Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении
Изучение литературы по проблеме несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении свидетельствует, что семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется… Читать ещё >
Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА.
Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ОВПДП д. Удмуртский Сурвай Унинского района организована работа по сопровождению детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Современная семья переживает сложный этап — переход от традиционной модели к новой.
Сегодня преобладающий тип семьи — это простые семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведённых женщин и вдовцов, как правило, малообеспеченные. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, преступников и др.
Отсюда вытекает проблема социальной депривации детей, т. е. недостаточности тех или иных условий, необходимых для ребенка. Это во многом связано с трудностями в установлении межличностных отношений, характерными для современного общества. Сложность в установлении контактов со сверстниками и родителями, способствует возникновению у детей неадекватной самооценки и поведения, ощущения одиночества.
Выявление детей, нуждающихся в помощи, должно происходить как можно раньше, а не связываться только с проблемами подросткового возраста. За 12−14 лет своей жизни ребенок, находящийся в такой семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, испортить в психологическом и физическом плане своё здоровье и в конечном итоге перейти в категорию «трудных», педагогически запущенных детей. Но этого можно избежать, увидев такого ребёнка в детском саду, начальной школе. Ребёнок из неблагополучной семьи, семьи оказавщейся в социально опасном положении, обнаруживает себя по внешнему виду, манере общаться и набору лексических выражений, по неуравновешенности психики, неадекватной реакции. Таким детям присуща высокая тревожность, страхи, ребенок боится идти домой и подолгу задерживается в школе. Так он подаёт сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь. В случаях, когда дальнейшее нахождение ребенка в семье опасно для его жизни и здоровья (семьи СОП) либо когда существует риск лишения родителей родительских прав по иным причинам, дети признаются нуждающимися в государственной защите по решению местного исполнительного и распорядительного органа или комиссии по делам несовершеннолетних.
В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
В помощь таким детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в апреле 2013 года в д. Удмуртский Сурвай, Унинского района, Кировской области открылось отделение временного пребывания для детей и подростков. В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в отделении временного пребывания для детей и подростков положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде.
Именно поэтому целью нашего исследования является составление социально — психологического портрета несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении. Для реализации данной цели мы поставили перед собой ряд задач:
1. Изучить причины и признаки социально опасного положения несовершеннолетнего;
2. Рассмотреть социально-психологические особенности несовершеннолетнего, находящегося в СОП;
3. Изучить уровень тревожности и самооценки несовершеннолетнего;
4. Провести анализ социально-психологических характеристик несовершеннолетних отделения временного пребывания для детей и подростков;
Таким образом, об ектом нашей работы является социально психологический портрет несовершеннолетнего в социально опасном положении, а предметом характеристики несовершеннолетних в социально опасном положении. Для реализации поставленных задач мы используем следующие методы работы:
? анализ научной литературы по проблемам и особенностям подросткового возраста;
? наблюдения за поведением подростков в различных жизненных ситуациях, беседы с подростками, а так же с их родителями и педагогами;
? разработку анкеты для диагностики социально — психологических особенностей несовершеннолетнего.
Практическая значимость нашей работы состоит в анализе основных особенностей и проблем несовершеннолетнего в социально опасном положении, на основе которого у нас и получится социально — психологический портрет.
1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета несовершеннолетнего, находящегося в СОП.
1.1 Понятие, причины и признаки социально опасного положения несовершеннолетнего.
социальный несовершеннолетний опасный тревожность Социально опасное положение несовершеннолетнего (СОП) — обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребёнка и пр. Предупредить возникновение СОП помогает система профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, взаимодействие семьи, школы и других воспитательных организаций [8, с. 34].
Согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. № 47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
— воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
— вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
— являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
— пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
— оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях [3, с. 175].
Критерии социального неблагополучия семьи и виды возможной помощи в условиях отделения временного пребывания детей и подростков.
Проблемные семьи, имеющие детей. | Характеристика проблемы. | Признаки неблагополучия несовершеннолетнего. | Виды помощи и поддержки несовершеннолетнего в отделении. | |
Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей. | 1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. 2. Испытывает чувство стыда и страха. 3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами. 4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей. 5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка. | Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя, испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. Индивидуальная работа социального педагога с каждым При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.). обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы" направление ребенка на МППК. Работа коррекционно-реабилитационных команд. | |
Многодетная семья и семьи, где родители не хотят нести ответственность за воспитание детей. | 1. Родители не могут оказать должного внимания каждому из детей в связи со своей занятостью на работе. 2. Родители не хотят нести ответственность за благополучие своих детей. 3. Недостаток средств в семье. | Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т. д. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психолога и социального педагога с ребенком. Медицинское обследование. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время и вовлечение его в занятия по интересам, посещение кружков, проводимых в отделении. | |
Неполные семьи. | ||||
Семья, где временно отсутствует один из родителей. | Если отсутствует мать: — дети не имеют должного ухода; - часто предоставлены сами себе; - их поведение не контролируется. Если отсутствует отец и семья испытывает недостаток средств: Признаки те же, как у тех категорий семей, которые испытывают недостаток средств. | Признаки те же, как у других категорий семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери (отца). Педагогическая и психологическая поддержка детей. Дети вовлекаются в психологические тренинги, с ними проводят занятия, беседы воспитатели, социальные педагоги. | |
Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия; семьи в состоянии развода или после него. | Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка" отсутствие близости и понимания у родителей и детей. | Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Часто такие дети бывают агрессивны. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму. | |
Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей. | Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей. | Ребенок подавлен" замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый бледный вид. | Наблюдения воспитателя, консультации психолога, социального педагога. Рекомендация принятия помощи психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов. Вовлечение детей в кружки. Постановка на учет в ИДН, КДН или детскому наркологу, психиатру. При асоциальном поведении ребенка (агрессивности депрессивность, суицидальность и т. п.), обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы, направление ребенка на МППК. | |
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо рассматривать как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Выявлением социально опасного положения ребёнка занимаются организации и учреждения, которые взаимодействуют между собой:
— комиссия по делам несовершеннолетних;
— органы опеки и попечительства;
— управление образования;
— учреждения образования;
— отдел социальной защиты населения;
— центр социальной помощи семье и детям;
— учреждения здравоохранения;
— органы внутренних дел;
— жилищно — коммунальные службы;
— учреждения по труду и социальной защите;
— отделы записи актов гражданского состояния [26, с. 15].
Ведущую роль в выявлении и организации работы с этой категорией детей выполняют учреждения образования и комплексные центры социального обслуживания населения. Данные учреждения организуют системную работу по раннему выявлению неблагополучия детей с использованием основных критерий и показателей социально опасного положения несовершеннолетних и на основании:
— изучения условий жизни и воспитания детей в семье;
— анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
— анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;
— внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;
— учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования;
— учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
— систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними [33, с. 23].
Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют [29, С. 81−83]:
1. Деструктивная семья отличается, прежде всего, изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок деструктивной семьи — отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами.
2. Распадающаяся семья — семья в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.
3. Распавшаяся семья-семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).
4. Неполная семья-семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца.
5. Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота.
В неблагополучных семьях нередки случае насилия и жестокого обращения с детьми. В большинстве случаев дети скрывают от других людей то, что с ними произошло. Ребёнок испытывает обиду и боль, преобладает тревога и неуверенность, он становится замкнутым и необщительным со сверстниками и взрослыми людьми. Родители так же скрывают жестокое отношение к ребёнку. Существует проблема выявления насилия и жестокого обращения с ребёнком.
1.2 Социально-психологические особенности несовершеннолетнего, находящегося в СОП.
К началу школьного обучения ребенок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления), он активен и ему хочется учиться.
До 11−13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. Очень важно в этом возрасте выявить детей группы риска.
Проведя психодиагностический минимум, мы получаем достаточно большой массив информации, который нуждается в анализе, в том числе с позиции раннего выявления нарушений адаптации и социализации. Для раннего выявления не нужно дополнительных диагностических процедур. Кроме того, получить необходимую информацию можно, используя такой метод, как наблюдение. Наблюдать за ребенком могут учителя, социальные педагоги по предложенной памятке психологом. (см. Приложение № 2).
На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов маркерами СОП, по мнению Н. А. Сакович являются [1]:
· отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);
· наличие «набора» хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;
· высокая тревожность, страхи;
· эмоциональная неадекватность;
· проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, «все плохо», отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);
· наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т. п.);
· неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);
· проявления агрессии (аутоагрессии);
· проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.
Анализируя, таким образом, психодиагностическую информацию, выявляем группу риска и затем с целью определения детей, находящихся в СОП, проводим дополнительное диагностическое обследование. Параллельно проводим анализ семейных взаимоотношений.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения несовершеннолетнего авторы относят: неполную, конфликтную, «асоциальную» (девиантную), формально-благополучную; семьи в которых есть душевнобольные родители.
В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания — безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека [2, с. 11].
Н.В. Клюева, Ю. В. Касаткина [4], считают, что причинами трудностей общения у несовершеннолетних: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Наряду с влиянием наследственности существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания впервые годы жизни и травмы головного мозга, которые в биологическом развитии приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости детей, в слабости защитных и приспособительных механизмов. Так же причиной не адекватного поведения несовершеннолетних может быть оценка. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
В своей работе мы апробировали метод наблюдения, предложенный Проскуровской Оксаной Георгиевной, учителем начальных классов, МБОУ «ООШ № 33», г. Новокузнецка Кемеровской области. Такая методика ведения наблюдения за ребенком проста, позволяет делать достаточно точные выводы, а рекомендации для родителей и педагогов будут действенными.
2. Эмпирические исследования социально-психологических характеристик несовершеннолетних в отделении временного пребывания для детей и подростков.
2.1 Изучение уровня тревожности и самооценки у детей, находящихся в СОП и детей из благополучных семей.
В течение 2013 года специалистами отделения временного пребывания для детей и подростков для детей и подростков оказана сопровождение 142 семьям и 91 несовершеннолетнему, находящимся в социально-опасном положении.
— 87% семей, где родители замечены в употреблении спиртных напитков и, как часто бывает, не надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности;
— 5% семей, где родители замечены в употреблении наркотических веществ;
— 8% семей, где родители замечены в жестоком отношении к своим детям;
— 23% несовершеннолетних, которые имеют проблемы с законом Обслуживаемые семьи состоят на персонифицированном учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Специалисты отделения стараются реализовать следующие задачи социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении:
1. защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
2. оказать посредническую помощь в проведении педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье;
3. организовать коррекционно — профилактическую работу среди детей и подростков;
4. создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Для решения задач соблюдались принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:.
1. Принцип индивидуального подхода — реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учётом особенностей семьи и несовершеннолетних.
2. Принцип законности — предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей и несовершеннолетними.
3. Принцип комплексности — предполагает реализацию системного подхода в работе с семьёй и несовершеннолетними.
4. Принцип взаимодействия — определяет порядок работы с семьей и несовершеннолетними всех компетентных структур.
5. Принцип ответственности — предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
Комплексное обслуживание семей и подростков, находящихся в СОП, требует выполнения общекомандных задач, направленных на профилактику рецидивов нарушения законодательств со стороны подростков и родителей, семьи которых состоят на персонифицированном учёте в КДН, а также организацию жизнедеятельности семей «риска».
Преимущественные формы работы специалистов отделения с несовершеннолетними и семьями, находящимися в СОП, — индивидуальные консультации, в процессе которых специалист всестороннее изучает жизненную ситуацию в семьях и старается сформировать умения и навыки самостоятельного решения социальных проблем.
Таким образом, анализируя работу специалистов отделения временного пребывания для детей и подростков в целом, можно выделить следующие проблемы:
— по причине экономической нестабильности современной жизни, падения нравственных устоев и традиций воспитания растет число семей, находящихся в социально опасном положении;
— выявление, определение данных семей специалистами, оказание им правовой помощи крайне недостаточно для того, чтобы семья приобрела навыки и умения для самостоятельного решения трудной жизненной ситуации;
— для оказания таким семьям эффективной помощи необходимы такие формы работы, которые позволяли бы данным семьям приобретать педагогическую и психологическую грамотность для решения проблем в воспитании детей; использовать приобретенные навыки и умения в самостоятельной жизни.
Следовательно, необходимо сделать вывод о необходимости более глубокого изучения социально-психологического портрета несовершеннолетних, находящихся в СОП. Для чего на базе ОВСДП было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании принимали участие 40 подростков в возрасте 13−14 лет.
Исследование проводилось одновременно с группой испытуемых. Ребят рассадили за отдельные парты, чтобы они не могли совещаться и подсматривать выборы друг у друга.
2.2 Анализ социально-психологических характеристик несовершеннолетних отделения временного пребывания для детей и подростков.
По результатам диагностики проведенной методики А. Е. Личко нами были выявлены типы акцентуаций характера. Для сопоставления, полученные данные по каждой шкале были составлены диаграммы отраженные на рис. 1,2.
Рис. 1. Типы акцентуаций характера учащихся экспериментальной и контрольной групп По данному рисунку видно, что у контрольной группы выявились следующие типы акцентуаций характера: 4 — гипертивных типа; 10 — эпилептоидных типа; 2 — неустойчивых типа; 4 — эпилептоидно-неустойчивых типов.
По рисунку 1 видно, что у экспериментальной группы испытуемых проявились следующие типы акцентуаций характера: 5 — гипертивных типов; 10 — эпилептоидных типа; 2 — неустойчивых типа; 3 — эпилептоидно-неустойчивых типов.
Эпилептоидный тип проявился у 10-ти испытуемых из контрольной группы и у 10-ти учащихся из экспериментальной группы. Анализ суждений показал, что у большинства из 18 бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим. По теме «отношение к друзьям» превалирует суждение, что многие испытуемые верят дружбу с выгодой. У 4 из 16 подростков было суждение, что жизнь научила их не быть откровенными даже с друзьями. Но хотя многие испытуемые мечтают о таком друге, который сумел бы их выслушать, подбодрить, успокоить.
По теме «отношение к спиртным напиткам» у всех 20-ти испытуемых предполагается склонность к алкоголизации: «люблю выпить в веселой, хорошей компании; спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения».
Из списка суждений «отношение к приключениям и риску» испытуемые выбрали, что они любят всякие приключения, охотно идут на риск.
Подростки выразили следующее отношение к правилам и законам: когда правила и законы мешают им, это вызывает у них раздражение или для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
Эти суждения характерны для эпилептоидного типа. Главной чертой этого типа является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском об екта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Им присуща склонность к азартным играм. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью.
Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения, ранней алкоголизации.
Отсюда можно сделать вывод: большинство выбранных суждений испытуемыми и характерные черты эпилептоидного типа совпали.
Гипертивный тип проявился у 4-х учащихся контрольной группы и у 5-ти подростков из экспериментальной группы. Для этого типа характерно почти всегда хорошее настроение. Эта черта подтверждается выбранными суждениями испытуемых, они отмечают, что у них настроение как правило всегда очень хорошее.
Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Эта черта проявилась четко и у наших испытуемых они отмечают, что неудачи у них вызывают протест и негодование.
Гипертивные подростки когда протестуют, взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; в более серьезных случаях их протест всегда действенный (они как-то поступают, а не говорят).
Таким образом, выбранные суждения подростками подтвердили характерные черты данного типа.
Неустойчивый тип выявился у двоих учащихся контрольной группы и у двоих учащихся экспериментальной группы. Главная черта этого типа — нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Это черта подтверждается выбранным суждением подростков, что они любят вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять.
К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. Испытуемые в теме «отношение к будущему» выбрали, что не любят раздумывать о своем будущем.
Следовательно, выбранные суждения подростками подтвердили характерные черты неустойчивого типа акцентуаций характера.
Эпилептоидно-неустойчивый тип является аморальным типом акцентуаций характера. Он формируется как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания.
Эпилептоидно-неустойчивый тип проявляется у 4-х учащихся контрольной группы и у 3-х учащихся экспериментальной группы. Здесь сочетаются черты — властность, тяжеловесность и ригидность эпилептоида и стремление к легкому, бездумному, праздному образу жизни, присущее неустойчивому типу и нередко рассматриваемое как проявление «слабоволия». Обычно такие подростки начинают рано прогуливать школу и вслед за этим интенсивно алкоголизироваться.
Эти черты подтверждаются выбранными суждениями подростков в теме «отношение к школе», что любят вместо школьных занятий погулять с товарищами. У испытуемых предполагается склонность к алкоголизации.
Следовательно, выбранные испытуемыми суждения сгруппированные по темам характерны чертам выявленных типов акцентуаций характера.
В контрольной группе 30% учащихся имеют высокий уровень выраженности эпилептоидного типа, а 20% имеют средний уровень. Гипертивный тип у 20% учащихся имеет высокий уровень развития. По неустойчивому типу 10% подростков имеют высокий уровень выраженности, а у 20% подростков имеющие эпилептоидно-неустойчивый тип акцентуации, который имеет высокую степень развития (см. таблицу).
В экспериментальной группе 35% учащихся имеют высокий уровень выраженности эпилептоидного типа, а у 15% имеют средний уровень. Гипертивный тип у 25% учащихся имеет высокий уровень развития. Неустойчивый тип у 10% учащихся находится на высоком уровне развития, а у 15% подростков эпилептоидно-неустойчивый тип находится на высоком уровне развития.
Вывод: исследование проводилось на базе ОВСДП. Всего было обследовано 40 подростков в возрасте 13−14 лет.
При помощи методики диагностики склонности отклоняющегося поведения было выявлено, что исследуемые подростки в контрольной группе и в экспериментальной склонны к агрессии и насилию, показатели по этой шкале составляют 75% и 85%. При использовании методики Басса-Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности у подростков, что подтверждает выявленную предрасположенность к девиации.
Определяя место социальной работы с клиентом, надо просматривать главную линию: взаимодействие с самой семьей и выработка совместных с ней решений. Задача специалиста — реализация взаимодействия на основе взаимопонимания и мотивации семьи на изменения в себе и своей жизни. В том случае, когда работа в диаде с семьей оказывается недостаточной, начинаются контакты с другими субъектами социальной поддержки и помощи, в том числе с ведомствами, которые можно привлечь.
Эффективность организации социальной работы с семьей и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, зависит от степени информированности по данной проблеме, имеющегося опыта работы и профессионального мастерства работника. Сложность, нестандартность социальных ситуаций в жизни детей и семьи, с которыми сталкиваются работники специализированных учреждений, необходимость принимать грамотные решения в интересах детей, интенсивность труда пред являют высокие требования к специалисту по социальной работе.
Решение проблемы семей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, требует максимальной реализации возможностей и имеющихся ресурсов. Такой подход предусматривает одновременное использование различных стратегий оказания помощи, построение эффективных моделей социальной работы, и, прежде всего, социально-реабилитационной работы, способствующей комплексным изменениям в жизни семей групп особого риска.
Широкое распространение различных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимого общественного явления и стало одним из основных путей решения современных социальных противоречий, обеспечения социального прогресса в целом.
Заключение.
В результате проведенной работы вырисовывается следующий общий портрет несовершеннолетнего, оказавшегося в социально-опасном положении. Это несовершеннолетний, воспитывающийся в малообеспеченной (чаще многодетной) семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, фактически не занимаются воспитанием детей. Это может быть с виду симпатичный подросток, в лучшем случае физически развитый (в худшем — с наличием «набора» хронических заболеваний), но обязательно (большинстве случаев) с низкой самооценкой, неуверенностью в своих силах, низким интеллектуальным и психическим уровнем развития, с неадекватной реакцией поведения на события, проявляющий раздражение, злость (в худшем случае физическую агрессию) по отношению к другим людям. Такие подростки склонны к бродяжничеству, употреблению алкоголя, ПАВ. В норме считают курение, в разговоре между сверстниками преобладает нелитературная лексика.
Изучение литературы по проблеме несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении свидетельствует, что семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья. И тогда общество получает молодого человека, не способного к созидательному труду, а порой и опасного для общества. Грань низкой самооценки ребенку «проложили» родители еще в детстве. Известно, что самооценка зарождается и развивается в контексте отношения человека с другими людьми. От того, насколько позитивным и успешным был опыт общения ребенка с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношения ребенка к себе и другим. Гармоничная и адекватная самооценка служит твердым и позитивным фундаментом развития личности. Таким образом, можно подвести итог о том, что выдвинутая гипотеза полностью доказана.
1. Баранова Л. Д. Социальный педагог в школе. — Волгоград: Учитель, 2009. с. 187.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н. В. Клюев, Ю. В. Касаткина — М.: «Академия развития», 1997. — 240 с., ил. — (Серия: «Вместе учимся, играем»).
3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Склярова Т. В. // psihologicheskaya… mladshego…nogo…
4. Кибирев А. А., Сеньчукова И. В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
5. Змановская Е. В. Девиантология. Учеб. Пособ. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 288 с.
6. Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения. — 2-е изд., Волгоград: Учитель, 2008. 231 с.
7. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / авт.-сост. Свиридов А. Н. — Волгоград: Учитель, 2010. 184 с.
8. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во: «Академия», 2007. 340 с.
9. Основы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Методические рекомендации для педагогических работников / Говорин Н. В. [и др.]. Чита, 2010. 48 с.
10. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 319 с.
11. Протасова И. Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности (Социальная педагогика. — 2007. — № 1).
12. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов. Е. М. Мастюкова (и др.). М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 315 с.
13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей. под. Ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2007. с. 96.
14. Холостова Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. с. 280.
15. Подростки XXI века. Психолого — педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 — 11 классы. М.: ВАКО, 2008. с. 256.
16. Целуйко. В. М. Психология неблагополучной семьи, М. 2004.
17. Горхова В. А. Комплексная диагностика в реабилитационном центре. // Семья в России. — № 1. — 1997. С. 74−83.
18. Ротовская И. Б Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 1. с. 22.
19. Социальная педагогика / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000.
20. Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. — 2007. — № 10. С. 14−15.
21. Синягина Н. Ю. Психолого — педагогическая коррекция детско — родительских отношений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 96 с.
22. Социальный педагог в школе. Вып. 2 авт.-сот. И. Ю. Фомичева [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2010. 254 с.
23. Галагузова М. А., Шелег, Л. А. Неблагополучная семья как об ект социально-педагогической деятельности // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25−27 октября 2005 г.).
24. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. с. 416.
25. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей Учебное пособие. М. Дрофа, 2005 г.