Планирование деятельности отряда
Для ребят форма представления плана работы отряда может быть более оригинальной. К примеру, им может стать гирлянда из разноцветных лампочек (причем цвет лампочки соответствует заранее оговоренной тональности основного досугового дела дня), дом с множеством окон, карта страны приключений, календарь и т. д., как подскажет вам фантазия. Но главное, он должен быть интересным, привлекательным для… Читать ещё >
Планирование деятельности отряда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Виды планов и педагогические требования к ним
План работы с отрядом — это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере.
Хороший план — добрая половина успеха задуманного. Опытный вожатый любое серьезное дело, решение какой-либо значимой, важной задачи начинает с разработки плана собственной деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.
План — это хорошо продуманная, логически выстроенная система мероприятий, последовательность дел и сроки их выполнения.
Отсюда становится понятным, что план — это базис, основа деятельности вожатого, так как именно он позволяет, с учетом наличия резерва времени, возможностей поэтапного, последовательного или параллельного решения возникающих задач, эффективно осуществлять функции по управлению временным детским объединением.
Перечислим основные педагогические требования к планам:
- — направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа на формирование качеств личности);
- — учет возрастных особенностей, интересов и актуальных потребностей детей;
- — разнообразие содержания и форм работы с отрядом;
- — посильность и реальность плана для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам).
Включая в план ту или иную форму работы с детьми, следует учитывать:
- — какой результат хочет получить вожатый, предлагая детям те или иные дела;
- — возможности детей (физические, творческие и др.);
- — территориальные возможности лагеря (наличие спортплощадки, стадиона, бассейна, танцевального зала, веранды и т. п.);
- — природно-погодные условия смены;
- — материальная база лагеря (наличие необходимых канцтоваров, аудио-, видеоаппаратуры, компьютера, библиотечного фонда, игровых автоматов, спортинвентаря и т. д.);
- — методическое обеспечение (литература, сценарии и т. д.).
В детском оздоровительном лагере функционируют три вида планов: перспективный (модель смены или программа смены), календарный (план-сетка) и план работы на каждый день (утро — день — вечер).
Перспективный план — это хорошо продуманная программа действий педагогического коллектива по достижению поставленной цели. В этом плане перечислены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив. Перспективный план разрабатывается на определенный период (смену, летнюю кампанию). Его составлением занимается руководитель отряда вожатых.
Свою педагогическую деятельность вожатый тоже оформляет в виде плана работы. В вожатской практике используются два основных плана: календарный «план-сетка» работы отряда на смену и личный ежедневный план вожатого.
Календарный «план-сетка» работы отряда составляется вожатым вместе с детьми. Это внутренний нормативный документ, определяющий деятельность отряда. План-сетка разрабатывается не только в интересах вожатого и администрации лагеря, но в первую очередь в интересах самих ребят. Поэтому это не только строгая официальная таблица в рабочих документах вожатого, но обязательно общедоступный, размещенный на видном месте источник информации для детей. В него включаются отрядные и массовые мероприятия, работы по подготовке к ним, время проведения.
При подготовке плана-сетки обязательно нужно учитывать следующие факторы:
- — специфику периода смены (организационный, основной, заключительный);
- — стадию развития отряда (адаптация, индивидуализация, интеграция, реадаптация);
- — количественное соотношение отрядных и массовых мероприятий;
- — длительность проведения мероприятий;
- — эмоциональную и физическую загруженность детей в течение дня и смены в целом;
- — безопасность всех планируемых дел;
- — разнообразие и последовательное усложнение видов и форм деятельности;
- — полезную направленность планируемых дел (социальную, педагогическую, психологическую и др.);
- — резервы свободного времени ребенка.
Из практики
Приемы оформления и представления плана-сетки могут быть самые разнообразные (табл. 9).
В таблице использован принцип деления дня на три основных временных периода: первая половина дня (верхняя часть сетки) с 10:00 до 12:30; вторая половина дня (средняя часть сетки) с 16:30 до 18:30; вечернее время (нижняя часть сетки) с 20:00 до 22:00.
Для ребят форма представления плана работы отряда может быть более оригинальной. К примеру, им может стать гирлянда из разноцветных лампочек (причем цвет лампочки соответствует заранее оговоренной тональности основного досугового дела дня), дом с множеством окон, карта страны приключений, календарь и т. д., как подскажет вам фантазия. Но главное, он должен быть интересным, привлекательным для ребят не только по внешнему виду, но и по содержанию.
Таблица 9
План-сетка отряда на 1-ю смену
Сегодня.
Время суток. | Время. | Погода. | |
УТРО. | |||
ДЕНЬ. | |||
ВЕЧЕР. | |||