В.Ф. Одоевский, приюты
С конца XVIII в. и до начала XIX в. в России происходила политическая и классовая борьба, в результате чего произошла смена социального строя. В стране произошла переоценка нравственных ценностей, а именно стала признаваться значимость личности. В нашей стране произошёл кризис крепостного хозяйства, а это привело к массовому внедрению женского труда в промышленность. В связи с этим в России… Читать ещё >
В.Ф. Одоевский, приюты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С конца XVIII в. и до начала XIX в. в России происходила политическая и классовая борьба, в результате чего произошла смена социального строя. В стране произошла переоценка нравственных ценностей, а именно стала признаваться значимость личности. В нашей стране произошёл кризис крепостного хозяйства, а это привело к массовому внедрению женского труда в промышленность.
В связи с этим в России произошёл рост бродячих детей, поэтому, вначале XIX в. был создан новый тип общественных учреждений для детей — приют. Целью создания учреждения является приют для ребёнка на время работы родителей, и его обучение — умственное, физическое и нравственное развитие.
В приюте всё было построено на семейных началах, смотрительницы всеми способами заботились о детях, подбирали подход к каждому ребёнку. В нём смотрительницы заменяли детям родителей, давали убежище, если кто-то в нём нуждался, заботились, воспитывали и обучали.
В середине ХХ в., в силу политических событий в России, изменилось отношение к семейному воспитанию. Теперь детей не изолируют в воспитательные дома от семьи, а воспитывают их в приютах, где заменяют им семью на некоторое время.
В России допетровского времени заботу о сиротах и брошенных детях традиционно брала на себя Церковь, хотя и делала это непоследовательно и бессистемно, более всего заботясь собственно о выживании, чем о воспитании питомцев. Чаще всего призрение детей осуществлялось непосредственно при монастырях и даже при отдельных приходах, хотя известны и случаи более продуманной и масштабной организации приюта для детей.
В петровском указе цель создания таких приютов заключалась лишь в том, чтобы уберечь брошенных детей от голодной смерти. Идея сделать из призреваемых детей граждан, полезных для государства, причем в соответствии с требованиями этого государства и под его контролем, идея несомненно рационалистическая по своему духу, могла зародиться только в благоприятную для нее эпоху, т. е. в эпоху Просвещения, которая пришлась в России на период царствования императрицы Екатерины II. Мысль о том, что государство лучше справляется с воспитанием своих будущих граждан, нежели их родители, неоднократно высказывалась как в утопической литературе, так и в социально-политических трактатах, в том числе и в самом радикальном варианте, когда предлагалось отнимать детей у всех без исключения родителей, чтобы затем помещать их в закрытые учебные заведения. Но для того, чтобы приступить к практической реализации идеи создания государственных интернатов, необходимо было соответствующее настроение умов. Видимо, таковым оно и было в России в 1763 году, когда действительный тайный советник Иван Иванович Бецкой (1704−1795) выступил с инициативой создания Воспитательного дома как первого учреждения в будущей сети институтов, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и закрытого образования сирот, незаконнорожденных детей и детей тех родителей, которые по бедности или болезни не могли содержать их и заниматься их воспитанием. Показательно, что идея воспитания, а не только содержания детей была отражена уже в названии учреждения.