Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблемы формирования логического мышления детей младшего школьного возраста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие мышления и речи решается также в непрерывной связи. При общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные… Читать ещё >

Проблемы формирования логического мышления детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа Проблемы формирования логического мышления детей младшего школьного возраста

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры
  • 1.1 Особенности логического мышления учащихся младшего школьного возраста
  • 1.2 Педагогические условия формирования логического мышления у младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры
  • 2.1 Диагностика сформированности логического мышления младших школьников
  • 2.2 Апробация системы заданий по формированию логического мышления учащихся на уроках изобразительного искусства
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Очень важным фактором динамического развития общества является формирование эстетического сознания, художественной культуры общества. Эстетическое вкус должен быть сформирован у каждой личности, т.к. в эстетическом вкусе отдельного человека отражается уровень культуры общества, его социальные цели. И во многом решение этой задачи зависит от построения образовательного процесса. Развитость эстетического вкуса определяется способностью человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусств. Эти способности формируются в определенных обстоятельствах и при наличии условий, которые учитель может изменять, создавать сознательно, специально. Эта систематическая работа на уроках и приведет к формированию эстетического вкуса школьников. Однако достаточной подготовки к адекватному постижению художественных качеств окружающей среды и полноценному восприятию музыкального, изобразительного и других видов искусства дети, как правило, не получают ни в семье, ни в школе, поэтому художественные и эстетические вкусы формируются у детей в подавляющем большинстве случаев спонтанно. Таким образом, сложилась определенная диспропорция в области эстетического воспитания.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в формировании эстетического вкуса. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является младший школьный возраст. В это время закладываются основы умственного формирования детей. Создаются предпосылки для подготовки человека к способностям различения, понимания и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка эстетического вкуса как важнейшего фактора, обеспечивающего приобщение ребенка к миру искусства, эффективность его дальнейшего проявления в жизни культурного общества.

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, T. M. Веккера, JI. C. Выготского, К. Ф. Лебединской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и других.

Педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю. К. Бабанского, И. А. Барташниковой, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В. Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.

Проблемами формирования логического мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Р. Гайсон, Б. Инельдер, Ж. Пиаже, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Г. С. Овчинников, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.) исследователи.

Проблема состоит в том, что для усвоения нового материала учащимся необходимо научиться логически мыслить. Учителя начальной школы часто используют упражнения тренировочного типа, не требующие мышления.

логическое мышление младший школьник С поступлением ребенка в школу формируется учебная деятельность, мышление становится доминирующей функцией. У первоклассника мышление наглядно-образное, развиваются навыки анализа.

Рисование — вид деятельности, при котором формируется логическое мышление, познавательные процессы ребенка, а в процессе рисования с натуры происходит познание таких понятий как цвет, пространство объем, и т. д.

Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Н. М. Сокольникова, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т. д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью достижения эффективности в процессе формирования индивидуальности ребенка, углубленным познанием действительности при рисовании с натуры.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе рисования и отсутствием методических разработок.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры» .

Объект исследования — логическое мышление учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Предмет — процесс формирования логического мышления учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.

Цель исследования — формирование логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование логического мышления на уроке рисования с натуры будет эффективным, если использовать разнообразные приемы рисования, давать детям задания, позволяющие развивать логическое мышление.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры.

2. Рассмотреть педагогические условия формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

3. Апробировать систему уроков по формированию логического мышления.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников Л. С. Выготского, Н. Н. Поспелова, Л. Ф. Тихомировой, М. А. Холодного, Д. Б. Эльконина и других; методические рекомендации формирования логического мышления в работах Ж. Пиаже, Н. А. Подгорецкой, С. Л. Рубинштейна, Л. М. Фридмана; теории формирования логического мышления П. П. Блонского, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдов, З. А. Зак, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. М. Матюшкина, Н. А. Менчинской, А. И. Мещерякова, Д. Б. Эльконина и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения, тестирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

База исследования: МОУ СОШ № 19 г. Волгограда. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «б», 6 «б» классов.

Исследование проводилось в период педагогической практики с 10.02.2014 по 23.03.2014.

Первый этап — изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап — разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые экспериментально проверена эффективность формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Глава 1. Теоретические основы формирования логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры

1.1 Особенности логического мышления учащихся младшего школьного возраста

Прежде чем рассмотреть формирование логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как познавательный процесс.

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Мышление помогает человеку правильно ориентироваться в окружающем мире, используя ранее полученные знания в новой обстановке.

Традиционные в психологической науке определяют два его признака: обобщенность и опосредованность.

По мнению психолога Е. Г. Ревиной, мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация.

Начиная с 17 века, ведутся активные психологические исследования мышления, отождествлявшегося с логикой. Хотя Р. С. Немов считает, что сама способность к мышлению считалась врождённой, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексию (самопознание).

В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» .

Логическое мышление как феномен изучается различными науками: философией, психологией, логикой. Каждая из них по-своему, что вполне справедливо, определяет его сущность. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез — есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С. Л. Рубинштейн, — общие знаменатели» всего познавательного процесса [29, 278].

С.Л. Рубинштейн пишет, что логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни.

Ж. Пиаже в своих исследованиях констатировал факт, что «феномены» детского мышления объясняются определённой стадией «логического развития» их мышления.

Психолог Л. Ф. Тихомирова отмечает в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении.

Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается на интуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

Из вышесказанного, нами был сделан вывод о логическом мышлении, на которое мы будем опираться в нашем исследовании. Логическое мышление — это вид мышления, определяющий отражение взаимосвязей действительности, сущность которого заключается в выделении логических операций, овладение которыми происходит в процессе жизни, также является высшей ступенью познания.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Главной характерной чертой логического мышления является анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития. Великий русский писатель-мыслитель Л. Н. Толстой не без основания считал, что мыслями можно управлять, работать над мыслями и так совершенствоваться.

Благодаря логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал.

Развитие логического мышления зависит от сформированности и развития основных операций мышления. К основным операциям относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, абстрагирование, конкретизацию. Основой всех логических операций считаются анализ и синтез. Все они взаимосвязаны, и развитие одних логических операций зачастую ведет за собой развитие других.

Таким образом, опираясь на исследования Е. Г. Ревиной, Л. Ф. Тихомировой, С. Л. Рубинштейна, можем сделать вывод о характерных чертах логического мышления:

1) осуществляется только словесным путем в процессе оперирования понятиями с использованием логических конструкций;

2) отличается временным, структурным (этапным) и осознаваемым характером.

Критерии, по которым необходимо оценивать развитие логического мышления — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, классификация.

Опираясь на определение логического мышления и его критерии можно определить уровни сформированности логического мышления младшего школьника.

Высокий — владеет всеми логическими приемами. Анализ — ученик умеет анализировать форму предмета, цвет, фактуру. Синтез — умеет исходить от предметов, составляющих натюрморт (частное) к цельному пятну постановки (общее), и наоборот, видеть через общий силуэт, отдельные фрагменты натюрморта. Сравнение — учащийся может верно определять порядок расстановки предметов, сравнивать их фактуру и цвет. Обобщение — немаловажный компонент в изобразительном искусстве, ученик видит обобщенно, целиком натуру, отталкивается от общих моментов. Классификация — умеет разбивать на группы, что относится к теплым цветам, что к холодным, применимо к конкретным натюрмортам, что относится к той или иной фактуре. Абстрагирование — учащийся умеет мысленно выделять некоторых элементы натюрморта, акцентировать внимание детальной проработкой и отвлечение их прочих элементов натюрморта. Конкретизация — учащийся умеет наполнить конкретными признаками предмет, за счет чего мы сможем двигаться по картине, лучше понять цвета, структуру и смысл натюрморта.

Средний — владение несколькими (больше половины) приемами логики.

Низкий — владение только одним или полное невладение логическими приемами.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Когда ребенок начинает учиться, его мышление становится определяющим в системе других функций. Развитие логического мышления ребёнка — это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления

Известно, что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. От того, насколько сформированы его элементы у ребёнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения. Учёными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций.

Особое место занимают мыслительные операции, такие как выделение и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.

Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т. е. учиться мыслить. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию мы должны иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предмета изображения является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается логическое мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к логическому мышлению невозможно, а при изображении предмета, при рисовании натюрморта постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса логического мышления. Ценность метода рисования с натуры для развития логического мышления заключается в том, что это не просто копирование натуры, а анализ формы. Учитель должен ставить своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.

Необходимо сказать о художниках-педагогах, созданные ими системы обучения рисунку способствовали формированию логического мышления.

Система обучения И. Д. Прейслер предлагал начинать обучение с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходил к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры.

В основе обучения рисунку, И. Д. Прейслер положил геометрию и рисование с натуры. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, логически размышлять и выстраивать изображение на плоскости. Художник в своих трудах говорит о рисовании с натуры, о необходимости изучения анатомии, об использовании этих знаний при рисовании с живой модели.

В предисловии к изданию 1879 года автор писал:". цель, с которой учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений, состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно" [29.147].

Система обучения преподавателя А. П. Сапожникова тоже способствовала формированию логического мышления. Он начинал свое обучение с демонстрации специальных моделей законы перспективы, начиная с линий, затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам. Далее идет знакомство с законами светотени, также при помощи показа моделей. Когда рисование простых геометрических тел хорошо освоено, А. П. Сапожников предлагал переходить к рисованию сложных тел: сначала даются группы геометрических тел, затем постепенно идет усложнение заданий вплоть до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагал пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении. Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Эти этапы формируют у учащихся логическое мышление, дают возможность учащимся яснее понимать строение форм, структуру предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию, используя геометрические тела с проволоки и картона с натуры. В этом вся ценность метода: учащиеся анализируют, рассуждают и мыслят.

А.П. Сапожников указал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. «Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковы треугольники, четырехугольники и тому подобные» , — указывал А. П. Сапожников [29, 84]

Чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и развивать умение мыслить надо с детского возраста.

Выражения, которые не раз высказывались И. Н. Крамским:

. Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные для элементарного образования [23, 67]

Чистяков говорил об уроках: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования» .

Но не только в сфере искусств вставала проблема формирования логического мышления. Развитие логического мышления — одна из важнейших задач, стоящих перед дидактикой. Этим объясняется высокий интерес философов, педагогов, психологов, методистов к данной проблеме. освоения исторически сложившихся форм деятельности посвящена работа авторского коллектива под руководством К. А. Абишева. Данная работа является первой попыткой философского обобщения материалов умственного развития ребенка в выбранном направлении.

В работе Ж. М. Абдильдина и К. А. Абишева осуществляется исследование логического строя мышления в процессе практической деятельности. Важность этого исследования в том, что оно доказывает, что стиль мышления, логическое содержание категорий тесно связаны с практикой, меняются в зависимости от развития человека.

В педагогике и психологии проведено немало исследований, посвященных развитию различных видов мышления, в том числе и логического, у учащихся и студентов (работы А. В. Брушлинского, Л. Л. Гуровой, В. В. Давыдова, Г. И. Железовской, Е.Н. Кабановой-Меллер, Я. И. Лернера, Н. А. Менчинской, Я. А. Пономарева, И. С. Якиманской и др.).

Необходимо отметить, что в научно-педагогической литературе обращается внимание на роль межпредметных связей в формировании логического мышления. Пик интереса к проблематике межпредметных связей пришелся на конец семидесятых, начало восьмидесятых годов.

Психологи, дидакты и методисты занимались практической разработкой проблемы осуществления межпредметных связей (П.Р. Атутов, Г. В. Воробьев, Л. Г. Вяткин, М. А. Данилов, Н. Максимова, В. М. Медведев М.Н. Скаткин и др.).

Исследования Б. Г. Ананьева и Ю. А. Самарина дали возможность установить сущность взаимосвязей между учебными предметами, которая заключается в образовании межсистемных или межпредметных ассоциаций. При этом было доказано, что только эта более сложная разновидность психических процессов может обеспечить целостность и полноту знаний. Однако при наличии явно выраженного исследовательского интереса к проблеме межпредметных связей, механизм их реализации через межпредметные задачи разработан недостаточно, не был показан принцип составления таких задач.

В исследовании Л. В. Паздериловой изучался вопрос о принципах построения системы межпредметных задач, но предложенные ею принципы не обладают универсальностью, вследствие чего использование их учителями-предметниками существенно затруднено.

Изучение научной литературы показало, что, несмотря на большой интерес психологов и педагогов к проблеме развития логического мышления учащихся, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными. И, прежде всего, это аспект, связанный с развитием логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. В настоящее время эта проблема не получила достаточного теоретического разрешения.

Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны насущная необходимость в развитии логического мышления учащихся, а с другой — современные школьные программы, не позволяют в полной мере развивать логическое мышление учащихся. Чтобы снять это противоречие, необходимо, исходя из знания структуры мыслительных операций, разработать систему логических заданий по каждой теме, решение которых совершенствует конкретные операции и приемы мышления.

1.2 Педагогические условия формирования логического мышления у младших школьников

В начальных классах не всегда уделяют достаточного внимания развитию логического мышления и считают, что все необходимые мыслительные навыки разовьются с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к замедлению роста формирования логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития в последующем.

Поэтому существует объективная необходимость поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла.

При обосновании педагогических условий формирования логического мышления младших школьников мы исходили из следующих положений:

обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс, продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занкова, E. H. Кабанова-Меляер и др.);

важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов (С.Д. Забрамная, И. А Подгорецкая и др.);

формирование логического мышления не может осуществляться изолированно от учебного процесса, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, учитывать особенности возрастного развития школьников (Л.С. Выготский, И. И. Кулибаба, Н. В. Шевченко и др.).

Из этого следуют педагогические условия формирования логического мышления младших школьников:

наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления,

обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций,

реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления, обеспечение вариативности содержания занятий

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов.

Для развития логического мышления имеются и разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом Дьенешем. Фигуры различны форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру (большие и маленькие), по толщине (толстые и тонкие). Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.

Дети научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы, при этом развивая логическое мышление детей.

С геометрическими фигурами ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, делит, и рассуждает.

Возможны задания с логическими блоками:

логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду);

найти логические связи (например, сходные предметы: маму и малыша, животное и его пищу);

лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);

разделить предметы по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т. д.);

исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета);

Базовым условием в данном комплексе условий выступает наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления младших школьников. В процессе школьного обучения учащемуся необходимо не просто сообщать «сумму знаний», но и формировать у него систему взаимосвязанных знаний, образующих внутреннюю упорядоченную структуру. Формирование упорядоченной системы знаний, в процессе которого различные сведения постоянно сопоставляются друг с другом требуют от педагога перестройки традиционно сложившейся структуры урока, выделения мыслительных операций в учебном материале, направленности его деятельности на обучение учащихся логическим операциям.

Вторым важнейшим условием является обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Со стороны педагога, стимулировать попытки учащихся провести обобщение, анализ, синтез и т. п. Попытка младшего школьника, пусть и неудачная, осуществить логическую операцию должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний.

Следующим условием является реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов в развитии логического мышления.

Активная, в первую очередь, сознательная деятельность младших школьников является основой высокого уровня формирования логического мышления. Структура учебного материала должна быть ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися. В противном случае — знания формальны. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат. Реализация идей личностно ориентированного подхода позволяет вывести каждого учащегося на высокий уровень развития логического мышления, что обеспечит успех при усвоении учебного материала в образовательном учреждении на последующих этапах обучения

Составление системы вариативных заданий, адекватной возрастным и индивидуальным особенностям личности учащегося также является педагогическим условием формирования логического мышления младших школьников. Использование комплекса логических заданий, многообразия методов обучения позволит повысить продуктивность и динамику развития логического мышления младших школьников.

А.С. Урунтаев отмечает, что необходимым условием формирования логического мышления ребенка является обучение его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

Необходимо сказать о педагогических средствах, используемых на уроках изобразительного искусства для формирования логического мышления.

Преподавание этого предмета требует обеспечения высокой степени наглядности обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации. Но все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске на листе бумаги или на полях альбома самого ученика.

Педагогическим рисованием принято называть изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока.

Обучение, воспитание и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством выступает игра.

Развитие мышления и речи решается также в непрерывной связи. При общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В сюжетно-ролевой, творческой играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, понимании происходящих событий и явлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях. Находить характерные признаки предметах и явлениях окружающего мира; Сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы.

Психологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать в процессе обучения, направленном на формирование логического мышления.

Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6−7 до 10−11 лет. Рассмотрим психологическую специфику данного этапа.

С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в состоянии сразу же включиться в школьную жизнь.

Процесс адаптации подчиняется психологическим закономерностям, которые следует учитывать в работе с первоклассниками.

Можно выделить три уровня адаптации:

1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у первоклассника положительное, учебный материал осваивается относительно легко, на уроках внимателен и прилежен, охотно участвует в общественной работе, в группе сверстников имеет высокий социальный статус;

2) средний уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, учебный материал усваивается, если преподносится подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, поручения хорошо выполняет при контроле со стороны взрослого, внимание сосредоточено, если выполняет интересное дело, добросовестно выполняет общественные поручения, имеет много друзей среди одноклассников;

3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное или индифферентное, преобладает сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нарушает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания, в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно. Адаптация будет проходить успешнее, если ребенок психологически готов к обучению в школе, при этом очень важно, чтобы в семье была дружеская атмосфера, отсутствовали конфликты.

Еще одна проблема, которую необходимо решать в начальной школе, — это существующие у детей различия в мотивациях, уровне развития психических процессов, знаниях, умениях и навыках.

Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.

Первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической.

Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность.

Однако личностное развитие происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).

Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера.

К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

Таким образом, учитывая личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, можно находить более эффективные приемы воспитательного и развивающего воздействия.

Выводы по первой главе

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Формирование логического мышления зависит от сформированности и развития основных операций мышления таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, абстрагирование, конкретизацию. Логические операции взаимосвязаны и развитие одних зачастую ведет за собой развитие других.

Логическое мышление предполагает логическим путём переход от одного определённого представления к другому.

Важными условиями формирования логического мышления у младших школьников являются:

наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления младших школьников;

обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении;

реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов в развитии логического мышления;

составление системы вариативных заданий, адекватной возрастным и индивидуальным особенностям личности учащегося;

обучение его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать;

учёт особенностей психического развития детей данного возраста.

Можем сделать вывод о характерных чертах логического мышления:

1) осуществляется только словесным путем в процессе оперирования понятиями с использованием логических конструкций;

2) отличается временным, структурным (этапным) и осознаваемым.

Учитывая личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, можно находить более эффективные приемы воспитательного и развивающего воздействия.

Средства, используемые на уроках изобразительного искусства для формирования логического мышления — это средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации. Но все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске на листе бумаги или на полях альбома самого ученика.

В первой главе были описаны критерии, по которым необходимо оценивать развитие логического мышления — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, классификация.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры

2.1 Диагностика сформированности логического мышления младших школьников

В ходе опытно-экспериментальной работы для выявления сформированности логического мышления проводилась диагностика на основе показателей развития данного качества.

Методики диагностики включали в себя: анкетирование, наблюдение, самооценку, рефлексию, анализ педагогических ситуаций, тестирование, художественное слово и т. д. В ходе анализа результатов диагностики сформированности логического мышления были выделены группы и определены их характеристики.

Диагностический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 19 г. Волгограда. В качестве респондентов выступали учащиеся 3, 4 классов в количестве 49 человек. Экспериментальную группу составили 25 школьников, учащиеся 4 класса. В качестве контрольной группы выступили учащиеся 3 класса в количестве 24 человек.

Диагностика была посвящена проверке выдвинутой нами гипотезы, что формирование логического мышления на уроке рисования с натуры будет эффективным, если использовать разнообразные приемы рисования, давать детям задания, позволяющие развивать логическое мышление.

Диагностика проводилась входная и итоговая.

Для определения исходного уровня сформированности логического мышления использовалось методика

По методике «Четвертый лишний» ребёнку показывали четыре картинки, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно изображение не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя» .

Раздаточный материал: 10 карточек с четырьмя изображениями, одно из которых лишнее:

1) ботинки, сапоги, шнурки, валенки;

2) нож, сахарница, игла, перец;

3) трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

4) стол, кровать, пол, тумба;

5) молоко, сливки, сало, сметана;

6) самолёт, лодка, человек, машина;

7) сова, кошка, белка, гиена;

8) альбом, книга, ручка, тетрадь;

9) кисть, маркер, карандаш, ложка;

10) муха, птица, пчела, жук.

Инструкция «Посмотри на эти картинки». Одно из изображений здесь лишнее, оно не связано с остальными рисунками. Подумай, какое это изображение и назови его. Объясни почему?" .

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

10−8 баллов — высокий уровень развития логического мышления;

7−5 баллов — средний уровень развития логического мышления;

4 и менее баллов — логическое мышление развито слабо.

Приведем несколько примеров:

Мы выполняли упражнение на выявление уровня развития логического мышления по методике «Четвертый лишний». Аня С. сделала задание верно, отобрала из предложенных слов одно, не входящие в логически ряды, дала письменное объяснение отбора. Она проявила умения обобщать понятия, сравнивать явления и объекты, выделять существенные признаки, что соответствует высокому уровню сформированности логического мышления.

Вася М. сделал задание на 6 баллов, допускал ошибки при выборе слов одно, не входящие в логически ряды, не везде дал письменное объяснение отбора. Следует вывод, что не до конца сформировано логическое мышление, плохо владеет приемом обобщения, абстрагирования, что соответствует среднему уровню сформированности логического мышления.

Кирилл О. сделал задание на 4 балла, допустил большое количество ошибок. Не дал письменное объяснение многим пунктам, например: Из строки № 6, он выделил лишнее слово самолет, объяснив это тем, что остальные существительные находятся на земле. Это говорит о плохой сформированности логического мышления, отсутствии приема сравнения, синтеза, Кирилл плохо классифицирует предметы, что соответствует низкому уровню сформированности логического мышления.

По окончании результатом входной диагностики были выявлены результаты, представленные в Диаграмме № 1.

По результатам первичной диагностики значительная часть каждой группы владеет средним уровнем сформированности логического мышления. В контрольной группе процент (69,6%) уровня сформированности логического мышления выше, чем в экспериментальной (52,2%).

Для итоговой диагностики проводится творческое задание — результат эксперимента, Эксперимент проводился в экспериментальной группе, использовалось творческое задание: «Рисование натюрморта с натуры» .

Натюрморт состоял из керамической вазы, деревянной ложки, яблока и груши, на фоне цветастая драпировка. Каждый предмет необходимо было изобразить с характерным признаком. Ложка деревянная, ваза керамическая, необходимо было увидеть разницу в фактуре, цвете, ткань и фрукты также разной фактуры.

Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры мы выделили следующие:

научить изображению строения, пропорций, величины, характерных признаков предметов с натуры;

научить верно передавать форму предмета и цвета, создавать выразительные образы;

развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета).

Лена О., при рисовании натюрморта с натуры, поставленном в классе, получила максимум 10 баллов, проявила умения сравнивать предметы, обобщать понятия, и объекты, выделять существенные признаки, абстрагироваться, что соответствует высокому уровню сформированности логического мышления. Это помогло Оле передать индивидуальность своей работы, сохранить все пропорции данного натюрморта.

Коля Е. сделал задание на 7 баллов, допускал ошибки. Не сохранение пропорций привели к потере основной идеи композиции, но были использованы такие логические приемы как конкретизация, которая помогла прописать отельные моменты, сконцентрировав внимание. Следует вывод, что у Коли не до конца сформировано логическое мышление, плохо владеет приемом обобщения, сравнения, что соответствует среднему уровню сформированности логического мышления.

Марина К. сделала задание на 3 балла, допустила большое количество ошибок. Неверная компоновка в листе, пропорции не соответствуют натуре, цвета не найдены. Это говорит о ее несформированности логического мышления, таких признаков как классификация, предметы, отсутствие приема сравнения, что соответствует низкому уровню сформированности логического мышления.

Результаты итоговой диагностики представлены в Таблице № 2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

3%

2%

30%

29%

67%

69%

После

5,2%

3%

39%

31,5%

55,8%

65,5%

Как показывают данные таблицы, процент школьников в экспериментальной группе, имеющих низкий уровень логического мышления снизился на 27,1%, средний уровень стал характерен для 59% испытуемых, что на 25% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. На 2,1% увеличилось число школьников, обладающих высоким уровнем логического мышления. Итак, процент учащихся со средним уровнем сформированности логического мышления в экспериментальной группе снизился по всем критериям: с 21,7% до 12,3% в контрольной группе, с 39, 1% до 20% - в экспериментальной группе.

На 1,9% в контрольной группе и на 4, 4% в экспериментальной увеличился процент школьников, обладающих высоким уровнем логического мышления.

2.2 Апробация системы заданий по формированию логического мышления учащихся на уроках изобразительного искусства

В данном параграфе представлены материалы опытно-экспериментальной работы, проведенной с целью формирования логического мышления у учащихся 3, 4 классов.

Процесс формирования логического мышления нами был организован как его поэтапное развитие. Эксперимент включал в себя два последовательных этапа. Рассмотрим подробнее функционирование каждого из этапов формирующего эксперимента.

Цель первого этапа эксперимента: формирование такой характеристики логического мышления как анализ, синтез, сравнение.

В ходе данного этапа решались следующие задачи:

1. Развивать умение логически подходить к рисованию натуры.

2. Выполнять геометрические фигуры с помощью мелких предметов.

Для решения поставленных задач наиболее эффективными оказались следующие средства: логические - использование игры (Методика " Четвертый лишний"), педагогический рисунок как логическое средство — объяснение наглядно. Основными формами обучения на контрольном этапе являлись: урок, индивидуально-групповая работа.

С учетом цели первого этапа была разработана система занятий. Описание всех занятий не представляется возможным, потому остановимся на отдельных фрагментах, последовательность которых позволит представить систему занятий в целом.

Первый урок был посвящён рисованию с натуры раскладной пирамидки. Учащимся предлагалось следующее задание: изобразить пирамиду с натуры, передать ее цвет, пропорции точное количество колец, Оно было направлено на формирование логических приемов, таких как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение.

Примеры.

Вова М. начинал изображать пирамиду от общей формы, переходя к рисованию отдельных колец. Прослеживается логический прием синтеза. Вова М. анализирует форму, цвет, размещение в пространстве, пользуется таким приемом как анализ. Это соответствует высокому уровню сформированности логического мышления.

Аня Л. Использует логический прием такой как анализ, анализирует форму, цвет, фактуру, верно изображает на листе. Синтезирует объект, находя в нем частные компоненты (кольца) и видит полную картину, также обобщенно смотрит на натуру. Это тоже соответствует высокому уровню сформированности логического мышления.

Миша Г. изображает пирамиду не пропорционально, высота не пропорциональна ширине, это говорит о не умении пользоваться логическим приёмом, таким как сравнение, но проверив пропорции, начинает делать правильно, использовать другие приемы логики. Это соответствует среднему уровню сформированности логического мышления.

Люда В. при изображении пирамиды показывает не то количество колец в пирамидке, неверная передача цвета, не сохраняет, смотрит не обобщенно на натуру. Это говорит о невнимательном получении задания, неиспользование логических приемов, что соответствует низкому уровню сформированности логического мышления.

Цель второго этапа эксперимента формирование такой характеристики логического мышления как абстрагирование, классификация, обобщение.

В ходе данного этапа решались следующие задачи:

1) повысить творческую активность учащихся;

2) научиться выделять главное, проводить аналоги, сравнивать (выделять общее и особенное).

Для решения поставленных задач наиболее эффективными оказались следующие средства: составление программы развивающей работы с учетом возрастных особенностей младших школьников, в которой подобраны логические игры, упражнения, задачи, загадки.

Основными формами обучения на контрольном этапе являлись: урок, индивидуально-групповая работа.

С учетом цели первого этапа была разработана система занятий. Описание всех занятий не представляется возможным, потому остановимся на отдельных фрагментах, последовательность которых позволит представить систему занятий в целом.

Второй урок был посвящён рисованию с натуры овощей и фруктов. Учащимся предлагалось следующее задание: изобразить натюрморт, передать ее цвет, пропорции его элементов. Оно было направлено на формирование логических приемов, таких как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение. Педагогический рисунок как средство учебного процесса просто не обходим. на доске, дети приступают к выполнению задания — передать фактурность предметов, точность цвета, пропорции.

Примеры.

Лена О. синтезирует объект, находя в нем частные компоненты (кольца) и видит полную картину, также обобщенно смотрит на натуру. Это соответствует высокому уровню сформированности логического мышления.

Коля У. изображает кувшин не пропорционально, высота не пропорциональна ширине, это говорит о не умении пользоваться логическим приёмом, таким как сравнение. Но, конкретизация развита, прорисовка отдельных элементов натюрморта. Это соответствует среднему уровню сформированности логического мышления.

Света М. неверно использует логический приём, такой как конкретизация, слишком уделяет много внимания стакану, не распространяясь на общую массу натюрморта, отсюда следует ошибка компоновки. Неверно анализирует структуру натюрморта. Это соответствует низкому уровню сформированности логического мышления.

Третий урок посвящён рисованию кошки. Учащимся предлагалось поэтапное изображение задания, выполнение пед. рисунка на доске. Задание было направлено на формирование приемов логически, таких как анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, сравнение.

Примеры.

Вика Н. изображает кошку поэтапно, повторяя за учителем, прорисовывая все детали, уделяя внимание сложным местам. Прослеживается логический прием синтеза, анализа формы и абстрагирование, уходит от ненужных деталей, что соответствует высокому уровню сформированности логического мышления.

Света М. использует логический прием такой как анализ, анализирует форму, цвет, фактуру, верно изображает на листе. Синтезирует объект, исходя из общей массы рисунка, переходя к деталям. что также соответствует высокому уровню сформированности логического мышления.

На контрольном этапе эксперимента стала заметна разница между действиями участников контрольной и экспериментальной групп. Разница показана в диаграмме № 3. Работа контрольной группы отличалась тем, что ребята в полной мере овладели всеми логическими приемами. Анализ — ученик умеет анализировать форму предмета, цвет, фактуру. Синтез — умеет исходить от предметов, составляющих натюрморт (частное) к цельному пятну постановки (общее), и наоборот, видеть через общий силуэт, отдельные фрагменты натюрморта. Сравнение — учащийся может верно определять порядок расстановки предметов, сравнивать их фактуру и цвет. Обобщение — немаловажный компонент в изобразительном искусстве, ученик видит обобщенно, целиком натуру, отталкивается от общих моментов. Классификация — умеет разбивать на группы, что относится к теплым цветам, что к холодным, применимо к конкретным натюрмортам, что относится к той или иной фактуре. Абстрагирование — учащийся умеет мысленно выделять некоторых элементы натюрморта, акцентировать внимание детальной проработкой и отвлечение их прочих элементов натюрморта. Конкретизация — учащийся умеет наполнить конкретными признаками предмет, за счет чего мы сможем двигаться по картине, лучше понять цвета, структуру и смысл натюрморта.

Результаты контрольного эксперимента представлены в Диаграмме № 3

Процент учащихся с низким уровнем сформированности логического мышления в экспериментальной группе снизился по всем критериям: с 39,1% до 20% в контрольной группе — с 21,7% до 12,3%.

Средний уровень сформированности логического мышления в экспериментальной группе достиг 52,2%, 58%, 60%, в контрольной — 69, 6%, 72%, 75%; высокий уровень имеют по всем критериям 4, 3%, 8%, 9% и 8,7%, 15%, 11% в экспериментальной и контрольной группах соответственно.

Результаты эксперимента демонстрируют положительную динамику в формировании логического мышления школьников в организованных условиях. Можно заключить, что использование средств изобразительного искусства, таких как пятно, линия, форма, цвет, композиция значительно помогает в процессе формирования логического мышления учащихся.

Участники экспериментальной группы показали более высокий рост результатов в ходе контрольного эксперимента, следовательно, проведённая работа подтверждает продуктивность соблюдения определённых образовательных условий.

Выводы по второй главе

Диагностика была посвящена проверке выдвинутой нами гипотезы, что формирование логического мышления на уроке рисования с натуры будет эффективным, если использовать разнообразные приемы рисования, давать детям задания, позволяющие развивать логическое мышление.

У младших школьников довольно хорошо в процессе рисования с натуры начинает развиваться логическое мышление. Они начинают выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

На различных этапах эксперимента была заметна разница между действиями участников контрольной и экспериментальной групп. Участники экспериментальной группы показали неплохой уровень знаний, но работа контрольной группы отличалась лучшими результатами, они овладели всеми логическими приемами.

Результаты эксперимента продемонстрировали положительную динамику в формировании логического мышления школьников в организованных условиях. Участники экспериментальной группы показали более высокий рост результатов в ходе контрольного эксперимента, следовательно, проведённая работа подтверждает продуктивность соблюдения определённых образовательных условий.

Заключение

Перед нами была поставлена цель, для достижения которой ставился ряд задач, которые необходимо было решить в ходе курсовой работы. Целью данного исследования было формирование логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для её достижения ставился ряд задач:

1. Изучить теоретические основы формирования логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры.

2. Рассмотреть педагогические условия формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

3. Апробировать систему уроков по формированию логического мышления.

Задача первая заключалась в изучении теоретических основ формирования логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры. В ходе её решения пришли к следующим выводам:

1). В педагогике формированию логического мышления внимание уделяется, но не достаточно обширно. Этим вопросом занимался ряд исследователей Ю. К. Бабанский, И. А. Барташникова, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др.

2). Под логическим мышлением понимают такой вид мышления, сущность которого заключается в выделении логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение — овладение которыми происходит в процессе жизни, также является высшей ступенью познания.

3). Характеристиками логического мышления являются:

а) осуществление только словесным путем в процессе оперирования понятиями с использованием логических конструкций;

б) отличается временным, структурным (этапным) и осознаваемым.

4). Критерии сформированности логического мышления — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, классификация.

Задача вторая — рассмотреть педагогические условия формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. В ходе решения пришли к следующим выводам. Важными условиями формирования логического мышления у младших школьников являются:

обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении.

реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов в развитии логического мышления.

учёт особенностей психического развития детей данного возраста.

Психологические особенности младших школьников. Поступая в школу, ребенок проходит процесс адаптации в три уровня:

1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у первоклассника положительное, учебный материал осваивается относительно легко.

2) средний уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, учебный материал усваивается, если преподносится подробно и наглядно, самостоятельно решает задачи.

3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно.

Средства, используемые на уроках изобразительного искусства для формирования логического мышления — иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации, педагогический рисунок. Также игра является средством формирования логического мышления.

Задача третья — Апробировать систему уроков по формированию логического мышления.

Экспериментальная работа проводилась в два этапа.

Цель первого этапа заключалась в формировании такой характеристики логического мышления как анализ, синтез, сравнение.

Давали задания на формирование логического мышления, использование игры (Методика «Четвертый лишний») и рисование с натуры раскладной пирамидки. Результат: в контрольной группе процент (69,6%) уровня сформированности логического мышления выше, чем в экспериментальной (52,2%).

Цель второго этапа заключалась в формировании такой характеристики логического мышления как абстрагирование, классификация, обобщение. Давали такие задания как рисование с натуры овощей и фруктов, рисование кошек. Результат: на 1,9% в контрольной группе и на 4, 4% в экспериментальной увеличился процент школьников, обладающих высоким уровнем логического мышления.

Анализ результатов позволяет сделать вывод, что гипотеза исследования, высказанная во введении, подтвердилась. Цели курсовой достигнуты, задачи выполнены.

1. Андрущенко, Т. Ю. Коррекция и развитие игрой [Текст] / Т. Ю. Андрущенко // Начальная школа. — 2005. № 5.

2. Бабкина, Н. В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников [Текст] /Н.В. Бабкина. — М.: Школьная пресса, 2006. — 24 с. школа. — 2010. — № 6

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. /Л.С. Выготский — М.: Педагогика, 1982.

4. Гальперин, П.Я.

Введение

в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. — М., 2000

5. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. — 1999. — № 1

6. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] /И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М.: Академия, 2001.

7. Зак, А. З. Как определить различия в мышлении детей 6−10 лет. [Текст] / А. З. Зак. — М.: НПО «Модэк», 1993.

8. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. [Текст] /А.З. Зак. — М.: Просвещение, 1994.

9. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург, 2005.

10. Иванова, Е. В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики [Текст] /Е.В. Иванова // Начальная школа + До и после. — 2006. — № 6

11. Ивашова, О. А. Применение исследовательских заданий в занимательной форме для становления вычислительной культуры у младших школьников [Текст] /О.А. Ивашова // Начальная школа. — 2009. — № 8

12. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] /Н.Б. Истомина. — М.: Академия, 2000.

13. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом классе [Текст] /Г.Г. Левитас — М.: Илекса, 2008.

14. Левитес В. В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы задач [Текст]: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: утв.9.12.2006/ В. В. Левитес. — Мурманск, 2006.

15. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] /Н.С. Лейтес — М.: Педагогика, 1971.

16. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения/ под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. В. Петровского // в 2-х т. Т.1 — М.: Педагогика, 1983.

17. Лященко, Л. Г. Загадка — средство развития логического мышления [Текст] /Л.Г. Лященко // Начальная школа. — 2009. — № 11

18. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды [Текст] /Н.А. Менчинская. — М.: Педагогика, 1989.

19. Михайлова, Н. Н. Становление системы развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике в истории российского образования (XIX-XX вв.) [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 07.00.02: утв.15.07.02 /Н.Н. Михайлова. — Курск, 2003.

20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд. [Текст] /В.С. Мухина — М.: Просвещение, 2000.

21. Немов, Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. [Текст] /Р.С. Немов. — М.: Владос, 2000.

22. Нилова, Т. В. Игры с цифрами и числами на уроках в школе и дома: занимательная математика /Т.В. Нилова. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

23. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] /Т.Н. Овчинникова — М.: Академический проект. 2000.

24. Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М.: Академия, 2001.

25. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. [Текст] / Ж. Пиаже — М.: Педагогика, 2001.

26. Платонов К. К. — Краткий словарь системы психологических понятий М. Москва. 1984.

27.А. П. Сапожников — Полный курс рисования.1849 г.

28. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.

Приложение

План - конспект урока по изобразительному искусству

Учитель МОУ СОШ № 19

Центрального района

Города Волгограда

Ф. И.О. _________________

________________

Дата: 12.03.14

Класс: 4 «а»

Тема: Рисование с натуры раскладной пирамидки

Цель: научиться рисовать с натуры предметы конической формы с использованием осевой линии;

Задачи:

1. Развивать умение правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

2. воспитывать аккуратность в работе с красками, усидчивость, терпеливость.

3. Коррекция мелкой моторики пальцев на основе упражнений в выкладывании геометрической фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока будет очень увлекательной и интересной. Вы это поймете, когда обратите внимание на ваши парты. На них лежит по горсточке семечек. Вам необходимо будет выложить геометрические фигуры, которые имеют:

3 стороны, 3 угла, 3 вершины,

4 стороны, 4 угла, 4 вершины,

не имеет ни сторон, ни углов.

Хорошо, все справились с заданием. Давайте теперь перечислим, какие геометрические фигуры вы уже знаете?

Какие геометрические тела знаете? (конус, шар, куб, цилиндр.)

В чем разница этих понятий? (объемные, плоские).

Назовите предметы, которые имеют коническую форму (колпак клоуна, ракета, рожок мороженое)

Учитель показывает предметы (мяч, кубик, пирамидку) определить форму.

Одним словом, как можно назвать эти предметы? (игрушки).

Ребята, вы помните свои любимые игрушки? Назовите их.

Как вы ухаживаете за ними? (ответы учащихся).

Основная часть

Сегодня наш класс превратится в маленькую фабрику по изготовлению игрушек, а вы будите в роли мастеров-художников.

Решив ребус, вы узнаете, какую игрушку будем сегодня рисовать:

Значит, сегодня мы рисуем — пирамидку с натуры (учитель достает пирамиду).

Что значит «рисование с натуры» ?

(Рисование с натуры — это рисование предмета, который находится перед тобой).

Анализ игрушки

Чтобы правильно нарисовать пирамидку, необходимо знать ее устройство. Кто хочет проанализировать, из чего состоит пирамидка, показать всем ее части? (анализ производит ученик)

Детская раскладная пирамидка, имеет форму конуса.

Разобрав пирамидку мы видим стержень, который служит осью, на эту ось надеваются кольца.

Показ учащимся рисование пирамидки.

Чтобы нарисовать пирамидку, надо, прежде всего, нарисовать осевую линию (ось)

Ребята, скажите мне, на какую геометрическую фигуру похожа наша пирамидка?

Затем определить высоту пирамиды:

Уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вершиной пирамиды.

В полученном треугольнике проводим горизонтальные линии — получились полоски. Это будут колечки для пирамидки, оставив место для верхушки.

Старайтесь, чтобы полоски были одинаковые по ширине.

Так как кольца имеют закругленную форму, то каждую полоску закруглите по бокам дужками.

Микро итог

Что такое: ось, высота, ширина, горизонтальные линии.

Показать руками: ось, высоту, ширину и т. д.

Далее учитель стирает свой рисунок, предлагая ученикам самостоятельно, смотря на натуру, изобразить пирамиду.

И) Практическая работа

Учащиеся выполняют задание.

Анализ и оценка работ.

Спасибо всем за урок!

План — конспект урока по изобразительному искусству

Учитель МОУ СОШ № 19

Центрального района

Города Волгограда

Ф. И.О. _________________

________________

Дата: 5.03.14

Класс: 6 «б»

Тема: «Рисование с натуры овощей и фруктов» .

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цель: Воспитывать чувства прекрасного, стремления и умения видеть красоту в обыденных предметах.

Задачи:

1) Закрепить у обучающихся представление о рисовании с натуры, научить анализировать форму предмета.

2) Продолжить развивать умение грамотно компоновать на листе рисунок, умение последовательно вести работу над рисунком.

3) Продолжить обучение рисованию с натуры и расширить познания в техниках, творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в предметах различной простой формы, совершенствовать пространственную ориентировку детей в листе бумаги.

4) Развивать навыки работы с акварельными красками.

5) Формировать умение выполнять рисунок по данной теме.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка «фрукты и овощи», схема последовательности рисования натюрморта, фрукты и овощи (муляжи).

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о жанре изобразительного искусства.

Вводная беседа. Знакомство с жанрами изобразительного искусства

Учитель. С какими жанрами изобразительного искусства вы уже знакомы? Дети отвечают (тематическая картина (изображение сцен из жизни людей), портрет (изображение человека), пейзаж (изображение видов природы), интерьер (изображение внутреннего убранства помещений), натюрморт).

4. Новая тема.

Натюрморт как жанр. История возникновения и развития натюрморта. Натюрморт это-В дословном переводе с французского «мёртвая натура», т. е. изображение неодушевлённых предметов (домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т. д). Возник натюрморт очень давно, ещё в Древнем Китае был создан жанр, который был назван «Цветы и птицы» (на слайдах дублируются изображения натюрмортов).

Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца который жил в 16 веке, именно на это время и приходится расцвет натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.

Учитель. Я хочу подвести вас ребята к следующему выводу. Через натюрморт художник выражает своё отношение к природе, Свой внутренний мир он доносит до нас посредством создания различных образов вещей. И все предметы в натюрморте нам о чем-то рассказывают. Давайте посмотрим на другие натюрморты и вы, увидите насколько разнообразен мир изображения неживой природы, мир натюрморта.

5. Самостоятельная работа

Учитель. Практическую работу вы будите выполнять сегодня с натуры в технике акварельной заливки. Посмотрите, ребята перед вами натюрморт. Натюрморт состоит из трех предметов (яблоко, кувшин, стакан) по принципу контраста.

Для начала давайте повторим цвета. Назовите мне, пожалуйста, теплые цвета. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый). Хорошо. А коричневый цвет какой — теплый или холодный? (Теплый). Правильно. А теперь назовите мне холодные цвета. (Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный). Хорошо. Цвета вы знаете, молодцы.

А теперь скажите, пожалуйста, мне, что это такое? (Показываю на падающую от яблока тень). (Тень). Правильно. А это? (Показываю на собственную тень помидора). (Тень). Правильно. А какие вы знает тени? (Падающие и собственные). Правильно. Молодцы! У каждого объемного предмета есть тень собственная, тень падающая, рефлекс (свет отраженный), свет, полутон и блестящих предметов есть еще и блик.

Мы с вами будем рисовать акварельными красками — но сначала нарисуем наши предметы простым карандашом. А затем — красками.

Итак, начинаем работать. Располагаем лист бумаги горизонтально. (Показываю как). Сначала легким нажимом на карандаш намечаем место, где он будет. Затем рисуем сам предмет. Тень падающую. Собственную тень мы мазком кисти покажем цветом, более темным чем сам предмет и более холодным. (Показываю на доске каким именно движением). Дети повторяют.

Затем нам с вами нужно закрасить фон. Показываю на образце. Давайте возьмем цвет для фона холодный. Это поможет нам создать более объемное изображение. Дети закрашивают фон. Пока работа подсыхает — делаем выставку работ на доске.

6. Итог.

Выставка работ учащихся.

План — конспект урока по изобразительному искусству

Учитель МОУ СОШ № 19

Центрального района

Города Волгограда

Ф. И.О. _________________

________________

Дата: 19.03.14

Класс: 1″ б"

Тема урока: «Наши друзья. Рисуем кошку»

Цели:

Образовательные: учить рисовать кошек по предложенным схемам, передавать их характер;

Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников любви к животным, воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, развивать творческие способности учащихся, фантазию.

Оборудование: выставка книг, рисунков о кошках, образцы рисунков, на классной доске развешаны карточки с информацией о кошках.

Для практической работы: простой карандаш, краски, кисти, бумага для рисования.

Ход урока.

Организация класса.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Учитель. Отгадаем загадки.

1) Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

Ответ: Карандаш

2) Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка)

3) Коль ему работу дашь ;

Зря трудился карандаш. (Ластик)

Подготовка красок к работе.

Учитель: Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски. (Ответы детей.)

Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.

Постановка темы урока.

Учитель: Сегодняшний урок посвящаем нашим любимым четвероногим друзьям, а узнать, кому из них, поможет загадка. Итак, отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Кто же это? (кошка)

Учитель: Кто может назвать тему урока (ответы детей)

Сообщение темы и цели урока.

Вступительная беседа.

Кошка — ласковое создание с большими глазами — не может никого оставить равнодушным. Кошки — это удивительные животные. Очень загадочные — то нежные, то сердитые. Зрение кошки в 6 раз острее зрения человека. Она узнаёт знакомого человека за 100 метров. Слух у кошки в 3 раза совершеннее слуха человека. Кошки могут предсказывать землетрясения, вулканы, пожары, бомбардировки. Способность угадывать приближение опасности в дни войны была настолько жизненно важной, что учредили специальную медаль «Мы служим Родине». Кошку можно встретить и в цирке и на выставках. Кошки — наши меньшие братья. О них надо заботиться не только тогда, когда нам с ними интересно, а всегда. Поэты, писатели, сказочники посвятили много произведений коту и кошке. А знаете ли вы их?

Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. (Э. Успенский «Дядя Федор»).

Ваше Величество, милости просим в замок Маркиза де Карабаса! (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

Ты три раза похвалила меня, и теперь я могу всегда, и всегда, и всегда пить три раза в день тёплое белое молоко. (Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»)

Уходи! Мне и так невмоготу! Видишь, занят я наукой, так что — брысь и не мяукай! (Б. Заходер «Вредный кот»)

Выставка книг

У кого дома живет зверек, который ночью не спит, мышей сторожит?

Как их зовут?

На Руси существует обычай: первой в новый дом, квартиру хозяин впускает кошку. Она олицетворяет домашний уют, «намывает» гостей. Существуют и другие приметы, связанные с кошкой:

Кошка умывается лапкой — нужно ждать гостей.

Чёрная кошка пробежала между кем-нибудь — сулит неприятность.

Убить кота — семь лет ни в чем удачи не видать.

Существует и много пословиц

На доске:

Знает кошка, чье мясо съела.

Кошки грызутся — мышкам раздолье.

Не все коту масленица.

Кошке — игрушки, мышке — слезки.

Существуют даже памятники кошкам: в Париже и в Лондоне.

Очень много удивительного можно рассказать о нашем любимце. А вот художники говорят не при помощи слов, а при помощи карандаша, красок и т. д. Изображение животных — это жанр изобразительного искусства, который называется анималистическим, а художников — анималистами.

Физкульт минутка

Нарисовать кошку можно разную: (показ.) подстерегающую добычу (рис.1), игривую (рис.2), спящую, сидящую на дереве.

Мы будем рисовать кошку, которая отдыхает, может быть греется на солнышке. Рисовать мы будем не только простым карандашом, поэтапно, а закончим работу на следующем уроке рисования — выполним работу в цвете.

Рисуем, соблюдая последовательность.

1. Определяем размер рисунка.

2. Рисуем туловище круглой формы.

3. В нижней части туловища рисуем голову тоже в форме круга.

4. Рисуем уши. Для этого проводим чуть выше середины головы две вертикальные линии, а затем соединяем каждую линию с верхней частью головы так, чтобы был виден лоб.

5. Рисуем внутри меньшего круга глаза. Они круглые, рисуем зрачки овальной формы.

6. Нос рисуем в форме треугольника.

7. Ниже носа — пасть.

8. Рисуем усы в виде прямых наклонных линий.

9. С правой стороны туловища в форме вытянутого тонкого овала нарисуем хвост.

10. В форме полукруга рисуем передние лапки с коготками.

11. Закрасить рисунок по вашему желанию.

Рисуем также в определенной последовательности.

1. Определяем размер рисунка.

2. Намечаем размер головы, туловища.

3. Рисуем голову овальной формы. Она меньше размера туловища.

4. Туловище кошки изобразим с помощью закругленной линии, грудь нарисуем с помощью кривой линии.

5. Уши, глаза, усы, хвост рисуем в той же последовательности.

6. Передние лапки изображаем без коготочков.

7. Шерстку изобразим с помощью черточек.

8. Закрашивать в любой цвет.

Посмотрите на мой рисунок.

Из каких частей состоит кошка? (Голова, туловище, лапы, хвост).

Какую форму имеет голова? (Овал).

А ушки? (Треугольник)

Туловище? (Вытянутый овал).

Показ учителем последовательности выполнения рисунка.

(Показ на доске).

Вот наша кошка и готова.

Повторение последовательности выполнения работы.

(Схема поэтапного рисования вывешивается на доску).

Самостоятельная работа.

Индивидуальная помощь.

Итог.

Выставка работ.

Рефлексия

Дом. задание.

Продумать, какие краски вы возьмете для выполнения вашей работы.

Составить небольшой рассказ о вашей кошке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой