Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса
Диссертация
В ходе исследования была разработана модель экологического образования в техническом вузе, которая ставит целью развитие у студентов экологического сознания экоцентрического типа и определяет следующие задачи: формирование экоцентрического понимания мира на базе направления, синтезирующего теоретические и практические наработки наук об окружающем мире в развитии осознанного использования знаний… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Экологическое образование студентов технического вуза как педагогическая проблема
- 1. 1. Основополагающие подходы к научному анализу взаимодействия общества и природы
- 1. 2. Проблемы взаимодействия природы и техносферы как предмет педагогических исследований
- 1. 3. Анализ нормативно-правового обеспечения экологического образования студентов в техническом вузе
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Теоретические основы экологического образования в техническом вузе
- 2. 1. Исторические аспекты и проблемы слияния экологического образования и технического образования в высшей технической школе
- 2. 2. Анализ зарубежного экологического образования в контексте устойчивого развития
- 2. 3. Принципы экологического образования в высшей технической школе
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Научно-методологические предпосылки формирования экологического сознания студентов технического вуза
- 3. 1. Экологизация сознания студентов высшей технической школы как составляющая стратегии преодоления экологического кризиса
- 3. 2. Этапы формирования экологического сознания студентов в техническом вузе
- 3. 3. Экологическая культура студентов технического вуза как результат экологического образования
- Выводы по главе 3
- Глава 4. Модель экологического образования студентов технического вуза
- 4. 1. Концептуальный подход к моделированию экологического образования студентов технического вуза
- 4. 2. Прикладная техносферная рискология как способ осуществления междисциплинарной интеграции в экологическом образовании студентов технического вуза
- 4. 3. Методы и средства экологического образования студентов технического вуза
- Выводы по главе 4
- Глава 5. Экспериментальная проверка разработанной модели экологического образования студентов технического вуза
- 5. 1. Определение уровня экологического сознания студентов технического вуза
- 5. 2. Определение ценностных ориентаций студентов технического вуза
- Выводы по главе 5
Список литературы
- Абдрашитова, И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов: автореф. дис.. д-рл-пед. наук / И. В. Абдрашитова. Казань, 2001. — 42 с.
- Абросимов, И.А. Безопасность жизнедеятельности: Электронный учебно-методический комплекс, 680 Мб, КГТУ им. А. Н. Туполева / И. А. Абросимов, Е. В. Муравьёва, А. В. Дёмин и др. Казань, 2002. — 768 с.
- Азроянц, Г. Д. Концепция устойчивого развития социума — новая мировоззренческая парадигма / Г. Д. Азроянц. М.: Изд-во «Звезды и С», 1996. — 106 с.
- Алексеев, А.Н. Нравственное воспитание старшеклассникоб 3 процессе природоохранительной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук /
- A.Н.Алексеев- АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания. М., 1984. — 20 с.
- Алексеев, Б.Г. Понятие традиции в герменевтике и философии науки / Б. Г. Алексеев // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия, политология, социология, психология, право. СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 3−8.
- Алексеев, С.В. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования: дис.. д-ра шед. наук / С.В.Алексеев- РАО, Ин-т образования взрослых. СПб., 1998. — 469 с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-1уманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1990. — 559 с.
- Анализ надежности систем «человек — машина среда»: учеб. пособие по дисциплине «Надежность технических систем и техногенный риск» /
- B.Л.Романовский и др. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2001. — 180 с.
- Андреев, В.И. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения и воспитания / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 36 с.
- Ю.Асмолов, А. Г. От экологических знаний — к картине мира / А. Г. Асмолов // Вестник образования. 1993. — № 7. — С. 12−22.
- П.Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. Изд. 2-е, доп. / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1977. — 320 с.
- Афанасьев, В.Г. Эффективность социального управления: системно-деятельностный подход информации и управления. Философско-методологический аспект / В. Г. Афанасьев, А. Д. Урсул. М.: Наука, 1985. — 220 с.
- Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М., 1986. — 240 с.
- Ахиезер, А.С. Культура и экологическая проблема / А. С. Ахиезер // Экология и культура: Методологические аспекты. — Ставрополь: СГПИ, 1982. — С. 93−106.
- Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. СПб.: СОЮЗ, 2002. — 264 с.
- Батунер, JI.M. Математические методы в химической технике / Л. М. Батунер, М. Е. Позин. Л.: Химия, 1971. — 823 с.
- Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. проф. Э. А. Арустамова. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Издательский дом «Дашков и К0″, 2001.-678 с.
- Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова.— Екатеринбург, 1997.— 93 с.
- Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У .Бек. — М.: Прогресс традиция, 2000. 244 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.
- Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1998. 106 с.
- Бестужев-Лада, И. В. Школа XXI века: размышления о' будущем / И.В.Бестужев-Лада // Педагогика. 1990. — № 8. — С. 103−113.
- Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука / С. В. Белов //
- Безопасность жизнедеятельности. 2003. — № 2. — С. 2−9.
- Белов, С.В. Роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере в смягчении демографического кризиса в России / С. В. Белов // Безопасность жизнедеятельности. Приложение. 2003. — № 11. — С. 2—38.
- Белов, С.В. Российская концепция непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности / С. В. Белов, В. А. Девисилов // Безопасность жизнедеятельности. 2005. — № 4. — С. 73−79.
- Бердяев, Н.А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники) / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1985. — № 2. — С. 147−159.
- Бердяев, Н.А. Человек. Микрокосмос и макрокосмос / Н. А. Бердяев // Русский космизм. 1993. — С. 171−175.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / под ред. М. С. Мацковского / Э.Берн. М.: Лист-Нью, 1997. — 336 с.
- Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем / Л. фон Берталанфи. — М., 1968.-С. 16−72.
- Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.
- Боголюбов, А.Н. История механики машин / А. Н. Боголюбов. Киев: Наукова думка, 1964. — 264 с.
- Боголюбов, А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идей / А. Н. Боголюбов. М.: Наука, 1976. — 284 с.
- Боголюбов, А.Н. Гаспар Монж / А. Н. Боголюбов. М.: Наука, 1978.240 с.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: психологические аспекты / С. Л. Братченко. — М.: Смысл, 1999. — 240 с.
- Буянов, В.П. Рискология (управление рисками): учеб. пособие. — Изд. 2-е, испр. и доп. / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. М. Михайлов. — М.: Экзамен, 2003. — 160 с.
- Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3/39. — С. 129−142.
- Вербицкий, А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе / А. А. Вербицкий //Сов. педагог. 1986. -№ 6. — С. 75−78.
- Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М., 1987. — С. 3- 46 с.
- Вербицкий, А.А. Контекстное образование в системе экологического образования / Экологическое образование: Концепции и технологии / А. А. Вербицкий. Волгоград: Перемена, 1996. — 346 с.
- Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. — М.: Рольф,» • 2002. 576 с.
- Вернадский, В.И. Несколько слов о биосфере / В. И. Вернадский // Русский космизм. Антология философской мысли. -М.: Наука, 1993. — 140 с.
- Вишняков, Я.Д. Как научить управлять рисками и безопасностью: анализ ситуации / Я. Д. Вишняков, Е. В. Грацианский, Н. А. Махутов // Экология и промышленность России. 2001. — Август. — С. 32−38.
- Войткевич, Г. В. Основы учения о биосфере: учеб. пособие- для вузов. — Изд. 2-е, перераб. / Г. В. Войткевич, В. А. Вронский. Ростов на-Дону: Феникс, 1996.-С.480.
- Волков, А.С. Экосистемы ландшафтов / А. С. Волков. — Петрозаводск: Карелия, 1990.-281 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с. — .
- Воронин, В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических компонентов в вузе. Общая педагогика: авто-реф. дис. д-ра пед. наук / В. Н. Воронин. Казань, 1999. — 40 с.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования): сб. науч. статей / под ред. Б. Т. Лихачева и Н. С. Дежниковой. М., 1997. — 64 с.
- Встреча на высшем уровне «Планета Земля»: Программа действий. «Повестка дня XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / сост. Майкл Китинг. — Женева, 1993. — 60 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология/ Л.С.Выготский- под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. — 260 с.
- Вятр, Е. Социология политических отношений: пер. с польск. / Е.Вятр. -М.: Прогресс, 1979.-463 с.
- Гайсин, И.Т. Преемственность экологического воспитания: монография / И. Т. Гайсин. Казань, 1999. — 337 с.
- Гейнрих, Д. Экология: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд. / худож. Рудольф и Розмари Фанерт- науч. ред. пер. В. В. Серебряков / Д. Гейнрих, М.Гергт. М: Рыбари, 2003.-287 е.: илл.
- Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5—6. — С. 3—13.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Гимадеев, М.М. Экологический энциклопедический словарь. Около 11 000 слов / под ред. М. М. Гимадеева / М. М. Гимадеев, А. И. Щеповских. Казань:
- Природа, 2000. 544 е.: илл.
- Гиренок, Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф. И. Гиренок. М.: Наука, 1987.-182 с.
- Гирусов, Э.В. Культура: теории и проблемы / Э. В. Гирусов, Н. М. Мамедов. М.: Наука, 1995. — 246 с.
- Глазачев, С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук / С.Н.Глазачев- Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1998. — 68 с.
- Глазачев, С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. -М.: Горизонт, 1997. 208 с.
- Глазачев, С.Н. Педагогическое наследие В.И.Вернардского: опыт контекстного анализа / С. Н. Глазачев // В. И. Вернардский: ноосферологяя и образование- Тамбов, 1997. 128 с.
- Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: монография / С. Н. Глазачев. М.: Современный писатель, 1998. — 431 с.
- Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: пер. с англ. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: учеб. пособие / под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: СПб. ГУМП, 1995. — 104 с. «
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / пер. с англ. и франц.- сост. Л. И. Василенко и др. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
- Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А.Н.Чумаков- Центр научных и прикладных программ «Диалог». — М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. — 1328 с.
- Гореликов, А.А. Экология / А. А. Гореликов. — М.: Педагогика, 1996. —325 с.
- Горелов, А.А. Экология наука — моделирование: Философский очерк / А. А. Горелов. — М.: Наука, 1985. — 207 с.
- Горелов, А.А. Экология: учеб. пособие / А. А. Горелов. — М.: Центр, 2002.- 240 с.
- Горохов, В.Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. Инженер-механик и философ техники. 1855−1941 / В. Г. Горохов. М.: Наука, 1977. — 260 с.
- Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб. пособие / В.ГГорохов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 608 с.
- Горшков, В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В .Г.Горшков. М.: Наука, 1995. — 220 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по спец. «13 100 Экология» / Гос. ком. РФ по высш. Образованию — М.: б.и., 1995. — 28 с.
- Готт В. Общенаучные понятия и их роль в познании / В. Готт, А. Урсул // Серия философия журнала «Знание». М.: Знание, 1975. — 64 с. .<> о
- Григорьян, Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире / Б. Т. Григорьян. М.: Мысль, 1986. — 224 с.
- Гриэдл, Т.Е. Промышленная экология: учеб. пособие для вузов / пер. с англ., под ред. проф. Э. В. Гирусова / Т. Е. Гриэдл, Б. Р. Алленби. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2004. — 527 с. — Серия «Зарубежный учебник».
- Грушин, Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
- Гуманистические традиции и инновации в педагогике: Научные труды и материалы X Междунар. науч.-практ. конф., поев. 60-летию Рос. академии образования / под ред. ЗГ. Нигматова, Р. Ш. Маликова. — Казань: Изд-во гос. пед. ун-та, 2003.-262 с.
- Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведе-нью / Л. Н. Гумилёв. М.: Рольф, 2001. — 384 с. «
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996.
- Данилов-Данильян, В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие: учеб. пособие / В.И.Данилов-Данильян, К. С. Лосев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -214 с.
- Девисилов, В.А. Специализация «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». Концепция и методика подготовки специалистов / В.А.Де-висилов // Безопасность жизнедеятельности. — 2001. — № 1. С. 44—53.
- Девисилов, В.А. Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению 280 100-Безопасность жизнедеятельности (специальность 2 801 065-Безопасность жизнедеятельности в техносфере): учеб. пособие /
- B.А.Девисилов, Е. В. Муравьёва, Ю. А. Тунакова (грифы УМО, РАО). Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 76 с.
- Денисюк, Н.П. Политология / Н. П. Денисюк, Т. Г. Соловьев. Минск: Тетра системе, 1997. — 384 с.
- Дерябо, С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: автореф. дис. канд. психол. наук / С. Д. Дерябо. -М., 1993.-21 с.
- Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе /
- C.Д.Дерябо, В.АЛсвин. М., 1995. — 147 с.
- Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
- Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. М.: Моск. психол.-социальный ин-т, 1999. — 310 с.
- Дзятковская Е.Н. Информационно-психологическая безопасность школьников как показатель качества обучения / Е. Н. Дзятковская // Успехи современногоестествознания. — 2006. — № 10. — С. 37−43.
- Диалектика познания / под ред. А. С. Кармина. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1988.-304 с.
- Добрецова, Н.В. Опыт реализации программы опытно-экспериментальной работы «Экологическое образование в условиях клуба юных натуралистов»: учеб. пособие / Н. В. Добрецова. СПб., 2000. — 240 с.
- Ефимова, Е.И. Экологическое образование в техноэкополисе: чему, кого и как научить / Е. И. Ефимова //Экология и промышленность России. — 2001. — Сентябрь. С. 41—45.
- Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л. Х. Зайнутдинова. Астрахань: Изд-во ООО ЦИТЭП, 1999. — 326 с.
- Закон РФ об охране окружающей среды // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. — № 10. — С. 120−122.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа, 1993.-26 с.
- Закон РФ об охране окружающей природной среды // Экос-Информ. — 1992.-№ 1.-С. 28−30.
- Замятин, Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов: монография / Д. Н. Замятин, А. А. Замятин. — М.: Изд-во «Язык елавянской культуры», 2006. 488 с.
- Записки к учреждению Петербургского политехнического института. — СПб., 1914.-60 с.
- Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы (Содержание природоохранного образования) / А. Н. Захлебный. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.-159 с.
- Захлебный, А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания / А. Н. Захлебный. — М.: Знание, 1986. 77 с.
- Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук / А.Н.Захлебный- Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1986. — 32 с.
- Захлебный, А.Н. Проектирование новой образовательной области «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Успехи современного естествознания. 2005. — № 5. — С. 82−91.
- Захлебный, А.Н. Новые перспективы развития школьного экологического образования / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Современные наукоёмкие технологии. 2005. — № 10. — С.69−75.
- Зверев И.Д. Охрана природы в школьном курсе биологии / И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др. — М., 1977. — 120 с.
- Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Зверев, И.Д. Постулаты развития экологической культуры /
- И.Д.Зверев // Экологическая культура и образование: концепции и технологии. — Волгоград: Перемена, 1996. С. 72−84.
- Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы / И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии. -Волгоград: Перемена, 1996. С. 72−84.
- Зеньковский, В.В. История русской философии: в 3 т. / В. В. Зеньковский. -Л.: ЭГО, 1991. Т.1. — 480 с.
- Ившина, Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении: дис.. канд. пед. наук / Г. В.Ившина- Казан, гос. ун-т. — Казань, 1990. 190 с.
- Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998. — 244 с.
- Израэль, Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения / Ю. А. Израэль. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. — 48 с.
- Израэль, Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Изд. 2-е, доп. / Ю. А. Израэль. — М.: Гидрометеоиздат, Моск. отд-ние, 1984. — 560 с.
- Кавтарадзе, Д.Н. Зачем нам экологическое образование? / Д. Н. Кавтарадзе // На пути к устойчивому развитию. 1997. — № 2 (6). — С. 38−40.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1974.-328 с.
- Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектныхызтношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. — 416 с.
- Казанцева, JI.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования. Общая педагогика: автореф. дис. д-ра пед. наук / Л. А. Казанцева. Казань, 1999. — 42 с.
- Касьянова, Н.Л. Экологические риски и геодинамика / Н. Л. Касьянова. М.: Научный мир, 2003. — 246 с.
- Кирсанов, А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста 2000: монография / А. А. Кирсанов. Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 2000. — 227 с.
- Кларин, М.В. Технология учебного процесса в зарубежп .i дидактике. Современная дидактика: теория-практика / М. В. Кларин. М., 1994. — 240 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 184 с.
- Кобылянский, В.А. Философия антропоэкологии / В. А. Кобылянский. -Новосибирск: Рекламно-изд. фирма «Новосибирск», 2003. — 242 с.
- Кобылянский, В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология: учеб. пособие / В. А. Кобылянский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-192 с.
- Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев //Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 101−112.
- Колесников, С.И. Основы экологии для инженеров: учеб. пособие / С. И. Колесников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 346 с.
- Колькот, Э. Проверка значимости / Э.Колькот. М.: Статистика, 1978.- 128 с.
- Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. В. В. Рубцова. М., 1996. — 180 с.
- Комов, С.В. Развитие региональных систем экологического образования в России / С. В. Комов // Материалы Всероссийской конф. 28−30 сентября 2004 г., г. Пермь / отв. ред. В.В.Мисенжников- Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. -316 с.
- Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Горбачёв, В. М. Безденежных. -М.: Экономистъ, 2004. 446 с.
- Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. Новосибирск: Наука, 1987. -221 с.
- Кочергин, А.Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов / А. Н. Кочергин // Философия образования. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 246−266.
- Кукушкина, Е.И. Мировоззрение, познание, практика / Е. И. Кукушкина, Л. Б. Логунова. — М.: Политиздат, 1989. — 303 с.
- Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багдасарьян, Г. В. Иванченко, А. В. Литвинцева и др.- под ред. Н. Г. Багдасарьян. — Изд. 4-е, испр. -М.: Высш. школа, 2002. 511 с.
- Курс инженерной экологии: учеб. для вузов / под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высш. школа, 1999. — 447 с.
- Леви-Лебуайе, Клод. Глобальные изменения? Вызов психологической науке / Клод Леви-Лебуайе, Ив. Дюрон // Психологические аспекты глобальныхизменений в окружающей среде. -М.: Начала-пресс, 1992. С. 35—43.
- Легостаева, Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы (на примере изучения естественных дисциплин). — Уфа, 1995. — 182 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования / В. С. Леднев. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 1.-С. 5−21.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лихачев, Д.С. Экология — проблема нравственная / Д. С. Лихачев // Наше наследие. 1991. — № 2. — С. 10−15.
- Лихачев, Д.С. Раздумья / Д. С. Лихачев. М., 1991. — С. 280.
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1995.-478 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464 с.
- Лызь Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студента технического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Лызь. — Таганрог, 1998. — 28 с.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учеб. пособие / В. Я. Ляудис. СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
- Мазур, И.И. Курс инженерной экологии: учеб. для студентов высш. Техн. учеб. заведений / И. И. Мазур, О.И.Молдаванов- под ред. И. И. Мазура. М.: Высш. школа, 1999. — 447 с.
- Мазур, И.И. Курс инженерной экологии: учебник для студентов высш. техн. учеб. заведений / И. И. Мазур, О.И.Молдаванов- под ред. И. И. Мазура. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Высш. школа, 2001. — 510 с.
- Мазур, И.И. Экология строительства объектов нефтяной и газовой промышленности. -М.: Недра, 1991. — 278 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн.2 /
- B.П.Максаковский. М.: ДРОФА, 2005. — 344 с.
- Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М.: Изд. РЭФПА, 1996. — 51 с.
- Мамедов, Н.М. Основы общей экологии: учебник для 10−11 кл.: авт./сост.: Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев. М.: Изд-во МДС, 1998.- 340 с.
- Мамонтов, С.П. Основы культурологии. Изд. 2-е, испр. и доп. /
- C.П.Мамонтов М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. — 208 с.
- Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. — М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Материалы Всероссийского съезда по охране природы. 3−5 июня, 1995 г., г. Москва. -М., 2003. 320 с.
- Матушанский, Г. У. Непрерывное образование преподавателей высшей, школы (история, проблемы, перспективы) / Г. У .Матушанский, Л. И. Соломко, В. Г. Каташев. Казань: Казан, гос. техн. ун-т, 1999. — 244 с.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 184 с.
- Медведев, В.И. Экологическое сознание: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. психологии и экол. направлениям и спец. / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — Изд. 2-е, доп. М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Мень, А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т. 1. Истоки религии / предисл. С.С.Аверинцева- худож. В. Г. Виноградов / А. В. Мень. — М.: СП «Слово», 1991.-286 с.
- Мингазетдинов, И.Х. Анализ безопасности систем «человек — машина — среда» методом древовидных структур: учеб. пособие / под ред. А. В. Демина / И. Х. Мингазетдинов, В. Л. Романовский, К. М. Газизуллин. Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2000. 280 с.
- Митин, Б.С. Инженерное образование на пороге XXI века / Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов. М., 1996. — 190 с.
- Мкртычян, Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании. Теория. Методология, практика: монография / Г. А. Мкртычян. — Н. Ксвгород: Нижегородский гуманит. центр, 2002. 360 с.
- Моисеев, Н.Н. Экология человечества глазами математика: Человек, природа и будущее цивилизации / Н. Н. Моисеев. М.: Мол. гвардия, 1988. — 254 с.
- Моисеев, Н.Н. Экология, нравственность и политика / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1989. — № 5. — С. 3−25.
- Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М.: Мол. гвардия, 1990.-352 с.
- Моисеев, Н.Н. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века / Н. Н. Моисеев // ОНС. 1994. — № 6. — С. 131−140.
- Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н. Н. Моисеев. М.: МНЭПУ, 1995. — 56 с.
- Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. М.: ЮНИСАМ, 1996.-220 с.
- Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 10.
- Моисеев Н.Н. О мировоззрении и миропонимании / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1999. — № 4. — С. 164−172.
- Моисеев, Н.Н. Тирания истины / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. -1999. -№ 1.- С. 151−159.
- Моисеев Н.Н. Сохранить человечество на земле / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. -2000. -№ 1. С. 179−184.
- Моисеев Н.Н. Россия в системе государств XXI века / Н. Н. Моисеев // Науч. тр. МНЭПУ / Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. Сер. «Политология». 2000. — Вып. 3. — С. 5−10.
- Моисеев, Н.Н. Универсальный эволюционизм и самоорганизация / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. 2003. — № 2. — С. 173−181.
- Моисеева, JI.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: дис. д-ра пед. наук / Л.В.Моисеева- Урал. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997. — 376 с.
- Моисеева, Л.В. Развитие региональных систем экологического образования в России / Л. В. Моисеева // Материалы Всероссийской конф. 28−30 сентября 2004 г., г. Пермь / отв. ред. В.В.Мисенжников- Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. -316с.
- Московская международная декларация по экологической культуре // ЭКОС.-1998.-№ 2(18).-С. 10−11.
- Муравьёва, Е.В. Природопользование: Электронный учебно-методический комплекс, 650 Мб, КГТУ им. А. Н. Туполева /• Е. В. Муравьёва, Е. И. Исакова, Е. М. Кирдянова. Казань: КГТУ, 2005. — 670 с.
- Муравьёва, Е.В. Развитие системы экологического образования (на примере КГУ) / Е. В. Муравьёва // Профессиональное образование: вопросы истории и современности. Казань: ИСПО РАО, 2005. — С.31—41.
- Муравьёва, Е.В. Казанский государственный университет и развитие системы экологического образования / Е. В. Муравьёва // Безопасность жизнедеятельности. М., 2005. — № 7. — С. 25−26.
- Муравьёва, Е.В. Экологическая подготовка студентов технических вузов: монография / Е. В. Муравьёва. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 244 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманитаризация и гуманизация средней*и высшей технической школы: монография / Г. В. Мухаметзянова. — Казань: Информационныйцентр ИССО РАО, 1996. 364 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы: монография / Г. В. Мухаметзянова. — Казань: Информационный центр ИССО РАО, 1996. 328 с.
- Надеева, М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы. Общая педагогика: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. И. Надеева., Казань, 1998.-37 с.
- Назаренко, В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук /
- B.М.Назаренко. М., 1994. — 39 с.
- Наше будущее: Докл. Междунар. комиссии по окружающей среде и развитию (МОСР): пер. с англ. / под ред. и послесл. С. Н. Евтеева, В. Н. Прелета. -М.: Прогресс, 1990.-С. 37−67.
- Небел, Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир: в 2 т. Т.1- пер. с англ. / Б.Небел. М.: Мир, 1993. — 424 с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — Изд. 2-е, испр. /
- C.Н.Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
- Обзор деятельности Общества естествоиспытателей при Казанском Императорском университете за первое двадцатипятилетие его существования. 1869−1894. Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1894. — 20 с.
- Образование в области окружающей среды: Планерные доклады участников III Всесоюзной конф., 29 октября 2 ноября 1990 г.: в 2 т. — Т. 1. — Казань, 1990.-480 с.
- Объявление о публичных курсах от Общества естествоиспытателей при Казанском Императорском университете. Казань, 1870. — 6 с.
- О задачах педагогического общества при Казанском университете. — Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1901. 30 с.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. М.: ACT, 2003.-508 с.
- Основные показатели риска аварии в терминах теории вероятностей / А. М. Гражданкин, Д. В. Дегтярев, М. В. Лисанов, А. С. Печеркин // Безопасность труда в промышленности. — 2002. — № 7. — С.35−39.
- Основы экологического аудита: учеб. пособие для экологических аудиторов, системы проф. переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов пром. предприятий. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-392 с.
- Оуэн, Д.Ф. Что такое экология? / Д. Ф. Оуэн. М., 1984. — С. 120.
- Оценка и управление природными рисками. Тематический том / под ред. A.JI.Рогозина. — М.: Издательская фирма «КРУК», 2003. 320 с.
- Панов, В.И. От развивающего образования к развивающему образованию / В. ИПанов // Известия Российской Академии образования. — 2000. № 2. — С. 189−192.
- Панов, В.И. Введение в экологическую психологию: учеб. пособие. 4.1 / В. И. Панов. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 340 с.
- Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения / В. И. Панов // Психологическая наука и образование. 2001. — № 2. — С. 164−172.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 е.: илл.
- Печчеи, А. Человеческие качества / А.Печчеи. М.: npoipeec, 1985. —312 с.
- Поливанова, Н.И. Образовательная среда урока: психологическая характеристика / Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова // Материалы 2-й Российской конф. по экологической психологии. 12−14 апреля 2000 г., г. Москва, — М.: Экопсицентр РОСС, 2000.-С. 180−192.
- Политическая культура: Теория и национальные модели / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко и др. М.: Интерпракс, 1994. — 352 с. ~ •»
- Политология: Энциклопедический словарь / ред. и сост. Ю. А. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерческого ун-та, 1983. — 431 с.
- Пономарева, И.Н. Биология в основной школе. Программы. 10−11 кл. / И. Н. Пономарева. М., 2003. — 180 с.
- Попова, О.В. Конструирование региональной модели непрерывного экологического образования (школа вуз — факультет повышения квалификации): ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Попова. — Барнаул, 1996. — 21 с.
- Поппер, К. Логистика и рост научного знания / К.Поппер. М.: Мир, 1986.-160 с.
- Программа действий. Встреча на высшем уровне «Планета Земля». «Повестка дня на XXI век» и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро впопулярном изложении. -М.: Центр «За наше общее будущее», 1993. 70 с.
- Проектирование образовательных сред в педагогической практике / под ред. В. П. Лебедевой. Черноголовка, 1999. — 80 с.
- Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде / под ред. К. Павлик, В.Носуленко. М.: Начала-пресс, 1992. — 210 с.
- Пугачева, Н.Б. Теория и практика применения социализации личности / Н. Б. Пугачева. Ижевск, 2000. — 240 с.
- Пугачева, Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Б. Пугачева. — Ижевск, 2001. -40 с.
- Радугин, А.А. Политология: курс лекций. Изд. 2-е / А. А. Радугин, К. А. Радугин. -М.: Центр, 1997. — 170 с.
- Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992—2002 годах. Информационно-аналитический обзор. М.: Гос. центр экологических программ, 2002. — 448 с.
- Результаты пилотажного исследования оценки образовательных микросред. Науч. отчет ЦКФЛ РАО. М., 1999. — 30 с.
- Реймерс, Н.Ф. Начала учебных знаний: учеб. пособие / Н. Ф. Реймерс. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. 96 с.
- Реймерс, Н.Ф. Начала экологических знаний: учеб. пособие / Н. Ф. Реймерс. М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. — 96 с.
- Решение III Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды. 29 октября 2 ноября 1990 г., г. Казань. — Казань, 1990. — 20 с.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, • перспективы использования / И. В. Роберт. — М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
- Романовский, B.JI. Прикладная техносферная рискология. Экологические аспекты / В.JI.Романовский, Е. В. Муравьёва: монография. Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 342 с.
- Рубцов, В.В. Проблема внеземных цивилизаций (философско-методологические аспекты / В. В. Рубцов, А.Д.Урсул- Академия наук Молд. ССР, отдел философии и права. Кишинев: Штиинца, 1984. — 262 с.
- Рубцов, В.В. Основы социально-генетической психологии /
- B.В.Рубцов. М., 1996. — 210 с.
- Рубцов, В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания / В. В. Рубцов // Материалы 2-й Российской конф. по экологической психологии. 12—14 апреля 2000 г., г. Москва. — М.: Самара, 2001.1. C. 77−81.
- Рубцов, В.В. Оценка образовательной среды школы / В. В. Рубцов // Материалы 2-й Российской конф. по экологической психологии. 12−14 апреля, 2000 г. г. Москва. -М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 184−210.
- Рубцов, В.В. Развитие образовательной среды региона / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. М., 1997. — 164 с.
- Рыбасова, Ю.Ю. Общекультурная подготовка студентов технического вуза. Общая педагогика: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. Ю. Рыбасова. — Казань, 1996. -18 с.
- Савин, А.Г. Техносфера в локальном и глобальном измерении (Фило-софско-методологические аспекты) / А. Г. Савин. — М.: ОАО «ВНИИОЭНГ», 2002. -288 с.
- Саймон, Б. Общество и образование: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского / Б.Саймон. М.: Прогресс, 1989. — 140 с.
- Сафин, Р.С. Новые технологии подготовки инженеров строительных специальностей: монография / Р. С. Сафин, В. Н. Сучков. Казань: КГ АСА, 2000. -264 с.
- Сафронов, И.П. Формирование экологической культуры учителя: авто-реф. дис. канд. пед. наук / И. П. Сафронов. М., 1991.-21 с.
- Селевко, Г. П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. П. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семёнова, С.Г. Русский космизм. Вступ. ст. / С. Г. Семёнова // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993. — С. 3−8.
- Сергеева, В.П. Управление образовательными системами: программно-метод. пособие / В. П. Сергеева. — М., 2000. 160 с.
- Сериков, Г. Н. Теоретические основы системного управления / Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧИГКРО, 1993. — 170 с.
- Сериков, Г. Н. Отбор содержания экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода: дис. .канд. пед. наук / Г. Н. Сериков. Екатеринбург, 1996. — 175 с.
- Симонова, Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей. Общая педагогика, история педагогики и образования: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. И. Симонова. -Самара, 2000.-21 с.
- Ситаров В.А. Социальная экология: учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 280 с.
- Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования/ В. И. Слободчиков // Материалы 2-й Российской конф. по экологической психологии. 12−14 апреля 2000 г. Москва. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000.-С. 240−245.
- Сметанин, В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления / В. И. Сметанин. М: Колосс, 2003. — 230 с: илл. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
- Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1988.-864 с.
- Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Столярова, Т.Ф. Новые ценностные системы и мировоззрение — условие решения экологических проблем XX в. / Т. Ф. Столярова // Мир психологии. 1997. -№ 1.-С. 120−128.
- Субетто, А.И. Творчество, жизнь, здоровье. Этюды креативной онтологии / А. И. Субетто. М.: Логос, 1992. — 202 с.
- Субетто, А.И. Вернадская революция, неклассическая экология и экологическое образование в России / А. И. Субетто // Экологические г:±-~: ieMbi Балтийского региона и экологическое образование / под ред. С. В. Алексеева. СПб.: Крисмас+, 1997. — С. 9−10.
- Суравегина, И.Т. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития / И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов // Вестник экол. образования. — Вып. 1−2. Обнинск, 1995. — 35 с.
- Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии: дис. .д-ра^пед. наук / И. Т. Суравегина. М., 1986. — 348 с.
- Суравегина, И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель / И. Т. Суравегина // Экология, культура, образование: материалы к конф. М., 1989. — С. 180−187.
- Суравегина, И.Т. Экология и мир: метод, пособие для учителя /
- И.Т.Суравегина, В. М. Сенкевич. М.: Новая школа, 1994. — 128 с.
- Тавстуха, О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в условиях дополнительного экологического образования: дис.. д-ра пед. наук / О. Г. Тавстуха. Оренбург, — 2001. — 301 с.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека: сб. очерков и эссе: пер. с фр. / сост. и предисл. В. Ю. Кузнецов / Тейяр де Шарден П. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.-554 с.
- Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Н. Николаева. Изд.2-е, испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
- Труды студенческого Кружка любителей природы при Казанском университете. Вып. 1. Издан в ознаменование 10-летней годовщины существования Кружка. Казань, 1921. — 120 с.
- Урсул, А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1981. — 367 с.
- Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития / отв. ред. акад. АН МССР Д. М. Гицу. М.: Наука, 1990. — 272 с.
- Урсул, А.Д. Путь в ноосферу: Концепции выживания и устойчивого развития цивилизации / А. Д. Урсул. — М.: Луч, 1993. 275 с.
- Урсул, А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития /
- А.Д.Урсул // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 7−13.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. Собр. соч.: в 6 т. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1948. — Т.2. — 340 с.
- Федотов, Н.Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федотов.- М., 1982. 360с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Флоренский, П.А. Органопроекция / П. А. Флоренский // Русский космизм. -М., 1993.-С. 149−162.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. М.: Прогресс, 1990. -212 с.
- Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов. Изд. 2-е / С. С. Фролов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 360 с.
- Хайдеггер, М. Онтология познания и культуры / М. Хайдеггер // От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. — С. 63−87.
- Харченко, С.Г. Управление риском / С. Г. Харченко // Экология и промышленность России. 2001. — Октябрь. — С. 160−168.
- Хенли, Э.Дж. Надежность технических систем и оценка риска / Э.Дж.Хенли, Х.Кумамото. -М.: Машиностроение, 1984. — 164 с.
- Хесле, В. Философия и экология / В.Хесле. М.: Ками, 1994. — 160 с.
- Холина, В.Н. Основы экономики природопользования. — СПб.: Питер, 2005. 672 с.
- Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С. А. Христочевский // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С. 190−210.
- Циолковский, К.Э. Космическая философия / К. Э. Циолковский // Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. — Тула, 1986. 160 с.
- Циолковский, К.Э. Монизм Вселенной / К. Э. Циолковский // Очерки о Вселенной. М., 1992. — 244 с.
- Чернова, Ю.К. Квалитативные технологии обучения: монография / Ю. К. Чернова. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. -240 с.
- Черноушек, М. Психология жизненной среды / М.Черноушек. М.: Мысль, 1989. — 121 с.
- Чижевский, A.JI. Земное эхо солнечных бурь / А. Л. Чижевский. М., 1976.-180 с. .
- Чуйкова, Т.Г. Формирование экологического мышления у учащихся агротехнических вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Чуйкова. — Казань, 1993.- 19 с.
- Чумаков, А.Н. Философия глобальных проблем / А. Н. Чумаков. М., 1994.-210 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. — М., 2001. — 210 с.
- Швейцер, А. Культура и этика / А.Швейцер. М.: Прогресс, 1973.334 с.
- Шестак, Н.В. Высшая школа: технология обучения / Н. В. Шестак. М.: Вузовская книга, 2000. — 260 с.
- Шиповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Шиповалов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 576 с.
- Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов. М.: Наука, 2004. — 197 с.
- Экологическая культура и образование: тез. докладов сессии научногосовета по проблемам экологического образования РАО. 18 января 1998 г. Москва / под ред. Л. П. Симоновой, С. Н. Глазачева. — М., 1998. 260 с.
- Экологический энциклопедический словарь / под ред. М.М.Гимаде-ева. Казань: Природа, 2000. — 554 с.
- Экологическое сознание: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. / под ред. В. И. Медведева, А. А. Алдашевой. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Экология: учебник для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2003. — 624 е.: илл.
- Экология: учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Изд. 11-е, доп. — Ростов на-Дону: Феникс, 2006. — 608 с.
- Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Д. А. Кривошеин, Л. А. Муравей, Н. Н. Роева и др.- под ред. Л. А. Муравья. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 447 с.
- Экология и культура: тез. докладов I Всероссийской науч.-практ. конф.- Красноярск, 1991.- 244 с.
- Экология и экономика природопользования / под ред. Э. В. Гирусова. — М., 2007. 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
- Экос-Информ. 1992. -№ 1. — 160 с.
- Энгельмейер, П.К. Техника как фактор современной культуры / П. К. Энгельмейер // Мир божий. 1900. — № 7. — С. 81−82.
- Энгельмейер П.К. Конспект лекций по философии техники. Ч. 1. История техники / П. К. Энгельмейер. — Баку, 1922. — 180 с.
- Юсфин, Ю.С. Промышленность и окружающая среда / Ю. С. Юсфин, Л. И. Леонтьев, П. И. Черноусов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. — 469с.
- Яницкий, О.Н. Модели и механизмы реализации российской экополи-тики / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. — 1999. — № 4. — С.21.
- Ясвин, В.А. Проектирование и моделирование образовательной среды / В. А. Ясвин / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. — 160 с.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М.: Наука, 1999.-184 с.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000.-240 с.
- Ясвин, В.А. Методика диагностики отношения к деятельности заповедников («заповедные мифы») // Материалы 2-й Российской конф. по экологической психологии. 12 — 14 апреля 2000 г. Москва / под ред. В. И. Панова — М.- Самара: Изд-во МГППИ, 2001. С. 260−264.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Tomayko, J. Human Aspects of Software Engineering / J. Tomayko, O.Hazzan. Charles River Media, 2004. — 210 p.
- Grassel, H. Problems und Ergabnisse der Lehrerforechung / H. Grassel // Studienmaterial sum Studium des Padagigischen Psichologie. Rostok, 1976. -210 s.
- Green, M Existential encounters for teachers / M Green // Philosophic alternatives in education / Ed. By G.Gutch. Columbus, 1984. — P. 216.
- Hodge, I. Environmental Economics. Individual Incentives and Public Choices / I. Hodge // Economics Today / Ed. by A. Leake. Macmillan Press btd, 1995. — P. 160−184.
- Perman, R. Natural Resource and Environmental Economics / R. Perman, J.McGilvray. Singapore: Longman, 1996. — 210 p.
- Tielenberg, T. Economic Instruments for Environmental Regulation / T. Tielenberg // Oxford Review of Economic Policy. 1990. — № 6. — P. 17−23.
- Schoon D.A. The Reflective Practitioner / D.A.Schoon. BasicBooks, 1983. -160 p.
- Schoon, D.A. Educating the Reflective Practitioner: Towards a New Design for Teaching and Leaning in the Profession / D.A.Schoon. Jossey-Bass, 1987. — 210 p.
- Die Zeit des Weltbildes // Holzwege. Frankfurt, 1977. — S.75- 113.
- Die Frage nach der Technik // Die Technik und die Kehre. Pfullingen, 1988. -S. 5−36.