деятельности.
- 2. На основе анализа актуальных государственных документов в области образования показано, что исследовательская компетентность, представляющая собой значимую интегральную характеристику личности педагога, определяемую совокупностью знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта, способностей к педагогическому творчеству и рефлексии, приобретаемых в процессе обучения и самостоятельной исследовательской деятельности, может быть отнесена к группе ключевых компетентностей педагога, образующих основу его профессионализма.
Специфика структуры исследовательской компетентности педагога заключается в том, что она включает коммуникативный, презентационный, внедренческий, трансляционно-моделирующий, социально-ценностный компоненты, выделенные на основе анализа требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ высшего образования по педагогическим специальностям.
- 3. Формирование исследовательской компетентности будущих педагогов целесообразно осуществлять на этапах, соответствующих ступеням личностно-профессионального развития педагогов: профориентационном, общепрофессиональном, частнопрофессиональном, профессионально-преобразующем — на основе интеграции учебно-исследовательской и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей повышение уровня сформированности компонентов исследовательской компетентности (от когнитивного и операционно-технологического к презентационному и внедренческому), переход от учебно-исследовательской к профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности и движение педагога от ученика-исполнителя к наставнику-организатору, когда компоненты исследовательской компетентности актуализируются в контексте будущей профессии.
- 4. Полученные данные свидетельствуют о том, что совокупность организационно-педагогических условий, раскрытых в исследовании, включая комплекс социально-педагогических технологий, обеспечивают повышение качества профессиональной подготовки педагогов. Результаты исследования указывают на повышение престижности исследовательской деятельности, включение в ее процесс широкого круга педагогов, осознающих свою успешность в сфере социально значимой исследовательской деятельности.
Таким образом, обеспечение в филиале современного университета организационно-педагогических условий является условием достижения высокого уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов и, следовательно, повышение качества профессиональной подготовки педагогов. Проблема формирования исследовательской компетентности педагогов имеет многоаспектный характер. Проведенное исследование, его результаты и сделанные выводы не дают исчерпывающего решения обозначенной проблемы, позволяют выявить дальнейшие направления изучения данного вопроса, например, развития системы мониторинга качества сформированности исследовательской компетентности педагогов, анализа основных подходов к менеджменту и маркетингу как управленческим механизмам формирования исследовательской компетентности педагогов.