Проблема социализации личности в азербайджанском обществе
Тем самым он превращается в активного члена общества. Говоря иначе, социализация — это процесс формирования человека как активного гражданина общества, как личности. При этом играют роль как биологическая, так и социальная стороны воздействия. В процессе социализации существенную роль играют некоторые факторы, в том числе социальная среда. Здесь сама социализация может быть успешной… Читать ещё >
Проблема социализации личности в азербайджанском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема социализации личности в азербайджанском обществе
Поскольку человек является социальным существом, процесс его социализации является необходимым процессом. Нравственные качества человека формируются в процессе социализации. Социализация человека есть процесс усвоения системы ценностей, взглядов, поведенческих норм, стереотипов общества. По мере усвоения этого опыта человек усваивает культуру, т. е. присваивает качества того общества, в котором он живет. В этом процессе индивид, воспринимая систему ценностей общества, приспосабливает их к своему внутреннему миру, усваивает их, формирует свои собственные внутренние ценности. Индивид, пройдя через определенные стадии развития, подвергается социализации, и после этого включается в социальную базу общества.
Тем самым он превращается в активного члена общества. Говоря иначе, социализация — это процесс формирования человека как активного гражданина общества, как личности. При этом играют роль как биологическая, так и социальная стороны воздействия. В процессе социализации существенную роль играют некоторые факторы, в том числе социальная среда. Здесь сама социализация может быть успешной и безуспешной. Можно сказать, что каждый индивид, прошедший социализацию в своем обществе, похож именно на это общество. К примеру, немец не может пройти социализацию такую, как ее проходит американец или француз, и т. д. Каждое общество создает гражданина в соответствии с той возможностью социализации, которую он может пройти в данном обществе. Одним из условий данного процесса является потребность общества в качественном своеобразии его. Все зависит от ориентаций на социализацию, принятых в данном обществе.
В целом социализация, как социальное явление, определяет собой потребности и свойства общественных процессов. Социокультурная реальность современного периода развития непосредственно связана с нормами и ценностями жизненного устройства. В связи с этим необходимо учитывать те конкретные факторы, которые создают условия, необходимые для формирования личности. В современном азербайджанском обществе включение личности в социальную жизнь связано с определенным нормативным механизмом, влияющим на происходящие в мире личности изменения. В свою очередь, это оказывает влияние на характер и качественное своеобразие формирования и становления личности [1, с.114]. Процесс интеграции постепенно меняет приоритеты и характер социального взаимодействия. Задача современного общества — воспитать активную, творческую, независимую, умеющую принимать самостоятельные решения, воспринимать прогрессивные идеи, ценности и социальные технологии, которые приносят людям пользу, личность. Для этого, прежде всего, должны быть исследована проблема социализации молодежи. Каковы позиции молодого поколения, их облик, мировоззрение, здоровье, настроение — все это предопределяет условия дальнейшего развития общества. Интерес к процессу социализации молодежи в современном обществе объясняется тем, что она собирает и обобщает опыт предыдущих поколений, чтобы активнее подключаться к процессу формирования более прогрессивных общественных отношениях и изменений [2, с. 34]. Сфера самовыражения молодежи — самоутверждение. Это очень чувствительная социокультурная среда. Молодежь является будущим общества, именно поэтому следует уделять их воспитанию и образованию большое внимание.
Отметим, что исследование процесса социализации молодежи одновременно является одним из вопросов, стоящих в центре внимания государственной социальной политики. Молодежь является важной социальной группой, играющей определенную роль в нормальном функционировании общества, и потому внимание к ним должно всегда поддерживаться именно на государственном уровне. Как ведущая сила общественного развития, они нуждаются в проведении в отношении них специальной молодежной политики. Не случайно, что ориентируясь на процессы, происходящие в молодежной среде, в том числе их активную социализацию, формирование на уровне ментальности новых, здоровых элементов, соответствующие структуры формируют молодежную политику, четко отражающую современные реалии жизни. В целом растет как число молодых людей, так и их роль в социальных процессах.
Молодежь стала активной силой для процесса социальной трансформации. Их деятельность оказывает активное воздействие на социально-культурные процессы, она становится ключевой в деле определения способов решения проблем, имеющих жизненное значение, они сами определяют свою жизнь. Активность молодежи проявляется в различных формах, к примеру, в социальной и экономической, духовно-нравственной и т. д. Сегодня молодые люди на опыте приобретают новые качества, однако при этом неизбежны потери времени и энергии. В этой ситуации актуализируется социализация молодежи, ценностные ориентации, поиск идентичности и норм поведения.
Сегодня очевиден стратегический подход к выявлению гражданской позиции нации в системе ценностей, определению роли развития каждого азербайджанца как личности, максимальному выявлению возможностей человека и гражданина в реализации своих способностей. Привлечение к управлению государственным аппаратом, общественной деятельностью, секторами экономики управления и объектов, к научно-исследовательской деятельности как можно большегочисла при активной молодежиявляется одним из направлений государственной кадровой политики.
Одним из наиболее важных социальных процессов является моральное и культурное преобразование общества. В трансформации общественного сознания, безусловно, стоит конфликт ценностей. Менталитет меняется с изменением условий. Изменение менталитета также меняет приоритеты нравственных ценностей, связанные с процессом адаптации к новым жизненным условиям. Процесс социализации миллионов людей, связанный с социально-культурным процессом адаптации, имеет непосредственное отношение к трансформации общественного сознания. По словам американского политолога З. Бжезинского, «народам, живущим в состоянии трансформации, нужно еще 50−70 лет, чтобы они восприняли новую социальную среду в качестве оптимальной среды» [3, с. 14−16].
Есть фундамент человеческого общества, это семья. В течение тысячелетий, на каждом новом этапе истории семья играет важную роль в развитии общества. Все народы свято чтили семью. В особенности это относится к азербайджанской семье. Правильное формирование семейных отношений, внимательное, честное общение между членами семьи оказывает положительное влияние на воспитание детей. Семья, которая сохраняет в себе национальные традиции во взаимоотношениях родителей и детей, между старшими и младшими, между свекровью и невесткой, особое внимание уделяется воспитанию детей в духе приверженности национальным ценностям.
Семья — это основная среда, где происходит первичная социализация личности. С развитием нашего общества, вхождением нашей страны, в ряд европейских интеграционных процессов, происходят изменения во многих социальных процессах. В связи с этим изменения влияют и на семейные отношения. Образование и развитие семьи непосредственно связано с процессами, происходящими в обществе. Семья в современном азербайджанском обществе является отражением уровня его развития.
Семья является важным социальным институтом по формированию личности и общества. В азербайджанской культуре центральное понятие культуры — это семья, отношение же к семье является важным фактором оценки социальной значимости человека и его самоутверждения. В наше время семья играет роль растущей универсальной ценности, роль передатчика моральных норм и правил и для личности, и для общества. Семья — это первичная социальная группа, направляющая процесс развития личности. Именно в семье ребенку передается «образ мира», в котором он живет. Во многих случаях, будущее человека определяется в семье, поскольку родители, их личные качества, поведение, состав семьи, навыки и способности оказывают непосредственное влияние на ребенка.
Дети выступают против уже сформированных ценностей и моделей поведения. Принимая во внимание результаты первичной социализациисоциализацияпроисходит в будущем. Семейное положение, уровень родительского образование, профессия, социальный статус и уровень материала, в том числе жизни ребенка во многом определяется способом. В воспитании со стороны родителей сознательных, целеустремленный атмосфера для воспитания ребенка в семье влияет. Таким образом, важно, чтобы ваш ребенок чувствовать себя важным и счастливым, красивая, любящая семья расти [1]. Ребенок в какой-то степени выступает против уже сформированных образцов поведения. Будущая социализация формируется на основе первичной социализации.
Условия жизни в семье, уровень образования родителей, род занятий, социальное положение и материальный уровень в значительной степени определяет жизненный путь ребенка. Помимо воспитания, которое ему дается родителями, нужна особая семейная среда, где можно будет сознательно и целенаправленно воздействовать на ребенка. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя нужным и счастливым, и для этого рос в прекрасной, дружной семье.
В современном азербайджанском обществе ресоциализация считается одним из основных механизмов процесса социализации. Ресоциализация выражает то, что нормы и ценности, разрушенные обществом, должны быть возвращены обществу как положительные нормы и быть восприняты индивидами на должном уровне. Термин ресоциализации достаточно широко применяется не только психологами и социологами, но также и преподавателями, юристами и т. д. Так, некоторые учителя считают, что осужденных можно вернуть в условиях свободы к нормальной, трудовой жизничерез воздействие на их разум, их сознание.
Понятие ресоциализации связано не только с положением лишенных свободы. Сюда входят также и те, которые в условиях нормальной социализации подвергаются побочному отрицательному воздействию. Это наркоманы, больные, люди в условиях военных действий, природных катаклизмов, аварий и проч. Именно поэтому в настоящее время наряду с понятием социальной адаптации, применяют также понятие и социальной реабилитации. Во многих случаях эти слова используются как синонимы. Социальная адаптация нужна и больным, и здоровым людям. Социальная реабилитация нужна тем, кто получили травмы, к примеру, в Чернобыльской катастрофе, при природных катаклизмах, при необходимости возврата к нормальной жизни инвалидов и других категорий лиц.
Понятие ресоциализации используется в широком и узком смысле слова. В широком смысле на каждом жизненном этапе личности она усваивает новые роли, ценности, знания. В узком же смысле это возврат к новой жизни людей, привыкших к наркотикам, спиртным напиткам, и проч. Социологи оценивают ресоциализацию как большой этап в самой социализации[4, с.112]. Ресоциализацияэто процесс усвоения индивидом обновленных или же до сих пор не использованных им социальных норм и культурных норм. В таком случае ресоциализация оказывает воздействие на каждого из индивидов, поскольку в обществе развитие личности не идет по восходящей линии. Для нормального функционирования личности в обществе ему нужны знания и умения. В узком смысле ресоциализация есть возвращение к нормам и ценностям, усвоенным ранее, но потом утраченным. Согласно Гиддинсу, ресоциализация личности есть принятие более высоких правил поведения [5, с.234].
Другим фактором, влияющим на социальные процессы общества, является система образования. Воспитание и образование является целенаправленным процессом. Социальная система требует успешной адаптации человека в обществе и в противном случае не принимает его. Система образования, являясь социальным институтом, ответственна за формирование человека как личности. Бывает и сильное противодействие в указанном процессе. В итоге возникает противоречивая ситуация, что отражается на внутреннем мире человека. Образование, играя роль созидательного фактора в социально-культурном развитии, проявляет себя как условие подготовки нового поколения к сознательной социальной жизни и в том числе к трудовой деятельности. Такая личность, основываясь на приобретенных научных знаниях, в свою очередь, может оказать революционное влияние на дальнейшее развитие материальной и духовной культуры вообще.
Очевидно, что история доказала, что феномен личности является одним из главных факторов, определяющих развитие государства и общества, и глобальных процессов в целом. Все прочие факторы, которые влияют на объективные процессы, зависят от конкретных социально-политических, геополитических, социально-экономических условий. Роль же личности является приоритетной задачей, поскольку именно егоконкретная деятельности может повлиять на историю народов, наций и развитие мирового порядка. Еще с древних времен известны многие выдающиеся личности, которые жили в разные периоды в истории, но деятельность которых повлияла на целые эпохи, прошлое и настоящее народов. История этих личностей говорит о том, что онисвоими поступками оказали глубокоевлияниена развитие нации и государства, своими конкретных идеями сформировали новые повороты истории.
Исторический опыт многих народов на переломных моментах исторического развития показал, что лишь выдающиеся личности смогли совершить поворот в ходе событий, достичь жизненно важных целей, причем использовав все возможности консолидации, народного единения. С этой точки зрения можно обратиться к ближайшей истории: Мустафа КямальАтатюрк и создание в 1920 годах современной Турецкой Республики; Конрад Аденауэр и восстановление Германской Федеративной Республики, разрушенной вследствие войны в1950;е годы; Шарль де Голль и Франция после 1960;х годов; Ли КуанЮ и создание Сингапура в 1965 году; Франклин Рузвельт и формирование супердержавы, каковой является на сегодняшний день США в 1930;1940;е годы.
В период новейшей истории Азербайджана такой личностью стал Г. Алиев, который в подлинном смысле слова стал спасителем нации и государственности страны. Это личность, которая своими всеми качествами, опытом и делами встала на защиту системы новых политических ориентиров [6]. В современный период сознание каждой личности должно развиваться так, чтобы тем самым она могла регулировать процесс строительства нового, с гуманистическим содержанием общества, сознательно и целенаправленно управляя им. На сегодняшний день выдвижение, как перед обществом, так и отдельной личностью гуманистических целей важно, как никогда. Это означает максимальное использование каждым субъектом идей гуманизма и в то же время сохранение высокого гуманистического идеала[7, с.164]. Претворение в жизнь гуманистических принципов государственной политики служит сохранению генофонда нации, улучшению нравственного климата общества. В общественном устройстве, где приняты и реализуются высокие общественные идеалы, созданы условия для соблюдения и достижения всех свобод и прав человека.
Все процессы, которые происходят в социальной жизни общества, влияют на развитие личностных качеств человека. В Азербайджане правительство делает все для того, чтобы возможности и способности каждой личности были максимально задействованы. Ежегодно строятся новые объекты социального предназначения — больницы, школы, культурные и спортивные центры и проч. Все делается для того, чтобы принцип социальной справедливости в полной мере реализовался на практике. Этого требует и Основной Закон страны — Конституция. Главной — это ощущение того, что не нарушается принцип социальной справедливости. Именно поэтому следует его соблюдать до конца [8].
Жизнь людей в обществе стремительно меняется от периода к периоду исторического развития. Они происходят на всех уровнях общественных форм жизнедеятельности. Здесь затрагиваются как личностные, так и социально-общественные стороны жизни. В современных социокультурных условиях отношение к процессу формирования личности должно учитывать открытость и динамичность этих изменений. Сущность социализации состоит в том, что человек становится личностью в соответствии с общественными потребностями и условиями.
Список использованных источников
- 1. Mehdiyev R. XXI osrdo milli dфvlotзilik. — Baki: XXI Yeni Noзrlor evi, 2003.
- 2. Врачев О. И. Молодежная культура как социальная проблема // Современное обществознание Запада: методологические проблемы, исследования. — Свердловск, 1990.
- 3. Qoзomoglu Q. Sosial prosesbrin idaro olunmasinin folsofi, sosioloji problemlori (Ahongyol elmino giriз). — Baki:"Sabah", 2008.
- 4. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
- 5. Гидденс Э. Социология. — М.:УРСС, 1999. — 692с.
- 6. Ql-Folah, Adil Abdulla. Hey dor Qliyev vo milli monovi doyorlor. — Baki: Qismot, 2007. — 108 s.
- 7. Ayhan Aydin. Dьзьnco tarixi vo insan dogasi. — Istanbul: Alfa, 2000.
- 8. Conab Ilham Qliyevin зixiзi // «Azorbaycan» qozoti. — 14 aprel 2014;ci il.
- 9. История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова: В 5 т. — М.: Наука, 1997. — Т.1. — 560 с.