Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социальное управление в практике профессионального обучения государственных служащих органов исполнительной власти: социологический анализ: на примере Сахалинской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения М. Вебера послужили отправными точками для формулировки современных концепций управления в целом и государственного управления, в частности. Так, американский социолог О. Гоулднер в своей работе «Модели индустриальной бюрократии» (1954) привлек внимание к проблеме ограниченной эффективности административного управления как результата стремления к излишней регламентации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИКОЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Профессиональное обучение государственных служащих в системе социального управления: научные подходы
    • 1. 2. Диагностика и социологический мониторинг практики обучения государственных служащих: принципы и методы
  • Глава 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ КАДРОВ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Факторы социального управления практикой обучения государственных служащих на региональном уровне
    • 2. 2. Пути оптимизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров исполнительной власти Сахалинской области

Социальное управление в практике профессионального обучения государственных служащих органов исполнительной власти: социологический анализ: на примере Сахалинской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Процесс реформирования институтов и организационной среды государственного управления — один из приоритетов государственной политики на современном этапе развития российского общества. Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает создание качественной системы подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. В настоящее время укрепляются институциональные основы обучения кадров, в том числе в системе государственной службы, однако проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию мотивации чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти. Проводимая реформа системы подготовки государственных служащих и повышения их квалификации пока еще не привела к качественному улучшению данной системы. Образовательные учреждения нередко осуществляют подготовку управленцев не опираясь на исследование реальной потребности в таких специалистах, не имея четкого представления о характере профессиональных навыков, специальных знаний и личностных качеств, востребованных современной государственной службой.

Принятие законодательных актов является важным условием осуществления административной реформы и связанным с нею реформированием государственной службы. Однако одно лишь законодательное регулирование не в состоянии изменить профессиональные качества, способы деятельности и нравственный облик российского государственного служащего. Подготовка кадров государственных служащих сталкивается с отсутствием разработанной и действенной системы оценки эффективности профессиональной подготовки управленцев, отслеживания типичных трудностей подготовки кадров, анализа мотивации, профессиональной карьеры и мобильности кадров государственных служащих.

В стране осуществляется подготовка государственных служащих и их повышение квалификации. Однако система подготовки кадров государственной службы России до сих пор не сформирована, идет процесс ее становления, который нельзя назвать ни системным, ни научно обоснованным. Образовательные учреждения как в целом по России, так и в Сахалинской области в частности, осуществляют подготовку чиновников без замера реальной потребности в таких специалистах. В итоге складывается ситуация «перенасыщения» рынка труда определенными категориями специалистов, и в тоже время, вопрос качества их профессиональной подготовки остается до сих пор открытым. Образовательные учреждения области не осуществляют мониторинг эффективности своего «продукта», не создается никакой базы для дальнейшего регулирования этим процессом.

Острота кадровой ситуации в государственной службе требует ее оптимизации. Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих задач: повышение эффективности кадровой политики в сфере государственной службы, реформирование консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих. Учитывая вышесказанное, повышенный интерес вызывает проблематика осуществления в стране процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Именно от качественного состава государственного аппарата, будет зависеть эффективность реализуемых в стране реформ.

Более того, состояние данной проблемы в различных регионах Российской Федерации неодинаково, что в свою очередь, объясняется спецификой каждого субъекта РФ. Географическое положение Сахалинской области, удаленность этой территории от центра, сложные природно-климатические условия, слабая освоенность территории, низкая плотность населения, его убыль, отсутствие развитой сети автодорог, диктует особый статус региона, специфику управления этим субъектом, в том числе, системой профессионального обучения кадров государственного аппарата.

С начала 1990;х годов в Российской Федерации происходит реформирование системы профессиональной подготовки специалистов государственного управления, отражающее изменение государственных приоритетов в понимании сущности и задач государственной службы, изменение системы государственного управления, функций институтов и органов государственного управления. Сегодня сформированная законодательная основа государственной службы федерального и регионального уровня не подкреплена в должной мере теоретическими разработками и методической основой их реализации. Так, вступивший в 2004 году в действие Закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» еще не стал основополагающим документом практической деятельности региональных государственных органов. Предстоит большая работа по организации работы государственных органов в соответствии с ним. Так, в Сахалинской областной Думе заканчивается рассмотрение более 10 проектов, внесенных губернатором Сахалинской области и подготовленных управлением государственной службы и кадров аппарата областной администрации. Они связаны с изменениями, происходящими в системе государственной службы, и являются важным звеном проводимой в России административной реформы.

По мнению автора диссертационного исследования, указанная проблема может быть решена путем внедрения средств социального управления в систему подготовки управленцев. Средства социального управления должны не только оценивать параметры профессионального обучения государственных служащих, но также служить основой для разработки программ, целей и содержания профессионального обучения госслужащих, то есть служить базой для стратегического планирования деятельности сферы образования государственного управления. Разработка стратегии, в свою очередь, должна предполагать теоретическую проработку требований к современному государственному служащему, приоритетам и задачам государственной службы.

Реформа системы подготовки специалистов государственной службы не может не опираться на научно обоснованную концепцию сущности профессиональных и личностных качеств современного государственного служащего и соответствующего ей содержания образования специалиста-управленца. Между тем, теоретическая разработка содержания подготовки специалиста государственного управления остается одной из дискуссионных проблем, требующей своего научного осмысления. Кроме того, актуальной является проблема оценки эффективности подготовки кадров государственной службы в условиях современной системы государственного управления в Российской Федерации. В современной управленческой науке остается «белым пятном» вопрос о путях повышения эффективности подготовки кадров государственного управления в специфических условиях регионов, являющихся субъектами Российской Федерации. По мнению автора настоящего исследования, решение указанных актуальных научных и практических проблем требует привлечения возможностей социологического обеспечения управленческой деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется:

1. Необходимостью анализа теоретических основ социального управления практикой профессионального обучения государственной службы;

2. Выявлением практического состояния системы обучения государственных служащих на региональном уровне;

3. Потребностью в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления системой образования государственной службы в субъекте Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Исследование проблем обучения кадров государственного управления опирается на обширную концептуальную базу, традиции теоретического и эмпирического анализа проблемы, разработанных отечественной и зарубежной наукой. Особое значение имеют разработки классической и современной управленческой науки — социологии управления, теории организаций, а также комплекс государственно-правовых дисциплин. Многообразие исследовательских разработок и теоретических традиций в данной области требует систематизации накопленного теоретического багажа и определения концептуальных оснований исследования проблемы подготовки государственных служащих применительно к условиям современного российского общества.

Глубокое теоретическое осмысление проблем формирования профессионального государственного аппарата, механизмов его воспроизводства и функционирования социального слоя государственных служащих получило в работах М. Вебера на рубеже 1920 веков. Его концепция рациональной бюрократии заложила теоретическую основу социологического анализа государственной службы как особого вида профессиональной деятельности в системе управления обществом.

Основные положения М. Вебера послужили отправными точками для формулировки современных концепций управления в целом и государственного управления, в частности. Так, американский социолог О. Гоулднер в своей работе «Модели индустриальной бюрократии» (1954) привлек внимание к проблеме ограниченной эффективности административного управления как результата стремления к излишней регламентации деятельности управленцев. Интерес исследователей был привлечен к личности государственного управленца и проблеме мотивации его деятельности. Социологический анализ проблем управления, представленный в работах П. Блау, П. Данкена и других ученых, выявил значимость феномена неформальной деятельности государственных ведомств в условиях необходимости решения новых, нестандартных задач управления. В управленческой науке стал складываться целостный взгляд на проблему эффективности деятельности аппарата государственного управления, в котором одновременно представлены организационный, правовой и социально-психологический аспекты анализа.

Во второй половине XX века общеметодологическим и фундаментальным основанием для анализа системы государственного управления становится общая теория систем и системный подход, разработанные в трудах Н. Винера, Дж. Эшби, Л.Берталанфи. Современные зарубежные исследования проблематики государственного управления уделяют особое внимание двум аспектам: а) возможностям и пределам нормативного регулирования и оценки деятельности управленцевб) вопросам формирования мотивационной основы государственных служащих. На эту проблематику, в частности, обратил внимание французский социолог М. Крозье, подчеркивающий ограниченность нормативно-правового регулирования деятельности аппарата государственного управления: даже самые детализированные и продуманные инструкции могут быть использованы в противовес официальным целям государственных учреждений, если игнорируется необходимость адекватной мотивации управленческой деятельности.

Большое внимание уделяется вопросам профессионализации государственного управления, эмпирическому тестированию «теории меритократии» (М.Янг, К. Дэвис, У. Мур, Ю. Хабермас), проблемам профессионально мобильности кадров государственной службы (Д.Трейман и др.).

В России основа социологических исследований проблематики подготовки кадров, в том числе государственных служащих, была заложена в 20-е-30-е, а затем, разрабатывалась в 60-е-80-е годы XX столетия. Существенную разработку получили вопросы профессионального обучения в трудах А. К. Гастева, П. М. Керженцева,.

A.А.Богданова, В. Г. Афанасьева, А. И. Уемова и других.

В управленческой теории конца XX — начала XXI вв. существуют различные походы к пониманию научных основ подготовки государственных служащих в условиях современного российского общества. В работах С. А. Анисимова, А. А. Гришковца, Д. Т. Жовтуна,.

B.А.Кобзаненко, В. Д. Попова, Е. П. Тавокина, С. Ф. Фролова затрагиваются проблемы повышения эффективности подготовки государственных служащих. Исследования Г. В. Атаманчука, В. Э. Бойкова, Ж. Т. Тощенко, О. С. Виханского, В. С. Нечипоренко, А. Ф. Ноздрачева и других посвящены совершенствованию государственного управления.

Проблемы профессионального обучения государственных служащих анализируются в работах Е. Р. Смирновой, Е. В. Охотского, В. Н. Лисицына, А. И. Турчинова, Ф. Э. Шереги, В. И. Кушлина,.

Т.Г.Калачевой. Вопросы социального статуса государственных служащих и социальной организации государственной службы в целом разрабатываются Г. В. Атаманчуком, В. Э. Бойковым, С. Ю. Наумовым,.

— провести анализ социальных проблем управления практикой обучения государственных служащих;

— выявить основные факторы социального управления обучением государственных служащих на региональном уровнеопределить роль социологической диагностики и социологического мониторинга как средств научного обеспечения социального управления системой профессионального обучения государственных служащих;

— разработать методические основы проведения мониторинга и социологической диагностики системы управления обучением государственных служащих в регионе.

Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные принципы изучения общественных явлений и социологические концепции управленческой деятельности. Теоретическую основу исследования составили принципы системного анализа социальных явлений, принципы структурно-функционального анализа социальных систем, обоснованные в работах Т. ПарсоНса, Р. Мертонаконцепция управления как типа социальной деятельностипостулаты теории организации о функционировании сложных систем. Базовой методологической основой диссертации явилась теория систем в применении к системам социальной природы и концепции социального управления. Эта методологическая основа характеризуется следующими принципиальными положениями:

— признание системного характера управленческой деятельностивыделение общей функций управления — достижение желаемого состояния объекта управлении, а также частных функций отдельных видов управленческой деятельности;

— социологическая интерпретация управления как вида социального взаимодействия, предполагающего активность как субъекта, так и объекта управления;

— эволюционистская трактовка управления в целом и процесса социального управления в частности, позволяющая объяснить современное состояние объекта управления на основе анализа ранее произведенных управленческих воздействий;

— признание научного обеспечения в качестве важнейшего условия управления сферой подготовки государственных служащих.

Эмпирическую и документальную базу исследования составили:

• результаты социологического исследования государственных служащих органов исполнительной власти 16 субъектов Российской Федерации, (ноябрь 2003 г., опрошено — 1076 респондентов). Выборка общероссийская, многоступенчатая, репрезентирующая генеральную совокупность государственных служащих федеральных и региональных органов власти по основным показателям должностного и социально-демографического состава, зафиксированным Госкомстатом РФ на 1 января 2002 года;

• результаты пилотажного социологического опроса слушателей РАГС при Президенте РФ, проведенного социологическим центром РАГС (декабрь 2001 г., объем выборки — 520 респондентов);

• результаты пилотажного социологического опроса студентов факультетов заочного и вечернего отделений РАГС при Президенте РФ, проведенного социологическим центром РАГС в марте 2006 г. (объем выборки — 446 респондентов);

• результаты социологического опроса «Профессиональная подготовка государственных служащих в Сахалинской области», проведенного автором (июнь 2006 г., объем выборки 350 респондентов);

А.Е.Лукьяненко, П. А. Марченковым, Л. А. Калиниченко, А. И. Кравченко. Социологические аспекты социального управления и профессионального обучения государственных служащих рассмотрены в исследованиях С. А. Борщова, И. А. Кузьмина, А. И. Кравченко, Ф. И. Шаркова, Н. А. Волгина, Е. В. Худенко, Б. Т. Пономаренко, Р. Е. Тихонова, в работах А. И. Пригожина.

Однако среди российских исследователей лишь в немногих публикациях авторы рассматривают социальную проблематику в системе управления профессиональным обучением кадров государственной службы. Существует значительный пробел в определении механизмов социального управления системой подготовки государственных служащих, разработке структуры и элементов сферы обучения государственных служащих федерального и регионального уровней как социальной системы, определении целей и содержания непрерывного образования государственных служащих, реализуемого на основе концепции социального управления, определении социальных показателей практики подготовки кадров государственных служащих, осуществляемой различными учреждениями на региональном уровне.

Объект исследования — практика профессионального обучения государственных служащих.

Предмет исследования — механизмы социального управления практикой профессионального обучения государственных служащих органов исполнительной власти.

Цель диссертационного исследования — определение состояния, выявление проблем и путей повышения эффективности практики профессионального обучения государственных служащих.

Задачи диссертационного исследования: определить содержание управления профессиональным обучением государственных служащих исполнительных органов власти;

• законодательные и нормативные акты Российской Федерации;

• данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Сахалинской области по изучаемой теме за последние годы;

• материалы текущего архива органов региональной власти в Сахалинской области по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современное состояние практики профессионального обучения кадров государственной службы характеризуется низкой эффективностью. Она проявляется в недостаточном соответствии профессиональных и личностных качеств государственных служащих, прошедших подготовку по соответствующим направлениям профессионального обучения, современным требованиям государственной службы.

2. Повышение эффективности деятельности системы подготовки государственных служащих невозможно только на основе нормативно-правового регулирования ее деятельности. В значительной степени решение этой задачи зависит от использования средств социального управления при планировании и оценке деятельности данной системы.

3. Управление системой подготовки кадров государственных служащих является комплексным, системным видом социальной деятельности, в которой активными сторонами выступают как субъект, так и объект управления.

4. На региональном уровне управления существуют необходимость и возможности для внедрения социологической диагностики и социологического мониторинга в управление практикой подготовки кадров государственных служащих.

5. Приоритетная задача социологической диагностики практики подготовки государственных служащих на региональном уровне состоит в определении параметров текущей деятельности системы на основе совокупности качественных и количественных индикаторов.

6. Социологический мониторинг практики подготовки государственных служащих на региональном уровне служит средством определения динамики изменений системы, тенденций и факторов этих изменений, оценки общей эффективности деятельности системы, прогнозирования и моделирования ее развития.

7. Функции управления практикой подготовки кадров государственных служащих на региональном уровне необходимо и возможно интегрировать в рамках координационного центраУправления государственной службы и кадров аппарата администрации области.

8. Создание координирующего центра и внедрение средств социального управления практикой подготовки государственных служащих на региональном уровне способно повысить общую эффективность кадровой политики и адаптировать ее к условиям конкретного региона.

Научная новизна диссертационного исследования.

• Конкретизировано содержание управления системой профессионального обучения государственных служащих: это интерактивная коммуникация, согласующая усилия субъекта и объекта обучения для достижения общей цели. Выявлены «структура» и «инфраструктура» профессионального обучения государственных служащих. Первая определена как целостная упорядоченная совокупность институциональных, организационных и нормативных элементов системы образования государственной службы. Вторая рассматривается как совокупность ресурсных, технологических, управленческих компонентов, определяющих состояние практики профессиональной подготовки государственных служащих.

• Обоснован тезис о необходимости интеграции социологических средств в управление практикой профессионального образования кадров государственной службы. Предложен механизм реализации социологической диагностики и социологического мониторинга в практике профессионального образования кадров государственных служащих на региональном уровне с целью получения оперативной и достоверной информации об их квалификационном уровне.

• Выявлена специфика факторов социального управления в практике обучения государственных служащих в условиях Сахалинской области. Определены факторы: неполнота нормативно-правовой средыорганизационная разобщенность системы профессиональной подготовки кадров государственных служащихдефицит научно-информационных и учебно-методических ресурсов и определено их влияние на эффективность подготовки кадров государственных служащих.

• Разработана методика социологической диагностики и социологического мониторинга в практике обучения кадров государственной службы в условиях региона. Предложен механизм взаимодействия элементов системы управления обучением государственных служащих в органах исполнительной власти Сахалинской области.

• Определены приоритетные направления в управлении практикой обучения кадров государственных служащих в Сахалинской области: изменение организационной структуры управления подготовкой кадровсовершенствование планирования, контроля и оценки эффективности подготовки кадров.

• В рамках концепции оптимизации практики обучения государственных служащих предложена организационная модель управления обучением кадров государственных служащих в Сахалинской области и раскрыты ее функциональные возможности.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены репрезентативностью исходной и вторичной эмпирической информации, применением адекватных методов теоретического осмысления и эмпирической обработки социальной информации, соблюдением принципов и логики построения доказательств, практической апробацией работы. Надежность эмпирической базы исследования определяется репрезентативностью выборок проведенных исследований, а также соблюдением требований методики социального исследования.

Научные выводы и практические результаты автора базируются на широкой базе законодательных актов, аналитических и инструктивных материалах органов власти разного уровня, данных социологических исследований, теоретических разработках отечественных и зарубежных исследователей.

Практическая значимость исследования. Выводы и предложения, обоснованные в диссертации, вносят вклад в дальнейшую разработку концепции социального управления практикой обучения государственных служащих в современных условиях. Основные положения и результаты настоящей работы использованы при разработке концепции кадровой политики и программы развития системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих в Сахалинской области.

Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы при разработке стратегии деятельности образовательных учреждений системы подготовки кадров государственных служащих. Предлагаемая автором система социологической диагностики и социологического мониторинга как инструментов социального управления может быть использована при организации управления системой подготовки государственных служащих на уровне субъекта федерации.

Апробация работы. Основные положение, результаты и выводы диссертационного исследования изложены на конференции молодых ученых Сахалинского государственного университета, посвященной актуальным проблемам социально-экономического положения региона (СахГУ, 2006), опубликованы в виде двух брошюр и двух авторских статьях. Практическая апробация работы производилась при чтении курсов «Теория управления», «Управление персоналом» в Сахалинском государственном университете.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии РАГС при Президенте Российской Федерации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная экономическая и правовая действительность выдвигает новые требования к работникам органов государственного управления, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки. Ныне действующая система подготовки кадров государственных служащих нуждается в серьезной модернизации в соответствии с современным пониманием целей и задач государственной службы. Реформа системы подготовки специалистов государственной службы не может не опираться на научно обоснованную концепцию сущности профессиональных и личностных качеств современного государственного служащего и соответствующего ей содержания образования специалиста-управленца.

Теоретическая разработка содержания и приоритетов подготовки специалиста государственного управления остается одной из дискуссионных проблем требующей серьезного научного исследования. Сохраняет свою актуальность проблема оценки эффективности подготовки кадров государственной службы в условиях современной системы государственного управления в Российской Федерации. В современной управленческой науке остается дискуссионным вопрос о путях повышения эффективности подготовки государственных служащих в специфических условиях регионов, являющихся субъектами Российской Федерации. По мнению автора настоящего исследования, решение указанных актуальных научных и практических проблем требует привлечения возможностей социального управления.

Необходимость активизации средств социального управления обосновывается пониманием сущности управленческой деятельности как вида социальной практики и способа взаимодействия социальных субъектов. Длительное время в управленческой науке господствовали технократические и экономические трактовки управления. По мнения автора диссертационной работы управление должно рассматриваться с позиций социологического подхода как тип социального взаимодействия, в котором представлены одновременно социальные, экономические, культурные и институциональные детерминанты. Исходя из этого, управление социальными системами, в том числе системой профессиональной подготовки кадров государственной службы должно принимать во внимание многофакторность модели управленческого взаимодействия. Представляется, что наиболее продуктивным концептуальным подходом к изучению образовательной сферы государственной службы является системный подход в его социологической интерпретации, представленной структурно-функциональным подходом.

Рассмотрение сферы профессиональной подготовки кадров государственных служащих Российской Федерации с позиций системного подхода позволяет обнаружить ряд системных отклонений и противоречий в ее деятельности. Специфика сложившейся ситуации, по мнению автора диссертации, заключается в том, что нормативная среда, организационная структура и инфраструктура системы подготовки государственных служащих слабо согласованы между собой, что приводит к дисфункциям института государственной службы. Примерами таких отклонений являются: слабая адаптированность содержания подготовки государственных служащих к практическим условиям управленческой деятельностинеподкрепленность многих законодательных актов, регулирующих сферу обучения государственных служащих, соответствующими организационными механизмами и ресурсаминизкая эффективность кадровой политики на федеральном и местном уровне. Преодоление указанных и других проблем низкой эффективности управления системой подготовки и переподготовки государственных служащих требует осуществления системы мер, сочетающей методы правового, организационного и социального регулирования деятельности указанной системы.

На региональном уровне управление системой подготовки кадров государственной службы должно принимать во внимание специфические социокультурные, организационные и нормативно-правовые факторы деятельности учреждений рассматриваемой системы. На основе анализа особенностей кадровой политики органов исполнительной власти Сахалинской области удалось выяснить, что низкая результативность системы подготовки и переподготовки государственных служащих в значительной степени определяется объективными факторами, такими, как недостаток специализированных образовательных и учебно-методических центров, высокая подвижность организационной среды, дефицит преподавательских кадров, имеющих практический опыт) управления. Вместе с тем низкая эффективность деятельности системы профессиональной подготовки государственных служащих обусловлена рядом субъективных факторов, таких, как сложившиеся стереотипы принятия управленческих решений, преобладание неформальных практик осуществления кадровой политики, низкий уровень компетентности некоторых руководителей, недостаточная мотивация части управленцев к повышению своей квалификации и профессиональному росту. В связи с выявленными особенностями, автор диссертационного исследования полагает, что региональная система подготовки кадров государственной службы должна быть реформирована ч на основе осуществления комплекса мер нормативно-правового, организационногонаучно-информационного и учебно-методического характера.

В работе обосновывается необходимость изменения содержания и структуры управления системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Сахалинской области. Изменение содержания управления образовательной сферы государственной службы на региональном уровне предлагается произвести за счет привнесения методов социального управления: внедрения социологической диагностики, социологического мониторинга и социального прогнозирования системы на основе совокупности количественных и качественных показателей.

В сфере изменения структуры управления практикой подготовки государственных служащих предлагается создать механизм координации деятельности различных учреждений и организаций профессиональной подготовки государственных служащих. Поскольку социальное управление в широком смысле представляет собой управление всеми общественными процессами, то базовую модель социального управления профессиональной подготовкой государственных служащих можно представить в виде схемы взаимосвязей объекта и субъекта управления, взаимодействующих с внешней общественной и природной средой и поддерживающих каналы прямой и обратной связи. Механизм приведения в действие такой модели для исследуемой сферы включает в себя социальное планирование, социальное проектирование, социологическую диагностику и социологический мониторинг подготовки кадров государственной службы.

На основе структурного описания управления рассматриваемой системой подготовки государственных служащих представляется возможным произвести частичное перераспределение функций I различных подразделений, выделив координационный центр Управления государственной службы и кадров аппарата администрации Сахалинской области. Функции координационного центра Управления государственной службы и кадров аппарата администрации Сахалинской области в предлагаемой модели включают в себя:

• планирование процесса обучения государственных служащихопределение потребностей в специалистах по различным профилям и квалификациям;

• анализ возрастной и профессиональной структуры персонала государственного управления;

• анализ образовательных программ учебных заведений и центров, осуществляющих подготовку государственных служащих;

• определение первоочередных направлений обучения и повышения квалификации кадров государственного управления региона;

• составление планов обучения и повышения квалификации государственных служащих;

• проведение аналитической работы по изучению деятельности системы профессионального обучения кадров и оценке имеющегося в регионе кадрового потенциала государственного управления.

Часть указанных функций в настоящее время выполняется автономно различными структурными подразделениями областной администрации, а другая часть не предусмотрена действующей системой управления профессиональной подготовкой государственных служащих. В случае сосредоточения названных функций в едином управленческом и координирующем центре, они могут быть реализованы в систематическом и более полном виде. Предлагаемые меры, по мнению автора диссертационного исследования, позволят эффективно решать задачи управления системой подготовки и переподготовки кадров государственных служащих в условиях Сахалинской области.

Дальнейшее развитие институциональной и нормативной среды государственной службы, происходящее в связи с административной реформой, а также изменения в сфере государственного управления требуют выработки научно обоснованной, перспективной кадровой политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. В связи с этим возникает потребность в дальнейшем углубленном изучении природы государственного управления, задач профессиональной подготовки государственных служащих и выборе оптимальных моделей государственной службы с учетом национальных и региональных особенностей Российской Федерации. Указанные проблемы могут быть решены на основе интеграции исследовательских подходов управленческих, социологических и правовых дисциплин, тщательного анализа региональных условий функционирования института государственной службы.

Настоящее диссертационное исследование не ставило своей целью решение столь масштабных задач реформирования государственной службы. Тем не менее, в рамках поставленной в диссертации проблемы исследования управления практикой обучения государственной службы были получены результаты, позволяющие считать цель и задачи г" i. исследования успешно реализованными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: Сборник законодательства по конституционному праву. — Ростов н/Д: Феникс. -1997.-736 с.
  2. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119 ФЗ // СЗ РФ.- 1995.- № 31.-Ст. 2990.
  3. О высшем и послевузовском образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ.- 1996.- № 35.- Ст. 4135.
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063-
  5. О системе квалификационных разрядов государственных служащих, основаниях и порядке их присвоения: Закон Сахалинской области от 8 сентября 1998 г. № 80 // В СОД.- 1998.- № 14.- С. 12 14.
  6. О реестре государственных должностей Сахалинской области: Закон Сахалинской области от 8 сентября 2000 г. № 203 // В СОД.- 2000.- № 25.-С. 6−25.
  7. Об организации целевого набора студентов и учащихся в высшие и средние учебные заведения: Постановление губернатора Сахалинской области от 15 июня 1993 г. № 124 // Документы текущего архива Администрации Сахалинской области (ДТА АСО).
  8. Об утверждении Положения об отделе по вопросам государственной службы, кадров и наград: Постановление губернатора Сахалинской области от 1 июля 1997 г. № 291 // ДТА АСО.
  9. Об утверждении программы подготовки нормативно-правовых актов по реализации Кодекса государственной службы Сахалинской области: Постановление губернатора Сахалинской области от 10 ноября 1997 г. № 534 // ДТА АСО.
  10. Об утверждении Договора между Дальневосточной академией государственной службы и администрацией Сахалинской области: Распоряжение губернатора Сахалинской области от 12 февраля 2002 г. № 60-ра // ДТА АСО.
  11. Административно-политическая элита региона: Социологический анализ. Ростов-на-Дону, 1995. — 71 с.
  12. А.Г. Управление и эффективность. М., 1981.
  13. Американская экономика: человек, технических прогресс и предпринимательство. М.: Наука, 1993. — 240 с.
  14. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути реформирования. М.: Экономика, 1991. — 352 с.
  15. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М. Д989.
  16. Г. В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000. -56 с.
  17. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. -М.: ОМЕГА-Л, 2004.
  18. Г. В. Управление фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. — М.: Экономика, 2002.
  19. Г. В. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации // Вестник Государственной службы. М.: 1992.- С. 11−17 с.
  20. Г. В. Базовые концепции государственной службы в РФ// Ежегодник РАГС. М. Д 995-
  21. В.Я. Подготовка управленческих кадров для государственной службы. Монография. М.: ГУУ, 2000. — 182 с.
  22. В.Г. Системность и общество. -М., 1980.
  23. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1981-
  24. А.А. Проблемы взаимодействия уровней власти в оценках научной и административной элиты. Ростов-на-дону: Изд-во СКАГС, 2002.-24 с.
  25. А.Б. Управление карьерой государственного гражданского служащего (социологический анализ): Дис. .канд. социол. наук. -М.:РАГС, 2006.- 172 с.
  26. Н.М. Кадровый потенциал органов власти: опыт социологического анализа. Хабаровск: Издательство ДВАГС, 2002. С. 101.
  27. Н.М. Кадровый потенциал госслужбы: региональный аспект// Социология власти. 2004. — № 1. С.131−153.
  28. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970.
  29. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.
  30. Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования. — 1993. — № 8. С. 101−107.
  31. Bertalanfi L. an Outline of System Theory- British J. For Phil. Sci. 1950.73 .Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). В 3-х тт. -М., 1905−1921.
  32. Болыпой толковый социологический словарь Collins. / Под ред. Д. Джерри, Дж. Джерри. Том 1. М.: Вече, 1999. С. 141.
  33. В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социологические исследования. -2003. № 9. — С. 85−90.
  34. В.Э. Социально-политические факторы развития российского общества//Социс. 1995.-№ 5. С.45−56.
  35. В.Э., Забродин Ю. М. Переподготовка и повышение квалификации государтвенных служащих и эффективность их работы. -М.: РАГС, 2000.
  36. А.Е. Государственная служба: взгляд изнутри// Социология власти. -2004. № 1. С. 65−78.
  37. М. Вебер Избранные произведения. М., 1991.
  38. Н. Кибернетика или управление и связь в животном мире и машине: Пер. с англ. М.: Советское радио, 1968.
  39. Н. Кибернетика и общество. М.:ПЛ, 1958-
  40. Н. Человек управляющий: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
  41. В.П., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение. М., 1972.
  42. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2001. -528 с.
  43. Н.А. Японский опыт подготовки и стимулирования труда госслужащих и перспективы его использования в России // Государственная служба. 1997. — № 0. — С. 66 — 70.
  44. А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: (опыт ФРГ). -М.: Дело, 1992. 172 с.
  45. Высший административный персонал на пути к общеевропейскому дому: стратегия, организация, методы обучения и развития. М.: Ротапринт. Изд., 1993. — 249 с.
  46. Е.М. Социологические методы изучения служебных коллективов сотрудников ОВД: Лекция. Домодедово, 1995. — 21 с.
  47. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. Под ред. С. В. Пирогова. М.: РАГС, 1996.-252 с.
  48. Государственная служба. Исполнительная власть: структура, функции. Вып. 16.-М, 1997.
  49. Государственная служба. Карьера и профессиональный рост. Вып. 14. -М., 1996.
  50. Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. -Хабаровск: Изд-во Дальневосточной академии гос. службы, 1996. -190 с.
  51. Государственная служба. Вып. 2: Кадровая политика: Зарубежный опыт. М.:РАГС, 1995. — 117 с.
  52. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып. 2. -М.: РАГС, 1996.-232 с.
  53. Государственная служба и государственные служащие во Франции. -М.: Нац. Центр подготовки территориальных кадров, 1994. 162 с.
  54. Государственная служба и государственные служащие во Франции. -М.: М-во иностранных дел, 1996. 166 с.
  55. Государственная служба и гражданское общество в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ. Материалы социологического исследования (1−7 октября). М., 2003
  56. Государственный служащий как человек и профессионал: Информ. бюл. № 2/ РАГС при Президенте РФ. Центр подготовки гос. служащих. Под ре. В. Э. Бойкова. М., 1996. — 76 с.
  57. Государство, общество, реформы// Россия: вызовы времени и пути реформирования. М., 1998. С.62−65.
  58. С.Ф., Фролов Б. И., Ефанова О. А. Расчет потребности в обучении государственных служащих исполнительных органов власти РФ // Социология власти. М.: РАГС, 1997. — С.35−50.
  59. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1998.
  60. М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело, 1993. — 207 с.
  61. А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М.: Дело и Сервис, 2004. 458с.
  62. А.А. Правовое регулирование государственной службы: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 1998, № 7. С. 5−9.
  63. Г. А. Методология диагностики. Киев, 1970.
  64. Диагностика социальная // Краткий словарь по социологии.1. М., 1988.
  65. Л.И., Щербина В. В. Опыт оценки деловых и личностных качеств руководителя среднего звена по нормативным критериям // Социологические исследования. 1984. — № 1.
  66. В.К. Реформирование государственной службы // Материалы методологического семинара. -М.: ЮНИТИ, 2001.
  67. О.А. профессионализм кадров органов исполнительной власти: уровень, мотивация к учебе, повышение квалификации // Социология власти. -2004. -№ 1.-С. 116−131.
  68. А.А. Становление государственной службы субъекта Российской Федерации: социальные и организационно-управленческие основы (по материалам Ленинградской области): Дис.. канд. социол. наук. -М.:РАГС, 1997. 144 с.
  69. Г. П. Персонал местной администрации: социологические проблемы становления. Ростов-на-Дону, 1994. — 115 с.
  70. Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. М.: Луч, 1993. — 258 с.
  71. Г. И. Тенденции развития государственной службы за рубежом // Государственная служба. 1997. — № 10.- С. 71−76.
  72. В.Н., Лесников Г. П., Зайченко В. Л. Проблемы информатизации социального пространства (механизмы сбалансированности федеральных и региональных программ). -М., 1994.
  73. Иванцевич Джон М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993. — 304 с.
  74. Кадровая политика и государственная служба. М.: РАГС, 1996. -21 с.
  75. Кадровый маркетинг: Технология набора и отбора кадров для государственной службы. Новосибирск, 1996. — 114 с.
  76. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону: Литера-Д, 1994.-208 с.
  77. Кадровое программирование: содержание, организация, проблемы. -М., 1993.
  78. P.M. Женщина на государственной службе: современная политика и перспективы. -М.: РАН, 1996. 163 с.
  79. Л. Вузовское образование в оценках студентов// Социологические исследования. 1999. — № 4. — С.95−101.
  80. В.И. Искусство управления. М., 1997.
  81. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. 1992. — № 12.
  82. И.А. Социальный мониторинг: сущности, проблемы, предположения. Черкассы: Инкос, 1993. — 31 с.
  83. Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Н. Новгород: ИВВАГС., 1998. — 189 с.
  84. Т.А., Мальцев В. А., Слепцов Н. С. Подготовка кадров госслужбы России: этап становления. Москва — Н. Новгород, 1995. 45 с.
  85. Л.А. Социальная организация государственной службы. М.: РАГС, 2000. — 223 с.
  86. В.А. Правовые основы государственного управления. М.: Дело и сервис, 2004. 429с.
  87. М.А. Оптимизация индивидуальной работы с персоналом в государственной службе: Дис. .канд. психол. Наук. -М.: РАГС, 2002. 149 с.
  88. В.В. Престиж государственной службы в социокультурном аспекте. М.: РАГС, 2004. — 195 с.
  89. В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Социология власти. 2004. — № 1, С.96−116.
  90. К. Вопросы управления. Пер. с англ. М. Д981.
  91. А. Управление на уровне Субъектов Федерации // Государственная служба. 1999.- № 2(4). — С. 81- 86.
  92. Г., О. Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. Т.1,2. М. Д981.
  93. И.А. Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ. Дис.. канд. Социолог. Наук. М. РАУ, 1994.
  94. А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. — № 8. С. 35.
  95. Н. Качественные изменения в системе профессиональной переподготовки // Государственная служба. -1999.- № 3(5).-С. 71 -74.
  96. В.И., Демидов Ф. Д. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: К разработке концепции системы // Ежегодник-95: Государственная служба России. М.: РАГС, 1996. С. 32- 34. 13.2.
  97. О кадрах федеральных органов исполнительной власти: Информационно-аналитическая записка. // Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: Сб. нормативных и методических материалов. Выпуск. III.- М.: ГАУ, 1998.- 213с.
  98. Е.А. Социокультурные основания государственной службы// государственная служба России: проблемы становления и развития: материалы методологического семинара. М.: РАГС, 2001.-С.147−151.
  99. .М. Государственная служба // Государство и право. -1997.- № 3.-С. 9−14.
  100. Levin К, Field Theory in Social Science. New York, Harper Row, 1959.
  101. A.E. Совершенствование управления персоналом государственной службы (структурно функциональный аспект): Дис. .канд. филос. Наук. -М.: РАГС, 1996. — 171 с.
  102. В.А. Государственный служащий современного типа. -Москва-Н. Новгород, 1995. 185 с.
  103. В.А., Марченков П. А., Калачева Т. Г. Социологический подход к анализу проблем профессионализма государственных служащих. М., 1997.
  104. М. Технология и эффективность социального управления. Пер. с болг. М., 1982.
  105. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 25.
  106. И.П. Какой руководитель нам нужен. М.: Экономика, 1993.- 175 с.
  107. П.А. Управление профессионально-личностным развитием государственных служащих субъекта федерации: социологический анализ (на материалах Нижегородской области). Дис.. канд. Социолог. Наук. -М.: РАГС, 1998.
  108. Материалы по системе психолого акмеологического обеспечения деятельности, отбора, подготовки и аттестации управленческих кадров. — М.:РАГС, 1994. — 36 с.
  109. А.В., Шарков Ф. И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. М.: Прометей, 2003.
  110. О.С. Высшее образование в системе социального управления: Дис. .канд. социол. наук.- М.:РАГС, 1997. 147 с.
  111. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 1996. — 287 с.
  112. Мониторинг кадров государственной службы // Социология власти. -М., 1997. № 4−5.
  113. Направленность и потенциал кадров государственного управления: Опыт пилотажного психолого-социологического исследования). Под общ. ред. Ж. Т. Тощенко и Ю. М. Забродина. -М.:Луч, 1993. 134 с.
  114. Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения, зарубежный опыт. М.: Наука, 1992. — 126 с.
  115. С.Ю. Социальный статус государственного служащего. -М.:РАГС, 1999.- 159 с.
  116. Г. Д. Разработка и внедрение социальных технологий в производственном коллективе. Дис.. канд. Соц. Наук. -М., 1990.
  117. А.Ф. Государственная служба. М.: Статут, 1999. — 592 с.
  118. Основы менеджмента. Науч. редактор А. А. Радугин. М.: Центр. 2000.- 432 с.
  119. Е.В., Анисимов В. М. Книга работника кадровой службы. -М.: Экономика. 1998.- 494 с.
  120. Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 1−3. М.: РАУ, 1994.-402 с.
  121. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. -М.: Госком РФ по высшему образованию, 1995. -88 с.
  122. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. М.: Дело, 1996. — 239 с.
  123. Политическая элита: состояние и перспективы становления. Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.:Луч, 1993. — 104 с.
  124. В.А. Управление персоналом организации на этапе становления рыночных структур: Дис.. канд. экон. наук. М.-.РАГС, 1997.-163 с.
  125. .Т. Профессиональное образование в условияхперехода к рынку. Донецк: ИЭП НАЛ Украины, 1994. — 55 с.
  126. .Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования. М.: Лотос, 1995. — 240 с.
  127. Пашков А. С, Иванкина Т. В, Магницкая Е. В. Кадровая политика и право. М.: «Статут». 1998.- 129с.
  128. Послание РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета -2003.-№ 93. 17 мая.-С. 4.
  129. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2005. — № 86. 26 апреля. — С. 4.
  130. Попов А. С, Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. Л, 1972.
  131. Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих и эффективность их работы. Под ред. В. Э. Бойкова и Ю. М. Забродина. -М.: РАГС, 2000. -182с.
  132. А.И. Социология управления. М, 2002.
  133. А.И. Перестройка, переходные процессы и механизмы. -М., 1990.
  134. Пригожин И, Стенбергс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. 3-е изд. М.: Эдитория УРСС, 2001.
  135. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. М.:РАУ, 1994. — 11 с.
  136. Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России. Екатеринбург: Свет, 1995. — 100 с.
  137. Профессионализм в системе государственной службы Ростов-на-Дону, 2003.
  138. Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Ежегодник-95. М.:РАГС, 1996. — 245 с.
  139. Психология профессиональной подготовки. СПб.: Изд-во СПб. университета, 1993.- 171 с.
  140. Региональная государственная служба: проблемы, опыт, социологический анализ. Ростов-на-Дону, 1996. — 195 с.
  141. Самоорганизация, организация, управление. М., 1998.
  142. Н.К. Социологический мониторинг: вопросы теории и практики// Социология и проблемы перестройки. 4.2. JI., 1988.
  143. И.М., Аверин Ю. П. Основы социального управления. -М., 1991.
  144. Crozier М. Bureaucratic phenomenon. London: Tavislick, 1974.
  145. Социальное управление. Словарь. М., 1994.
  146. Социальное управление: Курс лекций. М., 2000.
  147. Социально-организационные основы государственной службы. Под. ред. В. Л. Романова. М.: РАГС, 2005. — 271 с.
  148. Социальные технологии: толковый словарь. М.-Белгород, 1995.
  149. Социальный механизм государственного управления. Сб. материалов и выступлений участников Межкафедр, исслед. По материалам проведения Второй научной сессии, 19 мая 1994 г.).- М.: РАГС, 1995.-241 с.
  150. Социология государственной службы: терминологический словарь-справочник. Под ред. Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 1996.- 127 с.
  151. Современная государственная кадровая политика и эффективность управления. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1998. — 119 с.
  152. Социологическое обеспечение государственной службы. Под. ред. В. Э. Бойкова. М.: РАГС, 1996. — 224 с.
  153. Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М. 2001. -264с.
  154. Статистический словарь. Под. Ред. М. А. Королева. М.: Советская энциклопедия, 1988.
  155. Ю.Н. Методология врачебной диагностики и прогноза. Киев, 1986.
  156. JI.H., Аверин А. Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.
  157. В.А. Кадровый потенциал государственной службы: критерии оценки, состояние и пути развития // Социология власти. -М.: РАГС, 1997. № 3. С. 24−35.
  158. Тенденции развития и роль сферы образования: Экономический и социальный аспекты. М.: Юрист, 1994. — 154 с.
  159. Р.Е. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М.: РАУ, 1993. — 72 с.
  160. С. Профессиональная среда государственной службы // Государственная служба. 2004. — № 5. С.56−61.
  161. B.C. Информация // Энциклопедический социологический словарь.-М., 1995. 939 с.
  162. .Т. Сущность социального управления // Проблемы социального управления. -М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 193−196.
  163. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа)// Социс, 1997-
  164. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. -М.: Дело, 2000.-48с.
  165. А.И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики: Дис. .д-ра социол. наук. М.: РАГС, 1998. — 388 с.
  166. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 272 с.
  167. Управление государственной службой Российской федерации/ Под ред. А. И. Турчинова. М.:РАГС, 2004. — 380 с.
  168. Управление персоналом. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. -45с.
  169. Управление персоналом государственной службы. Под ред. Е. В. Охотского. М.: РАГС, 1997. 536 с.
  170. М.В. Социология управления. М.: ИНФРА- М, Новосибирск: НГАЭиУ. 2001.- 144 с.
  171. Н. Что лучше: учить или переучивать // Государственная служба.-2000.- № 2(8).- С. 104−110.
  172. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  173. А.И. Синергетика и социальное управление. М., 1998
  174. А.И. Синергетика, философия, культура. М., 2001.
  175. .С. Самоуправляемые системы и причинность. -М., 1972.
  176. P.M. Энциклопедия социального управления. Т. 5. -М., 1995
  177. А. Общее и промышленное управление. М., 1923.
  178. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М., 1992.
  179. Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003−2005 гг). М.:РАГС, 2003.
  180. В.П. Социальная деятельность как система. -Новосибирск, 1981.
  181. С.С. Социология. М.: Гардарики. 2000. — 344 с.
  182. Г. Синергетика. Пер. с англ.- М., 1980.
  183. А.А. Социология кадрового обеспечения органов власти. -Орел, 1998.
  184. Е.В. Социальный мониторинг в системе управления регионом: Дис. .канд. социол. наук. -М.:РАГС, 1997. 129 с.
  185. С.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих (социологический анализ). Дис.. канд. социолог. Наук. М.: РАГС, 2002.
  186. JI.A. Правовое регулирование служебных отношений на государственной службе: вопросы теории и практики// Журнал российского права. 2005. — № 4. С. 5−14.
  187. Ф.И. Диагностика технология информационного обеспечения социального управления. — М.:РАГС, 2005. — 20 с.
  188. П. Социология социальных изменений. М. Д 996.
  189. Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997.-301 с.
  190. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Академия, 2001. — 463 с.
  191. Г. Манипуляторы сознанием. Пер. с англ. Науч. Ред. Я. Н. Засурского. М. Д980.
  192. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. Дис.. докт. Социолог. Наук. -М.:РАУ, 1993.
  193. Чуб В. Как готовить эффективного управленца // Государственная служба. 2000.- № 2(8). — С.91- 95.
  194. Дж. Введение в кибернетику. Пер. с англ. М. Д956.
  195. Дж. Кибернетика в управлении. М., 1959
  196. О.Б. Заключение аттестации как основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя по Трудовому кодексу РФ // Трудовое право. 2003. N 4. С. 5−7.
  197. А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003, № 8. С. 30−35.
  198. JI.A. Правовое регулирование служебных отношений на государственной службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005, № 4. С. 1 — 5.
Заполнить форму текущей работой