Отбор растений и животных для уголка природы
Оптимальные условия для полноценного роста и развития растений, животных и птиц уголка создаются, когда они размещены в разных помещениях. Ухаживают за ними дети старшей и подготовительной к школе групп. Однако животных, находящихся в отдельном уголке природы, следует время от времени приносить в группы для организации длительных наблюдений за ними, в противном случае их видят только дежурные… Читать ещё >
Отбор растений и животных для уголка природы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
детский сад воспитатель природа.
Условия и принципы существования уголка природы в детском саду
Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, не требовать сложного ухода, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.
В уголок природы следует помещать в первую очередь растения, птиц и животных, характерных для той климатической полосы, в которой расположено учреждение. Уголки старшей и подготовительной к школе групп, пополняются животными, птицами и растениями из других климатических зон, неприхотливыми, интересными для наблюдения. У всех птиц, растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса: например рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты: для младшей и средней групп — растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т. д.
В уголках природы младшей и средней групп помещают обитателей, не требующих сложного ухода, чтобы дети этих возрастных групп в состоянии были обеспечить уход за ними. В уголках природы старшей и подготовительной к школе групп могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.
Одни обитатели уголка природы постоянно находятся в группе, их дети могут наблюдать в течение года. Это комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средней группами. Другие объекты размещаются в уголке природы на короткое время — на сезон, а иногда и часть его.
При подборе обитателей уголка следует учитывать также особенности природного окружения дошкольного учреждения и возраст детей данной группы.
Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.
Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни — птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум — в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте групповой комнаты: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя из массы других. Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение групповой, делать его привлекательным, уютным.;
Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
Оптимальные условия для полноценного роста и развития растений, животных и птиц уголка создаются, когда они размещены в разных помещениях. Ухаживают за ними дети старшей и подготовительной к школе групп. Однако животных, находящихся в отдельном уголке природы, следует время от времени приносить в группы для организации длительных наблюдений за ними, в противном случае их видят только дежурные.
Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениями — лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; для ухода за животными — тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.
Весь инвентарь по уходу находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.
Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, птиц, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.