Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже
Диссертация
По 2012 г. в ПГСГА на кафедре зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности и состояло из взаимосвязанных этапов: первый этап (2008 — 2009 гг.): изучалась степень разработанности проблемы развития культуры безопасности жизнедеятельности в философской, педагогической, психологической, методической литературеопределялись цель, объект, предмет и задачи исследованияформулировалась… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 1. 1. Историография и теоретико-методологический анализ проблемы исследования
- 1. 1. 1. Историография, проблема исследования
- 1. 1. 2. Теоретико-методологический анализ проблемы безопасности жизнедеятельности
- 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья
- 1. 3. Адаптация в социальной среде студентов с ограниченными возможностями здоровья как основа их социализации в обществе
- 1. 4. Образовательная среда как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения
- 1. 1. Историография и теоретико-методологический анализ проблемы исследования
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- 2. 1. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов по зрению как основа их социализаци
- 2. 2. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения и условия ее реализации в медицинском колледже
- 2. 3. Определение эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов по зрению в процессе профессиональной подготовки
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Список литературы
- Адлер А. Понять природу человека Текст. / А.Адлер. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 256 с.
- Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности Текст.: Словарь-справочник/ Р. И. Айзман, C.B. Петров, А. Д. Корощенко. Новосибирск, 2010. -352 с.
- Алексеев C.B. Эволюция экологического образования в системе «Образование для устойчивого развития» Текст. / Материалы XI Международного методологического семинара. Вып. 10. СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2011. -293с.
- Алексеев C.B. и др. Окружающая среда: Школьный энциклопедический словарь Текст. / Алексеев C.B., Груздева Н. В., Гущина Э. В. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2007. — 412с.
- Алексеев П.В., Панин A.B. Философия Текст.: Учебник. М.: Изд-во «Проспект», 1998. — 608 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во «ЛГУ», 1969. 338 с.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений Текст. Л., 1961. — 454 с.
- Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли Текст.-T. 1.-М., 1997.-400 с.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий Текст.: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.- 159 с.
- Астапов В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии Текст.-М., 1995.- 160 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании Текст.: Монография. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
- Баева И.А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении Текст.: Практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006. — 288 с.
- Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов Текст. M.: Знание, 1998. — 153 с.
- Белецкая В.И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников Текст. М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
- Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений Текст. / Г. Ю. Беляев: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. — 157 с.
- Большая советская энциклопедия в 30 т. Текст. / Под ред. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1974. — Т 16. — 563 с.
- Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/80 818
- Беркли Дж. Опыт новой теории зрения Текст. Казань, 1912.-314с.
- Бюрклен К. Психология слепых Текст. М., 1934. — 264 с.
- Васильев А.И., Сальников В. П., Степашин C.B. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение Текст. СПб., 1999. — 340 с.
- Возжеников A.B., Прохожев A.A. Безопасность России: современное понимание, обеспечение Текст. — М.: Росэкномфонд «Созидание», 1998. 271 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Текст.: Т.З. М.: «Педагогика», 1983.-368 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 т. Текст.: Т.1. М.: «Педагогика», 1983. — 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти Текст.: Т.4 / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: «Педагогика», 2004. — 368 с.
- Выготский Л.С. Собрания сочинений в 6-ти Текст. Т.5. — М.: «Педагогика», 1983. — 368 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: «Педагогика», 1984. — 368 с.
- Галицких Е.О. Интегративный подход к профессиональному становлению учителя на этапе вузовской подготовки Текст. // Вестник ВГПУ. — 1999. -№ 2.-271 с.
- Георгиевский А.Б. Дарвинизм Текст. М.: Просвещение, 1985.271 с.
- Гордон Л.А. Социальная адаптация в современной России Текст. // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. — 109 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011−2015 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zhit-vmeste.ru/
- Губанов В.М., Михайлов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них Текст. — М., 2006. — 288 с.
- Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением Текст. Автореф. докт. дисс. — М., 1995. -126 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: «Логос», 2000. — 247 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. Т. 1.-М., 1989.-432 с.
- Декларация независимости 4 июля 1776 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.istorik.ru/library/documents/declaration
- Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир://Ы8Шпс.ш^ок8/кепУГО0/800/20 000 036/5Ю06.8^т1
- Дуранов М.Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс Текст.: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во «ЧГАКИ», 2003. — 162 с.
- Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности Текст.: учеб. Пособие / Н. С. Ефимова. М.: ИД «ФОРУМ», 2010.-192 с.
- Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика Текст.: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. — 176 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. — 240 с.
- Жихарев A.M. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей Текст. М.: Просвещение, 1984. — 306 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Закон Российской Федерации «О безопасности» Текст. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. -N15. Ст. 769. — 1426 с.
- Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке Текст. М.: ЮИ «МИИТА», 2002. — 328 с.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты Текст. М., 1956. -Гл.VIII. — 410 с.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения Текст. М.: «Просвещение», 1973. — 159 с.
- Знанецкий Ф.В. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. Текст. / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во «МГУ», 1994.-496 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура Текст. М.: «Политиздат», 1991.-464 с.
- Инклюзивное образование: перспективы развития в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.perspektiva-inva.ru/index
- Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения Текст. // Педагогика. № 6. 1998. — 230 с.
- Кантор В.З. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы Текст.: Материалы международной конференции. 19−20 июня 2008 года. СПб.: Изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2008.-484 с.
- Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение) Текст. -М., 1979.-200 с.
- Каплан А.И. Охрана остаточного зрения в школе слепых Текст. -М., Просвещение, 1965. 128 с.
- Киселев В.П. Нравственное самовоспитание Текст. М.: «Знание», 1977.- 123 с.
- Ковалев А.Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса Текст. // История теоретической социологии. М., 1998. — 421с.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя Текст. М., 1983. — 256 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. Т.1. -М., 1982.-656 с.
- Комплексная целевая программа медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.socio.samtel.ru/web8/zakl4%20 200
- Кон И. С. Социология личности Текст. // И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник Текст. М.: Наука, 1975,-720 с.
- Концепция модернизации российского образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dv gu.ru/umu/MO RF/concept/conl
- Котик M.A. Психология и безопасность Текст. Таллин, 1987. — 190с.
- Красавина E.B. Социальная адаптация российских студентов, роль молодежной субкультуры Текст.: автореф. канд.дисс.социал. наук: 22.00.04. -Новочеркасск, 2005. 27 с.
- Крогиус A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики Текст. Саратов, 1926. — 144 с.
- Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии Текст.: -СПб., 2003.-287 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей Текст. Л., 1924. — 544с.
- Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии Текст. М., 1984. — 272 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. -М., 1977. 174 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Текст.:-М. 1983.-320 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих Текст.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006.-336 с.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология Текст. — М.: Просвещение, 1985. —207 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. М., 1984. — 443 с.
- Макиавелли Н. Государь Текст. М., 1990. — 303 с.
- Маликова Т.В., Шатровой О. В. Безопасность жизнедеятельности Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л. А. Михайлова. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
- Маслоу А. Самоактуализация Текст. // Психология личности. М., 1982.- 104 с.
- Меграбян Л.А. Общая психопатология Текст. М.: Медицина, 1972.-285 с.
- Меграбян A.A. Личность и сознание Текст. М.: Медицина, 1978.175 с.
- Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание Текст. Пермь, 1990. — 424 с.
- Международные документы МАГАТЭ по безопасности Электронный ресурс. Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf.
- Михайлов JI.A., Губанов В. М., Соломин В. П. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений Текст.- под ред. Михайлова J1.A. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
- Мир психологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyworld.ru/index.php
- Морянов В.И. История России Текст. М., 1996. — 475 с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. // Вопросы психологии. № 5. — 1957. — 264 с.
- Надирашвили Ш. А. Психология пропаганды Текст. Тбилиси: «Мецниереба», 2003. — 122 с.
- Национальная безопасность России Текст. // Интеллектуальный мир. 1995.-N6.-202 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности Текст. Ереван, 1988. — 263 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Электронный ресурс. Режим доступа: www.terme.ru
- Новиков A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. -М.: «Эгвес», 2002.-488 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка Текст. М.: Русский язык- Издание 22-е стер. — 1990. — 921 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеологических выражений. -М.: Аз, Издание 3-е, стер. 1996.-928 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка Текст.: 70 000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой, 22-е изд. М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
- Опарин А.И. Современные представления о происхождении жизни на Земле Текст. // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. М., 1980. — 251 с.
- Пересветов И.В. Сказание о Магмете-салтане Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio p/peresvetov is.php.
- Петровский A.B. Психология в каждом из нас Текст. М., 1992.332 с.
- Платон. Государство Текст. // Собр. соч. Т.З. — М., 1994. — 654 с.
- Пономарева И.Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика Текст.: Учебное пособие/ Под ред. В. П. Соломина. СПб.: Изд-во «РГПУ им. А.И. Герцена». — 415 с.
- Практическая психология образования Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. М: ТЦ «Сфера», 2000. — 240 с.
- Психологический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiii-slovar/
- Ревич Б.А., Авалиани С. Л., Тихонова П. И. Основы оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека Текст. Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. — 268 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. -М., 1994.-314 с.
- Романцов М.Г., Сологуб Т. В. Педагогические технологии в медицине Текст.: учебное пособие. М., 2007. — 117 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. Текст.: Т. 2. -М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Руппонен Т. Психологическая реабилитация Текст. // Проблемы социальной реабилитации. М.: ВОС, 1990. — 127 с.
- Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых Текст. М., 1951.- 160 с.
- Сведения о чрезвычайных ситуациях ПРЦ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/stats/
- Семенов В.Д. Быть собой Текст. М.: Изд-во «Знание», 1989. — 80с.
- Свободная энциклопедия Википедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Словарь для начинающего психолога Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2006. — 592 с.
- Словарь-справочник по педагогике Текст. / ав.-сост. В.А. Мижери-ков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. -М., 2004. 448 с.
- Словарь социологических терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content soc/SREDA-2660.html
- Словарь терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://cksi.ru/glossarv-of-terms/
- Советский энциклопедический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article070377.html
- Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary
- Сорокин П.А. Система социологии Текст. / П. А. Сорокин. М., 1993.-591 с.
- Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них" Электронный ресурс. Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/valeriyipavlovichsolomin/
- Социальный менеджмент Текст.: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999. — 384 с.
- Спиноза Б. Богословско-политический трактат Текст. // Антология мировой политической мысли. Т. 1. — М., 1997. — с. 350.
- Спиркин А.Г. Основы философии Текст.: Учеб. пособие для вузов. -М.: Политиздат, 1988. 592 с.
- Струве П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство Текст. СПб., 1911.- 170 с.
- Суворов А.В. Уединенный труд души как основная форма саморазвития личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://suvorov.reability
- Пилипенко В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура Текст.: словарь-справочник. М., 2005. — 192 с.
- Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина и др. Саратов. — 1987. — 335 с.
- Толковый словарь В. Даля Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. slo vari. info/philosophical/
- Тоффлер А. Футоромон /СПб.: Изд-во «Лань», 1970. 237 с.
- Тюмасева З.И., Богданов Е. Н. Системное образование и образовательные системы Текст.: Монография. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.-316 с.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Труды. Текст.: Т.6. Тбилиси: Мецниереба, 1977. 304 с.
- Ухтомский А.А. Полное собрание сочинений Текст. Т. IV. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1945. — 220 с.
- Философия творчества, культуры и искусства в 2-х т. Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1997. — 542 с.
- Философский словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://ksana-k.narod.ru/
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова, 6-е изд. М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
- Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения Текст.: Учебно-методическое пособие СПб.: Изд-во «КАРО», 2007. — 256 с.
- Формирование интереса к учению у школьников Текст. / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986. — 217 с.
- Фролов И.Т. Перспективы человека Текст. // Вопросы философии. -№ 7.- 1975.-623 с.
- Фурдуй Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов Текст. Кишинев: Штиинца, 1986. — 240 с.
- Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация Текст.: Уч. пособие. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-340 с.
- Хрусталев С.А., Гильд С. А., Боброва Л. И. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих Текст. М., 1986. — 310 с.
- Хуснутдинова, 3. А. Научное обоснование путей совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям: по материалам Республики Башкортостан: дис. .д-ра мед. наук / 3. А. Хуснутдинова. СПб., 1998, — 292 с.
- Цицерон. Об обязанностях Текст. М., 1999. — 217 с.
- Черкасов A.B. Социальная адаптация наркозависимых в современной России Текст., автореф. канд. дисс. социал. наук. Ростов-на-Дону, 2008. — 24 с.
- Чьян Танг. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы Текст.: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2008. — 215 с.
- Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы Текст. //Социологические исследования. № 11. — 1995. — 243 с.
- Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text
- Энгельс Ф. Диалектика природы Текст. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 20.-528 с.
- Юридический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content
- Яблоков A.B., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение Текст. М.: Высшая школа, 2004. — 269 с.
- Яковлев E.B. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар, изд. центр. ВЛАДОС, 2006.-239 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: Дис. .д-ра пед. наук. — Челябинск, 1992.-403 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 368 с.
- Ярочкин В.И. Информационная безопасность Текст. М.: 2003.315 с.
- Ярочкин В.И., Бузанова Я. В. Теория безопасности Текст. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2005. — 176 с.
- Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis Text. -N.Y., 1968.
- Selye H. Perspectives in Stress Text. // Research. Perspectives in Biol, and Med, 1959.-Vol. II, N 4.
- Burdach K. F, Blicke ins Leben Text. B.III. Leipzig, 1844.
- Scherer F. Wanderungen eines Blinden Text. Stuttgart, 1874.
- Dufour Dr, Psychologische Studien uber die Blindheit Text. Blfr, 1895.
- Ansaldi L. Die Psychologie des blinden L. Ansaldi Text., In Mat, 1917.
- Steinberg Dr.W. Die Raumwahrnehmung der Blinden Text. Munchen, 1920.
- Klein J. W, Lehrbuch zum Unterrichte der Blinden Text. Wien, 1819.
- Rotermund H.W. Nachrichten von einigen Blindgeborenen Text. Bremen, 1815.
- Struve Dr.C.F, Kurzer Unterricht fur Eltern und Lerher der Blinden Text.-Leipzig, 1810.
- Wundt Dr. W, Grundzuge der physiologischen Psychologie Text., -Leipzig, 1910.
- Burklen K. Das Gesicht des Blinden Text., Ztschr, 1919.
- Scherer F, Die Zukunft der Blinden Text., Berlin, 1863.
- Waidele Zur Frage des sechsten Sinnes Text. Blfr, 1905.
- Griesbach Dr., Vergleichende Untersuchungen uber die Sinnesscharfe Blinder und Sehender Text. In Pflugers Archiv, 1899.
- Hocheisen P., Der Muskelsinn Blinder Text. Berlin, 1892.
- Katz D. Die Erscheinungsweisen der Tasteindrucke Text. Rostock, 1920.
- Sergel R.E. Das Ferngefuhl der Blinden Text. Organ, 1870.
- Wolfflin Dr. E. Fernsinn. Ztschr.f.Psych.u.Phys.1909.
- Stumpf J., Der Blinde in seinem korperlichen, sittlichen und geistigen Zustand Text. Augsburg, 1860.