Основные термины и выражения
Америка — Атепса — согласно концепции Ж. Бодрийяра, в постмодернистском обществе наблюдается общая тенденция прихода «конца социального», что, в частности, выражается в превращении Америки в социальную пустыню, что особенно справедливо в отношении культурной, интеллектуальной и эстетической сфер. Города лишаются социального смысла, превращаясь в центры производства и сосредоточения симулякров… Читать ещё >
Основные термины и выражения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Америка — Атепса — согласно концепции Ж. Бодрийяра, в постмодернистском обществе наблюдается общая тенденция прихода «конца социального», что, в частности, выражается в превращении Америки в социальную пустыню, что особенно справедливо в отношении культурной, интеллектуальной и эстетической сфер. Города лишаются социального смысла, превращаясь в центры производства и сосредоточения симулякров, и сама Америка становится гиперреальностыо, миром китча, в котором отсутствуют высокие ценности, эстетика и духовность.
Гиперреальность — hyperreality — по Ж. Бодрийяру — «сама современная реальность», в которой симуляция реальности более реальна, чем реальность, более прекрасна, чем прекрасное, более правдива, чем правда; искусство и фетиш смешиваются.
Желание — desire / wish — по Ж. Бодрийяру — доминирование мужского фактора в европейской фаллоцентристской культуре, основанной на оппозиции мужского и женского начала, что связано с линейным развитием. В культуре постмодернистского общества желание вытесняется соблазном.
Знаковая стоимость — sign value — по Ж. Бодрийяру — стоимость товара, выраженная в марке стиля, бренде, престиже, роскоши.
Имплозия — implosion — но Ж. Бодрийяру — взрыв социального, его уничтожение и поглощение симулякрами.
Китч — kitch — продукт художественного творчества с элементами эклектизма и пошлости, весьма распространенный в обществе постмодерна.
Код сигнификации — code of significance — по Ж. Бодрийяру — эквивалент обмена символического: все ценности становятся знаками, доминируемыми кодами. При этом коды предлагают структуру контроля и власти гораздо более мягкую и в то же время более тоталитарную, чем эксплуатация.
Конец социального — end to the social — по Ж. Бодрийяру — процесс «растворений, разжижения» социального в массе: такие социальные реалии, как класс или этнос в условиях постмодерна превращаются в недифференцированную массу, которая мыслится как статистическая категория, а не социальная общность.
Обменная стоимость — exchange-value — по К. Марксу — социальная форма и выражение ценностной субстанции: товар может обмениваться как стоимость, содержащая общественно необходимое время на его производство.
Потребительская стоимость — use value — общественная полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-нибудь потребность человека.
Семиократия — semiocracy — по Ж. Бодрийяру — власть кодов сигнификации — важнейших компонентов современного символического обмена. Вследствие того, что все ценности становятся знаками, коды сигнификации, по существу, создают структуру контроля и власти.
Символический обмен — symbolic exchange — по Ж. Бодрийяру — основополагающая универсалия постмодернистского общества, которая выражается в том, что знаки, опосредованные символами, превращаются в товары и значимые ценности. В отличие от экономического обмена данный тип обмена основывается на следующих принципах: носит непроизводственный характер; нацелен на собственное разрушение, а не на создание обменного цикла; взаимообмен постоянен и неограничен в сравнении с ограничениями товарного обмена.
Симулякр — simulacra — по Ж. Бодрийяру — знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как подделки, уродливые мутанты, фальсифицированные копии, не соответствующие оригиналу. Современные люди все более имеют дело с воображаемыми представлениями о реальности, а не с самой реальностью.
Симуляция — simulation — по Ж. Бодрийяру — «замена реального знаками реального», порождение гипперреалыюсти при помощи моделей реального, в результате чего исчезает различие между симуляцией и реальным. Современные люди живут в мире симуляций.
Соблазн — seduction — по Ж. Бодрийяру — «страсть иллюзии»: современные массмедийные эротические системы «разыгрывают „фетишистское“ фиксированное извращение», детерминированное кодами сигнификации.
Социальная память — social memory — передача социальных практик, ценностных ориентаций из поколения в поколение, что обеспечивает преемственность в развитии общественного сознания, образцов поведения людей.