Метод проектов.
Приемы и техники организации проектной деятельности для развития социокультурной компетенции
Проанализировав определения понятия проекта разных авторов, следует отметить, что в дальнейшей работе под этим понятием имеется в виду целенаправленный, в большей степени самостоятельный вид деятельности учащихся, который подразумевает под собой их творчество, самостоятельное планирование, решение заданной проблемы и реализацию конечного продукта, таким образом, интегрируя знания из разных… Читать ещё >
Метод проектов. Приемы и техники организации проектной деятельности для развития социокультурной компетенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Построение личностно-ориентированной педагогической системы, поиск и развитие способностей и задатков, заложенных природой в каждом индивидууме, на сегодняшний день являются насущными требованиями к образованию, и все это, невозможно без изменения образовательных технологий. Под понятием «педагогическая технология» в дальнейшем в работе будут рассматриваться «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». Как считает М.В. Буланова-Топоркова, образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно-значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии Джона Дьюи. А он рассматривал метод проектов, как универсальный метод в школьной практике.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
Копылова считает, что проектная методика, в отличие от других технологий, практикуемых в школе, например, коммуникативно-ролевая ситуативная и лингвистически ориентированная деятельности, дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Как и большинство авторов, Копылова указывает на то, что проект в проективном образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект — это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании — разработка проекта — цель обучения, то есть под понятием метод проектов имеется в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата.
Вообще, определений понятия метода проектов существует множество, каждый автор интерпретирует его по-своему.
Например, Е. С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».
Колкова под понятием «проект» понимает «самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности».
Копылова обращает внимание на то, что метод проектов — целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т. д.) и/или идеального продукта (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.
По мнению Лима Галачера проект включает в себя учащихся, которые вместе решают то, что они хотели бы включить в проект, где учитель выступает в роли помощника.
Копылова считает, что метод проектов предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Проанализировав определения понятия проекта разных авторов, следует отметить, что в дальнейшей работе под этим понятием имеется в виду целенаправленный, в большей степени самостоятельный вид деятельности учащихся, который подразумевает под собой их творчество, самостоятельное планирование, решение заданной проблемы и реализацию конечного продукта, таким образом, интегрируя знания из разных областей и, организовывая обучение в сотрудничестве.
Для того чтобы выполнить ту или иную педагогическую задачу, надо сначала поставить цель, которую требуется достигнуть. При выборе такой педагогической технологии, как метод проектов, так же ставятся определенные цели.