Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере «Заиграевского дома-интерната для престарелых и инвалидов»)

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При поступлении в дом-интернат пожилому человеку приходится пройти определенные этапы. Первый этап — принятие решения о переезде в дом-интернат, данное решение может приниматься длительное время от одного месяца до нескольких лет. Большинство поступающих до последнего испытывают неуверенность и сомнения в принятие решения. Второй этап — поступление в дом-интернат. На данном этапе личность… Читать ещё >

Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере «Заиграевского дома-интерната для престарелых и инвалидов») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации пожилых людей.

1.1 Социальная адаптация: понятие и виды.

1.2 Пожилые люди как социально уязвимая группа.

1.3 Основные проблемы пожилых людей в современном обществе Глава 2. Социальная адаптация пожилых людей в условиях стационарного учреждения (на примере АУСО РБ «Заиграевского дома-интерната для престарелых и инвалидов»).

2.1 Структура и функциональные особенности учреждения АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

2.2 Формы и методы социальной работы с пожилыми людьми в доме-интернате.

2.3 Результаты исследования социальной адаптации проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Заключение

.

Список использованных источников

Приложение, А Приложение Б.

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально-незащищенной категорией общества. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — это долгожители Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ): Электрон. журн. .

Постоянное возрастание доли пожилых во всём мире становится серьёзной социально-демографической тенденцией большинства развитых стран.

Данный процесс обусловлен двумя причинами: во-первых, в системе здравоохранения, взяты под контроль ряды опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни. Ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей. Во-вторых, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рождённых одной женщиной, за весь её репродуктивный период. Это приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности, доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста. Человечество стареет, и это становится серьёзной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Работа с пожилыми людьми социальной сферы обусловлена следующими обстоятельствами:

— во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

— во-вторых, специалист по социальной работе — это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

— в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и применение наиболее эффективных способов по их устранению.

У пожилых людей с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Вследствие, разных причин родственники, а иногда сами пожилые люди обращаются в доминтернат.

Дом-интернат является той средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека. Поэтому очень важно изучить проблемы домов-интернатов, находить пути их решения для того, чтобы обеспечить пожилым людям, живущих в этих учреждениях, достойно социально функционировать. Важно повседневное внимание к решению социальных проблем этой категории граждан.

Степень научной разработанности. Процесс старения общества привёл к росту численности пожилых граждан, тем самым, актуализировав их проблемы. В частности, речь идёт о необходимости изучения условий жизни пожилых людей и факторов их социальной адаптации.

По мнению Е. И. Холостовой, социальная адаптация — это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]* - учебное пособие. — М.: «Дашков и К», 2009. — с. 67.

Социальная адаптация как важное явление в жизнедеятельности человека, претерпевает существенные изменения по мере старения, которое представляет собой совокупность биологических процессов, происходящих в системах и органах организма в связи с возрастом.

Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М. Д. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе» Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения. Психология старости и старения [Текст]* - М.: «Академия», 2003. — С. 206.

Институционализация различных видов социального обслуживания пожилых как относительно новая тема в кругу социальных наук является предметом исследования многих авторов: И. Ф. Албеговой Трансформация социального обслуживания пожилых людей в условиях старения населения. Электрон. журн., И. А. Григорьевой И. А Григорьевой. Социальное обслуживание пожилых и развитие сообществ: применим ли западный опыт в России? // Отечественные записки: электрон. науч. журн. — 2005 — № 3 — (24), Т. З. Козловой Козлова Т. З. Пенсионеры о себе [Текст]* - М.: Изд-во., Института социологии РАН — 2001. — С. 76.

Проблематику здоровья населения старших возрастов, уровня заболеваемости, смертности и инвалидности этой категории населения, а также потребностей пожилых и старых людей в различных видах помощи изучали: О. В. Аллахвердова, А. Е. Иванова, В. Д. Альперович, В. М. Васильчиков, И. Г. Беленькая, Е. М. Данилова, В. В. Безруков, Г. П. Котельникова, О. В. Белоконь, В. В Фролькис, А. А. Дыскин, М. Э. Елютина, Е.Р. Ярская-Смирнова, Н. А. Русинова, О. В. Краснова, В. М. Середа, А. В. Мартыненко, Р. С. Яцемирская, Л. В. Панова, П. В. Романов, Л. А. Бурганова, Д. Ф. Чеботарев, Э. Е. Чеканова и другие Баблиофонд. Электронная библиотека студента / Формы и методы технологии социальной работы с пожилыми людьми .

Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься лишь в начале XX века. Основы теории адаптации были заложены работами Л. Бристола, Г. Четтертона-Хилла, М. Торна, Ф. Знанецкого.

В странах Восточной Европы наиболее активно исследования проблем социальной адаптации проводились в Польше (К. Агульский, С. Новаковский, Я. Щепаньский, М. Ярошинская), Чехословакии (Ш. Плышко), Румынии (Э. Крау) и другие Седовой Л. Система современных обществ / Пер. с англ. — Л. Седовой, А. Ковалевой — М.: Аспект Пресс, 1997. — С 270.

В российской социологической науке до середины 60-х гг. социальная адаптация практически не изучалась. Большая часть исследований социальной адаптации в 60-е-90-е гг. велась на стыке социологии, социальной психологии и экономики (С.Д. Артемов, И.В. Бестужев-Лада, Т. Н. Вершинина, И. Калайков, Е. С. Маркарян, И. А. Милославова, Л. Л. Шпак, В.А. Ядов) Маркарян А. С. Вопросы системного исследования общества [Текст]* - А. С. М. Маркариян. — М.: Изд-во «ЗНАНИЕ», 1972. — С. 62 .

Объектом исследования являются пожилые люди.

Предметом исследования является изучение адаптации пожилых людей в условиях стационарного отделения АУСО РБ «Заиграевский Дом интернат для престарелых и инвалидов».

Целью исследования является изучение социальной адаптации граждан пожилого возраста в условиях стационарного учреждения на примере АУСО РБ «Заиграевского Дома интерната для престарелых и инвалидов».

Задачи исследования:

1. изучить понятие и виды социальной адаптации;

2. рассмотреть пожилых людей как социально уязвимая группа;

3. выявить основные проблемы пожилых людей в современном обществе;

4. изучить структуру и функциональные особенности учреждения;

5. изучить формы и методы социальной работы с пожилыми людьми дома-интерната;

6. провести социологическое исследование по выявлению временных рамок социальной адаптации пожилых лиц в стационарном учреждении.

Гипотеза. Социальная адаптация пожилых людей в стационарном учреждении будет иметь положительную динамику при наличии программы социальной адаптации, соблюдении условий для реализации потребностей пожилых людей, благоприятного психологического климата.

Методы исследования:

— анализ литературных источников по заданной теме;

— анализ нормативно-правовых источников и документов;

— анкетирование по изучению социальной адаптации пожилых и инвалидов к условиям стационарного проживания.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников, приложение, А и приложение Б.

социальный адаптация инвалид интернат.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной адаптации пожилых людей.

1.1 Социальная адаптация: понятие и виды Понятие «адаптация» происходит от латинского слова (adaptation) — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Социальная адаптация — процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст]* - М.: уч. пособ. «Дашков и Ко», 2004 — С. 375.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды Басов Н. Ф. Социальная геронтология. Словарь — справочник / Н. Ф. Басов. — М.: 2000 г. — С. 39.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные — степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т. д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутри коллективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе Морозов В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал — 2002 — № 1.

Социально-психологическая адаптация — процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми.

В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Показателем адаптацией выступает доброжелательные отношения с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид тянется в новую среду с целью вызвать изменения: норм, ценностей, взаимодействия и деятельности; и пассивной, когда человек не стремиться воздействовать на новую среду.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм Петров И. М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания — 2002 — № 5 — С. 18−35.

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация, бытовая, досуговая, политическая и экономическая, адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.) к природе и др.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Рассмотрим данные виды адаптации более подробно.

Экономическая адаптация — это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Под психологической адаптацией понимают процесс приспособления органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социальноэкономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т. д. Морозов В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ / Социально-политический журнал — 2002 — № 1.

Таким образом, любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

1.2 Пожилые люди как социально уязвимая группа В толковом словаре Ожегова «пожилой» определяется как «начинающий стареть, немолодой», а «престарелый» — «то же, что старый». Каждый ученый по своему интерпретирует слово «пожилой» Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка (С-Я) / С. И. Ожегов., Н. Ю. Шведова. Изд-во. «Азъ», 1992. В словаре Н. Ф Басова дается следующее определение: «пожилые люди — поколение людей старшего возраста, обладающие возрастной уникальностью, только ему одному присущим опытом, образом жизни» Басов Н. Ф. Социальная геронтология. Словарь — справочник / Н. Ф. Басов. — М.: — 2000 г. Термин «престарелые люди» используется в понимании категории пожилых людей, достигших 65 летнего возраста.

Пожилые — это, прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении, т. е. это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны. В ходе истории понятия «пожилой», «старый» меняли свое значение. В течение долгого времени понятие «старый» соответствовало значениями «сильный», «значительный», «независимый» Бондаренко И. Н. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений / И. Н. Бондаренко, В. Н. Гудков. М.: — 2001 г.

Население стареет, и это становится значительной проблемой влияющей на развитие сферы жизнедеятельности общества. Выделяют четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного человека.

Во-первых, это макроэкономические и демографические последствия, которые затрагивают некие характеристики, такие как показатель рождаемости, продолжительность жизни, уровень производительности труда.

Во-вторых, это сфера социальных отношений. Происходят изменения в семейно-родственных отношений, в системе поддержки друг друга разных поколений.

В-третьих, изменение состояния здоровья пожилых людей, что влечет за собой серьезные последствия. Такие люди нуждаются в индивидуальном уходе и в потребности социальных услуг.

В-четвёртых, в связи с увеличением пожилого населения, это отражается на рынке труда, и в частности возникает необходимость в переквалификации трудящихся в пожилом возрасте, т. е. увеличивается численность незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. В нем происходят значительные изменения жизненной ситуации: изменение социального статуса, появление свободного времени, также осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от близких, общества. Эти изменения требуют переосмысления ценностей к себе и к окружающему миру. В этот период жизни пожилой человек может болезненно переживать этот момент, пассивностью, неумением найти новые занятия, контакты.

Изучением процессов старения занимается геронтология. Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, весьма тяжелых заболеваний.

Для любого старшего человека характерны изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, проявлению обидчивости и раздражительности, снижению понятия, утрате некоторых навыков, депрессии. Пожилой человек больше чем кто-либо, нуждается в поддержке, человеческом участии.

Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

Процесс демографического старения населения — явление относительно новое. Ему предшествовала так называемая демографическая революция, основными проявлениями которой были уменьшение показателей смертности и быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости.

В течение всего XX в., доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI в. Так, в 1950 г., пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 г., — уже 10%, а в 2050 г., по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Еще два десятилетия назад казалось, что демографическое старение населения, т. е. увеличение доли пожилых в общей численности населения, свойственно исключительно развитым странам. Однако сегодня стало очевидно, что этот процесс охватил практически весь мир. Что касается России, то здесь в 1959;2002 гг., общая численность населения увеличилась примерно на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза Демографические аспекты старения населения России// Отечественные записки: электрон.науч.журн. — 2005. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/3/20053_6.html (дата обращения: 10.05.2015).

Последствия старения общества является предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей — ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов.

Таким образом, в жизни человека общество может выделить период молодости, зрелости, старости. Старые или пожилые люди — это люди обладающие жизненным опытом, возрастной уникальностью присущий каждому индивиду. Люди старшего возраста испытывают определенные психофизические ограничения, заболевания со стороны центральной нервной системы, в некоторых случаях таким людям необходима помощь со стороны.

1.3 Основные проблемы пожилых людей в современном обществе В современном мире растет доля людей пожилого возраста. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеет исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

Старение населения объясняется в первую очередь улучшением материальных условий и достижениями медицины. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Среди пожилых людей выделяются самые разные группы:

— бодрые;

— физически здоровые;

— больные;

— живущие в семьях;

— одинокие;

— довольные уходом на пенсию;

— еще работающие, но тяготящиеся работой;

— несчастные, отчаявшиеся в жизни;

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследованийГуслова М.Н. / Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. — М.: Изд., центр «Академия» — 2007 г.

Среди социальных условий жизни пожилых людей на одном из первых мест находится традиционно здоровье. В качестве показателей состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывают пожилые люди. Оно часто порождается уровнем заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте — в 6 раз выше, чем у молодых. Это хронические заболевания (суставные, сердечнососудистые и т. д.), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы. В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5−1,7 раза больше, чем молодого контингента Воронина О. А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых. / О. В. Краснова / Психология старости и старения: Хрестоматия // М.: — 2003.

Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью лекарственных средств. Рост цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания пожилых людей, именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви, уменьшаются расходы на социально-культурные нужды. Все это оказывает негативное влияние на здоровье пожилых людей, рождает неуверенность в завтрашнем дне.

Для многих пожилых людей важной проблемой является одиночество социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение деловых связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников.

В России огромное различие в численности между женщинами и мужчинами пожилого возраста. Численность женщин более чем в два раза превышает численность мужчин. Это объясняется низкой продолжительностью жизни мужчин по сравнению с женщинами.

Смерть супруга мужчинами и женщинами воспринимается по-разному. Смерть жены пожилой мужчина воспринимает быстрее, потому что он меньше приспособлен к жизни в одиночку, но для него не составляет особого труда найти ей замену. У старой женщины, когда она остается одна мало шансов повторно выйти замуж, но она, как личность, обладает навыками ведения домашнего хозяйства, легко находит друзей и сама о себе заботится. Для старых людей партнер особенно желателен в том смысле, что он разделяет с ним финансовые проблемы, является собеседником, а также человеком, на которого можно положиться, о ком можно заботиться. В то же время многие пожилые люди рассматривают жизнь в одиночку как ценность, символ свободы и независимости. Некоторые из них умышленно идут на снижение своей вовлеченности в социальную жизнь и бывают весьма довольны этим.

Социальная работа с такими людьми в первую очередь должна быть направлена на предоставление им возможности находиться дома как можно дольше. Это оказание социально-бытовых и социально-медицинских услуг на дому, организация центров дневного пребывания, помощь в оплате за жилье, топливо. Социальная работа с теми, кто тяготится своим одиночеством может заключаться в вовлечении их в группы самопомощи, клубную работу, организации центров дневного пребывания, помощь на дому, или устройство в стационарные учреждения.

Таким образом, наиболее актуальными проблемами для людей пожилого возраста становится:

1. сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию;

2. материальная обеспеченность — в связи с низким размером пенсии. Является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать.

3. проблема одиночества, которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе Гулина М. А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности. Психология социальной работы. / М. А. Гулиной — М.: 2002 г.

Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми необходимо знать о особенности их психологии, владеть коммуникативными навыками и этикетом общения с клиентами «третьего возраста», иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей позиции пожилого человека по отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру.

Таким образом, социальная адаптация пожилых людей обозначает, что в короткий промежуток времени человек активно осваивается в новом окружении, новой среде. Так же можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной (когда индивид стремится воздействовать на среду) и пассивному.

Выделяют четыре стадии адаптации личности: Первое — это когда индивид осознает, как он должен вести себя в новой среде, но не готов принять систему новой среды; Вторая стадия — это стадия терпимости, когда группа или индивид проявляют взаимную терпимость друг к другу; Третья стадия — это аккомодация, принятие и признание индивидом новую социальную среду; Четвертая стадия — ассимиляция, полное освоение индивидом системы ценностей новой среды, принятие индивидом определенной социальной роли.

Социальной средой могут выступать различные социальные группы, такие как соседи, семья, коллектив и т. д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она включает индивида в процессы, протекающие в социальной среде.

Для успешной адаптации личности в новом окружение влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности.

Таким образом, для лиц пожилого возраста присущи такие социальные проблемы как психические (возникающие при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию и т. д.), экономические (небольшой размер получаемых пенсий, низкая возможность трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому.), медицинские (наличие хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем). Все они требует своевременного и адекватного разрешения, помощи и поддержки со стороны государства и общества.

Таким образом, процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное — не применить ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности. Для лиц пожилого возраста присущи социальные проблемы, такие как экономические, психические, медицинские все они требуют внимания и поддержки со стороны государства.

Глава 2. Социальная адаптация пожилых людей в условиях стационарного учреждения (на примере АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»).

2.1 Структура и функциональные особенности учреждения АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Социальная защита престарелых граждан, а так же качество оказываемой им помощи и поддержки это показатель высокой культуры и цивилизованности общества. Права пожилых людей в РФ регламентируются некоторыми законодательными актами, такими как Конституция РФ, Семейный и Трудовым кодексом РФ, федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Приказ от 29 сентября 2011 г. № 359 «Об утверждении административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги по направлению граждан на стационарное социальное обслуживание в подведомственные учреждения», от 29.09.2011 г. № 357 «Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги по принятию инвалидов-колясочников на учет и предоставлению специализированных жилых помещений в специализированном жилом доме системы государственного социального обслуживания населения Республики Бурятия для инвалидов-колясочников», от 28.09.2011 г. № 348 «Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги предоставление социального обслуживания на дому гражданам, нуждающимся в нестационарном социальном обслуживании» Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. В нашей стране существуют многие другие нормативные и законодательные акты.

Автономное учреждение стационарного социального обслуживания Республики Бурятия «Заиграевский Дом интернат для престарелых и инвалидов» расположено по адресу: 671 325, Республика Бурятия, Заиграевский район с. Новая-Брянь, ул. Русина, 36.

Дом-интернат основан в 2007 г. Приказ Министерства социальной защиты населения от 21.09.2007 г. № 454 «Об открытии государственного учреждения социального обслуживания «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов АУСО «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» «. В этот период времени было принято решение о ликвидаци государственного учреждения социального обслуживания «Оронгойский дом-интернат для престарелых и инвалидов» АУСО «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» .

Дом-интернат является учреждением стационарного типа, где оказывается помощь гражданам, нуждающимся в постоянной или временной круглосуточной посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности.

В 2013 г. дом-интернат стал обладателем диплома 3 степени в Республиканском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинации «За развитие социального партнерства.

В 2013 г. поступило 22 человека, в том числе по путевке МСЗН РБ — 13 человек. Продолжает сохранятся динамика поступающих граждан с наличием инвалидности. В 2014 г. на обслуживание поступило 25 человек (13 по путевке, 12 по договорам).

Для всех проживающих граждан, имеющих инвалидность, разрабатываются и исполняются Индивидуальные Программы реабилитации (ИПР), контролируется периодичность и своевременность получения технических средств реабилитации, медицинских изделий и принадлежностей.

С целью обеспечения более удобных и безопасных условий для лиц с ограниченными возможностями в учреждении имеются пандусы на входной группе и внутренний двор учреждения. Во всех направлениях передвижения (коридоры, лестницы, лестничные марши) установлены поручни, поручни так же имеются в санитарных комнатах, для облегчения работы при мытье и транспортировке проживающих, используется электрический подъемник «Арнольд — 150». Так же применяются специальные средства для приема пищи; средства для безопасного передвижения (ходунки, трости, инвалидные коляски).

По состоянию на 01 января 2015 г., в доме-интернате проживают 87 человек, из них 39 мужчин и 48 женщины. В таблице 1 представлена возрастная структура проживающих в данном учреждении.

Таблица 1 — Возрастная структура клиентов АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Возрастная группа.

Мужчины.

Женщины.

18−59.

60−59.

75−79.

80−89.

90 лет и старше.

нет.

Итого:

По данным таблицы видно, что основной контингент составляют люди старше 60 лет, двое из которых долгожители.

Также в учреждении проживает 44 гражданина с наличием инвалидности, по этому для них разрабатывается, и исполняются ИПР (индивидуальные программы реабилитации), контролируется периодичность и своевременность получения технических средств реабилитации, медицинских изделий и принадлежностей, данные по которым предоставлены в таблице 2.

Таблице 2 — Количество проживающих граждан с наличием инвалидности.

I группа.

II группа.

III группа.

Всего.

В табл. 2 видно, что большинство проживающих имеет I и II группы инвалидности, что требует от персонала особого внимания к своим клиентам.

Обслуживаемым гражданам предоставляется большой спектр социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и образовательных услуг. Учреждение имеет отделение медицинской реабилитации, зал с тренажерами, банно-прачечное производство, столовую, парк, для любителей чтения имеется библиотека с неплохим книжным фондом, слабовидящие могут воспользоваться аудиокнигами, также имеется клуб для творчества и проведения культурных мероприятий, проживающие ежедневно играют в бильярд, настольный теннис, шашки, шахматы. На каждом этаже предусмотрены места для просмотра телевизора и повседневного общения, оборудованные мягкой мебелью.

С 01 июля 2014 г. сотрудниками учреждения начали выполнять новые для себя функции — функции по социальному обслуживанию на дому пожилых граждан и инвалидов Заиграевского района. Было передано 259 личных дел граждан, в штат учреждения добавилось 28 штатных единиц (начальник отделения, специалист по социальной работе и 26 ставок социальных работников — а фактически их 30 физических лиц). В течение всего полугодия проводилась проверка личных дел граждан, в случае наличия близких родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством осуществлять помощь и уход — граждане снимались с обслуживания. На 1 января 2015 г. на обслуживании находятся 9 населенных пунктов: Заиграево, Онохой, Новая-Брянь, Новоильинск, Хара-Кутул, Горхон, Челутай-24 км., Первомаевка, Старая Брянь. Из-за малой укомплектованности групп прекращено обслуживание в Ильке, Эрхирике, Мухор-Тале, в Усть-Бряни не смогли найти социального работника. От сельских поселений Шабура, Унэгэтэя поступали заявки на социальных работников, но группы для обслуживания не были сформированы АУСО «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» .

Таким образом, АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» был основан 2007 году для оказании помощи гражданам нуждающимся в постоянном уходе. С 2014 г. учреждение начало функционировать по новому направлению — социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов Заиграевского района, также с 2015 г. на обслуживании находятся 9 населенных пунктов. На 2015 г. в доме-интернате проживают 87 человек разных возрастов из них 44 гражданина с наличием инвалидности, для таких граждан разрабатывается программа ИПР (индивидуальные программы реабилитации). Обслуживаемым гражданам предоставляется большой спектр услуг.

2.2 Формы и методы социальной работы с пожилыми людьми в доме-интернате Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем самом.

Процесс адаптации к новым условиям происходит очень болезненно и у каждого индивидуально, поэтому задачей работников дома-интерната для престарелых и инвалидов, прежде всего, является создание благоприятных условий для проживающих, позволяющих менее болезненно привыкнуть к новым условиям проживания, освоиться в новой среде, завести новых знакомых, влиться в коллектив и стать активным членом общества.

Условно процесс социальной адаптации к новым условиям можно разделить на несколько этапов:

1 этап — принятие решения о переезде в дом-интернат. Хотя длительность данного этапа может составлять от одного месяца до нескольких лет, большинство поступающих в дом-интернат до последнего момента испытывают неуверенность и сомнения в правильности принятого решения. Это связано в первую очередь с малой информативностью пожилого человека об условиях проживания в доме интернате. Большинство из них имели к моменту поступления в дом-интернат поверхностные сведения об учреждении, полученные из разных источников (от родственников и близких знакомых, врачей и работников органов социальной защиты). Сведения носили формальный, в ряде случаев искаженный характер, а представления о бытовом обслуживании, организации труда и досуга были неполными. Поэтому, перед специалистами учреждения стоит задача — максимально обеспечить граждан информацией о деятельности дома-интерната, условиях проживания, медицинском обслуживании, питании, жилищно-бытовых условиях, возможностях проведения досуга и пр. Консультации по телефону, публикация информации в средствах массовой информации, размещение доступной и наглядной информации на сайте учреждения, информационных стендах, распространение буклетов — все это способствует получению большего количества информации о деятельности учреждения, увеличению «порога доверия».

2 этап — поступление в дом-интернат. Поступление в дом-интернат начинается с пребывания в приемно-карантинном отделении (от 7 до — 14 дней). На данном этапе происходит знакомство с персоналом учреждения, разъясняются цели и задачи деятельности дома-интерната, распорядок дня, правила проживания в учреждении, знакомство с меню.

Медицинский персонал, социальный работник, психолог осуществляют интенсивное наблюдение, проводят беседы, изучают документы, в ходе общения выясняют степень мобильности поступившего, его интересы и предпочтения, исследуют жизненный опыт, адекватность восприятия реальности, составляют «входную» диагностику и предварительный план индивидуального ухода. Все это способствует адаптации поступивших, позволяет снизить неуверенность, тревожность, повысить самооценку, почувствовать себя нужным. На данном этапе специалистам необходимо получить как можно больше разносторонней информации о поступившем, с целью оказания в дельнейшем наиболее полного спектра социальных услуг и создания комфортных условий проживания.

3 этап — заселение в комнату. Заселение происходит после окончания процесса медицинского наблюдения на основании результатов входной диагностики специалистов, с учетом индивидуальных особенностей пожилого гражданина АУСО «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» .

После подбора оптимальной комнаты для проживания (подбор соседей осуществляется по различным критериям: возрасту, общности интересов, степени мобильности, увлечения и пр.) начинается самый сложный период адаптации. Пожилому человеку приходится приспосабливаться к режиму дня в учреждении, вынужденному общению с незнакомыми лицами, зависеть от режима работы обслуживающего персонала, находится под наблюдением сторонних лиц, контролировать «вредные» привычки.

При переводе пожилого человека в комнату к соседям нередко возникают сложности совместного проживания. Особенно сложно решается вопрос изолированности территории, неопределенность «личного» пространства, что может вызвать нервный срыв, сопровождающийся резкими негативными эмоциональными переживаниями и депрессией.

Для того чтобы наиболее эффективно помочь человеку, необходимы сведения об его индивидуально-психологических особенностях. В связи с этим в учреждении проводится социально-психологическая диагностика, направленная не только на изучение индивидуальных особенностей личности, но и на выявление его самочувствия, активности, настроения, склонности к конфликтам. При этом используются различные психологические методики (опросник «САН», методика Айзенка, опросник Томаса и пр).

4 этап — вход в общество. Длительность этого этапа составляет от двух до 6 месяцев и зависит от эмоционально-психического состояния пожилого человека. За те месяцы, которые человек провел в доме-интернате у него встает проблема окончательного осознания и принятия (непринятия) нового места жительства, происходит критическая оценка как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Одним из наиболее эффективных методов работы, применяемых нами, на этом этапе является «терапия средой», т. е. создание благоприятного психологического микроклимата. Осуществляется это путем вовлечения человека в созданные малые группы «самопомощи и взаимопомощи», которые объединяют живущих в комнате или по близости людей. В этих группах граждане получают рекомендации как преодолевать возникающие затруднения, чувствуют внимание и заботу о себе, поддержку, учатся коммуникации, осознают, что подобные затруднения также свойственны и другим, проживающим в доме-интернате, и это совместное решение проблемы способствует более легкой адаптации к новым условиям, развитию коммуникативных связей, определения социальных ролей.

Социальный работник, психолог, медицинский персонал уделяют больше внимание пожилому человеку на данном этапе, совместно корректируют программу индивидуального ухода, налаживают социальные связи с родственниками поступившего, предлагают различные способы и формы организации досуга, имеющиеся в учреждении АУСО «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» .

Досуг для пожилых людей, проживающих в доме-интернате организуется путем применения различных социальных технологий, которые используются в социально-геронтологической работе, и позволяющие не только оказать первичную социальную поддержку и содействие, но и создать условия для продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.

Таким образом, при поступлении в дом-интернат пожилому человеку приходится пройти определенные этапы. После переезда в стационар человеку приходится привыкать к новому месту, режиму дня, сотрудникам и к другим проживающим. Для того, чтобы это произошло менее болезненно, сотрудники наиболее максимально уделяют поступившему внимание. Конечной целью процесса адаптации можно считать удовлетворенность пожилого человека качеством жизни на данном этапе и приобретением своего особого статуса в обществе, который позволяет ему быть активным в общении, быть занятым интересным делом, осознавать свои потребности и возможности.

2.3 Результаты исследования социальной адаптации проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов В современном мире пожилые люди являются наиболее социально-незащищенной кaтeгорией обществa. Дом-интeрнaт является той средой, в котoрoй многие прecтaрeлые люди живут долгие годы. Oт организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от oрганизации дoсуга занятости, сoциально-медицинскoй помoщи, зависит состояние физическoго и психoлогическoго здорoвья пожилого челoвекa. Поэтому очень важно обеспечить пожилым людям достойные условия для проживания.

Во время прохождения практики в АУСО «Заиграевского дома-интерната» было проведено исследование с целью выявления особенностей социальной адаптации пожилых людей к условиям стационарного учреждения, для которого разработали:

· программу исследования;

· анкету, содержащую 20 вопросов (Приложение 2).

В ходе исследования предстояло выявить: во-первых, степень адаптации пожилых людей в доме-интернате; во-вторых, взаимосвязь коллектива и проживающих учреждения; в-третьих, сформулировать основные выводы по окончанию исследования.

В ходе исследования приняло участие 80 человек, это — (100%) респондентов среди них 37% мужчин и 63% женщин.

В результате исследования было выявлено, что 87% в данном доме — интернате находятся впервые, а 13% уже проживали в учреждениях подобного типа.

У пожилых людей процесс адаптации происходит очень болезненно. Поэтому перед персоналом дома-интерната стоит задача создать благоприятные условия для проживающих.

Респондентам был задан вопрос есть ли друзья среди проживающих дома-интерната?

Рисунок 1 — Предпочтительный круг на наличие друзей в доме-интернате.

Респонденты ответили следующим образом: 87% ответили, что в данном учреждении они общаются со всеми проживающими, а 13% сообщили, что у них узкий круг общения.

Адаптация не может пройти быстро и для того, чтобы проживающий в учреждении быстро привык новому месту необходима помощь работников дома-интерната. В ходе исследования был задан вопрос об эффективности работы персонала дома-интерната. Все респонденты ответили, что работа выполняется качественно.

Рисунок 2 — Предпочтения проведения досуга в доме-интернате В (рис.2) представлены ответы респондентов на вопрос о предпочтении проведения досуга в доме-интернате. Опрошенные ответили следующим образом: 28 человек любят смотреть телепередачи и кинофильмы, 22 — занимаются вышивкой, 14 — прослушиванием музыкальных композиций, 11 жильцов увлекаются игрой в бильярд, 8 — чтением литературы, шестеро занимаются на тренажерах, шестеро — рисованием и пятеро посещают концерты.

В ходе исследования было выявлено, что пожилые люди удовлетворены культурно-досуговой программой в данном доме-интернате.

Для внутреннего и физического спокойствия пожилого человека важен комфорт.

В (рис.3) распределены ответы на вопрос о дизайне, мебели, оборудовании учреждения.

Рисунок 3 — Функциональность ассортимента учреждения.

В ходе исследования были получены следующие ответы: 93% удовлетворены предоставленной мебелью, отмечают ее функциональность, эргономичность, а 7% частично, но все опрошенные ответили, что им комфортно в данном доме-интернате.

В результате опроса в учреждении АУСО РБ «Заиграевского Дома интерната для престарелых и инвалидов» выяснилось, что качеством предоставляемых услуг все опрошенные полностью удовлетворены.

Взаимоотношения с персоналом и межличностные отношения с другими проживающими доброжелательные, что создает комфорт для пожилого человека и позволяет в короткие сроки обеспечить все необходимые условия для комфортного проживания.

Таким образом, гипотеза о том, что социальная адаптация пожилых людей в стационарном учреждении будет иметь положительную динамику при наличии программы социальной адаптации, соблюдении условий потребностей пожилых людей, благоприятном психологическом климате, нашла свое подтверждение.

Заключение

Пожилые люди в настоящие время находятся в центе внимания многих социальных институтов и исследовательских программ направленных на решение социальных вопросов, для обеспечение приемлемого уровня жизни людей пенсионного возраста. Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей — социальное обслуживание. Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей широкое распространение в России получили стационарные учреждения дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в новых жизненных условиях. Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать: особенности их психологии; владеть коммуникативными навыками и этикетом общения с клиентами «третьего возраста»; иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей позиции пожилого человека по отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру.

Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи личности, группам на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально, соответственно работа с каждым при поступлении в дом-интернат ведется индивидуально. При работе с пожилыми людьми необходимо знать их социальное положение (в настоящем и прошлом), особенности психики, материальные и духовные потребности.

Главными причинами для переезда в дом-интернат является одиночество, ухудшение состояния здоровья, материальное обеспеченность.

При поступлении в дом-интернат пожилому человеку приходится пройти определенные этапы. Первый этап — принятие решения о переезде в дом-интернат, данное решение может приниматься длительное время от одного месяца до нескольких лет. Большинство поступающих до последнего испытывают неуверенность и сомнения в принятие решения. Второй этап — поступление в дом-интернат. На данном этапе личность находится в приемно-карантинном отделении (от 7 до 14 дней), также происходит знакомство с персоналом учреждения, разъясняются цели и задачи деятельности дома-интерната, правила проживания, распорядок дня, знакомство с меню. Третий этап — заселение в комнату, после входной диагностики подбирается комната для проживания, также учитывается возраст, интересы, степень мобильности и медицинские показатели. Четвертый этап — вход в общество, длительность этого этапа составляет от 2 до 6 месяцев и зависит от эмоционально-психологического состояния пожилого человека. На момент адаптации, человеку приходится привыкать к новому месту, людям и графику работы. Для того чтобы это произошло менее болезненно, сотрудники наиболее максимально уделяют поступившему внимание.

Конечной целью процесса адаптации можно считать удовлетворенность пожилого человека качеством жизни на данном этапе и приобретением своего особого статуса в обществе, который позволяет ему быть активным в общении, осознавать свои потребности и возможности.

В АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» — это стационарное учреждение для социального обслуживания лиц, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе. Данное учреждение предоставляет большой спектр социально-медицинских, социально-правовых, социально-бытовых и образовательных услуг, дом-интернат имеет отделение медицинской реабилитации, банно-прачечное производство, зал с тренажерами, столовую, парк, для любителей чтения имеется библиотека, слабовидящие могут воспользоваться аудиокнигами, также имеется клуб для творчества и проведения культурных мероприятий, проживающие ежедневно играют в настольный теннис, бильярд, шашки. На каждом этаже предусмотрены места для просмотра телевизора и повседневного общения, оборудованные мягкой мебелью.

На момент прохождения практики в доме-интернате было проведено исследование на тему социальная адаптация пожилых людей в стационарном учреждении. В ходе работы было выявлено, что проживающие удовлетворены качеством предоставляемых услуг, в данном доме-интернате они чувствуют себя комфортно, с персоналом и соседями по комнате находятся в дружелюбных отношениях. Также пожилые люди реализуют свои творческие планы, сотрудники учреждения максимально помогают в данном процессе. Социальная работа развита на отлично, а также внедряются новые технологии для работы с пожилыми людьми.

1. Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения. Психология старости и старения [Текст]* - М.: «Академия», 2003. — 416 с.

2. АУСО «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

3. Баблиофонд. Электронная библиотека студента / Формы и методы технологии социальной работы с пожилыми людьми.

4. Басов Н. Ф. Социальная геронтология. Словарь — справочник / Н. Ф. Басов. — М.: — 2000 г.

5. Бондаренко И. Н. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений / И. Н. Бондаренко, В. Н. Гудков. М.: — 2001 г.

6. Воронина О. А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых. / О. В. Краснова / Психология старости и старения: Хрестоматия // М.: — 2003 г.

7. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]: Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.who.int/topics/ru (дата обращения: 15.01.2015).

8. Гуслова М. Н. / Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. — М.: Изд., центр «Академия» — 2007 г.

9. Гулина М. А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности. Психология социальной работы. / М. А. Гулиной — М.: 2002 г.

10. Демографические аспекты старения населения России// Отечественные записки: электрон.науч.журн. — 2005. — № 3.

11. И. А Григорьевой. Социальное обслуживание пожилых и развитие сообществ: применим ли западный опыт в России? // Отечественные записки: электрон.науч.журн. — 2005 — № 3 — (24).

12. Котова З. Ф. Медико-Социальная характеристика пожилых людей с психическими расстройствами и организация их социальной реабилитации в центре социального обслуживания. Медицинские Диссертации / З. Ф. Котова: автореф. дис. канд.мед.наук — М.: — 2007.

13. Козлова Т. З. Пенсионеры о себе [Текст]* - М.: Изд-во., Института социологии РАН — 2001. — 123 с.

14. Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во., центр: «Академия», 2002. — 288 с.

15. Маклаков А. Г. Общая психология: Психология (А-Я) / СПб: Питер — 2001.

16. Маркарян, А. С. Вопросы системного исследования общества [Текст]* - А. С. М. Маркариян. — М.: Изд-во «ЗНАНИЕ», 1972. — 62 с.

17. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

18. Морозов В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал — 2002 — № 1.

19. Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие / Г. Х. Мусина-Мазнова. — Изд-й дом «Астраханский университет», 2012. — 192 с.

20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка (С-Я) / С. И Ожегов., Н. Ю Шведова. Изд-во. «Азъ», 1992.

21. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст]* - М. уч.пособ. «Дашков и Ко», 2004 — 692 с.

22. Петров И. М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания — 2002 — № 5 — С. 18−35.

23. Свободная энциклопедия: Википедия.

24. Словари и энциклопедии на Академике.

25. Седовой, Л. Система современных обществ / Пер. с англ. — Л. Седовой, А. Ковалевой — М.: Аспект Пресс, 1997. — С 270.

26. Трансформация социального обслуживания пожилых людей в условиях старения населения. Электрон. журн.

27. Формы и методы технологии социальной работы с пожилыми людьми: Баблиофонд / Электронная библиотека студента.

28. ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

29. ФЗ от 29 сентября 2011 г. № 359 «Об утверждении административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги по направлению граждан на стационарное социальное обслуживание в подведомственные учреждения».

30. ФЗ от 28.09.2011 г. № 348 «Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги предоставление социального обслуживания на дому гражданам, нуждающимся в нестационарном социальном обслуживании.

31. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]* - учебое пособие. — М.: «Дашков и К», 2009. — 344 с.

32. Шафранов-Куцев Г. Ф. Социология семейно-брачных отношений / Социология [Текст]*: д-р философ. наук, проф. действительный член Академии естественных и социальных наук, ректор Тюменского государственного университета. Г. Ф. Шафранов-Куцев.

Приложение А.

1 Методологическая часть программы.

1.1 Проблема исследования: в настоящее время пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества. Дом — интернат является той средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От деятельности организации учреждения зависит очень многое. От его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека. Поэтому очень важно обеспечить пожилым людям достойные условия для проживания.

1.2 Объект исследования: пожилые люди в условиях стационарного отделения.

1.3 Предмет исследования: социальная адаптация пожилых людей в стационарном отделение.

1.4 Цель исследования: выявления особенностей социальной адаптации пожилых людей к условиям стационарного учреждения, для которого разработали:

1.5 Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:

1. тиражирование инструментария.

2. проведение полевого этапа исследования.

3. обработка результатов полевого исследования.

4. анализ полученных данных.

1.6 Гипотеза исследования: Социальная адаптация пожилых людей в стационарном учреждении будет иметь положительную динамику при наличие программы социальной адаптации, соблюдение условий потребностей пожилых людей, благоприятный психологический климат.

Для проведения социологического исследования будут использован метод опроса. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных.

1.7 Интерпретация понятий Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма Свободная энциклопедия: Википедия .

Пожилые люди — это генерация лиц старшего возраста, в которой в соответствии с классификацией ВОЗ ООН, выделяют четыре подгруппы:

— собственно пожилые (55−64 года),.

— старые (65−74года),.

— очень старые (75−84года),.

— престарелые (85лет и старше) Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ): Электрон. журн. .

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда» Маклаков, А. Г. Общая психология.: Психология (А-Я) / СПб: Питер — 2001.

Социальная адаптация пожилых людей — это процесс приспособления к новым условиям жизни; реабилитация, восстановление некоторых утраченных функций Свободная энциклопедия: Википедия .

Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М. Д. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу и как общество приспосабливает старых людей к себе». М. Д. Александрова, Н. В. Панина называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке. Изучая проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера при помощи личностно-ролевого подхода, геронтологи предположили, что социальная адаптация пожилых заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие / Г. Х. Мусина-Мазнова. — Изд-й дом «Астраханский университет», 2012. — с. 68.

Изменение социального статуса пожилого человека — выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживанием, ухудшение экономического положения — нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие / Г. Х. Мусина-Мазнова. — Изд-й дом «Астраханский университет», 2012. — с. 69.

Социальная реабилитация пожилых людей рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление социальных навыков, обеспечивающих функционирование в окружающей среде и относительно независимое существование в быту Котова З. Ф. Медико-Социальная характеристика пожилых людей с психическими расстройствами и организация их социальной реабилитации в центре социального обслуживания. Медицинские Диссертации / З. Ф. Котова: автореф. дис. канд.мед.наук — М.: — 2007. .

Пенсионер — лицо, получающее пенсию, регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами или потеряли кормильца Свободная энциклопедия //: Википедия .

Демографическое старение населения — увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции Словари и энциклопедии на Академике .

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальное обслуживание — это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Семья это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древнихсоциальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государствШафранов-Куцев, Г. Ф. Социология семейно-брачных отношений / Социология [Текст]*: д-р философ. наук, проф. действительный член Академии естественных и социальных наук, ректор Тюменского государственного университета. Г. Ф. Шафранов-Куцев. .

2 Методическая часть программы Основной метод сбора информации в данном исследовании является анкетный опрос.

Анкетный опрос — один двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Анкетный опрос состоит из трех этапов, рассмотрим их внимательнее:

1. подготовительный опрос — сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;

2. оперативный опрос или непосредственно анкетирование;

3. подсчет результатов — обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.

Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры — без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.

К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость, экономия средств и времени.

Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам персонифицированными обращениями к респонденту и т. д.

Метод обработки информации. В данном исследовании мы выбрали ручной метод обработки информации, потому что ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до нескольких сотен анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа.

Приложение Б Анкета Уважаемый респондент! Просим принять участие в опросе, целью которого является выявление особенностей социальной адаптации пожилых людей к условиям стационарного учреждения.

Внимательно прочитайте вопросы и выберете вариант ответа, наиболее четко выражает Ваше мнение в данной ситуации.

Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты во многом будут зависеть от искренности Ваших ответов, которые помогут разобрать научные рекомендации. Опрос носит анонимный характер.

Опрос носит анонимный характер. Результаты будут обработаны в обобщенном виде и использованы для выработки рекомендаций по улучшению работы Вашего дома-интерната.

1. В учреждение подобного типа Вы находитесь:

%.

a) Впервые;

b) Повторно;

2. Устраивают ли Вас условия (помещение, имеющееся оборудование, мебель, мягкий инвентарь и пр.) предоставленных социальных услуг?

a) Полностью;

b) Частично;

c) Условия не удовлетворяют (укажите что именно).

3. Можете ли Вы сказать, что чувствуете себя в доме интернате достаточно комфортно?

a) Да;

b) Скорее да, чем нет;

c) Скорее нет, чем да;

Нет.

4. Удовлетворяют ли Вас качество уборки помещения, в которых вы находитесь, оформление и освещение?

a) Да, полностью удовлетворяет;

b) Скорее нет, чем да;

c) Нет (указать почему)________________________.

5. Какие у Вас взаимоотношения с коллективом?

a) Дружеские;

b) Нейтральные;

c) Стараюсь меньше общаться с работниками учреждения;

6. Считаете ли Вы, что работники учреждения вежливы и доброжелательны?

a) Да, всегда и в любую ситуацию;

b) Скорее да, чем нет;

c) Скорее нет, чем да;

d) Абсолютно нет;

a) Прослушивание любимой музыки;

b) Бильярд;

c) Занятие на тренажерах;

d) Свой ответ.

7. Есть ли у Вас друзья среди работников учреждения?

a) Да есть;

b) Нет, но хотелось бы;

8. У Вас были конфликты с персоналом учреждения?

a) Да, но сейчас конфликт улажен;

b) Был, до сих пор не приятное чувство;

c) Нет;

9. Вы всегда можете надеяться на помощь персонала?

a) Да;

b) Нет.

10. Если вас обидят Вы прощаете обиды?

a) Да;

b) Нет.

11. Считаете ли Вы себя конфликтным человеком?

a) Да;

b) Скорее да, чем нет;

c) Скорее нет, чем да;

d) Нет.

12. Как быстро Вы привыкли к соседям по комнате?

a) Сразу же, впервые дни;

b) Были затруднения, но сейчас чувствую себя комфортно;

c) До сих пор не могу привыкнуть.

13. Есть ли у Вас друзья среди проживающих дома-интерната?

a) Да;

b) Узкий круг;

c) Нет.

14. Какие формы досуга Вы предпочитаете?

e) Чтение любимых книг;

f) Просмотр телепередач, кинофильмов;

g) Посещение концертов;

h) Рисование;

i) Вышивка;

15. На сколько Вы довольны проведением досуга в данном учреждении?

а) Полностью доволен;

b) Скорее доволен, чем нет;

с) Не устраивает.

16. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка, хора и т. д. Если да, то какого. Респонденты ответили следующим образом:

а) Хор;

b) Вышивка;

с) Я не являюсь членом кружка, по состоянию здоровья.

17. Достаточно ли Вам времени для реализации своих талантов, увлечений, способностей?

а) Да, достаточно;

Ь) Скорее да, чем нет;

с) Нет.

18. Укажите свой пол:

a) Жен.;

b) Муж.;

19. Укажите Ваш возраст.

20. Период проживания в данном доме-интернате?

а) 1−6 месяцев;

b) 6−12 месяцев;

с) более 1 года;

d) Свой ответ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой