Экономическая основа.
Определение перспектив развития муниципального образования
На сегодняшний день наиболее актуальными являются вопросы формирования и использования средств муниципальных бюджетов, от которых зависит финансирование по доходным и расходным статьям бюджета. Для создания условий развития муниципального образования необходимо создать надежную собственную финансовую базу местных бюджетов. В соответствии со ст. 30 Устава Череповецкого муниципального управления… Читать ещё >
Экономическая основа. Определение перспектив развития муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии со ст. 30 Устава Череповецкого муниципального управления, экономическую основу местного самоуправления Череповецкого муниципального района составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета района, а также имущественные права Череповецкого муниципального района[14].
На сегодняшний день наиболее актуальными являются вопросы формирования и использования средств муниципальных бюджетов, от которых зависит финансирование по доходным и расходным статьям бюджета. Для создания условий развития муниципального образования необходимо создать надежную собственную финансовую базу местных бюджетов.
Бюджет Череповецкого района разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Муниципального Собрания района. Бюджет района и свод бюджетов поселений, входящих в состав Череповецкого муниципального района, составляют консолидированный бюджет Череповецкого муниципального района. Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета района определяется Положением о бюджетном процессе, утверждаемым Муниципальным Собранием района[6].
Наглядно структуру доходов и расходов бюджета Череповецкого муниципального района можно рассмотреть на диаграммах, построенных на основе данных, представленных в таблице 11 (см. Приложение № 1):
Рисунок 3 — Доходы Череповецкого муниципального района.
Рисунок 4 — Расходы Череповецкого муниципального района.
По итогам 2014 года доходы бюджета Череповецкого района составили 780,7 млн руб., из них 282,3 млн руб. — собственные доходы (36,2%). По сравнению с 2013 годом доходная часть бюджета в 2014 году сократилась на 42,8 млн. рублей, в том числе уменьшилась доля собственных доходов муниципального образования на 76,9 млн. рублей.
По данным из доклада муниципального собрания Череповецкого муниципального района о бюджете Череповецкого района на плановый период 2015 и 2016 годов можно сделать вывод о том, что ожидается увеличение доходной части бюджета района, в том числе и размера собственных доходов (всего доходов — на 7,6% к 2016 году, собственных доходов — на 10,8%)[7].
Расходная часть бюджета Череповецкого района по итогам 2014 года составила 780,7 млн. рублей, что на 14,8 млн руб. меньше расходной части бюджета 2013 года. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов в 2014 году составили расходы по следующим разделам бюджетной классификации:
- 1. Образование — 417 млн руб. (53,4%)
- 2. Социальная политика — 158,9 млн руб. (20,4%)
- 3. Общегосударственные вопросы — 84,7 млн руб. (10,9%)
- 4. Национальная экономика — 19,6 млн руб. (2,6%)
Стоит заметить, что существенно уменьшились расходы бюджета Череповецкого района на здравоохранение, с 74,4 млн руб. в 2009 году до 0,3 млн руб. в 2014 году (на 99,6%). В плановом периоде (2015;2016 гг.) ожидается дальнейшее уменьшение расходов по данному разделу бюджетной классификации. Снижение расходов по статье «Здравоохранение» связано с передачей полномочий по содержанию учреждений здравоохранения на региональный уровень.
Также на 50% выросли расходы по статье «Образование», с 279,0 млн руб. в 2009 году до 417 млн руб. в 2014 году (план на 2016 год — 455,4 млн руб.). Увеличение определяется повышением заработной платы педагогическим работникам.
Администрацией района реализуются мероприятия по увеличению доходной базы бюджета, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, разработаны и утверждены: план мероприятий по укреплению доходной базы бюджета; программа повышения эффективности бюджетных расходов; план мероприятий по оптимизации и по оздоровлению муниципальных финансов.
План мероприятий по укреплению доходной базы бюджета Череповецкого муниципального района включает в себя:
Таблица 1 — План мероприятий по укреплению доходной базы бюджета Череповецкого муниципального района
Направление. | Мероприятия. |
Легализация бизнеса и объектов налогообложения. |
|
Увеличение занятости населения. |
|
Повышение качества администрирования налоговых доходов, усиление работы по неплатежам в бюджеты всех уровней. |
|
Помимо мероприятий, включенных в план по укреплению доходной базы, безусловно, необходимо активизировать работу в следующих направлениях[7]:
- 1. привлечение инвестиций, содействие развитию малого и среднего бизнеса;
- 2. содействие развитию жилищного строительства;
- 3. расширение перечня, повышение доступности и качества платных услуг;
- 4. повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий;
- 5. реализация непрофильных активов.