Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исторический аспект игры. 
Проблема исследования игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессуально-подражательная игра — воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент. Подражательные и сюжетные игры близки друг к другу, у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровне развития, трудно установить ту грань, где кончается подражательная и начинается сюжетная игра; Игра-развлечение — игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Её цель… Читать ещё >

Исторический аспект игры. Проблема исследования игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о возникновении игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших вопросов исследования. Для такого исследования необходимы:

  • — Данные о месте ребёнка в обществе на различных этапах развития общества
  • — Данные о характере и содержании игры на этих же исторических этапах.

Исходя из этого, природу игр можно понять только из соотнесения жизни ребёнка в обществе с его играми.

Невозможно непосредственно проследить весь процесс возникновения игры, так как имеются лишь очень скудные данные.

Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания детей в обществах, стоящих на более низких уровнях развития производственной культуры, слабом развитии системы образования или отсутствии её как таковой.

По мнению Р. Алта для воспитания детей на ранних ступенях развития общества характерны следующие черты:

  • — одинаковое воспитание всех детей и участие в воспитании всех членов общества;
  • — всесторонность воспитания, т. е. каждый ребенок учится делать всё то, что умеют взрослые и принимать участие во всём, что делают члены общества, к которому он относится.
  • — кратковременность воспитания — дети уже в раннем возрасте узнают все задачи, которые ставит перед ними жизнь.

Таким образом, положение ребёнка в обществе, стоящем на более ранних этапах развития характеризуется, прежде всего, ранним включением его в производственный труд взрослых.

Так, например, под научным руководством Д. Б. Эльконина и Л. Ф. Обуховой аспирантка из Колумбии К. Отолора выполнила уникальное исследование, в котором проанализировала особенности игры у детей индийской общины Аруако. Здесь особенности игры детей определяются, прежде всего, тем, что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность, как взрослые. Поскольку ребёнок этого племени уже к 8 годам владеет всеми предметами и наравне со взрослыми участвует в общественной жизни, нет необходимости моделировать эту жизнь в символическом плане. [33].

Работа К. Отолора ещё раз показывает, что детская игра зависит от уровня развития общества. Социальная среда выступает по отношению к игре как источник своего развития. Т. е. игра выступает как средство подготовки ребёнка к полноценному включению в жизнь общества. И как подчёркивал Р. Альт, здесь имеет место быть кратковременность воспитания, т. е. ребёнок уже к 7−8 годам принимает активное участие в трудовой деятельности и общественной жизни взрослых.

Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина, К. Отолора выявила наиболее характерные виды игр у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровнем развития:

  • — игра-развлечение — игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Её цель — развлечь, развеселить участников. Например: «игра в догонялки», где развлечением является — бегать друг за другом, чтобы, догнав, пощекотать. Обычно закончив такое действие ребёнок смеётся ;
  • — игра-упражнение — отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и тоже действие повторяется несколько раз ;
  • — сюжетная игра — есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме. Наиболее частым сюжетом является приготовление пищи, сбор фруктов. Сюжетная игра чаще встречалась у детей 7−8 лет и практически отсутствовала у детей более старшего возраста. Но этот вид игры у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровнем развития, не получает достаточного развития, так как здесь нет необходимости в играх и нет серьёзного отношения к играм с игрушкой как необходимой части подготовки ребёнка к взрослой жизни. Взрослые не учат детей играть, а даже наоборот — отвергают игру. Раннее приобщение детей к труду препятствует развитию сюжетной игры.
  • — процессуально-подражательная игра — воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент. Подражательные и сюжетные игры близки друг к другу, у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровне развития, трудно установить ту грань, где кончается подражательная и начинается сюжетная игра;
  • — традиционная игра — это та игра, которая передаётся из поколения в поколение, в неё играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация. [33]

Таким образом, работа К. Отолора ещё раз подчеркивает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу. Среда выступает как источник развития. Сам характер игры, её структура определяется обществом.

Игра, истоки которой связаны с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, эволюционирует вместе с обществом. Уже в современном индустриальном обществе игра имеет более развитый характер, и она уже не является единственным типом деятельности ребенка (изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение). Игра выступает как средство воспитания и обучения ребенка как дома так и образовательном учреждении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой