Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Лидерство в промышленной организации: социально-философский анализ современных подходов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения разграничения власти и авторитета не теряют своих позиций концепции (Вебер, Френч, Равен), различающие вклад авторитета и власти в процесс управления, их соотношение в конкретных случаях, исходящие из того, что авторитет — это отношения, а власть — ресурс. Модели предпринимательского лидерства разграничивают характеристики менеджеров, лидеров и простых людей по определённым… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Сущность лидерства
    • 1. 2. Становление понятия лидерства в социальной философии
    • 1. 3. Основные теоретические подходы к понятию лидерства в современном социально-гуманитарном знании
    • 1. 4. Современные подходы к понятию лидерства в промышленных организациях
    • 1. 5. Анализ основных тенденций создания теорий и концепций лидерства в современных промышленных организациях
  • Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
    • 2. 1. Анализ новых западных теорий и интерпретаций лидерства в бизнесе, представленных в англоязычных источниках
    • 2. 2. Этические концепции лидерства
    • 2. 3. Руководитель компании как социальный автор
    • 2. 4. Мировоззренческие аспекты лидерства в условиях глобализации
    • 2. 5. Лидерство в контексте современных экономических тенденций

Лидерство в промышленной организации: социально-философский анализ современных подходов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования связана с той ситуацией в бизнесе, когда возрождающиеся и полностью видоизмененные предприятия вынуждены восстанавливать или вновь создавать все необходимые экономические связи. Формирующаяся в географических единицах бизнес-среда оказывает существенное влияние на образ жизни населения городов и регионов, зачастую изменяя его коренным образом. Бизнес, развивающийся на территории проживания людей, формирует их социальную действительность, влияет на социальный статус, на выбор профессии, на образование, культуру и мировосприятие. Приходящие в регионы или формирующиеся в них крупные компании приносят вместе с собой новые ценности, новые перспективы и возможности для населения. Сам же бизнес, в свою очередь, зависит от наиболее важной его составляющей — лидерства. Таким образом, ценности и устремления одной небольшой команды лидеров крупной промышленной организации во многом формируют социальное пространство, влияют на моральные ценности целых поколений и самоидентификацию людей. В XXI веке ситуация для лидеров крупных промышленных организаций изменилась полностью, став совсем не похожей на ту, в которой существовали организации еще десять — пятнадцать лет назад. Лидер в бизнесе сегодня уже не просто руководитель предприятия или группы предприятий, он ещё и творец социальной действительности, т.к. чрезвычайно возросло влияние действий, предпринимаемых руководством предприятий, на социальную и политическую среду городов и областей. Сегодня возросла роль лидеров с экономической точки зрения: последствия совершаемых ими действий сказываются на судьбе не только работников предприятия, но и жителей географической территории, на которой расположено предприятие. В значительно большей степени, принимая экономические решения, лидеры промышленных организаций должны четко осознавать тот риск, с которым их сталкивает современная реальность. Кроме того, лидеры бизнеса сегодня — это еще часто и узнаваемые, влиятельные общественно-политические деятели, активно воздействующие на ситуацию в регионе и в стране в целом. Они вовлечены не только в процесс принятия решений, касающихся вопросов управляемых ими компаний, но и оказывают значительное влияние на изменение ситуации в сфере культуры, образования, здравоохранения и т. д. В связи с такой постановкой вопроса проблема лидерства в организации значительно переросла рамки теории менеджмента и стала философской: на лидера крупного бизнеса сегодня возлагается большая социально-нравственная ответственность. Кроме того, что лидер является «пусковым механизмом» всей системы предприятия [48, 2], способствует его процветанию или банкротству, он также является социальным автором для целых региональных сообществ. На Западе эти изменения произошли немного раньше, в нашей стране они происходят в данный период времени. Именно поэтому возникает необходимость в социально-философском осмыслении современных западных концепций, имеющих определенную значимость для становления теории и практики лидерства в российских промышленных организациях.

Степень научной разработанности проблемы. В российской научной мысли проблема лидерства в последнее десятилетие становится объектом достаточно пристального внимания, т.к. прекращение отрицания значимости роли личности и осмысление феномена лидерства в контексте современной истории имеет большое значение для нашей реальности. Анализу существующих на сегодняшний день в западной науке теорий лидерства посвящены работы Ю. П. Адлера, О. С. Виханского, А. Т. Зуб, Б. И. Кретова, В. В. Липкина, А. И. Наумова, С. Г. Смирнова, А. Туник, С.Р.

Филоновича, С. В. Шекшня. Социально-философский анализ существующих концепций, а также феномена лидерства в его целостности дается в работах Е. В. Кудряшовой, соцально-философский анализ проблемы лидерства в организации дается в работах М. Ю. Ананченко,.

B.Ф. Ануфриевой, В. И. Власова, И. П. Волкова, Н. В. Голубевой, Н. С. Жеребова, И. Г. Жирицкой, А. Н. Жмырикова, В. И. Зацепина, А. И. Захарова, О. М. Зелениной, А. Г. Ковалева, P.JI. Кричевского, Е. С. Кузьмина, А. В. Кустовой, Т. Н. Мальковской, Н. Ф. Масловой, Б. Д. Парыгина, А. В. Решетникова, В. И. Шамшурина, Н. Г. Шамшуриной, Г. С. Шляхтина и др. Вопрос о лидерстве в организации не терял своей популярности в зарубежной науке, начиная со второй половины XX столетия, и подробно рассмотрен в работах западных, в основном британских и американских исследователей, в наибольшей степени в рамках теории менеджмента (М. Андерсен, К. А. Бартлетт, У. С. Байхэм, С. Бир, У. Беннис, Р. Бояцис, X. Бучихи, П. Дейнти, П. Друкер, С. Гошалл, М. Голдсмит, Д. Гоулмен, Э. Л. Губман. А. Залежник, Д. Конклин, Э. Какабадзе, Р. М. Кантер, К. Х. Койфер, Дж.Р. Кимберли, Дж.М. Коузес, П. Коэстенбаум, К. Кулсон-Томас, С. Р. Левин, П. Лоранж, М. У. Маккол, С.А. де Мон, П. Моран, Б. Нанус, М.Дж. Пизи, Б. З. Познер, С. К. Прахалад, Дж. Пфеффер, Й. Риддерстроле, П. М. Сенге, О. Б. Смит, Л. Тепп, Д. Ульрих, К. Фаррен, P.M. Фалмер, Дж.У. Фоппен, Л. А. Хилл, И. Холмберг, П. Чеклэнд,.

C. Чоудхари, П.А. Л. Эванс и др.). В рамках интегративного подхода к вопросу лидерства, где оно рассматривается уже во всей своей комплексности, можно выделить теории К. Гринта и П. Коэстенбаума. В научном обосновании концепции организационного лидерства в современном гуманитарном знании на сегодняшний день проведено более десяти тысяч различных исследований и опубликовано более десяти тысяч книг. Вопросом о подсчёте опубликованной литературы по проблеме лидерства задались работники Библиотеки Конгресса. Эти данные опубликованы М. Хиггсом, представителем Оксфордского Университета [122, 273 ]. В последние годы сфера лидерства изучается куда подробнее, чем большинство других аспектов человеческого поведения, и это при том, что история научного осмысления данной проблемы началась сравнительно недавно, в 30-е годы XX века, когда лидерство как явление впервые попало в фокус экспериментального исследования в научной психологической школе К. Левина. Эта школа занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее воздействие, как на поступки, так и на мнение отдельного ее члена, и что становление и развитие группы происходит, в том числе, через постепенную кристаллизацию функций ее лидера — человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение. [51, 122]. С тех пор было создано большое количество концепций. Наиболее важным следствием стало разделение понятий лидера и руководителя (У. Беннис, Б. Нанус), определившее, что лидером в коллективе не всегда является его формальный руководитель: руководитель занимает верхнюю позицию с формальной (официальной) точки зрения, лидер — с неформальной. Этот подход породил большой всплеск исследований. Десятки учёных, научных групп и организаций пытались создать портрет настоящего успешного лидера с точки зрения его личностных характеристик, основных ценностей, ролевых установок, позволяющих действовать верно (У. Беннис, Б. Нанус, Дж. О’Тул, М. ДеПре и др.). Вместе с тем выявилось, что существуют противоречия между данными перечнями и тем, что демонстрируют реальные выдающиеся лидеры (например, исследования П. Друкера). На основании этого был сделан вывод о наличии нескольких сущностных, действительно важных качеств или характеристик, тогда как остальные качества могут наличествовать или отсутствовать либо являются ситуационно необходимыми. Существуют различные виды ситуаций в организациях, требующие определённого типа лидерства. Ситуационный подход до сих пор занимает главенствующие позиции при рассмотрении проблемы лидерства в организации. Кроме того, лидерство в современном обществознании рассматривается не только с точки зрения качеств и действий самого лидера, а как процесс взаимного влияния. В настоящее время концепции лидерства развиваются в сторону представления, что оптимальные лидеры — это те, кто отказывается от своей роли, обучая подчиненных тому, как быть лидером для самого себя. Ещё один важный момент, отражаемый в современных концепциях лидерства, — это то, что современный лидер не ориентируется только на цели организации, его интересует достижение целей каждым работником. Сюда можно отнести теорию стилей Р. Лайкерта, ранжирующую поведенческие проявления лидера между авторитарным и демократическим стилем руководстваконцепцию стимулирующего и предупредительного стилей управления, разработанную в университете Огайоконцепцию ситуативного руководства Ф. Э. Фидлера. Фидлер исходил из предположения, что стиль руководства изменить очень трудно, и поэтому выступал за проектирование ситуации, в которую будет «помещен» руководитель со сложившимся стилем. Д. МакГрегор (теория человеческих ресурсов) считает, что лидерство — это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить по крайней мере четыре переменные: характеристики лидера, позиции, потребности и прочие характеристики его последователей, характеристики организации: ее цель, структуру, природу задач, подлежащих выполнению, социальную, экономическую и политическую среду. Управленческая «матрица» Блейка и Моутон различает лидеров, ориентированных на задание и на сотрудников. В соответствии с этим они выделяют пять стилей лидерства с различной выраженностью указанных ориентаций [ 76, 5 ]. В. Реддин в теории «3.

D" (трехмерной модели лидерства), с точки зрения отношения к подчинённым, классифицирует лидеров следующим образом: отдыхающие бюрократы, миссионеры, автократы, искатели компромиссов, эффективные бюрократы, девелоперы, доброжелательные автократы, исполнители [ 76, 5 ].

С точки зрения разграничения власти и авторитета не теряют своих позиций концепции (Вебер, Френч, Равен), различающие вклад авторитета и власти в процесс управления, их соотношение в конкретных случаях, исходящие из того, что авторитет — это отношения, а власть — ресурс. Модели предпринимательского лидерства разграничивают характеристики менеджеров, лидеров и простых людей по определённым психологическим параметрам. Модель трансформационного лидерства (трёхфакторная модель Басс, Аволио) определяет лидерство с точки зрения трёх координат: «нетривиальности», «заботы» и «видения». Тендерные теории лидерства — это область исследований, которая активно начала развиваться под воздействием феминистского движения 70-х годов. Сторонники утверждают, что существуют значительные отличия качеств лидеров женщин и мужчин (Э. Гидденс, Б. Гутек, Дж. Боумен, С. Суттон, Р. Кантер, Е. Джоунс, Р. Лайден и Т. Митчелл, Дж. Спенс, С. Бем). Существуют также концепции доминирования лидерской позиции над тендерным фактором. Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит не пол, а должность, занимаемую человеком в организации, и говорит о том, что мужчины и женщины, занимающие сходные должности и успешно исполняющие сходные лидерские роли, не должны значительно отличаться друг от друга ни по поведению, ни по факторам эффективности. Теория эмоционального интеллекта говорит о том, что наиболее важным для лидера сегодня считается искусство правильного использования эмоциональной составляющей процесса руководства. Автором данной идеи, получившей очень широкое развитие в наши дни на Западе, является Д. Гоулмен [ 113, 93].

На сегодняшний день очевиден факт отсутствия единого подхода к пониманию того, что в первую очередь делает человека лидером в сфере бизнеса. Поэтому в рамках компетентностного подхода каждая организация в соответствии с контекстом своего бизнеса, своей конкретной ситуацией и потребностью в лидерах определённого типа составляет свою модель компетенций лидера. Модель компетенцийпонятие, введённое Р. Бояцисом (R. Boyatzis), изучавшим, в чём же отличие выдающихся лидеров в организации от обычных лидеров, и в результате применения чётко структурированной методики интервью (BEI) разработавшим перечень личностных характеристик выдающихся лидеров. С тех пор в крупных организациях в соответствии с контекстом конкретного бизнеса создаются свои модели компетенций лидераопределённый перечень личностных качеств, который, по их мнению, позволит выявлять потребности в развитии уже работающих лидеров и проводить оценку при найме на работу новых лидеров. Таким образом, получается, что в теориях нет единого стандартного образа лидера современной промышленной организации. Лидер в современном бизнесеэто личность, обладающая определённым набором качеств, необходимых каждой конкретной компании в определённый момент её развития.

В данном диссертационном исследовании рассматриваются попытки западных ученых внести упорядоченность в существующее многообразие созданных в современном обществознании подходов и концепций, по-разному трактующих сущность феномена лидерства в промышленных организациях, а также представлены объяснения причин наличия такого большого количества теорий лидерства. При этом важно подчеркнуть, что в данном исследовании мы исходим из понимания формального лидерства, а неформальное лидерство выходит за рамки предмета нашего научного интереса.

Мы основываем свой подход на следующей трактовке формального лидерства в промышленной организации. Лидер крупной промышленной организации — «это человек, способный масштабно мыслить, предвидеть благоприятные возможности, формировать общее видение организации для своих подчиненных, развивать людей и предоставлять им широкие полномочияон позитивно относится к многообразию трудовых ресурсов, умеет наладить эффективную работу коллектива и признает необходимость перемен. Кроме того, лидер промышленной организации должен превосходно разбираться в технологическом процессе руководимого им предприятия, стимулировать людей к выполнению сложных конструктивных задач, обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей клиентов, уметь достигать конкурентного преимущества, мастерски владеть техникой управления, уметь распределять управленческие полномочия и жить в соответствии с основными ценностями, принятыми в его организации» [8, 116]. Это определение сформулировано американской консалтинговой компанией Andersen Consulting на основании исследований, проведенных в 1990;х годах и, на наш взгляд, достаточно полно отражает основные черты современного формального лидера в промышленности, выделяя в отдельный блок такие отличительные характеристики как «разбираться в технологическом процессе руководимого им предприятия» и «стимулировать людей к выполнению сложных конструктивных задач» в рамках выполняемого технологического процесса. Единственное, что хотелось бы добавить к приведенному определению — это высокую значимость требований в сфере социальной ориентированности, предъявляемых к современным российским лидерам градообразующих предприятий.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является социально-философский анализ современных англоязычных теорий лидерства в промышленных организациях.

В соответствии с указанной целью, в диссертации решаются следующие задачи: выявить основные тенденции и направления изучения проблемы лидерства в современном обществознаниисистематизировать наиболее известные трактовки феномена лидерства в современной промышленной организациипредставить философское осмысление данных концепций с точки зрения их значимости для российского контекстараскрыть базовые противоречия в существующих на сегодняшний день подходах к трактовке феномена лидерстваопределить специфику и механизмы изменения трактовок лидерства в зависимости от геополитических, социальных и экономических тенденций.

Научная новизна работы состоит в том, что: впервые в рамках диссертационного исследования проведен последовательный анализ современных англоязычных концепций сущности феномена лидерства в промышленной организациипрослежены социокультурные и экономические причины внимания западных исследователей к проблеме лидерства на примерах работ К. Гринта, Э. Канлифф и Д. Шоттера, отчета, опубликованного консалтинговой компанией McKinseyобобщены основные тенденции создания концепций лидерства в современном англоязычном обществознании (на примере переведенной диссертантом научной литературы) — систематизированы основные направления и подходы в понимании лидерства, представленные в непереведенных на русский язык англоязычных источниках.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что впервые переведены на русский язык и проанализированы теории лидерства, представленные на сегодняшний день только в англоязычных источниках, а именно:

— теория К. Гринта, трактующая лидерство как искусство;

— теория Д. Шоттера, Д. Холмана и Р. Торпа, рассматривающая лидерство как социальное авторство;

— теория Г. С. Харунга, Д. П. Хитона и Ч. Н. Александра, анализирующая мировоззренческие аспекты лидерства в условиях глобализации;

— концепция, созданная консалтинговой компанией McKinsey, в которой внимание сфокусировано на отличительных чертах лидерства в современных экономических условиях.

Эти теории имеют несомненную значимость при создании образовательных программ, предназначенных для настоящих и будущих лидеров крупных промышленных организаций.

Материалы работы могут также найти применение при чтении курсов % философии, социальной философии, социологии, спецкурса по теории и практике лидерства, по теории и практике менеджмента, могут оказать помощь в практике управления промышленными организациями.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях «Традиции в контексте русской культуры» в ЧГУ (2001, 2002, 2003 и 2004 гг.),.

Череповец — город лидеров", ЧГУ (2004 г.), а также в публикациях по данной проблеме:

1. Иванова И. В. Социально-экономическое положение и нравственность // Российская провинция: стратегия выбора: Материалы круглого стола от 05. 03. 02. / Отв. ред. В. А. Белов. — Череповец: ЧГУ, 2003. — С. 21 — 23.

2. Иванова И. В., Смирнова О. В. Интегральное понимание лидерства: социально-философский аспект // Философия. Наука. Культура: Сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. Вып.5, — М.: Издательство МГУ, 2003. — С. 100 — 105.

3. Иванова И. В. Феномен лидерства в современной промышленной организации // Традиции в контексте русской культуры. Межвузовский сборник научных работ. — Вып. 9. — Череповец, 2004. — С. 352 — 356.

4. Иванова И. В. Организационное лидерство сегодня: проблема, кризис и пути его преодоления // Материалы региональной научно-практической конференции «Ресурсный подход в подготовке управленческих кадров», http://www.auditoriurn.ru/conf/data/4278/ivan.doc.

Эмпирической базой исследования послужило участие диссертанта в создании Системы управления талантами в группе компаний «Северсталь». Основной идеей системы управления талантами является выявление сотрудников, обладающих высоким потенциалом, на самом раннем этапе — этапе их вхождения в компанию (после окончания вуза, либо при переходе из других компаний в группу «Северсталь») и предоставление им всех необходимых возможностей для наилучшего развития способностей и максимальной самореализации: на уровне предприятия, дивизиона, на корпоративном уровне. В рамках участия в создании данной Системы диссертант выступил в качестве координатора программы выявления и подготовки будущих лидеров стратегических изменений для предприятий группы компаний «Северсталь» [программа «Будущие лидеры группы «Северсталь» «(Talent Pool)], а также программы ускоренной подготовки к должности для молодых сотрудников предприятий группы «Северсталь», рассматриваемых в качестве наиболее вероятных кандидатов на руководящие посты в организации.

В ходе работы над данными программами нами были опубликованы следующие практические статьи:

1. «Будущие лидеры группы «Северсталь» «// Мотор. — № 21. — С. 2.

2. «Лидер „Северстали“ должен уметь рисковать и выигрывать» // Голос Череповца. — 28.03.03. — С. 4.

3. «Хочешь быть руководителем, будь им» // Череповецкий металлург. -6.03.03.-С. 1.

4. «Система управления талантами в группе компаний «Северсталь» «// ш.

Сборник статей сотрудников Корпоративного университета «Северсталь» (отдано в печать).

Апробация диссертационного исследования прошла на заседании кафедры философии Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова 11 мая 2005 г. и на заседании кафедры философии Череповецкого государственного университета 30 августа 2005 г.

Структура работы. Исследование включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов каждая, заключение, библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе представленного диссертационного исследования нами была предпринята попытка философского осмысления накопленного на сегодняшний день знания о лидерстве в крупных промышленных организациях. В своей работе мы постарались отследить, чем же отличается современный подход к трактовке данного феномена от того подхода, которого придерживались ученые на предыдущих стадиях истории его изучения (начиная с конца тридцатых годов двадцатого века). Анализ представленных в литературных источниках теорий и концепций показал, что ранее исследователи рассматривали лидерство, в основном, только с точки зрения отдельно взятых наук (либо теории менеджмента, либо психологии, либо социологии, либо педагогики и т. д.). В наши же дни наметилась ярко выраженная тенденция создания теорий лидерства на межпредметной основе. Интегративный подход является доминирующим в современной литературе по проблемам лидерства.

В связи с тем, что рассмотрение явлений на основе интегративного подхода присуще философии, мы приходим к выводу, что в наше время исследователи проблемы лидерства в первую очередь обращают внимание на философский аспект деятельности лидеров, подчеркивая их значительную роль в качестве авторов социальной действительности своих последователей. Кроме того, что лидеры являются авторами своей собственной самоидентификации, они влияют на самоидентификацию всех ориентирующихся на них людей, так как каждый последователь начинает воспринимать себя в рамках созданного лидерами социального контекста. И в первую очередь это относится к лидерам крупных градообразующих промышленных организаций, которые оказывают значительное воздействие на экономическое положение регионов. В связи с такой постановкой вопроса лидерство в экономической сфере в наше время перестает рассматриваться как наука. Изучение лидерства становится комплексным и базируется на многосторонности подхода. Благодаря постановке вопроса о лидерстве как о социальном авторстве, лидерство превращается в наиболее изучаемый феномен современного обществознания.

Что заставило исследователей проблемы лидерства изменить свой подход? По мнению авторов, в качестве оказавших влияние факторов необходимо перечислить следующие:

— во-первых, это значительное количество опубликованных теорий лидерства, часто противоречащих друг другу и не дающих исчерпывающих ответов на множество существующих вопросов. Выявленные случаи несопоставимости теорий между собой и несоответствие некоторых теорий практике побудило ученых привести в систему накопленное на сегодняшний день знание в данной сфере. В рамках описываемого направления появились подходы, трактующие лидерство как переплетение нескольких искусств, а также были инициированы глобальные международные проекты, рассматривающие лидерство во всей многосложности социо-культурных взаимосвязей современного мирового сообщества;

— во-вторых, в условиях постоянно меняющейся среды и полной неопределенности, связанной с угрозой крупных террористических актов, способных изменить экономическую ситуацию многих стран, возможностью появления открытий, способных изменить производственные отношения, к лидерам в промышленных организациях стали предъявляться совершенно иные требования: лидер обязан сам адаптироваться быстрее остальных к ситуации неопределенности, а затем проложить для своих последователей путь сквозь данную неопределенность, наполнив этот путь смыслом достижения установленной им и разделяемой остальными цели. В данном случае недостаточно владения конкретным набором навыков оказания влияния, и это наглядно подтверждается ситуацией кризиса лидерства, наблюдаемой в современной промышленности. Лидерам сегодня необходимы более сложные знания, навыки, а также нечто совершенно новое — жизненная позиция лидера, феномен о котором ученые заговорили совсем недавно. Жизненная позиция лидера нуждается в многостороннем изучении, и такое целостное осмысление возможно только на базе интегративного подхода;

— в-третьих, сегодня, когда речь идет об ускорении процессов в современном мире, а скорость мышления людей остается той же, лидерам в экономической сфере должен быть присущ качественно иной способ мышления — мышление на уровне зарождения тенденций и систем. Лидером в современной промышленности может стать лишь тот, кто на самых ранних этапах зарождения ситуаций способен распознавать тенденции и находить в них возможности. Изучение способов мышления лидеров нового поколения также требует многостороннего подхода;

— в-четвертых, необходимо отметить такую отличительную черту нашего времени как глобализация. Лидерами сегодня способны стать лишь те, кто подготовлен к быстрой адаптации к новым культурным реалиям. Изучение лидерства в условиях, когда исчезают экономические границы между государствами, когда компании становятся многонациональными, также требует нового междисциплинарного подхода.

Таким образом, лидерство в современной промышленности в условиях новых социо-культурных, политических и экономических реалий требует от исследователей уже более сложного интегрального подхода. Рассмотрение феномена лидерства с точки зрения отдельно взятых наук больше не дает целостного представления, а отражает лишь один из множества аспектов (что не уменьшает ценности исследований, проводимых в рамках различных сфер научного знания. Речь идет о том, что для более полного понимания изучаемой проблемы во всей ее многогранности необходим интегративный подход).

В последнее время лидерство в наибольшей мере изучается именно в рассматриваемой нами экономической сфере. С. Р. Филонович обосновывает это явление тем, и мы полностью разделяем его точку зрения, что лидерство имеет синтетическую природу. [76, 19]. «В силу многосвязности лидерства как понятия и вида деятельности, оно синтезирует в себе практически все изменения, происходящие как на уровне личности, так и на уровне общества» [76, 19]. Поэтому лидерство изучается наиболее пристально в тех сферах, которые являются особенно важными для человечества в каждую из исторических эпох. Сейчас акценты смещаются в сферу новых технологий не только производственных, но и управленческих, в сферу бизнеса, переживающего такое новшество как глобализация.

В наши дни доминирует понимание лидерства в бизнесе как сугубо положительного явления. Это произошло в результате выделения Дж. М. Бернсом основного критерия различия между феноменом «лидерства» и феноменом «обладания властью» или «авторитетом» [160, 146]. Он провел очень четкую грань между лидерством и властью (и авторитетом), придя к заключению о том, что лидерство — это деятельность, объединяющая лидера и последователей во имя осуществления важных нравственно обоснованных изменений. Практически во всех созданных на сегодняшний день теориях наблюдается тенденция описания идеального, социально желаемого лидера. Мы считаем, что наличие большого количества теорий и интерпретаций лидерства, основанных на этике, выражает стремление исследователей как представителей общества, объяснить сегодняшним лидерам всю ту морально-нравственную ответственность, которую они возлагают на себя, встав на выбранный ими путь оказания влияния на судьбы работающих с ними людей. Несмотря на наличие достаточно большого перечня этически обоснованных концепций лидерства, нелегко составить продолжительный список конкретных жизненных примеров воплощения данных подходов в практике современного бизнеса. Поэтому, мы отмечаем, что создаваемые концепции имеют значимость, в первую очередь, в образовании, в подготовке лидеров, они разработаны в качестве инструкции, ориентира для того, чтобы сформировать новое понимание. Они несут в себе информацию о том, какими должны быть лидеры — в них сильно выражен элемент долженствования: лидеры должны совершать этически обоснованные выборы, они должны руководствоваться стремлением принести пользу всему региональному сообществу и человечеству в целом, и т. д. Авторы большинства теорий стремятся донести социально-желаемый образ до реальных лидеров бизнеса, пытаясь показать всю величину их моральной и социальной ответственности. Эта тенденция отражает одну из наиболее ярко выраженных потребностей общества — потребность в лидерах, действующих в соответствии с требованиями этики.

Благодаря синтетической природе изучаемого феномена, теории лидерства аккумулировали в себе все то, в чем более всего нуждается общество в наши дни: это и этика, и направление в условиях неопределенности, и способность к более быстрой адаптации к изменяющимся условиям ведения бизнеса, и умение находить общий язык с представителями других культур, и способность осознать ускорившиеся мировые процессы и использовать их во благо человечеству.

Современные исследователи лидерства тоже, в свою очередь, являются лидерами, прокладывающими путь для лидеров экономической сферы, т.к. создавая теории, они закладывают в них основную идеюнаучить лидеров промышленных предприятий, помочь им осознать философский смысл их ежедневной деятельности.

Если подвести итог данному диссертационному исследованию, то основные результаты проведенного нами анализа современных подходов к трактовке лидерства в крупных промышленных организациях, можно изложить в следующих восьми пунктах:

1. лидерство — интегральное явление. Все попытки описать его с точки зрения отдельно взятых наук на протяжении всей истории изучения данного феномена не увенчались успехом.

2. На основании наглядности не приведшего к конструктивному результату опыта изучения лидерства в узконаправленной перспективе, в последнем десятилетии наметилась ярко выраженная тенденция изучения феномена лидерства на межпредметной основе.

3. Большинство из существующих на сегодняшний день теорий лидерства трактуют его как исключительно положительное явление и поэтому в них делается акцент на то, какими должны быть идеальные лидеры в бизнесе. Они составляют хорошую основу для образовательных программ.

4. Представленные в современном обществознании более десяти тысяч научных концепций лидерства оказались неполными ввиду того, что пытались и пытаются рассматривать лидерство как строго рациональное явление, в то время как оно иррационально по своей природе.

5. Лидерство — это в определенной степени искусство: искусство изобрести собственное отличие от других, создать свою действительность и воодушевить ею окружающих.

6. Лидерство в крупных промышленных компаниях, несмотря на весь свой прагматизм, обладает значительной созидательной составляющей, т.к. подразумевает под собой процесс сотворчества социальной действительности не только работников предприятий, но и целых региональных сообществ.

7. Лидерство в промышленной организации может быть рассмотрено как один из аспектов проявления феномена лидерства как социально-философской категории. Лидерство в крупных промышленных организациях — это искусство изобрести себя, свою уникальность, свой путь, свои цели в неопределенной непредсказуемой среде, а затем сделать так, чтобы изобретенная действительность благодаря процессу взаимного сотворчества, стала действительностью всех людей, работающих в организации, и повлияла на улучшение ситуации для всего регионального сообщества.

8. Современное общество предъявляет к лидеру и результатам лидерства особые требования. Речь идет прежде всего о требовании этических способов достижения целей с одной стороны, и постановки цели не только ради удовлетворения собственных амбиций и потребностей, но и в социально-экономическом контексте потребностей и интересов всех тех, кого использует или ведет за собой лидер.

Философское осмысление проблемы лидерства в крупных промышленных организациях является обширной недостаточно изученной на сегодняшний день темой для дальнейших научных исследований. Вопрос о лидерстве в промышленных организациях как социальном авторстве находится на самом начальном этапе своего рассмотрения и представляет большой интерес с точки зрения своей многогранности. На сегодняшний день изучена лингвистическая составляющая процесса создания социальной действительности. Направление же, рассматривающее данный процесс на комплексной межпредметной основе, включающей более широкий спектр видов деятельности лидеров, трактующий лидерство как искусство, имеет большие перспективы с точки зрения научной новизны и богатства выбора направлений для проведения исследований.

Рассмотренные в данном диссертационном исследовании новые, представленные на сегодняшний день только в англоязычных источниках теории лидерства имеют большую практическую значимость: их необходимо включать в образовательные программы для настоящих и будущих лидеров промышленных организаций. Эти теории освещают наиболее важные аспекты лидерства в современных экономических условиях и подчеркивают взаимосвязь таких понятий как этика, политика и власть.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. — 1993. — № 4. — С. 13−21.
  2. Г. Х. Звездные часы лидерства: Лучшие стратегии управления в мировой истории / Пер. с нем. М.: АО «Интерэкспорт», 1999.-272 с.
  3. Ю.П., Липкина В. В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. -2000.-№ 10.- С. 14−22.
  4. , М.Ю. Габитус лидера: сущность, природа, развитие // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика: Сборник статей Вып. I/ Отв. ред. Е. В. Кудряшова Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- С. 19−36.
  5. , М.Ю. Лидер как субъект процесса социального управления: социально-философский анализ: Дис.. канд. фил. наук. Архангельск, 1999. — 152 с.
  6. , М.Ю. Модели развития лидерства // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей. Вып. 2 / Отв. ред. В. И. Голдин, Е. В. Кудряшова -Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- С. 4- 25.
  7. Т. Фабрика бизнес-звезд. Интернет-источник www.fcmagazine.ru
  8. У., Смит О., Пизи М.Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать талантливых руководителей/ Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 416 с.
  9. В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители русской философской мысли первой половины XX века. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 480 с.
  10. Ван Дун Дзянь Природа и функции культурного диалога (социально-философские аспекты), Автореф.. дис. канд. фил. наук. СПб, 2004. — 22 с.
  11. В.К. Филогенез лидерства // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып.1. СПб 1999.- С. 47−57.
  12. В.К. Феноменология лидерства // Общество и политика / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб, 2000. — С. 58 — 90.
  13. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М: Гардарика, 1996. — 416 с.
  14. Н.В. Социальные проблемы устойчивого развития как объект социально-философского анализа: Автореф.. дис. канд. фил. наук. Красноярск, 2002. — 23 с.
  15. . О.Н. Феномен политического лидерства в социальном контексте современности: Автореф.. дис. д-ра фил. наук, Ставрополь, 2001. -49 с.
  16. А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник МГУ. Сер. 7: философия. 2001. — № 1. — С. 18 — 26.
  17. О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник СПбГУ. Сер.6. Вып.4. 1997. № 27.-С. 80−96.
  18. Т. Харизма. СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
  19. П. Эффективное управление // Пер. с англ. М: ФАИР-ПРЕСС, 1998.-288 с.
  20. JT., Косик В. О методах управленческого влияния // Персонал. 2003. — № 2. — С. 60 — 64.
  21. В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. — 880 с.
  22. JJ. Демократия в Европе // Пер. с англ.- Под ред. B. J1. Иноземцева. М.: Логос, 2001.-312 с.
  23. Зуб А.Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте // Воскресенье. М., 1999.-212 с.
  24. М.В., Коваль Б. И. Личность в политике: «кто играет короля?» // Полис. 1991. — № 6. — С. 126 — 129
  25. Искусство управления персоналом. Таланты и лидеры. Кн. 1. / Под ред. Ю. Наврузова, Н. Черепухииой. Киев: Издательство Алексея Капусты, 2002. — 320 с.
  26. М. Развитие лидерства в контексте развития организации //
  27. Персонал-микс. 2004. — № 3 (22). — С. 87 — 91.
  28. О., Вяземский Е. Основы гражданских знаний. Интернет-источник: http://www.ug.ru/ugpril/gv/97/22/t4l .htm
  29. Т., Лидерство как стиль управления современной компанией // Персонал-микс. 2004. — № 2 (21). — С. 89 — 91.
  30. Т., Минина В. От авторитарной власти к лидерству на ценностной основе // Персонал-микс. 2004. — № 3 (22). — С. 67.
  31. М.Г. Проблема устойчивости социального бытия в философии И.А. Ильина: Автореф.. дис. канд. фил. наук. -СПб., 2002. 25 с.
  32. .И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С.75 — 84.
  33. Е. Безумство храбрых // Эксперт Северо-Запад. 2004. — № 32 (189).-С. 16−20
  34. Е.В. Лидер и лидерство: исследование лидерства в современной западной общественной и политической мысли. -Архангельск: Изд-во Поморского гос. пед. ун-та, 1996. 256 с.
  35. Е.В. Лидерство и менеджмент в процессе социального управления // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей. Вып. 2 / Отв. ред. Е. В. Кудряшова -Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. С. 4 — 19.
  36. Е.В. Лидерство и менеджмент в XXI веке: изменение задач, ролей и ценностей // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей. Вып. 2 / Отв.ред. Е.В. Кудряшова- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. С. 44 — 55.
  37. Е.В., Аианченко М. Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: лидерство как предмет социально-философского анализа. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2004. — 296 с.
  38. Ч.Х., Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с.
  39. А.В. Акмеологические условия и факторы формирования продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 2002. — 25 с.
  40. И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997. — 228с.
  41. Лидеры XXI века: кто они? Интервью с Уорреном Беннисом, Интернет-источник: E-xecutive, Ward Howell International, http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/article485/
  42. А.Ф. Общая характеристика эстетики Возрождения. М.: Мысль, 1997. — 347 с.
  43. В.И. Социальный конфликт как предмет философского анализа: Афтореф. дис. канд. фил. наук. Волгоград, 2000. — 23с.
  44. Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 102 с.
  45. Л.А. Теология в эпоху постмодернизма // Вопросы философии. 1999. — № 2. — С. 109 — 127 .
  46. Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986. — С. 10
  47. , Н. Феномен политического лидерства в истории социально-политической мысли, Интернет-источник: http://www.tgc.ru/conf/tgcppt/7newpok/15.htm
  48. Менеджмент XXI века, / Под. ред. С. Чоудхари. М.: Инфра-М, 2002.-447 с.
  49. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1998. — 387 с.
  50. Е.В. Информационно-технологические предпосылки образовательного процесса: Автореф.. дис. канд.фил.наук. СПб., 2004.- 16 с.
  51. Е.Б. Лидерство и управленческие умения // Модели и методы управления персоналом: российско-британское учеб. пособие. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. — С. 122 — 158.
  52. Г. Х. Единство потребностей и духовного мира как фактор устойчивого развития (социально-философский аспект): Автореф.. дис. канд. фил наук. Уфа, 2000. — 39 с.
  53. Общая и прикладная политология / Под ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М.: МГСУ- Изд-во «Союз», 1997. — 992 с.
  54. П.Е. Социально-философские аспекты управления развитием организации: Дис.. канд. фил. наук. Архангельск, 2000. — 166 с.
  55. О.В. Проблемы политического лидерства // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей. Вып. 1 / Отв. ред. Кудряшова Е. В. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- С. 25−44.
  56. Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 50 — 55.
  57. Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи: Автореф.. дис. канд. фил. наук. Ставрополь, 2001. — 23 с.
  58. П. Герольд постинустриального общества // Новый компаньон. 2000.-№ 44 (150)
  59. П. Как научиться изменяться: интервью с Аланом Вебером. -Искусство управления. 2000. — С. 6 — 20.
  60. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-406 с.
  61. О.Р. Онтогносеологические основания философии организации: Автореф.. дис. канд. фил. наук. Екатеринбург, 2002. — 24 с.
  62. Д.В. Лидерство на рубеже тысячелетий. Философия менеджмента // Персонал. 2001. — № 2. — С. 64 — 66.
  63. С.И. Справедливость как социокультурный идеал: Автореф. дис. канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2001. — 20 с.
  64. Смысл жизни: Антология / Общ. ред. и сост. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс- Культура, 1994. — 591 с.
  65. Г. С., Харченко И. И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы // Социс. 2001. — № 9. — С. 89−95.
  66. В.Р. Ценностные теории лидерства как предмет социально-философского анализа. Автореф.. дисс. канд. фил. наук. -Архангельск, 2004. 26 с.
  67. И., Диванна М. А. Лидеры реорганизации. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 204 с.
  68. А., Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теории и практика// Персонал-микс. 2004. — № 3 (22). — С. 82 — 85.
  69. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. 1 / Отв.ред. Е. В. Кудряшова. Архангельск, Изд-во Поморского гос. ун-та, 2001. — 136 с.
  70. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. 2 / Отв.ред. Е. В. Кудряшова. Архангельск, Изд-во Поморского гос. ун-та, 2001. — 136 с.
  71. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. 3 / Отв.ред. В. И. Голдин, Е. В. Кудряшова. Архангельск, Изд-во Поморского гос. ун-та, 2001. — 120 с.
  72. С.Р., Классификация теорий и проблемное поле лидерства // Персонал-микс. 2004. — № 3 (22). — С.72 — 75.
  73. С.Р., Теория лидерства в менеджменте: история и перспектива // Российский журнал менеджмента. 2003. — № 2. -С. 3 — 24.
  74. Философия. Наука. Культура: Сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. Вып. 5.: М.: Изд-во МГУ, 2003.-136 с.
  75. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  76. М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. -№ 4. — С. 80−91.
  77. А.А. Точка зрения: «Бизнес и наука. Сотрудничество и социальная ответственность». Интернет-источник: Информационная система «Наука и Инновации» (RSCI), 4 с.
  78. А. Пятьдесят два российских топ-менеджера: «Какой я лидер?» // Персонал-микс. 2004. — № 3 (22). — С. 70 — 75.
  79. Ф.Х. Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации (социально-философский анализ): Автореф.. дис. канд. фил. наук. Уфа, 2001. — 17 с.
  80. Р. Воспитай лидера в своем ребенке. / Пер. с англ. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 288 с.
  81. ., Швалъбе X. Личность, успех, карьера / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993.-214 с.
  82. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1992. — 304 с.
  83. А.Ф. Политическая психология. К вопросу о психологии власти // Психологическая газета. 1997. — № 09 (24). — С. 7.
  84. А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально -филос. анализ: Автореф.. дис. канд. фил. наук. Уфа, 2000. — 20 с.
  85. ЪЪ.Шумилов В. К. Теоретические аспекты модернизации массового сознания: Автореф.. дис. канд. фил. наук. Уфа, 2001. — 22 с.
  86. Эффективные кадровые стратегии: как найти, вырастить и удержать талантливых менеджеров. Материалы «круглого стола». М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 63 с.
  87. В.В. Конфуций. Минск.: «Современное слово», 1998. -384 с.
  88. Alimo-Metcalfe В., Alban-Metcalfe A. The development of new transformational leadership questionnaire // Journal of Occupational and Organizational Psychology 2001. Vol.74, N 1. — P. 1−27 .
  89. Andrews J.P., Field R.H.G. Regrounding the Concept of Leadership // Leadrship & Organization Development Journal. 1998. — N 19/3. — P. 128- 136.
  90. Ardiclivili A., Gasparishvili A. Leadership profiles of managers in post-communist countries: a comparative study // Leadership & Organization Development Journal. 2001. N 22/2. — P. 62 — 69.
  91. Barnch Y. Integrated Career Systems for the 2000s // International Journal of Manpower. 1999. Vol. 20, No.7. — P. 432 — 457.
  92. Bates T. Career Developments for High Fliers, Management Development Review. 1994. Vol.7, No 6. — P. 20 — 24.
  93. Bennis W. On becoming a leader. London: Hutchinson, 1989. — 240 p.
  94. Bertsche D., Crawford C., MacAdam S. E. Is Simulation better than experience? // The McKinsey Quarterly. 1996. — No. 1. — P. 50 — 57.
  95. Bowie N. A Kantian Theory of Leadership // The Leadership & Organization Development Journal. 2000. — N 21/4. — P. 185 — 193.140
  96. Burden J. Beyond Values Exploring the Twenty-first Century Organization // Journal of Management Development- 1998. Vol. 17, No.l.-P. 27- 43.
  97. Chambers E.G., Foulon, M., Handfield-Jones, H., et al. The War for Talent // The McKinsey Quarterly. 1998. — No.3. — P. 44 — 57.
  98. Claman P.H. Manager Careers: 1983−1998. A Career Strategies White Paper. Career Strategies, Inc., 1998. — 16 p.
  99. Cohen D.S. The Talent Edge: A Behavioral Approach to Hiring, Developing and Keeping Top Performers. John Wiley &Sons: 2001. -212 p.
  100. Collins and Porras, Built to Last. New York: Harper Collins, 2002. -368 p.
  101. R.W. «Learnership» in Complex Organizational Structures // Leadership & Organizational Development Journal. 2003. — № 24/4. -P. 204−214.
  102. Dew J. Creating Team Leaders // Journal for Quality and Participation. 1995. — N 18(5). — P. 50 — 54.
  103. Doman A., Glucksman M. et al. The Talent-Growths Dynamic // The McKinsey Quarterly. 2001. — N 1. — P. 106 — 115.
  104. Echtenkamp В. A. A Social-Cognitive Model of Leadership: Open Systems Theory at Individual Level of Analysis // Kravis Leadership Institute Leadership Review. 2004. — Vol.4. — P. 89 — 102.
  105. Fiedler F.E. Research on Leadership Selection and Training: One View of the Future // Administrative Science Quarterly. 1996. — N 41 (2).-P. 241 -250.
  106. Frank M.S. The Essence of Leadership // Public Personnel Management. -1993. Vol.22, N. 3. — P. 381 — 389.
  107. Galbreath J., Rogers T. Customer Relationship Leadership: A Leadership and Motivation Model for the Twenty-first Century Business // The TQM Magazine. 1999. — Vol.11, No. 3. — P. 161 — 171.
  108. Garden-Webster C. Talent Management: Building a Leadership Culture. Talent Solutions Ltd Copyright, 2001. — 10 p.
  109. Garten J.E. Leadership in Turbulent Times: A Different CEO Agenda // McCKinsey&Company, интернет-источник: (http://www.mckinsey.com/ideas/mitt/diffceoagenda/index.asp)
  110. Goleman D. What Makes a Leader? // Harvard Business Review. -November-December 1998. P. 93 — 102.
  111. Goleman D. Emotional Intelligence. Bantam Books: N.Y., 1997. -368 p.
  112. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Primal leadership: Realizing the Power of Emotional Intellegence. Boston: Harvard Business School Press, 2002. — 352 p.
  113. Goleman D., Boyatzis R., and McKee A. The New Leaders: Transforming the Art of Leadership into the Science of Result. Little, Brown, 2002. — 302 p.
  114. Grint K. Strenthening Leadership: A report for the Cabinet Office (Literature Review on Leadership). -Oxford, 2001. 11 p.
  115. Grint K. The Arts of Leadership. Oxford, 2000. — 440 p.
  116. Gubman E. L., The Talent Solution: Aligning Strategy and People to Achieve Extraordinary Results. McGraw-Hill, 1998. — 325 p.
  117. Hall D.T. Accelerate Executive Development at Your Peril! // Career Development International. — 1999. — N 4/4. — P. 237 — 239.
  118. Harung H.S., Heaton D.P. and Alexander C.N. A unified theory of leadership: experiences of higher states of consciousness in world-class leaders // Leadership & Organizational Development Journal. 1995. -Vol. 16, N 7. — P.44 — 59.
  119. Higgs M. How can we make sense of leadership in the 21st century? // Leadership & Organization Development Journal. 2003. — N 24/5. — P. 273 — 284.
  120. Hock D. The Art of Chaordic Leadership // Leader to Leader. Winter 2000.-N. 15, P. 20−26.
  121. Hogan R. and Hogan J. Assessing leadership: a view from a dark side // International Journal of Selection and Development. 2001. -Vol.9, No. 1−2.-P. 40−51.
  122. Holman D., Thorpe R. Management and Language. London: Sage, 2003. — 196 p.
  123. Horner M. Leadership theory: past, present and future // Team performance management. 1997. -Vol. 3, N 4. — P. 270 — 287.
  124. Irby B.J., Brown G., Duffy J.A., Trautman D. The Synergistic Leadership Theory, Journal of Educational Administration. 2002 —, Vol.40, N4- P. 304−322.
  125. Kakabadse A., Kakabadse N. Essence of Leadership. International Thomson Business Press, 1999.-486 p.
  126. Karatas-Ozkan M. Changing Conversations in Organizations: A Conmplexity Attroach to Change. Review // Career Development International. 2004. — Vol.9, N 1. — P. 89 — 94.
  127. Koestenbaum P. Leadership: The Inner Side of Greatness. A Philosophy for Leaders. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. — 400 p.
  128. Leading on the Fault Line: First line and middle managers under pressure- bracing your organization to cope: Research report. Autumn 2003. Development Dimensions International, Inc., 2003. — 16 p.
  129. Lloyd В. Leadership and Learning // Leadership & Organization Development Journal 1994. — Vol.15, N 4. — P. 19 — 25.
  130. London M. Principled Leadership and Business Diplomacy: A Practical, Values-based Direction for Management Development // The Journal of Management Development.- 1999. Vol.18, N2. — P. 170 -192.
  131. Manz C.C., Sims H.P., Jr. SuperLeadership: Beyond the myth of heroic leadership// Organizational Dynamics, 1991.-P. 19, 18−35
  132. Manz C. and Manz K., Marx В., Neck C. The Wisdom of Solomon at Work: Ancient Virtues for Living and Leading Today. Berrett-Koehler Publishers, 2001.- 150 pp.
  133. Marcic D. Managing with the Wisdom of Love: Uncovering Virtue in People and Organizations. Jossey-Bass Publishers, 1997. — 140 p.
  134. Mitchell D.E., Tucker, S. Leadership as a Way of Thinking // Educational Leadership. 1992. — Vol. 49, N 5. — P. 30 — 35.
  135. Mumford M.D., Zaccaro S.J. et al. Leadership Skills for a Changing World: Solving Complex Social Problems // Leadership Quarterly. -2000. Vol. 11, Issue 1 — P. 11- 36
  136. Nevel D. The smarter they are the harder they fail // Career Development International. 2002. — No. 7/5. — P. 288 — 291.
  137. Niemi A.W. Jr. Your Turn: Finding the Leaders // BizEd. May-June 2004.-P. 54−55.
  138. Palmer В., Walls M. et. al., Emotional Intelligence and Effective Leadership // Leadership & Organization Development Journal. 2001. -No. 22/1.-P. 5- 10.
  139. Pavlica K., Holman D., Thorpe R., The Manager as a Practical Author of Learning // Career Development International. 1998. — No. 3/7. — P. 300 — 307.
  140. Pfejfer J. The human equation: Building profits by putting people first. Harvard Business School Press, 1998. — 368 p.
  141. Potter J. Creating a Passion for Change the Art of Intelligent Leadership // Industrial and Commercial Training. — 2001. — Vol. 33, N 2. -P. 54−58.
  142. Quinn R.E. Deep Change: Discovering the Leader Within. San Francisco: Jossey-Bass. — 1996. — 232 p.
  143. Ready D. A. How Storytelling Builds Next-Generation Leaders // MIT Sloan Management Review. Summer 2002. — P .63 — 69.
  144. O., Arthur W. В., Day J., Jaworski J., Jung M., Nonaka I., Senge P. Illuminating the Blind Spot: Leadership in the Context of Emerging Worlds. McKinsey-Society for Organizational Learning (SoL) Leadership Project, 1999−2000. — 24 p.
  145. Selecting General Managers Only about Half Right! The majority of selection procedures look to past performance to predict future potential. Management Research // The Antidote Issue. — 1997. — N 6. — P. 22.
  146. Senge P.M. The Ecology of Leadership // Leader to Leader. Fall 1996.-N2.-P. 18−23.
  147. Shotter J. Participative Thinking: «Seeing the Face» and «Hearing the Voice» of Social Situations // Career Development International. 2001. -No. 6/7. -P. 343−347.
  148. Shotter J., Cunlijfe A.L. Managers as Practical Authors: Everyday Conversations for Actions // Holman D., Thorpe R., Management and Language. London: Sage, 2003. — pp. 15 — 37.
  149. Shotter J., Katz A. M. Articulating a Practice from within a Practice Itself: Establishing Formative Dialogues by the Use of a 'Social Poetics'// Concepts and Transformations. 1996, Vol. 2. — P. 71 — 95.
  150. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. New York: Free press, 1974.- 440 p.
  151. Succession Management: Identifying and Cultivating Tomorrow’s Leaders. Consortium Learning Forum Best-practice Report. — APQC, 2001.- 11 p.
  152. Spears L.C. Practicing Servant-Leadership // Leader to leader. Fall 2004.-N34-P. 7- 11.
  153. Torpman J. The differentiating function of modern forms of leadership // Management Decision. 2004. — Vol.42, N 7. — P. 892 — 906.
  154. Tough at the Top: A Survey of corporate leadership // The Economist. 2003. — October 25th-31st- 26 p.
  155. Van der Sluis L. Learning Behavior and Learning Opportunities as Career Stimuli // Journal of Workplace Learning. 2002. -Vol.14, N 1. -P. 19 — 29.
  156. Van Seters D.A., Field R.H.G. The Evolution of Leadership Theory // Journal of Organisational Change and Management. 1989. — Vol.3, N 3. -P. 29−45.
  157. Washbush J.В., Clements C. The Two Faces of Leadership // Career Development International. 1999. — N 4/3. — P. 146 -148.
  158. Watson T. Theorizing Managerial Work: A Pragmatic Pluralist Approach to Interdisciplinary Research // British Journal of Management, 1997.-N 8.-P. 3−8.
  159. Wheatly M.J. When Complex Systems Fail: New Roles for Leaders // Leader to Leader. Winter 1999. — N 11. — P. 28 — 34.
  160. Wilson J.M., Wellins R.S. Leadership trapeze: Strategies for leadership in team-based organizations. San Francisco, CA: Jossey-Bass, Inc., 1994.-286 p.
  161. Wing L.S. Organizations and Turbulence // Emprovement in Organizations. 1997. — Vol.5, N 1. — P. 35 -45.
  162. Yarnall J. Career Anchors: Results of an Organizational Study in the UK // Career Development International. 1998. — N 3/2. — P. 56 — 61.
  163. Yukl G. Managerial Leadership: A Review of Theory and Research // Journal of Management. 1989. — N 15. — P. 251 — 89.
  164. Yukl G. Leadership in Organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice hall, 1997.- 576 p.
Заполнить форму текущей работой