Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект социаль

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92 № 543) уже на протяжении нескольких лет существует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, развитие различных форм устройства, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой… Читать ещё >

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект социаль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Факультет социальной работы Научная работа (секция «Гуманитарные науки»)

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект социальной работы

Выполнила:

студентка 5 курса факультета социальной работы Бондаренко Елена Александровна

Научный руководитель:

Шатилов Иван Николаевич Балашов 2009

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающимися в условиях приюта

1.1 Понятийный аппарат

1.2 Нормативно-законодательная база

1.3 Специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях приюта Глава 2. Практическое исследование особенностей личностного и социального развития сирот в условиях приюта

2.1 Проведение исследования, анализ полученных данных

2.2 Программа социальной коррекции личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта Заключение Список литературы

Социально-экономическая дестабилизация современного российского общества в высшей степени негативно отразилась на потенциале социальной защиты детства. Значительное количество детей вынуждено находиться сегодня в сложных эмоциональных и психических условиях существования, многие из них попадают в приюты, детские дома и интернаты, которые остаются одной из наиболее типичных форм их устройства в нашей стране. Вместе с тем, воспитание ребенка в учреждениях данного типа часто разрушает естественный процесс его развития, приводит к различным формам и степеням социальной изоляции. Все это свидетельствует в пользу актуальности исследования, предпринятого автором работы в рамках выбранной темы.

Степень разработанности проблемы представлена трудами В. Брутман, И. Ф. Зезиной (история и причины сиротства), В. С. Мухиной, Е. Т. Соколовой, И. С. Кона (изучение проблем подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа).

Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее — дети-сироты), воспитывающиеся в условиях приюта. Предметом выступают особенности личностного и социального развития этих детей в контексте проблемного поля социальной работы.

Цель работы состоит в изучении специфических особенностей личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта.

Цель исследования предполагает реализацию следующих задач:

— проанализировать научную литературу по данной проблематике;

— проработать понятийный аппарат;

— изучить нормативно-правовую базу;

— осуществить с использованием контрольной группы, состоящей из детей-сирот, воспитывающихся в семьях, практическое исследование особенностей развития сирот в условиях приюта;

— на основе анализа полученных данных разработать и внедрить программу коррекции личностного и социального развития детей-сирот, провести вторичную диагностику, направленную на выявление ее эффективности.

Гипотеза: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в условиях приюта объективно обладают рядом специфических особенностей личностного и социального развития (высоким уровнем конфликтности, тревожности, агрессивности), что требует соответствующего учета в организации деятельности специалиста по социальной работе.

Методы исследования:

— анализ документов, т. е. социальных паспортов испытуемых для сбора первичной информации о них;

— психодиагностические методики, направленные на выявление особенностей личностного и социального развития сирот.

С учетом выбранной темы исследования методологическим основанием предстает психолого-ориентированная и социолого-ориентированная модель социальной работы.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что осуществленный на ее страницах анализ проблемы социальной работы с сиротами в условиях приюта может быть использован как инновационная практика для специалистов по социальной работе в данной сфере.

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающимися в условиях приюта

1.1 Понятийный аппарат

Полноценное рассмотрение заявленной темы предполагает анализ ряда основных понятий, касающихся детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также тех, что отражают основные формы их обустройства.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Приют — социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью:

— приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего прихода и ухода, а также сроки своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций и тип профессионального обучения определяются правилами конкретного приюта;

— приютом диагностического типа называется место круглосуточного пребывания детей с диагностическими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, убегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приютов этого типа является диагностика ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы.

Все чаще в последнее время в интернатные учреждения попадают социальные сироты — дети, имеющие биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются их воспитанием, не заботятся о них, либо родителей, которые юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей. Особую группу составляют отказные дети. Самые распространённые причины отказа от ребёнка — его тяжёлая болезнь.

В целом формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, развиты в нашей стране. На сегодня к ним можно отнести:

— усыновление (удочерение) ребенка — государственный акт, в связи с которым между усыновленными и усыновителями возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми;

— опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [32];

— приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка па воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. В приемной семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детейсирот;

— семейный детский дом: граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья — «приемной семьей». В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся на статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829;

— дом ребенка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Всего в стране 249 дома ребенка, в которых воспитывается 19,3 тыс. детей;

— детский дом — государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3−7 лет), школьного возраста (7−18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства образования РФ, всего в России насчитывается более 1288 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 75,5 тыс. детей.

— школа-интернат — государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тыс. детей; 213 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

— центры временного содержания — форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями. Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот.

Таким образом, понятийный аппарат, исходя из вышеизложенного, в отношении изучаемой категории детей представляется в достаточной степени разработанным.

1.2 Нормативно-законодательная база

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Нации по этой проблеме: Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка и ряд других.

В Конституции РФ (1993 г.) прописано, что «семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование». Ею же предусматривается государственная поддержка детей, развитие системы социальных служб, назначение государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предоставляет сиротам дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), на медицинское обслуживание (ст. 7), на имущество и жилое помещение (ст. 8), предусматриваются дополнительные гарантии права на труд (ст. 9). Помимо вышеперечисленного, в настоящем законе рассматриваются и такие вопросы, как судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ответственность за неисполнение данного Федерального Закона.

Часть I Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года определяет правила опеки и попечительства и регламентирует деятельность органов опеки и попечительства.

Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.) согласовывает принципы семейного законодательства с основными принципам и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс устанавливает: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его не действительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Впервые в ныне действующем Семейном кодексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отечественного законодательства — приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов.

В Семейном кодексе особо записаны права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается процедурное выявление и устройство таких детей, вводится новый институт семейного воспитания — приемная семья. Сохранены и другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа-интернат).

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92 № 543) уже на протяжении нескольких лет существует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, развитие различных форм устройства, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот. На сегодняшний день Постановлением правительства РФ от 2009 г. «О Федерально-целевой программе «Дети-сироты» принята муниципальная целевая программа «Дети-сироты» на 2010 — 2015 г., главной задачей которой является формирование основного комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социализации и успешной адаптации, а также предупреждение социального сиротства.

На областном уровне Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в Саратовской области» (от 22 марта 2006 года). Кроме того действует положение «О социальном приюте для детей» от 5.10.2004 г., согласно которому:

— основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом;

— приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Итак, анализ нормативно-законодательной базы, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что правовое поле в отношении сирот является оформленным.

1.3 Специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях приюта

сирота приют социальный личностный В. А. Никитин замечает, что «в современной России волна детской беспризорности вновь приняла катастрофические размеры. Значительная часть безнадзорных детей и подростков отличаются девиантным поведением, употребляет алкоголь, наркотики, совершает правонарушения, страдает соматическими болезнями и психическими расстройствами.

Социальный приют в системе профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, призван выполнять следующие функции:

1. Обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз: жестокого обращения с ними родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие); эксплуатации со стороны взрослых, криминальных элементов.

2. Защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с биологической семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т. д.

3. Снятие у ребенка остроты психологического напряжения или стрессового состояния, которое является следствием социально-психологической девиации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребыванием в асоциальной среде на улице.

4. Диагностика деформации, вызванной социальной дезадаптацией, имеющей разнообразный характер, затрагивающей физическое и психическое здоровье ребенка, отражающейся на его личности. Этим обусловлена необходимость разносторонней диагностической работы в приюте, ориентированной на получение информации о ребенке от медицинских работников, психологов, логопедов, воспитателей, инструкторов по труду.

5. Первичная адаптация социально изувеченного ребенка к жизни в социально здоровой среде. Ребенок в приюте обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни, но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Важнейшая задача социальных работников — показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он принял новую систему социальных отношений, освоился и захотел жить в соответствии с ней.

6. Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности — игры, познания, труда, общения, поскольку, как отмечают сами работники приютов, дошкольники, оказавшиеся в нем, не умеют играть и не тянутся к игре, их представление о мире находится на низком уровне, а подростки, для которых общение со сверстниками является наибольшей ценностью, освоили лишь такие его формы, как вербальная или физическая агрессия.

7. Восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые до «приютной жизни» не были ими освоены. Приют помогает ребенку заново обрести кровных родителей, делая попытку восстановить его биологическую семью, а чаше дает возможность войти в новую. На сегодня нет четких статистических данных по этому вопросу, но, как правило, три четверти детей уходят из приюта в семьи, а одна четверть — в учреждения интернатного типа.

В целом деятельность приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей. В его работе менее выражена профилактическая функция по сравнению, например, со специализированным учреждением другого типа — центром социальной реабилитации несовершеннолетних.

Приюты — учреждения временного пребывания детей, но в документах, регулирующих их деятельность, этот срок жестко не обозначается, так как программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого ребенка имеет и свое содержание, и свою продолжительность во времени. Они принимают нуждающегося независимо от наличия у него документов, удостоверяющих личность; ребенок может сам попросить убежища в приюте, минуя посредников; ему дают пристанище до решения суда о лишении родителей, преступно относящихся к нему, родительских прав.

Открытость приюта проявляется в его связях с социальным окружением. Приют призван защитить ребенка от внешнего недружественного мира, который причинил ему немало страдания, однако при этом не должен отгораживать его от жизни. Социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом и обособленном пространстве, а в реальной среде. Поэтому в приютах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные отношения, приняты позитивные социальные установки. Рекомендуется поощрять воспитанников к общественным, культурным мероприятиям, проводимым в социальном окружении, и в свою очередь, приглашать взрослых и детей на свои праздники, спектакли, оказывать помощь одиноким и престарелым, демонстрировать высокую культуру земледелия на своих участках.

Особо следует отметить активный характер правозащитной деятельности приютов. Они обращаются в органы внутренних дел по вопросу изъятия ребенка из среды, опасной для его физического, психического, нравственного здоровья, при необходимости инициируют в суде дело о лишении родительских прав или привлечении к уголовной ответственности должностных лиц учреждений, где прежде воспитывался ребенок. В ряде случаев, когда ребенок уже помещен в приют, а родители продолжают пропивать детские пособия, руководство обращается в органы социальной защиты населения с ходатайством о переадресовке социальных детских пособий и других выплат на ребенка из семьи в приют.

Приют — небольшое по численности детей учреждение, независимо от того, функционирует он самостоятельно, или в рамках центра социальной реабилитации несовершеннолетних. Это вытекает из особой сложности детского контингента — дети психологически и социально запущены, у многих упущен сензитивный период для социального и индивидуального развития, овладение умениями и навыками, значимыми для жизни. Немногочисленность детей в приюте и организация малочисленных групп дают возможность культивировать индивидуальный подход к ребенку, создавать дух семейного сообщества.

Вместе с тем, с учетом вышесказанного о положительной деятельности приютов необходимо признать, что осуществление и совершенствование их работы значительно осложняется социально-психологическими характеристиками детей, оказавшихся в них.

Так, например, исследования сферы общения, проведенные В. С. Мухиной, показали, что ребенок, растущий в условиях учреждения интернатного типа, к которым относится и приют, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Характеризуя деловые контакты детей с взрослыми, В. С. Мухина отмечает, что они возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Контакты со сверстниками также бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены.

В. С. Мухина обращает внимание и на серьезные искажения структуры самосознания детей-сирот: отрицательное отношение к собственной личности; невозможность соотнесения себя настоящего с собой в прошлом и будущем; проблемы половой идентификации, выражающиеся в смутном и искаженном представлении о будущей половой роли в затруднении формирования полоролевых эталонов и стереотипов поведения. Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическую силу в среде сверстников, а порой — через асоциальные формы поведения.

К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников в приюте исследователи (Л.В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоев, М.И. Рожков) относят трудности социализации, то есть «комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью». Причины возникновения этих трудностей они видят в «несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям». Социальная ситуация развития ребенка в приюте или интернате при отсутствии нормальных для него контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации получаемой ребенком-сиротой из различных источников. В связи с этим часто формируются неверные образы социальных ролей и ложное представление о собственной социальной роли как сироты.

Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются в частности в снижении пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, в неспособности не только создать благополучную семью, но и сохранить ее.

Некоторые исследователи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) считают, что различия в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, с разницей в их общении с окружающими людьми. Исследование Н. М. Неупокоевой свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи более коммуникабельны и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем не знающие таковой.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность приютов по социальной защите сирот носит глубоко положительный характер, но вместе с тем детерминирована сложными социально-психологическими характеристиками ребенка, оказавшегося без должного внимания и опеки. Более подробно данный вопрос будет исследован автором на страницах следующей главы.

Глава 2. Практическое исследование особенностей личностного и социального развития сирот в условиях приюта

2.1 Проведение исследования, анализ полученных данных

Цель работы, состоящая в изучении специфических особенностей личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта, потребовала проведения исследования среди двух групп) 11−12-летних подростков (всего 12 детей), относящихся к категории детей-сирот: одна группа — дети-сироты, воспитывающиеся в условиях приюта, другая — сироты, находящиеся на воспитании в семье (опека, усыновление, приемная семья и т. п.).

Диагностирование личностных и социальных качеств сирот производилось с использованием целого ряда психодиагностических методик, в результате чего были получены следующие результаты:

— по методике диагностики способов поведения в ситуации конфликтного выбора К. Томаса:

Испытуемые

(в условиях приюта)

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Испытуемые

(в условиях семьи)

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Рустам К.

Дима М.

Андрей У.

Саша П.

Артем С.

Антон П.

Тимур Н.

Вадим К.

Катя Л.

Даша Н.

Аня С.

Вика Р.

— по методике диагностики агрессивности А. Басса и А. Дарки:

Рустам К.

Андрей У.

Артем С.

Тимур Н.

Катя Л.

Аня С.

Дима М.

Саша П.

Антон П.

Вадим К.

Даша Н.

Вика Р.

НОРМА

Испытуемые

(в условиях приюта)

Испытуемые

(в условиях семьи)

1.Физическая агрессия

2.Косвенная агрессия

3.Раздражение

4.Негативизм

5.Обида

6.Подозрительность

7.Вербальная агрессия

8.Чувство вины

Индекс враждебности

6,5−10

Индекс агрессивности

20−25

— по методике диагностики самооценки реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина:

Испытуемые

(в условиях приюта)

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Испытуемые

(в условиях семьи)

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

НОРМА

Рустам К.

49 баллов

50 баллов

Дима М.

40 баллов

44 балла

До 30 — низкая,

41−45;

умеренная,

46 и выше ;

высокая

Андрей У.

51 балл

42 балла

Саша П.

42 балл

45 балла

Тимур Н.

51 балл

48 баллов

Антон П.

39 баллов

45 баллов

Артем С.

48 баллов

52 балла

Вадим К.

43 баллов

44 баллов

Катя Л.

50 баллов

44 балла

Даша Н.

41 баллов

45 балла

Аня С.

46 баллов

45 баллов

Вика Р.

42 баллов

40 балл

— по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:

Испытуемые

(в условиях приюта)

Адаптация

Самоприятие

Приятие других

Эмоциональный комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Испытуемые

(в условиях семьи)

Адаптация

Самоприятие

Приятие других

Эмоциональный комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Рустам К.

Дима М.

Андрей У.

Саша П.

Тимур Н.

Антон П.

Артем С.

Вадим К.

Катя Л.

Даша Н.

Аня С.

Вика Р.

НОРМА

68−170

22−52

12−30

14−35

26−65

6−15

68−170

22−52

12−30

14−35

26−65

6−15

Обобщенный анализ данных представим в виде диаграммы (для ее построения взяты усредненные значения полученных величин).

Как видно из приведенных выше данных наличие специфических черт личностного и социального развития у сирот из приюта не вызывает сомнений. Необходимо также отметить, что в большинстве случаев они носят выраженный негативный характер.

2.2 Программа социальной коррекции личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта

На основе результатов практического исследования была разработана и апробирована программа коррекции личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта.

Цель программы: снижение уровня агрессивности, тревожности, конфликтности и нормализации социальной адаптации сирот.

Виды коррекционной работы: проведение тренингов и игр с целью коррекции личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта.

Выбор методик коррекции был осуществлен с учетом индивидуальных особенностей подростков. Основные среди них — моделирование, установление обратной связи.

Занятия проводились в группах, состоящих из 4 — 10 человек, как правило, 2 — 3 раза в неделю по 1 — 2 часа.

Так, для снижения конфликтности применялись следующие тренинговые упражнения:

«Приветствие»: участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

«Аукцион идей»: участникам, разделенным на две группы, по очереди (как на аукционе) предлагается высказать свое мнение на заданную тему или ответить на конкретный вопрос, но при этом на высказывание дается ограниченное время (3−5 секунд). При затянувшейся паузе ведущий может начать счет вслух: «Раз! Два! Три! Время!». Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов»: Текст определения помещается на доску или в центр круга.

«Если бы…, я стал бы…»: участники делятся на группы (4−5). Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…» («…я стал бы требовать жалобную книгу») Через 5−7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромиссов, то есть таким образом, что каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

«Дотянись до звезд» (заключительная часть): «Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью… Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, что бы дотянуться до своей звезды. Старайтесь из всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой…

Вопросы для обсуждения: Что значила твоя звезда для тебя? Легко ли тебе было представить, что ты достал сваю звезду с неба?"

Игры и тренинг на снижение уровня тревожности:

«Похвалилки»: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…», например, «однажды я помог товарищу в школе», или «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д.

На обдумывание задания дается 2−3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажуться, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

«Сдвинь камень» (обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности): Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный камень Нужно хорошенько упереться правой ногой в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8−12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение, то же самое проделывается с левой ногой.

«Скажи-ка дядя…»: это упражнение на познавательный и физический «разогрев» группы. С его помощью можно быстро и эффективно «перезнакомить» участников тренинга между собой.

Группа разбивается на три — четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама для себя определяет тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по всем нескольким направлениям, каждый отвечает на один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос — одна минута игры. Давая 10 минут на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы: Имена скольких участников тренинга начинаются на букву «К»? Сколько окон в коридоре нашего здания? Что написано на входной двери комнаты? Выясните у Кати, в каком городе она родилась? Сколько деревьев растет на алее перед нашим зданием? и т. д.

«Волшебный обруч» (улучшение показателей адаптации): тренер может напустить на себя загадочность и придать упражнению некий мистический ореол: «У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача — приручить его, заставив делать то, что захочет группа».

«Встаньте, пожалуйста, в тесный круг! Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Итак, обруч-строптивец покоится на ваших вытянутых указательных пальцах. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».

Задание: не прерывая контакта обруча с пальцами, опустить его на землю. Чтобы добиться успеха, вам требуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч-упрямец будет пытаться взмыть в небо, как надутый гелием шарик, или пытаться «отклеиться» от ваших пальцев и проявить характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит волшебный обруч на землю.

Вы можете свободно обсуждать ход игры, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами всех участников игры.

Завершение — обсуждение упражнения: «Что мешало и что помогло команде? Какие групповые настроения преобладали во время игры? Можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы? Как вы оцениваете собственный вклад в результат игры?»

С целью проверки эффективности проведенной программы коррекции личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта была проведена вторичная диагностика.

В таблицах, приведенных ниже, приводятся данные исследований до и после внедрения программы:

— по методике диагностики способов поведения в ситуации конфликтного выбора К. Томаса:

До внедрения программы

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

После внедрения

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Рустам К.

Рустам К.

Андрей У.

Андрей У.

Артем С.

Артем С.

Тимур Н.

Тимур Н.

Катя Л.

Катя Л.

Аня С.

Аня С.

— по методике диагностики агрессивности А. Басса и А. Дарки:

Рустам К.

Андрей У.

Артем С.

Тимур Н.

Катя Л.

Аня С.

Рустам К.

Андрей У.

Артем С.

Тимур Н.

Катя Л.

Аня С.

НОРМА

До внедрения программы

После внедрения программы

1.Физическая агрессия

2.Косвенная агрессия

3.Раздражение

4.Негативизм

5.Обида

6.Подозрительность

7.Вербальная агрессия

8.Чувство вины

Индекс враждебности

6,5−10

Индекс агрессивности

20−25

— по методике диагностики самооценки реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина:

До внедрения программы

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

После внедрения программы

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

НОРМА

Рустам К.

49 баллов

50 баллов

Рустам К.

45 баллов

44 балл

До 30 — низкая,

41−45;

умеренная,

46 и выше ;

высокая

Андрей У.

51 балл

42 балла

Андрей У.

43 балла

42 балла

Тимур Н.

51 балл

48 баллов

Тимур Н.

43 балла

43 баллов

Артем С.

48 баллов

52 балла

Артем С.

41 баллов

40 балла

Катя Л.

50 баллов

44 балла

Катя Л.

44 балла

42 балла

Аня С.

46 баллов

45 баллов

Аня С.

41 балл

42 балла

— по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:

До внедрения программы

Адаптация

Самоприятие

Приятие других

Эмоциональный комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

После внедрения программы

Адаптация

Самоприятие

Приятие других

Эмоциональный комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Рустам К.

Рустам К.

Андрей У.

Андрей У.

Тимур Н.

Тимур Н.

Артем С.

Артем С.

Катя Л.

Катя Л.

Аня С.

Аня С.

НОРМА

68−170

22−52

12−30

14−35

26−65

6−15

68−170

22−52

12−30

14−35

26−65

6−15

В обобщенном виде анализ данных таблиц представлен в виде диаграммы.

Таким образом, проведенное исследование, направленное на выявление специфики личностного и социального развития сирот в условиях приюта подтвердило выдвинутую гипотезу. Программа по социальной коррекции выявленных особенностей была успешно реализована, что доказано результатами вторичной диагностики.

Заключение

В ходе проделанной работы были изучены наличие и характер личностного и социального развития сирот в условиях приюта.

Объективному рассмотрению проблемы способствовало изучение подходов к проблемам сиротства таких исследователей, как: В. Брутман, И. Ф. Зезина, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова, И. С. Кон.

Анализ нормативно-законодательной базы показал ее должную разработанность в данной сфере, однако на практике механизм реализации работает слабо и часто проблемы детей-сирот, решаются на местном уровне исключительно силами органов местного самоуправления.

В ходе проделанной работы также был проанализирован категориальный аппарат, в котором представлены основные понятия данной проблемы.

Проведенное экспериментальное исследование уровня тревожности, конфликтности, агрессивности, адаптации и иных личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в условиях приюта, доказало их специфичность, что подтвердило гипотезу. Разработка и внедрение программы социальной коррекции личностного и социального развития, проведенная вторичная диагностика, доказавшая ее эффективность, способствовали поиску и нахождению более адекватных форм работы с выбранной категорией клиентов. Вместе с тем, несмотря на большей частью положительные с точки зрения науки и проведенного исследования данные, хотелось бы отметить, что все же лучшая форма для полноценного развития ребенка — это нормальная семья либо, в крайнем случае, форма или формы, наиболее близкие к ней. Именно в этом, на наш взгляд, актуальная задача государства, общества, каждого гражданина на современном этапе развития российского общества.

Список литературы

1. Антология социальной работы. В 5 т. Т.3 Социальная политика и законодательство в социальной работе / Сост. М. В. Фирсов. — М.: Сварогъ. НВФ СПТ, 1995. 544 с.

2. Белибердин, В. И. Чужих детей не бывает / В. И. Белибердин // Работник социальной службы. -2001. № 1. С. 57−67.

3. Белинская, А. Б. Основы социальной работы. Учебное пособие. /А.Б. Белинская — М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001. 228 с.

4. Брутман, В. Причины социального сиротства / В. Брутман // Социальная работа.- 1994. № 2. С. 36−40.

5. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика /А.А. Бодалев, В. А. Столин — СПб.: Издательство «Речь», 2000. 440 с.

6. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс — М., 1990.

7. Всеобщая декларация прав человека. Права человека. Основные международные документы: Сборник документов. — М.: Международные отношения, 1989. 160 с.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Сборник кодексов Российской Федерации. / Под ред. Л. Кузнецовой. Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1998. 624 с.

9. Декларация прав ребенка. Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. — М.: Международные отношения, 1989. 160 с.

10. Дереклеева, Н.И. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» / Н. И. Дереклеева / Педагогика. Психология. — М.: ВАКО, 2004. 122 с.

11. Долотин, Б. У сирот должно быть будущее / Б. Долотин // Социальное обеспечение. — 1995. № 10. С. 2−3.

12. Дурасанова, Т.П., Кодатенко, О.М., Родькина, Е. В. Особенности адаптации личности ребенка в условиях социального приюта / Т. П. Дурасанова, О. М. Кодатенко, Е. В. Родькина // Ученые записки. Научно-теоретический журнал № 1 (27).- Издательство МГСУ «Союз». — 2002. С. 27−34.

13. Жилищный кодекс. Сборник кодексов Российской Федерации./Под. ред. Л. Кузнецовой. Изд-во ЗАО «Славянский дом книги», 1998. 624 с.

14. Журавлева, Н. Зона безопасности для сирот / Н. Журавлева // Социальная защита.- 2001. № 5. С. 32−38.

15. Закон Саратовской области от 10 января 2000 года № 7-ЗСО «О социальной защите населения в Саратовской области» // Саратовские вести.- 2000. 11 февраля (№ 24).- С. 2.

16. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации / Составитель Щуко Л. П. — М.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1998. 280 с.

17. Из детского дома во взрослую жизнь (программа социальной адаптации детей-сирот — выпускников детского дома) // Социальная защита. -2002. № 3. С. 14−22.

18. Как провести социологическое исследование / Под. ред. М. К. Горшкова. — М.: Политиздат, 1985.

19. Конвенция о правах ребенка. Права человека. Основные международные документы: Сборник документов.- М.: Международные отношения, 1989. — 160 с.

20. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9.01.96 г., 10.02.96 г. и 9.06.2001 г.) / Оформление А. А. Громов. — СПб.: Издательский Дом А. Громова, 2001. 48 с.

21. Лютова, К.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» / К. К. Лютова, Г. Б. Монина / СПБ.: Издательство: Речь, 2005. 190 c.

22. Макарычева, Г. И. «Тренинги для подростков: профилактика асоциального поведения» / Г. И. Макарычева // СПБ.: Речь, 2007. 192с.

23. Назарова, И. Б. Возможности и условия адаптации сирот / И. Б. Назарова // СОЦИС.-2001. № 4. С. 70−77.

24. Назукина, Л. И. Комплексная реабилитация детей и подростков социальных сирот / Л. И. Назукина // Работник социальной службы.- 2002. № 3. С. 40−46.

25. Новикова, И. П. Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И. П. Новикова // Директор школы.- 2000. № 5. С. 97−126.

26. Нормативно — законодательные документы в области защиты детей-сирот // Дитя человеческое.- 1999. № 4−5. С. 230−296.

27. Опеку детства берет на себя Президент // Российская газета.- 1999. 28 февраля.- С. 4.

28. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. 368 с.

29. Панов, А. М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в РФ / А. М. Панов.- М., 1995.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». — М. 1992.

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Работник социальной службы.- 2001. № 3. С. 112.

32. Постановление администрации Саратовской области от 10.05.1995 № 142 «О дополнительных мерах по защите детей-сирот» // Земля Саратовская.- 1995. 2 июня.- С. 2.

33. Сухова, А. П. Прикладная социальная психология. Учебное пособие / А. П. Сухова А.А., Дергач.- М., 1998.

34. Дубровина, И. В. Психологическая реабилитация детей и подростков / И. В. Дубровина. — Калуга, 1994.

35. Филоненко, В. И. Социальная работа: Словарь — справочник. / В. И. Филоненко. — М.: «Контур», 1998. 480 с.

36. Курбатова, В. И. Социальная работа / В. И. Курбатова / Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов — на — Дону: «Феникс», 1999. 576 с.

37. Семейный кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2003. 75 с.

38. Холостова, Е. И. Словарь справочник по социальной работе / Е. И. Холостова.- М.: Юристъ, 1997. 424 с.

39. Холостова, Е. И. Теория социальной работы: Учебник / Е. И. Холостова. — М.: Юристъ, 1998. 334 с.

40. Григорьева, С. И. Теория и методология соц. работы / С. И. Григорьева и др.- М.: Наука, 1994.

41. Факультет психологии и социальной работы: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. — Балашов: Издательство БГПИ, 2000. 112 с.

42. ФЗ РФ от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета.- 1996. 27 декабря. — С. 6.

43. ФЗ РФ от 24 июня 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». // Российская газета.- 1998. 5 августа.- С. 4.

44. Федосенко, Е. В. «Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги» / Е. В. Федосенко // СПБ.: Речь, 2006. 192 c.

45. Чепурных, Е. Е. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот / Е. Е. Чепурных // Российское образование. — 2000.

46. [Электронный ресурс] / Заглавие с экрана: pravo. Levonevsky. Org.

47. [Электронный ресурс] / Заглавие с экрана: www. Sgu. ru.

48. [Электронный ресурс] / Заглавие с экрана: www. Humanities. Edu. ru.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой