Общеизвестны яркие примеры научных революций: переход от астрономической системы Птолемея к коперниканской, революция А. Лавуазье в химии, Ч. Дарвина — в биологии, создание релятивистской и квантовой физики.
Переход от одной парадигмы к другой — событие чрезвычайной важности. Новая парадигма не является простым продолжением, усовершенствованием или обобщением старой. Революционность процесса смены парадигм состоит в том, что радикально меняется сам облик научной области. Ученые, принимающие революционную парадигму, вообще в некотором смысле видят мир по-другому.
Примером такой глубокой трансформации является смена мировоззрений в начале Нового времени — переход от аристотелевского качественного понимания универсума к математическому миропониманию Галилея.
Следствием такого крупного переворота в философско-научных взглядах становится определенное затруднение во взаимопонимании среди представителей различных парадигм. Ведь при смене парадигмы ученые не просто приходят к новым научным законам: они во многом пересматривают основания и методологию самой предметной области.
Обсуждение касается не только конкретных методов преодоления трудностей одной и другой парадигмой; речь идет во многом о будущем самой предметной области — о том, в какую сторон}' она будет теперь развиваться. Причем часто новая теория сталкивается с не меньшими (а то и большими) трудностями, чем ее предшественница.
Т. Кун показывает, что в знаменитой «коперниканской революции» теория Коперника не была более точной, чем система Птолемея, не упрощала исходную ситуацию, так как порождала массу дополнительных проблем. Кроме того, она не имела преимуществ и в прикладных аспектах, например не вела непосредственно к улучшению календаря.