Актуальность исследования. В современной логопедии к нарушениям темпо-ритмической организации речи у детей относятся заикание и клаттеринг. Если заикание имеет четкие диагностические признаки в виде «моментов заикания» и достаточно обстоятельно изучено врачами, психологами, педагогами, то исследованию другого нарушения плавности речи — клаттеринга — посвящены немногочисленные работы Е. М. Мастюковой, Ю. О. Филатовой, F. L. Myers, K.O. St. Louis, D. Ward. и других. В настоящее время под клаттерингом понимается нарушение плавности речи, которое характеризуется ускоренным темпом и/или нерегулярным ритмом речи, что проявляется в значительном количестве показателей неплавности речи, отличающихся от таковых при заикании: повторах слогов, слов, использовании слов-эмболов, монотонности речи вследствие неправильного использования пауз и логических ударений (International Cluttering Association, 2007).
В специальной отечественной литературе клаттеринг до сих пор выделяется как разновидность тахилалии.
В России принята клиническая дифференциация лиц с заиканием, включающая невротическую и неврозоподобную формы нарушения. Исследования Л. И. Беляковой, Ю. О. Филатовой детей с неврозоподобной формой заикания показали, что эта группа неоднородна и их психологопедагогическая характеристика имеет много общего с клаттерингом.
В связи с актуальностью проблемы целью исследования является изучение младших школьников с неврозоподобной формой заикания для выявления среди них учащихся с клаттерингом.
Объектом исследования являются дети с неврозоподобной формой заикания в возрасте от 8 до 12 лет.
Предметом исследования являются особенности устной речи, моторики и психических функций детей, имеющих клаттеринг.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
- 1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической, медицинской и методической литературы по проблеме изучения заикания и клаттеринга.
- 2. Подобрать инструментарий для дифференциальной диагностики учащихся с заиканием и клаттерингом.
- 3. Сформировать экспериментальную группу учащихся с неврозоподобной формой заикания и с помощью новых дифференциальнодиагностических методов выявить среди них детей, имеющих клаттеринг.
- 4. Выделить основные признаки, характерные для детей с заиканием и клаттерингом.
- 5. Провести обследование речи, моторных и психических функций (внимание, память, мышление) группы детей, имеющих клаттеринг.
Структура работы. Работа представлена введением, тремя главами, заключением, приложением и списком литературы.