Качество образования — характеристика степени достижения цели высшего образования, которое отображает способность системы, просвети удовлетворять образовательные и образовательно-профессиональные нужды личности и общества.
Качество высшего образования является основной характеристикой образовательной деятельности вуза. В мировой практике применяются разные подходы к оценки качества работы вузов: репутационный, результативный и общий.
Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки уровня профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом. Результативный основанный на измерении качественных показателей деятельности вуза. Общий подход базируется на принципах «общего управления качеством» (Total Quality Management, TQM) и требований к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).
Исторически сформировались «английская модель», в основе лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества, и «французская модель», основанная на внешней оценке вуза с точки зрения его ответственности перед обществом и государством.
«Американская модель» аккредитации учебных заведений и образовательных программ, которая реализована в Украине, представляет собой наиболее удачное объединение идей «английской» и «французской» моделей.
Эта система контроля образования позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и объединяет общественную и государственную формы контроля.
Основной целью государственной системы обеспечения качества высшего образования есть:
- § обеспечить граждан качественными образовательными услугами, гарантировать обществу, которое учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированную цель и условия их достижение;
- § обеспечить прогресс в высшем образовании за счет разработки критериев и принципов эффективности образования;
- § стимулировать развитие вузов и усовершенствование образовательных программ путем непрерывного само обзора, планирование и управление;
- § обеспечить возможности интеграции в мировую систему образования;
- § обеспечить конкурирование высшего образования Украины на мировом и европейском рыке образовательных услуг.
Государственная система обеспечение качества образования в Украине включает стандарты высшего образования (СВО) и государственные органы, которые осуществляют контроль выполнения СВО:
ь Управление лицензирования и аккредитации Министерства образования и науки, молодежи и спорта (УЛАН),.
ь Государственную аккредитационную комиссию (ДАК),.
ь Государственную инспекцию учебных заведений (ДІУЗ),.
ь Подержанные экзаменационные комиссии (ДЕК).