Методика разработки рабочих программ
Следующим разделом образовательной программы является методическое обеспечение дополнительной образовательной программы — включает в себя описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу, приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Учебная программа… Читать ещё >
Методика разработки рабочих программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При разработке программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
Принцип доступности и последовательности (предполагает построение учебного процесса от простого к сложному);
Принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
Принцип индивидуализации (предполагает максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
Принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности);
Учебная программа — документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащегося по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной программы учебной дисциплины.
Структура и содержание образовательной программы:
Началом и важной составляющей образовательной программы является титульный лист, который должен содержать следующие данные: название и уровень подчинения образовательного учреждения, кем и когда программа утверждена, полное её название, срок реализации и возраст детей, Ф.И.О. и должность разработчика программы, место и год её создания.
Первым разделом программы является пояснительная записка — в ней даётся краткое описание назначения дисциплины, отражается её роль, в подготовке обучающегося, формулируются цели и задачи программы, связь с другими дисциплинами, приводится обоснование структуры дисциплины.
При формулировке цели важно и нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения, но не как просто танцора, музыканта, спортсмена и т. д., а как полноценную личность, с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать выпускника по определённым параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника. После определения цели, нужно сформулировать три цели программы: цель в развитии (общие и специальные способности), цель в обучении (профессиональная подготовка), цель в воспитании (личностные качества).
Следующим разделом программы является учебно-тематический план, который раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины.
После учебно-тематического плана следующим разделом является содержание дополнительной образовательной программы, который раскрывает краткое описание тем. Для его оформления предлагается следующая схема:
№ раздела. Название раздела.
№ темы. Название темы.
Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания).
Практика (примерное содержание практической деятельности учащихся на учебном занятии).
По такой схеме в соответствии с учебно-тематическим планом необходимо расписать каждый раздел и тему программы.
Следующим разделом образовательной программы является методическое обеспечение дополнительной образовательной программы — включает в себя описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу, приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Последним разделом программы является список литературы, в котором должны быть представлены два списка литературы: в одном из них — перечень литературы, используемый педагогом в своей работе, а в другом — литература, рекомендуемая для чтения детям [6].
Структура рабочей программы учебной дисциплины включает в себя следующие разделы:
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем. | Форма занятия. | Количество часов. |
Всего. | Теория. | Практика. |
Содержание дополнительной образовательной программы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.