Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни
Диссертация
Методологическую основу исследования составляют положения философии о роли языка в развитии личности, о его национально-культурной функции (Й. Вайсгербер, В. Гумбольдт, Л. П. Крысин, А. А. Потебня, Э. Сепир) — положения психологии о связи развития речи с развитием высших психических функцийтеория речевой деятельности, сформулированная в трудах JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования
- 1. 1. Своеобразие фразеологического состава русского языка
- 1. 2. Психологические и психолингвистические основы овладения фразеологической лексикой детьми седьмого года жизни
- 1. 3. Вопросы обогащения речи детей фразеологизмами в теории дошкольного образования
- ГЛАВА 2. Изучение особенностей фразеологического словаря детей седьмого года жизни
- 2. 1. Задачи и методика исследования фразеологической лексики в речи старших дошкольников
- 2. 2. Своеобразие фразеологического состава детского лексикона
- 2. 3. Особенности понимания значений фразеологических оборотов детьми седьмого года жизни
- 2. 4. Определение сформированности элементарных представлений у детей 6 лет о фразеологическом составе родного языка
- ГЛАВА 3. Обогащение речи старших дошкольников фразеологизмами в условиях экспериментального обучения
- 3. 1. Определение содержания и методики экспериментального обучения на поисковом этапе исследования
- 3. 2. Особенности усвоения фразеологизмов детьми седьмого года жизни в процессе экспериментального обучения
- 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абраменко Л.П. Фразеология в современных художественных произведениях для детей: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1985 — 16с.
- Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 1997. — 400с.
- Аничков И. Е, Труды по языкознанию. СПб., 1997. — 509с.
- Антонова Г. П., Антонова И. П. Познавательная деятельность детей 6−7 лет. М., 1991. — 99с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М., 1974. -366с.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений слова. М., 1988. — 338с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. — 270с.
- Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970. — 263с.
- Бавыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1976. -20с.
- Бао Хун. Национально-культурная специфика фразеологизмов в русском и китайском языках //Фразеология в контексте культуры. -М., 1999. С. 305−31 1
- Бардина Р.И. Эмоционально-образная и словесная оценка детьми друг друга //Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. М., 1996. — С. 97−117
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998. — 239с.
- Береснева Л.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от 6 до 10 лет. Пермь, 1995. — 256с.
- Богатырева А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. -21с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. -209с.
- Бородич A.M. Методика словарной работы в детском саду. М., 1968. — 67с.
- Бородич A.M. Методика развития речи детей. М., 1981. -255с.
- Боша Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 143с.
- Будагов Р.А. Очерки по языкознанию. М., 1953. — 280с.
- Буслаев Ф.И. О воспитании в начальном обучении родному языку //Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания. М., 1982. -271с.
- Бусурина Т.В. Из опыта словарной работы на уроках чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. -Вып. № 2. — С. 15 — 18
- Вайсгербер Й.Л. Родной язык и философия духа. М., 1993. -223с.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. -М., 1972. 287 с.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. М., 1953. — № 5. — С. 5−12
- Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Лексикология и лексикография. М., 1977. — 312с.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речемыслительных процессов // Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985. — 236с.
- Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-летнего возраста. СПб., 1876. -109с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989. — 221с.
- Волина В.В. Фразеологический словарь. М., 1997. — 96с.
- Волшебная шкатулка. М., 1994.- 541с.
- Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь, 1991. — 43с.
- Выготский Л.С. Развитие устной речи // Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982. — т.З. — 367с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997. -144с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999. — 352 с.
- Гаврин С.Г. Проблема функционирования фразеологического фонда русского языка в связи с общими вопросами теории фразеологии: Автореф. дис. док. филол. наук. Л., 1975. — 43с.
- Гавриш Н.В. Некоторые пути формирования образности речи старших дошкольников // Разнообразие воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. М., 1990.
- Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. М., 1991. — № 9. — С. 16−20
- Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 188с.
- Гавриш Н.В. Развитие образности речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. -С. 72−83
- Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. — 763с.
- Гак В.Г. Национально-культурная специфика меронимиче-ских фразеологизмов //Фразеология в контексте культуры. -М., 1999. С. 260−265
- Гвоздарев Ю.А. Функции ФЕ в русской речи // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. — С. 12−17
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. -417с.
- Геинце В.В. Прагматический аспект исследования в стихах английского детского фольклора Nursery Rhymes. \ Актуальные направления современной лингвистики. М., 1989, — с.25−28
- Гербова В.В. Особенности формирования словаря детей третьего года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 19с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4−6 лет.- М., 1987. -206 с.
- Глухов М. Фразеологическое значение в сопоставлении с лексическим // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. -С. 27−35
- Говорят дети. Словарь-справочник. / Составители Н. С. Цейтлин, М. Б. Елисеева. СПб., 1996. — 151с.
- Гумбольдт В. Характер языка и характер народа //Язык и философия культуры. М., 1985. — 440с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.- 482с.
- День за днем. Хрестоматия для детей 3−5 лет по программе «Развитие». М., 1996. — 239с.
- Детинина О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. — 160с.
- Детская речь. Тексты, дневники, наблюдения. СПб., 1993.- Вып. № 1. 76с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др / Под ред. Бабаевой Т. И.,, Михайловой З. А., Гурович Л. М. -СПб., 1995. 288 с.
- Диброва Е.И. Природа значения вариантной ФЕ // Вопросы лексической и фразеологической семантики. Р-н-Д., 1979. -С. 74−79
- Диброва Е.И. Синкретизм фразеологического знака // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. — С. 21−27
- Дриняева О.А. Лингвистические теории в развивающих системах обучения русскому языку на начальной ступени образования. Тамбов, 1998. — 33с.
- Дубровин М. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках. М., 1997. — 224с.
- Дудецкий А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения. -Смоленск, 1997. 82с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М., 1996. — 31с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370с.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. — 364с.
- Жуков В.П. Фразеологизм и слово: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1967. — 55с.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь. М., 1980. — 430с.
- Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Воронеж, 1990. — с.203
- Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря: Дисс. .канд.филол. наук. Новосибирск, 1975.
- Золотая птица. Хрестоматия. М., 1996. — 350с.
- Иваненко А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни. Дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 210с.
- Иванова Н.П. Система словарной работы с детьми четвертого года жизни. Дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 219с.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1976. — 78с.
- Ильенков Э.В. О воображении. / Народное образование. -М., 1968. № 3
- Истоки: Базисная программа развития личности ребенка-дошкольника. М., 1997. — 278с.
- Казакова Т.В. Развитие речи дошкольников в процессе их подготовки к школе. Тамбов, 1997. — 62с.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967. — 327с.
- Князева О.Я., Стеркина Р. Б. Веселые и грустные. М., 1998. — С. И- 19
- Карпинская Н.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения их выразительному чтению наизусть, рассказыванию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 2000. — С. 520−531
- Ковшова М.Л. О проблеме понимания фразеологических единиц современными носителями русского языка // Проблемы и методы современной лингвистики. М., 1988. — С. 112 125
- Ковшова М.Л. К проблеме описания национально-культурного аспекта семантики ФЕ, идиом // Актуальные направления современной лингвистики. М., 1989. — С. 48−49
- Колосовская А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 185с.
- Колунова JI.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. -24с.
- Колунова Л.А., Ушакова О. С. Особенности понимания детьми смысловых оттенков слова // Проблемы дошкольного образования. М., 1994. — С. 35−37
- Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. — С. 83−87
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979. -158с.
- Коник В.И. Развитие словаря младшего дошкольника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1969. — 20с.
- Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Обучение в детском саду. М-Л, 1948. — С. 145−176
- Комлев Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты. М., 1992. — 180с.
- Коралова А.Л. Некоторые семантические особенности фразеологизмов в коммуникативном аспекте // Фразеологическая семантика в коммуникативном аспекте. М., 1985. — С.76−85
- Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. // Дошкольное воспитание. М., 1974. — № 10. — С.14−17
- Кругликова Л.Е. Структура лексического значения. М., 1988. — 90с.
- Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык, культура, этнос. М., 1994. -234с.
- Кудыкина Н.В. Формирование словаря детей в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1980. -21с.
- Кунин А.В. О порождающем фразеологическом контексте // Фразеологическая семантика в коммуникативном аспекте. -М., 1985. Вып. 244. — С. 98−102
- Куршева Г. А. Влияние мордовского фольклора на словесное творчество старших дошкольников // Вопросы речевого развития дошкольников. М., 1998. — С. 36−38
- Лаврентьева А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 153с.
- Лаврентьева Е.В. Держи язык за зубами. М., 1992. — 16с.
- Лаврентьева Е.В. Что бы это значило? М., 2000. — 63с.
- Лавыш Н.С. Организация работы по авторской программе «Родное слово». Старший дошкольный возраст. Пенза, 1999. — 31с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. -212с.
- Логинова В.И. О развитии словаря детей // Дошкольное воспитание. М., 1969. — № 9.
- Логинова В.И. Формирование словаря у дошкольников // Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979. — С. 79−101.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Р-н-Д, 1998. — 414с.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.- М., 1985. 176с.
- Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1965. — 412с.
- Ляховская Ю.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. М., 1968. -276с.
- Ляховская Ю.С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста // Ученые записки МГЗПИ. -М., 1970. Вып. № 31.
- Максимов С.В. Крылатые слова. М., 1995. — 290с.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова М. С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь». Пенза, 1995.
- Малашихина И.А., Таранова Т. Н. Дитя человеческое. Программа целостного развития личности дошкольника. Ставрополь, 1996. — 120с.
- Мирошниченко О.Ф. Особенности детской речи. М., 1986.- 75с.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л., 1986. — 253с.
- Мягкова Е.Ю. Эмотивность и эмоциональность две научные парадигмы // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. — Калинин, 1988.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., 1981. — 111с.
- Немов Р.С. Психология. М., 1994. — т.1. — С. 124−283
- Немов Р.С. Психология. М., 1994. — т.2. — С. 80−104
- Никитин М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании. Владимир, 1974. — 222с.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи. Ярославль, 1996. -237с.
- Ноев ковчег. М., 1993. — 350с.
- Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М., 1996. — 64с.
- Общее языкознание. / Под ред. Серебренникова Б. А. М., 1972. -520с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М., 1998. — 135с.
- Опевалова Е.В. Взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов в познавательной деятельности старшего дошкольника. Комсомольск-на-Амуре, 1995. — 93с.
- Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1967. -18с.
- Орлова О.Б. О методах и приемах изучения изобразительных средств языка басен // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып.2. — 76с.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М., 1996. — 272с.
- Пашкова А.В. Значение фразеологизма и контекст. / Фразеологическая номинация. Р-н-Д., 1989. — С. 63−66
- Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. М-Л, 1948. -С. 111−144
- Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду. М., 1952. -С. 51−78
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. -207с.
- Питова Л.Н. Психолингвистический анализ словесных ассоциаций в русском и киргизском языках: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1977. — С. 3−12
- Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 170с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. -272с.
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 69с.
- Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения // Дошкольное воспитание. М., 1970. — № 7
- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 223с.
- Придумай слово / Под редакцией Ушаковой О. С.. М., 1996. — 192с.
- Приступа Г. Об этимологических справках на уроках русского языка и чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып. № 2. — 76с.
- Про небо и землю. Сказочная хрестоматия. М., 1999. -368с.
- Проблемы семантики: психолингвистические исследования.- Тверь, 1991. 151с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1985. -174с.
- Программа «Развитие». М., 1994. -64с.
- Программа «Одаренный ребенок». М., 1995. — 64с.
- Психологические проблемы семантики. / Под ред. Леонтьева А. А., Шахнаровича A.M. М., 1983. — С. 8−115
- Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. М., 1964.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду.- М., 1997. 271с.
- Расскажи мне сказку. М., 1993. -463с.
- Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967. -542с.
- Речевое развитие младших школьников./ Под ред. Рождественского Н. С. М., 1970. — 222с.
- Речь. Речь. Речь. / Под ред. Ладыженской Т. А. М., 1990. -335с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. — 191с.
- Ройзензон Л.И. Лекции по общей и русской фразеологии. -Самарканд, 1973. 223с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. -т. 1. — С. 442−460
- Савельева Н.П. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1965. — 243с.
- Савченко А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь. Р-н-Д, 1978. — 128с.
- Самарина В.А. Развитие речи учащихся в добукварный период. М., 1964. — 72с.
- Сепир Э. Язык, раса и культура //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. — 654с.
- Сидорчук Т.А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997. — С. 10−29
- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998. — 67с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Ярославль, 1996. 190с.
- Скворцова JI. Формирование у детей интереса к русскому фольклору // Дошкольное воспитание. М., 1993. — № 5. — С. 33−35.
- Смага А.А. Понимание и употребление слов детьми пятого года жизни // Проблемы дошкольного образования. М., 1994. — С.33−35
- Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова дошкольниками // Проблемы изучения речи дошкольников. М., 1994. -с. 26−31
- Солодуб Ю.П. Образность фразеологизмов и фразеологическая номинация // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. — С.6−11
- Сомкова О.Н., Гурович Л. М. К вопросу об этапах усвоения дошкольниками средств языковой выразительности // Наука о дошкольном детстве традиции и современность: материалы международной конференции. — М., 2000. — С. 81−83
- Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978. — 158с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте (СПб, 1899) //Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания. М., 1982. — С. 98−101.
- Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1975. — 156с.
- Страунинг A.M. Методы активизации мышления дошкольников. Основные особенности мышления дошкольника. Обнинск, 1997. — т.1. — 152с.
- Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф. А., Тарунтаевой Т. В. М., 1978. — 158с.
- Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1984 г.
- Струнина Е.М. Развитие словаря детей // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984. — с. 153−160
- Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1991. — № 7.
- Сысоева С.В. О содержании работы над фразеологизмами на уроках чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып. 2. — 76с.
- Сысоева С.В. О словарно-фразеологической работе на уроках чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып. 2. — 76с.
- Тамбовцева А.Г. Значение словотворчества в речевом развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. М., 19
- Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке: Автореф. дисс. .док. филол. наук. М., 1981. -48с.
- Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. -305с.
- Телия В.Н. Метафора в языке и тексте. М., 1988. — 130с.
- Тер-Григорян J1.A. Фразеологическое значение и этимология // Проблемы и методы современной лингвистики. М., 1988. — С. 126−138
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1984. — 225с.
- Тихеева Е.И. Родная речь и пути ее развития. Москва-Петроград, 1923. — 136с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981. — 160с.
- Ты и твоя речь. Екатеринбург, 1998. — 141с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М., 1972. 78с.
- Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М., 1969. — 272с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994. -41с.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех семи лет // Дошкольное воспитание. — М., 1995. — № 1. — С. 55−66
- Ушакова О.С., Струнина Е. М. Про ежей, про елки и разные иголки. М., 1996. — с.
- Ушакова О.С., Арушанова А. Г., Максаков А. И., Струнина Е. М., Юртайкина Т. М. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998. — 364 с.
- Ушакова О.С., Танина JI.B. Развитие словесного творчества в разных видах художественной деятельности // Наука о дошкольном детстве традиции и современность: материалы международной конференции. — М., 2000. — С. 68−70
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. -237с.
- Ушинский К.Д. Родное слово // Педагогическое наследие. -М., 1994. С. 106−122
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогическое наследие. М., 1994. — С. 122 — 139
- Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск, 1997. -450с.
- Фадеева М.В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 197с.
- Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. М., 1986.
- Федяевская В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам. М., 1955. — 190с.
- Флерина Е.А., Шабад Ю. А. Живое слово в дошкольном учреждении. М., 1938. — 93с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961. — 334с.
- Фокина Э.Д., Скворцова JI.H. Русский фольклор детям. -СПб., 1993. -42с.
- Фразеологическое значение в языке и речи. Челябинск, 1988. — 172с.
- Хаббард J1.P. Как чему-то научиться. Дания, Новая Эра, 1994. — 203с.
- Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. -J1., 1987. 160с.
- Харченко В.П. Словарь детской речи. Белгород, 1994. -130с.
- Харченко В.П., Озерова Е. Г. Сложные слова в детской речи. -Белгород, 1999. 150с.
- Хощу Э.Н. Семантическое освоение фразеологических единиц в речи дошкольников. / Фразеология и контекст. Самарканд, 1987. — С. 86−89
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. -М., 1990. -431с.
- Хрестоматия для маленьких и постарше. М., 1996. — 382с.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 2000. — 554с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь, активность мозга ребенка. М., 1991. — 199с.
- Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев, 1986. — 1 10с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1960. — 375с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -СПб., 1997. 188с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. -М., 2000. 240с.
- Шанский Н.М., Иванов В. В. Современный русский язык. -М., 1981. 4.1. — С. 68−91
- Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики. М., 1999. — 166с.
- Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексикосеманти-ческой системе языка. Воронеж, 1987. — 190с.
- Шибицкая А.Е. Влияние русского фольклора на детское словесное творчество // Эстетическое воспитание студентов дошкольных факультетов вузов и педучилищ. М., 1970. — С. 5−7
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. -М., 1973. С. 7−188
- Ш мелев Д. Н Современный русский язык. Лексика. М., 1977. — 332 с.
- Штейнфельд Э.А. Частотный словарь современного русского языка. М., 1973. — 228с.
- Шулежкова С.Г. Крылатые выражения русского языка, их истоки и развитие. Челябинск, 1995. — 221с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. — 427с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. — 1 15с.
- Эльконин Д.Б. Речь // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. М., 1964. -С. 115−134
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -М., 1995. -414с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998. — 1 12с.
- Эмирова А.И. О языковых функциях ФЕ идиом // Фразеология и контекст. Самарканд, 1987. — С. 30−35
- Эмирова A.M. Некоторые актуальные вопросы современной русской фразеологии. Самарканд, 1972. — 97с.
- Яшина В.И. Содержание словарной работы с детьми пятого года жизни // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. — с.
- Яшина В.И. Словарная работа с детьми пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых): Дисс. канд. пед. наук. М., 1975. — 181с.
- Яшина В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание. М., 1974. — № 10. — С. 38−42
- Anglin J.M. The growth of word meaning. Cambridge, 1970.
- Butt D. The object of language // Language Development: Learning Language, Learning Culture. New Jersey, 1989. — V. XXVII. — 387p.
- Children’s Language Development //Studies in Education: Firth years at School. London, 1964. — P. 93−113
- Clark H.H. Word associations and linguistic theory //New horizons in linguistics. Harmondsworth, 1970.
- Cloran C. Learning through the language: the social construction of Gender // Language Development: Learning Language, Learning Culture. New Jersey, 1989. — V. XXVII. — 387p.
- Halliday M. Learning to mean //Children and language: reading in early language and socialization. London, 1975. — P. 223−255
- Hymes D. The ethnography of speaking //Reading in the sociology of language. Paris, 1970.
- Lundsteen S.W. Language Arts: A Problem-Solving Approach. N.Y., 1989. — 588p.
- McNeil D. A study of word association // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1966. — № 5.
- Strickland Ruth G. The Language Arts in The Elementary School. Boston, 1957. — 463p.
- Tidyman, Butterfield. Teaching the language arts. N.Y., 1959. — 402p.