Актуальность исследования. Текущие преобразования в высшей лингвистической школе характеризуются качественными изменениями, в частности, совершенствуется нормативно-правовая база, повышаются требования к реализации образовательного процесса, пересматриваются традиционные подходы к преподаванию и изучению иностранных языков в пользу усиления личностно-ориентированного, компетентностного, социокультурного подходовобновляются цели и содержание обученияактивно применяются современные информационно-коммуникативные технологииосуществляется переход на двухуровневую систему профессиональной подготовки.
В контексте модернизации высшего лингвистического образования региональный аспект приобретает все большую актуальность. Его значимость обусловлена тем, что специфика региона оказывает влияние на составляющие профессиональной языковой подготовки в вузе. В регионе проявляются все достижения и недостатки в осуществлении основных идей обновления лингвистического образования, определяются координаты локального развития системы обучения иностранным языкам. Регион создает внутренние условия рынка труда, перспективы профессионального роста и формирования личности выпускника языкового вуза, способной успешно осуществлять межкультурное взаимодействие с представителями различных лингвосоциоумов.
Региональный аспект профессиональной языковой подготовки в высшей школе был и остается предметом специального изучения научных исследований многих авторов: А. М. Амосовой, Н. Ф. Бодиевой, М. В. Булыгиной, Е. П. Глумовой, О. В. Давыдовой, С. Ю. Ильиной, А. Е. Капаевой, Л. В. Рипинской, Т. А. Руденко, А. А. Сибгатуллиной, Г. В. Сороковых, Т. Ю. Тамбовкиной и др.
Вместе с тем в ходе образовательных реформ проблемы разработки методологического основания и реализации регионального аспекта в профессиональном обучении иностранному языку остаются не до конца решенными. Анализ научной литературы по данным проблемам, опросы преподавателей и студентов, беседы с ними, собственный педагогический опыт позволяют выделить ряд причин, препятствующих их решению. К ним относятся следующие:
— отсутствие региональной компетенции в комплексе общекультурных и профессиональных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35 700.62 «Лингвистика» (бакалавриат);
— неразработанность научно обоснованной системы регионально-ориентированной профессиональной языковой подготовки в лингвистическом вузе;
— неучтенность регионального аспекта в современных моделях профессиональной компетентности бакалавра лингвистки;
— малочисленность иноязычных учебно-методических комплексов для профессионального обучения иностранному языку с регионоведческим и регионально-профессиональным содержанием;
— недостаток базовых культурологических регионоведческих знаний студентов как на родном, так и на изучаемом иностранном языке.
Обозначенные проблемы свидетельствуют о назревшем противоречии между потребностью в учете и реализации регионального аспекта в профессиональной языковой подготовке обучающихся в лингвистическом вузе и недостаточной разработанностью теоретических основ и технологического обеспечения для его эффективного внедрения в профессиональное обучение иностранному языку бакалавра лингвистики в условиях обновляющейся образовательной среды высшей школы, что определяет актуальность предпринятого диссертационного исследования.
Имеющееся противоречие обусловило проблему исследования, а именно поиск эффективного пути профессиональной языковой подготовки бакалавра лингвистики с учетом региональной составляющей, отвечающего современным требованиям высшего языкового образования.
Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и апробировать модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики для начального этапа профессиональной языковой подготовки в лингвистическом вузе, реализуемой в рамках практического курса первого иностранного языка с применением блог-технологии регионального содержания.
Объект исследования — процесс профессиональной языковой подготовки бакалавра лингвистики в вузе в региональном аспекте.
Предмет исследования — педагогические условия и средства формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование регионально-ориентированной коммуникативной компетенции будет более эффективным, если:
— определено ее содержание и структура, соответствующие современным требованиям высшего профессионального языкового образования;
— спроектирована и внедрена в процесс языковой подготовки бакалавров лингвистики структурно-логическая модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции;
— теоретически обоснована блог-технология, которая использована в качестве средства реализации модели на начальном этапе профессионального обучения иностранному языку в вузе;
— разработана система критериев, показателей и уровней, позволяющая определить успешность сформированности регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы реализации регионального аспекта в профессиональной языковой подготовке бакалавра лингвистики в вузе.
2. Описать и научно обосновать содержание и структуру регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики.
3. Спроектировать модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции на начальном этапе профессионального обучения иностранному языку в лингвистическом вузе.
4. Разработать инновационную блог-технологию, позволяющую успешно реализовать модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции в профессиональном обучении иностранному языку в высшей школе.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики, реализуемой на основе блог-технологии регионального содержания.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) и компетентностный (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Ю. Г. Татур,.
A. В. Хуторской, J. С. Raven и др.) подходыфундаментальные положения профессиональной педагогики (С. Я. Батышев, М. В. Буланова-Топоркова, И. Ф. Исаев, А. М. Новиков, В. А. Попков, А. В. Коржу ев, М. В. Ретивых,.
B. Д. Симоненко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов) и теории и методики обучения иностранным языкам (И. JI. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, Е. Н. Соловова, А. Н. Щукин, R. Carter, J. Cummins, С. Davison, К. Van Esch, D. Nunan и др.) — труды, посвященные проблемам межкультурного общения (Н. В. Барышников, Е. П. Глумова, И. П. Лысакова, О. Г. Поляков, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев,.
C. Г. Тер-Минасова, В. П. Фурманова, М. Byram, A. Phipps) и коммуникативной компетенции (Г. В. Елизарова, О. Е. Ломакина, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, R. L. Oxford, S. J. Savignon, R. С. Scarcella, J. Sheils, J. A. Van Ek и др.) в области лингвистического образованияконцепции современных моделей профессиональной компетентности выпускника языкового вуза (А. О. Бударина, А. В. Задорожная, Н. JI. Московская) — научные результаты исследования процессов модернизации высшего профессионального образования (JI. А. Вербицкая, Н. Ф. Голованова, Ю. В. Калачев, Н. Г. Калиникова, В. Б. Касевич, Е. Н. Ковтун, Г. Н. Крайнов, В. А. Кузнецова, В. В. Миронов, В. В. Сатлер), регионализации (С. П. Ахтырский, Е. Н. Бакурова, Н. Ф. Боднева, О. В. Давыдова, А. Е. Капаева, А. К. Костин, С. Б. Косян, Э. Э. Парай, А. В. Салихов, Т. Ю. Тамбовкина, А. И. Туний) и профессионализации (А. А. Вербицкий, М. В. Григорьева, В. Н. Дружинин, К. В. Шапошников) в условиях высшей школыконцептуальные идеи применения информационно-коммуникативных технологий в сфере обучения иностранным языкам (М. Н. Евстигнеев, А. В. Зубов, И. И. Зубова, П. В. Сысоев, А. В. Филатова, JI. П. Халяпина, А. P. Campbell, В. Е. Hanna, J. de Nooy, W. Wu и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические — изучение научной литературы по проблеме исследованиямоделированиесравнительно-сопоставительный анализсистематизация и обобщениеэмпирические — наблюдениебеседаанкетированиетестированиеопытно-экспериментальное обучениематематическая обработка эмпирических данных с использованием х критерия Пирсона.
Опытно-экспериментальное обучение проводилось в три этапа с 2009;го по 2013 гг. на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
На первом этапе (2009 — 2010 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической, культурологической, философской, социологической литературы, а также знакомство с зарубежным опытом в рамках исследуемой проблемы во время научной стажировки в Университете имени Кристиана-Альбрехта г. Киля (ФРГ) — определялись цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследованияпроводились наблюдения за процессом профессиональной языковой подготовки бакалавра лингвистики в вузеразрабатывалась концепция исследованиявыполнялась подготовка дидактического материала для проведения опытно-экспериментального обучения.
На втором этапе (2010 — 2011 гг.) были определены основные составляющие регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики, ее роль в процессе профессиональной языковой подготовки в вузе, спроектирована модель ее формированияодновременно были выделены научные подходы, сформулированы специальные принципы построения моделиизучены эффективные пути применения блог-технологии в регионально-ориентированном профессиональном обучении иностранному языку бакалавра лингвистики (начальный этап) — проведены опросы, анкетирование, тестирование, сбор эмпирического материалаопубликованы научные статьи, представлены доклады по результатам исследования на научных конференциях и семинарах.
На третьем этапе (2011 — 2013 гг.) проводилось и завершилось опытно-экспериментальное обучение, нацеленное на проверку эффективности модели формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции, которая реализовалась в процессе профессионального обучения иностранному языку бакалавра лингвистики на основе блог-технологии регионального содержанияосуществлялись анализ, систематизация и обобщение полученных результатов опытно-экспериментального обучения, были представлены основные выводы исследования и оформлена рукопись диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены понятия «регион» с позиции профессионального обучения иностранному языку бакалавра лингвистики и «регионально-ориентированная коммуникативная компетенция», а также кластер новых компетенций, таких как регионально-языковая, регионально-речевая и регионально-социокультурнаяспроектирована модель формирования и выделены уровни сформированности регионально-ориентированной коммуникативной компетенцииописана блог-технология регионального содержания и научно обосновано ее применение в профессиональном обучении иностранному языку бакалавра лингвистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено научное представление о сущности коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики посредством выделения ее региональной субкомпетенцииописаны структура и содержание регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики, в частности, представлена архитектоника регионально-языковой, регионально-речевой, регионально-социокультурной компетенцийспроектирована и теоретически обоснована структурно-логическая модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики, в рамках которой определены подходы и принципы, уточнены методы, формы, средства, разработаны педагогические условия, технология формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции, а также уровни ее сформированностирассмотрены теоретические основы блог-технологии регионального содержания: выделены ее этапы, определены цели и контент.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что выявлено значение регионального аспекта и современные проблемы его реализации в профессиональной языковой подготовке бакалавра лингвистики в вузеорганизовано технологическое обеспечение внедрения регионально-ориентированной коммуникативной компетенции в языковое профессиональное образование бакалавра лингвистикиразработана и описана шкала уровней сформированности регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики для начального этапа профессионального обучения иностранному языкуна примере Калининградской области изучены и систематизированы регионоведческие печатные издания и мультимедиа-продукты на английском языке, обоснована их педагогическая значимость в условиях регионально-ориентированного обучения иностранному языку бакалавра лингвистикиподготовлены дидактические материалы, восполняющие недостаток регионоведческой информации о Калининградской области на английском языкесоздан электронный англоязычный интернет-ресурс, включающий в себя учебно-методические разработки регионоведческого содержания на английском языкесформирована англоязычная социальная сеть на локальном уровне — региональная профессионально-ориентированная блогосфера, которая объединяет людей, интересующихся проблемами региона и лингвистического образования в нем в учебных и профессиональных целяхапробированы новые подходы по применению блог-технологии, блогов и блогосферы в рамках регионально-ориентированного профессионального обучения иностранному языку бакалавра лингвистики.
Достоверность результатов исследования обеспечивается объективной достоверностью исходных теоретических положений используемых концепций и подходовприменением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследованиясогласованностью теоретическийх положений и выводов с данными опытно-экспериментального обучениякорректным сипользованием методов обработки и интерпретации экспериментальных данныхличным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментального обучениявнедрением в практику разработанных учебных материалов.
Апробация и внедрение основных результатов исследования происходило в ходе выступлений с научными докладами на международных конференциях: X Международной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: вызовы времени» (Калининград, 2009 г.) — XIV Международной научно-практической конференции «Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2010 г.) — XVII Международной научно-практической конференции «NEW TIMES — NEW SONGS: ELT AFTER 2010» (Калининград, 2011 г.) — конференции аспирантов и молодых ученых с международным участием «Социально-гуманитарные технологии и коммуникации в XXI веке — теория и практика» (Калининград, 2013 г.) — межвузовских конференциях: аспирантов и преподавателей вузов «Актуальные вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков» (Калининград, 2011 г., 2012 г.) — научных семинарах Балтийского федерального университета им. И. Канта (2009 — 2013 гг.) — а также в 12 публикациях.
Научно-методические разработки, полученные в результате настоящего исследования, были внедрены в содержание учебно-методического комплекса дисциплины «Практический курс первого иностранного языка» по направлению подготовки 35 700.62 «Лингвистика» профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» для бакалавров первого и второго курсов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Региональный аспект является важной составляющей профессиональной языковой подготовки бакалавра лингвистики в высшей школе. Значимость регионального аспекта определяется спецификой предстоящей профессиональной деятельности выпускника лингвистического вуза, а также особенностями того региона, в котором он планирует осуществлять свою трудовую деятельность.
2. Регионально-ориентированная коммуникативная компетенция — это компетенция подчиненного порядка по отношению к коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики. Ее образует кластер регионально-ориентированных компетенций (регионально-языковой, регионально-речевой, регионально-социокультурной), включающих совокупность регионоведческих и профессионально-регионоведческих знаний, речевых навыков и умений, позволяющих обучающемуся решать средствами иностранного языка индивидуально-значимые задачи общения в образовательной, профессиональной и других сферах жизнедеятельности региона.
3. Модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики на начальном этапе профессионального обучения иностранному языку в вузе представляет собой описательный аналог, демонстрирующий подходы, принципы, методы, средства и условия, позволяющие сформировать регионально-ориентированную коммуникативную компетенцию, а также показатели, критерии и уровни, диагностирующие результативность ее формирования.
4. Спроектированная модель формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции является эффективной и успешно реализуется на начальном этапе профессиональной языковой подготовки бакалавра лингвистики в вузе при применении инновационной блог-технологии регионального содержания.
Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 266 наименований, 19 приложений, глоссария. В диссертации представлены 25 таблиц, 9 рисунков.
Выводы по второй главе.
Блог-технология регионального содержания является одной из инновационных информационных технологий обучения ИЯ в лингвистическом вузе. Она может выступать в качестве средства реализации модели формирования РОКК бакалавра лингвистики в процессе профессионального обучения ИЯ на начальном этапе. Блог-технология представляет собой взаимосвязанную последовательность действий преподавателя и обучающихся по использованию региональной профессионально-ориентированной блогосферы с целью формирования РОКК студента.
К числу базовых категорий блог-технологии следует отнести региональные профессионально-ориентированные блог студента, блог преподавателя, блогосферу. Алгоритм разработанной технологии имеет три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Формирование РОКК бакалавра лингвистики на основе алгоритма блог-технологии предполагает пошаговый переход от самостоятельного приобретения знаний обучающимся, через исполнительские действия по овладению навыками и умениями, к творческой личностно-значимой квазипрофессиональной деятельности, а также к рефлексии образовательных достижений (табл. 7).
Данная технология является одной из современных информационных технологий обучения ИЯ в лингвистическом вузе. Она индивидуализирует учебную деятельность студента, углубляет предметный аспект содержания обучения ИЯ посредством регионоведческого и профессионально-ориентированного регионоведческого контента, обогащает существующий опыт развития речевых навыков и умений в вузе, оказывает положительное влияние на способы управления процессом профессионального обучения ИЯ и контроля образовательных достижений студента.
Реализация блог-технологии регионального содержания осуществлялась в рамках опытно-экспериментального обучения, которое проводилось на базе факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Балтийского федерального университета им. И. Канта (г. Калининград) в период с 2009 по 2013 годы и включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По итогам констатирующего этапа опытно-экспериментального обучения при помощи анкетирования и бесед было установлено, что обучающиеся не имели четкого представления о сущности регионального аспекта и его значимости для их будущей профессиональной деятельности. Результаты входящего тестирования показали одинаково низкий уровень сформированности РОКК в экспериментальной (65%, уровень А1) и контрольной (53%, уровень А1) группах.
На формирующем этапе опытно-экспериментального обучения посредством текущего тестирования регионоведческих знаний, речевых навыков и умений обучающихся экспериментальной и контрольной групп были получены статистические данные, которые показали что промежуточный уровень РОКК бакалавров лингвистики экспериментальной группы (В1 26% обучающихся и В2 46% обучающихся), где осуществлялось обучение с опорой на разработанную модель формирования РОКК, превосходил уровень РОКК в контрольной группе (А1 50% студентов и А2 21% студентов), где использовались традиционные методы обучения ИЯ в системе языковой подготовки в высшей школе. Это позволяет сделать вывод о том, что модель формирования РОКК, реализуемая посредством блог-технологии регионального содержания имела успешное применение в практике профессионального обучения ИЯ в вузе.
Контрольный этап выявил достаточно высокие результаты опытно-экспериментального обучения. Результаты итогового тестирования РОКК, их сравнительно-сопоставительный анализ до и после опытно-экспериментального обучения в экспериментальной и контрольной группах, а также статистического исследования динамики формирования РОКК в экспериментальной группе подтвердили сформулированную гипотезу опытно-экспериментального обучения. Было доказано, что уровень сформированности РОКК бакалавров лингвистики экспериментальной группы после опытно-экспериментального обучения повысился с уровня А1 и достиг уровней В1 (18% обучающихся) и В2 (36% обучающихся). Полученные данные значительно превышают показатели контрольной группы, где только от 1% до 3% обучающихся достигли уровня РОКК В1 и В2.
Полученные статистически значимые данные свидетельствуют о том, что разработанная модель формирования РОКК бакалавра лингвистики, реализуемая в процессе профессионального обучения ИЯ в вузе с применением блог-технологии регионального содержания является эффективной и может успешно использоваться в лингвистическом вузе.
Заключение
.
Проблема учета регионального аспекта в профессиональной языковой подготовке бакалавра лингвистики в вузе является в настоящее время одной из актуальных. Ее значимость определяется существующей потребностью выпускника лингвистического вуза в успешной реализации своей трудовой деятельности в условиях отдельных регионов страны, а также необходимостью современного языкового образования в удовлетворении локальных интересов субъектов Российской Федерации.
Регионально-ориентированная коммуникативная компетенция бакалавра лингвистики является одним из возможных путей преодоления назревшего противоречия между актуализацией регионального аспекта и его недостаточного учета при определении целей, содержания и проектирования технологий обучения иностранному языку в условиях обновляющейся высшей лингвистической школы сегодня.
Архитектоника РОКК имеет сложную многоаспектную природу. Ее структуру составляют как элементы коммуникативной компетенции, так и кластер новых компетенций (регионально-языковой, регионально-речевой и регионально-социокультурной). Содержание РОКК определяется локальными историко-культурными, географическими, экономическими особенностями конкретного региона и трактовкой понятия «регион» с позиции профессионального обучения иностранному языку бакалавра лингвистики.
Формирование РОКК осуществляется в тесном взаимодействии с профессиональной языковой подготовкой бакалавра лингвистики и предполагает построение учебного процесса в соответствии со специально разработанной моделью формирования РОКК, состоящей из теоретико-методологического, технологического и диагностико-контролирующего блоков.
Блог-технология регионального содержания выступает наиболее эффективным средством реализации модели формирования РОКК на начальном этапе профессиональной языковой подготовки бакалавра лингвистики в вузе. В основе технологии заложена идея педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся по применению региональной профессионально-ориентированной блогосферы, блогов студентов и блога преподавателя. Функциональные возможности блог-технологии регионального содержания позволяют создать интерактивную электронную платформу для обогащения регионоведческих и профессионально-ориентированных регионоведческих знаний, развития речевых навыков и умений, составляющих основу РОКК.
Результаты опытно-экспериментального обучения позволили убедиться в эффективности разработанной модели формирования РОКК бакалавра лингвистики. Они доказали, что реализация модели в профессиональном обучении иностранному языку в лингвистическом вузе на основе блог-технологии регионального содержания способствует повышению уровня РОКК обучающихся в экспериментальной группе, которые переместились с уровня А1 до уровней В1 и В2.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют считать поставленные в работе задачи решенными и цель диссертационного исследования достигнутой.
Перспективы исследования заключаются в возможности использования его разработок для дальнейшего развития регионально-ориентированной коммуникативной компетенции лингвиста на старших курсах профессионального обучения иностранному языку в высшей школе, что подразумевает рассмотрение и научное обоснование содержания и структуры регионально-ориентированной коммуникативной компетенции на последующих этапах обученияразработку подходов, принципов, методов, форм, технологий и уровней ее формированиявыделение отдельного регионоведческого компонента в рамках дисциплины «Практический курс первого иностранного языка», а также создание специальных учебных пособий на основе регионоведческого профессионально-ориентированного материала.