Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По 2012 г. в ПГСГА на кафедре зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности и состояло из взаимосвязанных этапов: первый этап (2008 — 2009 гг.): изучалась степень разработанности проблемы развития культуры безопасности жизнедеятельности в философской, педагогической, психологической, методической литературеопределялись цель, объект, предмет и задачи исследованияформулировалась… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Историография и теоретико-методологический анализ проблемы исследования
      • 1. 1. 1. Историография, проблема исследования
      • 1. 1. 2. Теоретико-методологический анализ проблемы безопасности жизнедеятельности
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 3. Адаптация в социальной среде студентов с ограниченными возможностями здоровья как основа их социализации в обществе
    • 1. 4. Образовательная среда как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов по зрению как основа их социализаци
    • 2. 2. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения и условия ее реализации в медицинском колледже
    • 2. 3. Определение эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов по зрению в процессе профессиональной подготовки
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная Россия находится на пути инновационного развития, в котором важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию, ориентированному на выполнение социального заказа общества по обеспечению рынка труда квалифицированными специалистами, обладающими определенными знаниями, умениями, технологиями, способными легко адаптироваться к профессиональной деятельности, развивая трудоохранную, экологическую, духовно-нравственную культуры, безопасность жизнедеятельности и здоровье.

В программном правительственном документе «Государственная стратегия развития РФ до 2025 года» отмечено, что «.модернизация общества предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностями солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.», где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как одно из важнейших условий успешного развития страны.

События последних лет (взрывы в аэропорту Домодедово, серия взрывов в московском метро, террористические акты в разных городах страны, катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) в очередной раз поставили вопрос о необходимости разработки проблем безопасности жизнедеятельности.

Актуальна эта проблема в регионах России. Так, по данным ГУ МЧС России по Самарской области, за последние три года в губернии было зафиксировано 289 чрезвычайных ситуаций, в результате чего пострадали 1215 человек, из которых 115 — дети. В данный период в регионе зарегистрировано 792 природных пожара, где пострадало более 516 га зеленых насаждений. В пожарах погибло более 200 человек и 140 получили травмы. Кроме того, на территории Самарской области за текущий год совершено более 4,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, из них 474 с участием детей, в которых погибло около 550 человек, и получили травмы различной степени тяжести 5460, зачастую приводящие к инвалидности.

Особое значение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет осуществление профессиональной деятельности, что обусловлено изменением их статуса в социальной средепризнанием права на независимое безопасное существование и самостоятельное жизненное самоопределение.

Поэтому неслучайно, что в реализации проекта «Национальной образовательной инициативы — «Наша новая школа» отражена модель инклюзивного образования «для всех и для каждого». На территории Самарской губернии работа по изменению системы специального (инклюзивного) образования обучаемых с ограниченными возможностями здоровья ведется с 2000 года в 343 общеобразовательных и одном среднем профессиональном учебном заведениях.

В настоящее время в Самарской губернии проживает более 247 тысяч инвалидов, из них 102 тысячи — жители Самары. Особо велико число инвалидов по зрению. В регионе их насчитывается около 3 тысяч человек. Ежегодно инвалидность по зрению получают более 300 жителей Самарской области. За последние пять лет общая численность слепых и слабовидящих в регионе увеличилась почти на 50%, вместе с тем их занятость в профессиональной сфере неуклонно сокращается. Так, в общественном производстве Самарской губернии занято только 15% от общего числа людей с ограниченными возможностями здоровья, что вызвало необходимость разработки «Комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области». В ее основе лежит обеспечение инвалидам доступной безопасной среды жизнедеятельности, создание системы оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и профилактической работы в сфере образования.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя) образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей.

Как следует из Конвенции ООН «О правах инвалидов», статья № 24, принятой Правительством России в 2008 году, «.в целях реализации права на образование, государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека». В связи с этим Президент.

РФ, В. В. Путин акцентировал свое внимание на развитии такого рода образования, указав, «.мы обязаны создать нормальную систему образования для обучаемых с ограниченными возможностями здоровья, способствуя тому, чтобы они получали знания в обычных образовательных учреждениях, так как образование представляет собой один из определяющих этапов жизни человека, формирующих личность, являясь решающим, как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».

Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенциями «О правах ребенка», «О защите прав человека, безопасности и основных свобод».

Сегодня проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, среди которых — развитие профессиональной, компетентной, творческой и социально-ответственной личности специалиста, способной обеспечить гармоничное и безопасное существование системы «человек — общество — среда обитания», — одна из основных. По мнению ряда ученых (П.А.Ваганова, Л. Н. Гориной, С. П. Данченко, П. И. Кайгородовой, И. Д. Козаковой, О. Н. Русак, П. В. Станкевича, В. П. Соломина, З.А.Хуснутдиновой), ключевым в теории безопасности жизнедеятельности является уровень знаний людей об опасностях, способах защиты от них.

Системное обеспечение безопасности социума вызывает необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности, что особо актуально для людей с ограниченными возможностями. Ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:

— в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности инвалидов, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований;

— уровень общей их культуры в сфере безопасности жизнедеятельности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области;

— во многих профессионально-образовательных учреждениях отсутствуют программы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, нет квалифицированных преподавателей дисциплин «Безопасности жизнедеятельности», что серьезно сказывается на качестве обучения студентов-инвалидов и формировании у них культуры безопасности жизнедеятельности;

— при подготовке личности безопасного типа поведения не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности, влияющие на усвоение ими учебного материала, приобретение специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

Исследование проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся инвалидов в системе профессионального образования позволило выявить ряд противоречий между:

— увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в окружающей среде;

— снижением на шкале индивидуальных ценностей, ценности безопасной и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня социальнопсихологической адаптации в современных условиях для создания семьи, профессиональной карьеры, материального обеспечения;

— пониманием необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности инвалидов и отсутствием общности взглядов на решение этой проблемы, недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

— социальной значимостью проблемы и уровнем готовности решать вопросы безопасности жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость преодоления этих противоречий определили проблему исследования, заключающуюся в разработке концептуальных методологических основ развития культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья, в создании педагогической модели, учитывающей многообразие региональных особенностей, в выявлении педагогических условий ее реализации, разработке методики развития личности безопасного типа поведения и целесообразности применения научно-обоснованного подхода к ее эффективному формированию.

Актуальность обозначенной проблемы и ее практическая значимость определили тему исследования: «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже».

Цель исследования — обосновать, научно разработать и реализовать модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья, выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования в медицинском колледже.

Объект исследования — педагогический процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже.

Предмет исследования — формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже.

Гипотеза исследования: формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться эффективно, если:

— мотивирована необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в их профессиональной подготовке;

— определены методологические основы, разработана концепция и модель развития культуры безопасности жизнедеятельности личности обучаемого в образовательном процессе;

— реализована концептуальная модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, отвечающая требованиям развития, самореализации личности, возрастным и индивидуальным особенностям;

— учтены структура и содержание дифференцированных вариативных модулей модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже (культура здоровья, трудоохранная, экологическая, духовно-нравственная);

— выявлена совокупность педагогических условий, способствующих процессу формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов-инвалидов;

— разработан, экспериментально проверен и внедрен учебно-методический комплекс (УМК), содержательно и технологически обеспечивающий формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования обозначены следующие задачи:

1) обосновать мотивацию и необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже;

2) определить теоретико-методологические основы и разработать концепцию развития культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся инвалидов в профессиональной подготовке в медицинском колледже;

3) разработать педагогическую модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже, выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические, медико-биологические, дидактические условия, способствующие эффективности образовательно-воспитательного процесса инвалидов;

4) определить условия реализации модели, критерии оценки и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

5) разработать и реализовать в учебном процессе УМК в качестве методического обеспечения для формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже;

6) экспериментально проверить эффективность модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной подготовке в медицинском колледже.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о сущности человека (Н.А.Бердяев, Г. В. Гегель, И. А. Ильин, И. Кант, П. Ф. Каптерев,.

A.В.Луначарский, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогов, Н. К. Рерих, В. С. Соловьев,.

B.А.Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) — классические и современные идеи отечественных философов и экологов о единстве природы, человека и общества (Н.А.Бердяев, В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В.И.Данилов-Данилян, И. А. Ильин, В. О. Ключевский, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Моисеев, В. П. Михелькевич и др.) — психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (А.Л.Бусыгина, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д.Б.Эльконин) — концепции личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, И. А. Колесникова, И. С. Якиманская и др.) — деятельностный подход к воспитанию (А.Н.Леонтьев, Н. К. Платонов, С.Я.Рубинштейн), культурологический подход (В.И.Андреев, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, О. М. Буранок, С. Ю. Курганов, Н.Е.Щуркова) — ценностный подход (Н.Д.Никандров, Н.И.Николаева) — теории о содержании и структуре профессионального мастерства (Н.В.Кузьмина,.

B.Г.Михайловский, В. А. Сластенин, И. А. Шаршов, Н. Е. Щуркова и др.) — научные исследования, посвященные формированию экологической культуры (С.В.Алексеев, Н. Д. Андреева, А. Г. Бусыгин, С. Н. Глазачев, В.И.Данилов-Данилян, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Моисеев, Т. М. Носова, Л. В. Панфилова И.Н.Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич, З. А. Хуснутдинова, О. Н. Яницкий, В. А. Ясвин и др.), а также формированию культуры безопасности жизнедеятельности (Ю.Л.Воробьев, Л. Н. Горина, Р. А. Дурнев, М. Ю. Зеленков, В. Н. Мошкин, Ю. Л. Науменко, Н. И. Николаева, Г. А. Калачев, И. Н. Немкова, З.А.Хуснутдинова) — теории и методики преподавания курса безопасности жизнедеятельности (С.В.Белов,.

C.Г.Вершловский, П. И. Кайгородов, Л. А. Михайлов, В. В. Сапронов,.

B.П.Соломин, О. Н. Русак и др.) — современные образовательные технологии БЖД (В.В.Анисимов, В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, П. В. Станкевич, З. А. Хуснутдинова и др.) — научные исследования в области психологии безопасности (И.В.Абакумова, И. А. Баева, Т. В. Богуцкая, Н. С. Ефимова, Т. С. Кабаченко, М. А. Котик, Н. Г. Рассоха, В. В. Суприянов, К. Баийег, .Г.НаЛашау,.

C.Сгку и др) — решения задач социальной и психологической реабилитации инвалидов по зрению (В.Андреяускене, З. Г. Ермолович, С. А. Гильд, Н. П. Дрызго, В. З. Кантор, А. М. Кондратов, Л. Н. Силкин, А.А.Хрусталев) — формирования адекватной самооценки, адекватного отношения к дефекту зрения (А.Г.Литвак, Т. П. Головина, Г. В. Никулина, Э. М. Стернина, Е.М.Украинская).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретические: изучение и системный, историографический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследованияизучение международных и российских конвенций, программ, стратегий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов, систематизация, обобщение педагогического опыта, прогнозирование, проектирование, моделирование, диагностирование;

— эмпирические: изучение педагогического опыта, наблюдение за деятельностью обучающихся в учебно-воспитательном процессеанкетирование, тестирование обучаемых по проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельностиконстатирующий и формирующий эксперименты по внедрению педагогической модели культуры безопасности жизнедеятельности в практику деятельности медицинского колледжа;

— статистические и математические методы обработки данных экспериментаграфическое представление его результатов.

База исследования: экспериментальные исследования проводились на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарской области Кинель-Черкасский медицинский колледж (ГБОУ СПО КЧМК). Общее число, участвующих в эксперименте, составило 480 человек. Диссертационное исследование выполнялось с.

2008 по 2012 г. в ПГСГА на кафедре зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности и состояло из взаимосвязанных этапов: первый этап (2008 — 2009 гг.): изучалась степень разработанности проблемы развития культуры безопасности жизнедеятельности в философской, педагогической, психологической, методической литературеопределялись цель, объект, предмет и задачи исследованияформулировалась рабочая гипотезаоформлялись основные подходы к разработке теоретической концепции исследования и методики педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, итогового) — второй этап (2009 — 2011 гг.): организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы исследования. Проводился мониторинг результативности развития культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже, сквозной уровне-вый анализ развития их личностных компонентов и эффективности разработанной педагогической моделитретий этап (2011 — 2012 гг.): осуществлялось завершение формирующего экспериментаанализ и систематизация результатов исследованияоформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определена концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях образовательного процесса медицинского колледжа, на основе личностного, деятельностного, практико-ориентированного, культурологического, валеологического подходов;

• впервые в условиях Среднего Поволжья разработана, научно обоснована, апробирована и внедрена в образовательный процесс модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты;

• научно обоснованы и экспериментально подтверждены условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже (формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих в процессе развития культуры безопасности жизнедеятельностисоздание эффективной образовательной среды на основе индивидуального подхода, предусматривающей поиск потенциальных возможностей в становлении личностиинтеграция и реализация в курсе «Безопасность жизнедеятельности» педагогического потенциала общепрофессиональных дисциплинпрактико-ориентированная деятельность, направленная на развитие личности безопасного типа поведения и социальную адаптацию студентов с нарушением зрения) — разработан методический комплекс обеспечения учебно-воспитательного процесса в медицинском колледже и рекомендации по совершенствованию педагогических технологий работы со студентами-инвалидами;

• решена на методологическом и методическом уровнях проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже с учетом региональных особенностей (совокупность природно-климатических, демографических, этнокультурных, экономических, валеологи-ческих).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют осуществлять более широко личностно-ориентированный, си-стемно-деятельностный, эколого-валеологический, культурологический подходы в преподавании и решении проблем безопасности жизнедеятельности профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях медицинского колледжа. Они дополняют и развивают дидактические основы пропедевтического инклюзивного обучения.

В исследовании разработана и обоснована концепция формирования безопасной жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже посредством активизации аффективного, когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов восприятия окружающей среды, а также детерминирования стойкой ко-нативной направленности образовательно-воспитательного процесса. Теоретико-методологическое обеспечение содержания педагогического процесса в инклюзивном образовании, основанное на эколого-валеологической культуре, развитии экоцентрического мышления, приоритете ценностей безопасной жизнедеятельности, способствует решению одной из актуальнейших проблем педагогики — профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Данная задача доведена автором до уровня практических рекомендаций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Реализована на практике, впервые в условиях Среднего Поволжья, принципиально новая по структуре и эффективности система формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке в медицинском колледже студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая инвариантную модель их профессионального образования на основе вариативных, эколого-валеологических, культурологических модулей регионального содержания и условия ее реализации;

2. Разработан и внедрен в образовательный процесс медицинского колледжа методический комплекс, включающий интегрированные учебные программы, дидактические материалы, методическое пособие, рабочую тетрадь по курсу «Безопасность жизнедеятельности» с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля), рабочие тесты по дисциплине, методические рекомендации к их освоению (содержательные, инструктивные) и позволяющий осуществлять процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

3. Результаты исследования использовались в создании образовательно-воспитательной среды при формировании культуры безопасности жизнедеятельности для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в ГБОУ СПО «Кинель-Черкасский медицинский колледж», ФГОУ СПО «Кис-ловодский медицинский колледж» и могут применяться преподавателями медицинских колледжей, специальных учреждений подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, авторами по разработке новых программ, учебников и методических пособий по «Безопасности жизнедеятельности».

На защиту выносятся:

1. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению, включающая основные идеи, положения, принципы, закономерности.

2. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный).

3. Условия реализации модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья:

— формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих в процессе развития культуры безопасности жизнедеятельности;

— создание эффективной образовательной среды и индивидуального подхода при формировании культуры безопасности жизнедеятельности;

— интеграция и реализация в курсе «Безопасность жизнедеятельности» педагогического потенциала общепрофессиональных дисциплин;

— практико-ориентированная деятельность, направленная на развитие личности безопасного типа поведения и социальную адаптацию студентов с нарушением зрения, на основе использования возможностей педагогической образовательной среды.

4. Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья (цели, содержание, психолого-педагогические и методические условия, организационные формы, методы, методические приемы).

5. Результаты педагогического эксперимента, которые получены в ходе внедрения и апробации модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена целостным и системным рассмотрением проблемы с опорой на фундаментальные положения философии, педагогики, психологии, методики профессионального обучениятеоретическим и экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезырепрезентативностью объема выборок и значимостью данных, полученных в ходе многолетней экспериментальной работывнедрением результатов исследования в учебный процесс Кинель-Черкасского медицинского колледжа.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре зоологии, анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Отдельные результаты исследования нашли свое отражение в 30 публикациях автора, в том числе в 3-х изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и учебном пособии «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании». Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2010» (Одесса, 2010) — XIV Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)» (Санкт-Петербург, 2010) — V Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2010) — II Международной заочной научно-практической конференции «Инновации и традиции современной школы» (Чебоксары, 2010) — II Международной педагогической Ассамблее (Чебоксары, 2011) — Международной научно-практической конференции «Современная педагогика: методология, теории, практика» (Чебоксары, 2011) — II Международной молодежной Интеллектуальной Ассамблее (Чебоксары, 2011) — Научной сессии XIII Невские чтения «Коммуникация в условиях глобальной информатизации» (Санкт-Петербург, 2011) — Международной научно-практической конференции «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность» (Самара, 2011) — VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2011) — II Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в биологическом и экологическом образовании в школе и в ВУЗе» (Москва, 2011) — Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса» (Оренбург, 2011) — VI Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2011) — Международной научно-практической конференции «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» (Новокузнецк, 2011) — Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке» (Новокузнецк, 2011) — Международном научно-техническом конгрессе «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» ELPIT-2011 (Тольятти-Самара, 2011) — XI Методологическом семинаре «Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика» (Санкт-Петербург, 2011) — VII Международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения» (Челябинск, 2011) — Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения» (Самара, 2012) — III Международной научно-практической конференции «Современная педагогика: методология, теории, практика» (Чебоксары, 2012) — Научной сессии XIV Невские чтения «Актуальные проблемы современной науки» (Санкт-Петербург, 2012) — IX Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2012) — X Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2012) — XII Методологическом семинаре «Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика» (Санкт-Петербург, 2012).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 174 наименований, содержит 9 приложений, 6 таблиц, 16 рисунков. Объем рукописи — 263 страницы.

Общие выводы по результатам исследования направлены на оказание помощи преподавателям учреждений среднего профессионального образования в формировании качества профессиональной подготовки инвалидов.

7. Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее описание всех аспектов проблемы, заявленной в данной диссертационной работе. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке, следует отнести:

— совершенствование инклюзивной системы профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социализации;

— обновления тематического, дидактического материала, практического оснащения для использования его в образовательном профессиональном процессе студентами с нарушением зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важную роль в решении социальных проблем общества сегодня занимает инклюзивное профессиональное образование. Это обусловлено изменением статуса студентов с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде, признанием права на независимое безопасное существование и самостоятельное жизненное самоопределение. Системное обеспечение безопасности социума вызывает необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности, что особо актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Дефиниция понятий в исследовании включала следующие: «безопасность», «безопасное поведение», «личность безопасного типа поведения», «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности». Одним из основных являлось понятие культуры безопасности жизнедеятельности, которая трактуется, как «уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности» .

Это вызвало необходимость развития концепции культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования, включающей семантические (смысловые), аксиологические (ценностные) и коммуникативные (отражающие информационные связи) составляющие, образующие своеобразную семиотическую систему, способствующую социальной адаптации инвалидов в обществе.

Разработанная концепция базировалась на основных подходах (интегра-тивно-семиотический, системно-деятельностный, ситуативный, личностно-ориентированный, мотивационный, инклюзивный, адаптационно-реадаптационный, сенсорно-активационный, культурологический, аксиологический, здоровьесберегающий, социологический) и принципах (дидактический и тифлодидактический), способствующих изменению статуса студентов с ограниченными возможностями здоровья с «социально подопечных» на трудоспособных людей, где важными компонентами ее реализации выступали процессы их адаптации и социализации.

Разработанная на основе концепции модель состояла из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный), что способствовало развитию профессиональной деятельности и социальной адаптации в окружающей среде студентов с ограниченными возможностями здоровья, формированию у них культуры безопасности жизнедеятельности.

Апробация модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья и условий ее реализации осуществлялась в ходе многолетнего эксперимента (2008;2012 гг.): констатирующего, формирующего и итогового, -проведенного на базе ГБОУ СПО «Кинель-Черкасский медицинский колледж», основной целью которого явилась проверка выдвинутой гипотезы.

Констатирующая часть экспериментального исследования была направлена на установление реального состояния процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения в медицинском колледже (владение понятиями в области безопасности жизнедеятельности) и подтверждение актуальности разрабатываемой проблемы.

Формирующий эксперимент был направлен на разработку и практическую реализацию модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов по зрению, проверку влияния определенных условий на эффективность ее функционирования.

Эффективность функционирования данной модели возможна при реализации следующих педагогических условий:

— первое условие — формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих в процессе развития культуры безопасности жизнедеятельности.

Мотивированная деятельность в инклюзивном образовании представляла собой целенаправленный педагогический процесс по актуализации потребностей будущих специалистов в формировании личной безопасности как основы их социальной адаптации в обществе. Реализация данного условия требовала определенной разработки мотивационного подхода в развитии личности безопасного типа поведения, формирующего мотивы во взаимосвязи потребностей и интересов, стремлений и эмоций, установок и идеалов студентов с нарушением зрения. Мотивационный подход в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения определял уровень их адаптации в обществе, характеризуемый распространенностью стереотипов безопасного типа поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также степень защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. Высокий показатель мотивации в констатирующем эксперименте наблюдался у студентов-инвалидов III курса 0,42, ниже — у респондентов II — 0,38 и I — 0,35 курсов. В ходе формирующего эксперимента показатели имели следующий вид: III курс -0,44, II курс — 0,41,1 курс — 0,36;

— второе условие — создание эффективной образовательной среды на основе личностно-ориентированного подхода при формировании культуры безопасности жизнедеятельности, предусматривающих развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности студентов с нарушением зрения. Образовательно-реабилитационная среда медицинского колледжа являлась организационно, методически и технологически приспособленной к специальным потребностям студентов с нарушением зрения, обеспечивая условия для освоения профессиональных образовательных программ, охрану здоровья, создавая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Общий индекс удовлетворенности образовательной средой медицинского колледжа имел следующие показатели: здоровые студенты- 0,36- инвалиды по зрению: I курс — 0,61- II курс — 0,75- III курс — 0,83 соответственно (при тах=1,0), что свидетельствовало об адаптации студентов от курса к курсу;

— третье условие — интеграция и реализация в курсе «Безопасность жизнедеятельности» педагогического потенциала общепрофессиональных дисциплин, позволяющих актуализировать и обогащать знания и умения студентов с нарушением зрения, их индивидуальные возможности в сфере безопасности жизнедеятельности, способствуя целостному восприятию окружающего мира и социальной адаптации. Интеграция содержания образования выражалась в увязке и согласовании планов, программ изучаемых дисциплин и установлении между ними межпредметных связей. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности осуществлялось на занятиях курса «Безопасность жизнедеятельности» и включало определение имеющихся ранее знаний в области безопасности жизнедеятельности, выявление структурно-функциональных систем восприятия окружающей среды и компенсации у студентов с нарушением зрения их изменений, развитие определенных методов защиты от негативных факторов в процессе жизнедеятельности инвалидов, способствующих их социальной адаптации в обществе, установление роли профессиональной области знаний в управлении и организации безопасностью жизнедеятельности, развития личности безопасного типа поведения. В формирующем эксперименте коэффициенты усвоения содержания понятий в курсе «Безопасность жизнедеятельности» составляли 0,66−0,86, при констатирующем — 0,44−0,69;

— четвертое условие — практико-ориентированная деятельность, направленная на развитие личности безопасного типа поведения и социальную адаптацию людей с нарушением зрения, на основе использования возможностей педагогической образовательной среды, выполняющей связующую роль между всеми участниками учебного процесса. Исследование показало, что чем выше степень сопротивляемости стрессу (III курс — 0,86, II курс — 0,7 и I курс — 0,65), тем выше уровень социальной адаптации и тем более безопасна среда их жизнедеятельности.

Результатом нашего исследования явилась положительная динамика формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушение зрения медицинского колледжа, что послужило доказательством правомерности выдвинутой гипотезы и решения обозначенных целей и задач исследования.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке в медицинском колледже студентов с ограниченными возможностями здоровья обусловлена современными тенденциями развития общества, инклюзивного профессионального образования, ориентированного на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, их готовности к социально-трудовой реабилитации, безопасному существованию в окружающей среде и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике профессионального образования.

2. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями по зрению включала в себя использование важнейших подходов, принципов, развития личности безопасного типа поведения и являлась эффективным средством социально-трудовой реабилитации инвалидов.

3. Разработанная модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения в условиях профессиональной подготовки содержала ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный), способствовала развитию профессиональной деятельности и социальной адаптации инвалидов.

4. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья эффективно функционировала при наличии комплекса педагогических условий:

— формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих в процессе развития культуры безопасности жизнедеятельности;

— создание эффективной образовательной среды и индивидуальный подход при формировании культуры безопасности жизнедеятельности;

— интеграция и реализация в курсе «Безопасность жизнедеятельности» педагогического потенциала общепрофессиональных дисциплин;

— практико-ориентированная деятельность, направленная на развитие личности безопасного типа поведения и социальную адаптацию студентов с нарушением зрения, на основе использования возможностей педагогической образовательной среды.

5. Доказательством эффективности профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья выступали их победы на всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства по СПА-массажу и нетрадиционным видам массажа, а также востребованность выпускников медицинского колледжа на рынке труда. За время эксперимента 40% студентов с ограниченными возможностями здоровья были трудоустроены в санаторно-курортной зоне Самарской области, 15% - открыли совместные частные массажные кабинеты, остальные — получили работу по месту жительства на территории России.

6. Внедрение данной модели в образовательные учреждения профессиональной подготовки медицинских работников является успешным в разработке данной проблемы, дальнейшие исследования, связанные с расширением роли инклюзивного профессионального образования и изучением влияния курса «Безопасность жизнедеятельности» на безопасную социально-трудовую реабилитацию инвалидов, являются перспективным направлением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Понять природу человека Текст. / А.Адлер. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 256 с.
  2. Р.И. Безопасность жизнедеятельности Текст.: Словарь-справочник/ Р. И. Айзман, C.B. Петров, А. Д. Корощенко. Новосибирск, 2010. -352 с.
  3. C.B. Эволюция экологического образования в системе «Образование для устойчивого развития» Текст. / Материалы XI Международного методологического семинара. Вып. 10. СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2011. -293с.
  4. C.B. и др. Окружающая среда: Школьный энциклопедический словарь Текст. / Алексеев C.B., Груздева Н. В., Гущина Э. В. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2007. — 412с.
  5. П.В., Панин A.B. Философия Текст.: Учебник. М.: Изд-во «Проспект», 1998. — 608 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во «ЛГУ», 1969. 338 с.
  7. .Г. Теория ощущений Текст. Л., 1961. — 454 с.
  8. Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли Текст.-T. 1.-М., 1997.-400 с.
  9. А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий Текст.: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.- 159 с.
  10. В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии Текст.-М., 1995.- 160 с.
  11. И.А. Психологическая безопасность в образовании Текст.: Монография. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  12. И.А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении Текст.: Практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006. — 288 с.
  13. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов Текст. M.: Знание, 1998. — 153 с.
  14. В.И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников Текст. М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
  15. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений Текст. / Г. Ю. Беляев: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. — 157 с.
  16. Большая советская энциклопедия в 30 т. Текст. / Под ред. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1974. — Т 16. — 563 с.
  17. Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/80 818
  18. Дж. Опыт новой теории зрения Текст. Казань, 1912.-314с.
  19. К. Психология слепых Текст. М., 1934. — 264 с.
  20. А.И., Сальников В. П., Степашин C.B. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение Текст. СПб., 1999. — 340 с.
  21. A.B., Прохожев A.A. Безопасность России: современное понимание, обеспечение Текст. — М.: Росэкномфонд «Созидание», 1998. 271 с.
  22. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Текст.: Т.З. М.: «Педагогика», 1983.-368 с.
  23. JI.C. Собрание сочинений в 6 т. Текст.: Т.1. М.: «Педагогика», 1983. — 368 с.
  24. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти Текст.: Т.4 / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: «Педагогика», 2004. — 368 с.
  25. Л.С. Собрания сочинений в 6-ти Текст. Т.5. — М.: «Педагогика», 1983. — 368 с.
  26. Л.С. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: «Педагогика», 1984. — 368 с.
  27. Е.О. Интегративный подход к профессиональному становлению учителя на этапе вузовской подготовки Текст. // Вестник ВГПУ. — 1999. -№ 2.-271 с.
  28. А.Б. Дарвинизм Текст. М.: Просвещение, 1985.271 с.
  29. Л.А. Социальная адаптация в современной России Текст. // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. — 109 с.
  30. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011−2015 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zhit-vmeste.ru/
  31. В.М., Михайлов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них Текст. — М., 2006. — 288 с.
  32. В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением Текст. Автореф. докт. дисс. — М., 1995. -126 с.
  33. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: «Логос», 2000. — 247 с.
  34. В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. Т. 1.-М., 1989.-432 с.
  35. Декларация независимости 4 июля 1776 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.istorik.ru/library/documents/declaration
  36. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир://Ы8Шпс.ш^ок8/кепУГО0/800/20 000 036/5Ю06.8^т1
  37. М.Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс Текст.: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во «ЧГАКИ», 2003. — 162 с.
  38. Н.С. Основы психологической безопасности Текст.: учеб. Пособие / Н. С. Ефимова. М.: ИД «ФОРУМ», 2010.-192 с.
  39. В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика Текст.: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. — 176 с.
  40. В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. — 240 с.
  41. A.M. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей Текст. М.: Просвещение, 1984. — 306 с.
  42. В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  43. Закон Российской Федерации «О безопасности» Текст. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. -N15. Ст. 769. — 1426 с.
  44. М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке Текст. М.: ЮИ «МИИТА», 2002. — 328 с.
  45. М.И. Пути компенсации слепоты Текст. М., 1956. -Гл.VIII. — 410 с.
  46. М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения Текст. М.: «Просвещение», 1973. — 159 с.
  47. Ф.В. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. Текст. / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во «МГУ», 1994.-496 с.
  48. Э.В. Философия и культура Текст. М.: «Политиздат», 1991.-464 с.
  49. Инклюзивное образование: перспективы развития в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.perspektiva-inva.ru/index
  50. В.М. Информационный подход к методам обучения Текст. // Педагогика. № 6. 1998. — 230 с.
  51. В.З. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы Текст.: Материалы международной конференции. 19−20 июня 2008 года. СПб.: Изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2008.-484 с.
  52. А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение) Текст. -М., 1979.-200 с.
  53. А.И. Охрана остаточного зрения в школе слепых Текст. -М., Просвещение, 1965. 128 с.
  54. В.П. Нравственное самовоспитание Текст. М.: «Знание», 1977.- 123 с.
  55. А.Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса Текст. // История теоретической социологии. М., 1998. — 421с.
  56. А.Г. Личность воспитывает себя Текст. М., 1983. — 256 с.
  57. Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. Т.1. -М., 1982.-656 с.
  58. Комплексная целевая программа медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.socio.samtel.ru/web8/zakl4%20 200
  59. Кон И. С. Социология личности Текст. // И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  60. Н.И. Логический словарь-справочник Текст. М.: Наука, 1975,-720 с.
  61. Концепция модернизации российского образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dv gu.ru/umu/MO RF/concept/conl
  62. M.A. Психология и безопасность Текст. Таллин, 1987. — 190с.
  63. E.B. Социальная адаптация российских студентов, роль молодежной субкультуры Текст.: автореф. канд.дисс.социал. наук: 22.00.04. -Новочеркасск, 2005. 27 с.
  64. A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики Текст. Саратов, 1926. — 144 с.
  65. В. Словарь-справочник по социальной психологии Текст.: -СПб., 2003.-287 с.
  66. А.Ф. Классификация личностей Текст. Л., 1924. — 544с.
  67. Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии Текст. М., 1984. — 272 с.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. -М., 1977. 174 с.
  69. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Текст.:-М. 1983.-320 с.
  70. А.Г. Психология слепых и слабовидящих Текст.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006.-336 с.
  71. А.Г. Тифлопсихология Текст. — М.: Просвещение, 1985. —207 с.
  72. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. М., 1984. — 443 с.
  73. Н. Государь Текст. М., 1990. — 303 с.
  74. Т.В., Шатровой О. В. Безопасность жизнедеятельности Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л. А. Михайлова. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
  75. А. Самоактуализация Текст. // Психология личности. М., 1982.- 104 с.
  76. Л.А. Общая психопатология Текст. М.: Медицина, 1972.-285 с.
  77. A.A. Личность и сознание Текст. М.: Медицина, 1978.175 с.
  78. B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание Текст. Пермь, 1990. — 424 с.
  79. Международные документы МАГАТЭ по безопасности Электронный ресурс. Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf.
  80. JI.A., Губанов В. М., Соломин В. П. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений Текст.- под ред. Михайлова J1.A. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
  81. Мир психологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyworld.ru/index.php
  82. В.И. История России Текст. М., 1996. — 475 с.
  83. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. // Вопросы психологии. № 5. — 1957. — 264 с.
  84. Ш. А. Психология пропаганды Текст. Тбилиси: «Мецниереба», 2003. — 122 с.
  85. Национальная безопасность России Текст. // Интеллектуальный мир. 1995.-N6.-202 с.
  86. А.А. Социально-психологическая адаптация личности Текст. Ереван, 1988. — 263 с.
  87. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Электронный ресурс. Режим доступа: www.terme.ru
  88. A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. -М.: «Эгвес», 2002.-488 с.
  89. С.И. Словарь русского языка Текст. М.: Русский язык- Издание 22-е стер. — 1990. — 921 с.
  90. С.И. Толковый словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/
  91. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеологических выражений. -М.: Аз, Издание 3-е, стер. 1996.-928 с.
  92. С.И. Словарь русского языка Текст.: 70 000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой, 22-е изд. М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  93. А.И. Современные представления о происхождении жизни на Земле Текст. // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. М., 1980. — 251 с.
  94. И.В. Сказание о Магмете-салтане Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio p/peresvetov is.php.
  95. A.B. Психология в каждом из нас Текст. М., 1992.332 с.
  96. Платон. Государство Текст. // Собр. соч. Т.З. — М., 1994. — 654 с.
  97. И.Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика Текст.: Учебное пособие/ Под ред. В. П. Соломина. СПб.: Изд-во «РГПУ им. А.И. Герцена». — 415 с.
  98. Практическая психология образования Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. М: ТЦ «Сфера», 2000. — 240 с.
  99. Психологический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiii-slovar/
  100. .А., Авалиани С. Л., Тихонова П. И. Основы оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека Текст. Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. — 268 с.
  101. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. -М., 1994.-314 с.
  102. М.Г., Сологуб Т. В. Педагогические технологии в медицине Текст.: учебное пособие. М., 2007. — 117 с.
  103. С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. Текст.: Т. 2. -М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  104. Т. Психологическая реабилитация Текст. // Проблемы социальной реабилитации. М.: ВОС, 1990. — 127 с.
  105. B.C. Пространственная ориентировка слепых Текст. М., 1951.- 160 с.
  106. Сведения о чрезвычайных ситуациях ПРЦ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/stats/
  107. В.Д. Быть собой Текст. М.: Изд-во «Знание», 1989. — 80с.
  108. Свободная энциклопедия Википедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  109. Словарь для начинающего психолога Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2006. — 592 с.
  110. Словарь-справочник по педагогике Текст. / ав.-сост. В.А. Мижери-ков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. -М., 2004. 448 с.
  111. Словарь социологических терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content soc/SREDA-2660.html
  112. Словарь терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://cksi.ru/glossarv-of-terms/
  113. Советский энциклопедический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article070377.html
  114. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary
  115. П.А. Система социологии Текст. / П. А. Сорокин. М., 1993.-591 с.
  116. В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них" Электронный ресурс. Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/valeriyipavlovichsolomin/
  117. Социальный менеджмент Текст.: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999. — 384 с.
  118. . Богословско-политический трактат Текст. // Антология мировой политической мысли. Т. 1. — М., 1997. — с. 350.
  119. А.Г. Основы философии Текст.: Учеб. пособие для вузов. -М.: Политиздат, 1988. 592 с.
  120. П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство Текст. СПб., 1911.- 170 с.
  121. А.В. Уединенный труд души как основная форма саморазвития личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://suvorov.reability
  122. В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура Текст.: словарь-справочник. М., 2005. — 192 с.
  123. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина и др. Саратов. — 1987. — 335 с.
  124. Толковый словарь В. Даля Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. slo vari. info/philosophical/
  125. А. Футоромон /СПб.: Изд-во «Лань», 1970. 237 с.
  126. З.И., Богданов Е. Н. Системное образование и образовательные системы Текст.: Монография. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.-316 с.
  127. Д.Н. Основные положения теории установки. Труды. Текст.: Т.6. Тбилиси: Мецниереба, 1977. 304 с.
  128. А.А. Полное собрание сочинений Текст. Т. IV. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1945. — 220 с.
  129. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х т. Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1997. — 542 с.
  130. Философский словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://ksana-k.narod.ru/
  131. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова, 6-е изд. М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  132. Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения Текст.: Учебно-методическое пособие СПб.: Изд-во «КАРО», 2007. — 256 с.
  133. Формирование интереса к учению у школьников Текст. / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986. — 217 с.
  134. И.Т. Перспективы человека Текст. // Вопросы философии. -№ 7.- 1975.-623 с.
  135. Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов Текст. Кишинев: Штиинца, 1986. — 240 с.
  136. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация Текст.: Уч. пособие. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-340 с.
  137. С.А., Гильд С. А., Боброва Л. И. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих Текст. М., 1986. — 310 с.
  138. Хуснутдинова, 3. А. Научное обоснование путей совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям: по материалам Республики Башкортостан: дис. .д-ра мед. наук / 3. А. Хуснутдинова. СПб., 1998, — 292 с.
  139. Цицерон. Об обязанностях Текст. М., 1999. — 217 с.
  140. A.B. Социальная адаптация наркозависимых в современной России Текст., автореф. канд. дисс. социал. наук. Ростов-на-Дону, 2008. — 24 с.
  141. Чьян Танг. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы Текст.: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2008. — 215 с.
  142. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы Текст. //Социологические исследования. № 11. — 1995. — 243 с.
  143. Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text
  144. Ф. Диалектика природы Текст. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 20.-528 с.
  145. Юридический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content
  146. A.B., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение Текст. М.: Высшая школа, 2004. — 269 с.
  147. E.B. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар, изд. центр. ВЛАДОС, 2006.-239 с.
  148. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: Дис. .д-ра пед. наук. — Челябинск, 1992.-403 с.
  149. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 368 с.
  150. В.И. Информационная безопасность Текст. М.: 2003.315 с.
  151. В.И., Бузанова Я. В. Теория безопасности Текст. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2005. — 176 с.
  152. Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis Text. -N.Y., 1968.
  153. Selye H. Perspectives in Stress Text. // Research. Perspectives in Biol, and Med, 1959.-Vol. II, N 4.
  154. Burdach K. F, Blicke ins Leben Text. B.III. Leipzig, 1844.
  155. Scherer F. Wanderungen eines Blinden Text. Stuttgart, 1874.
  156. Dufour Dr, Psychologische Studien uber die Blindheit Text. Blfr, 1895.
  157. Ansaldi L. Die Psychologie des blinden L. Ansaldi Text., In Mat, 1917.
  158. Steinberg Dr.W. Die Raumwahrnehmung der Blinden Text. Munchen, 1920.
  159. Klein J. W, Lehrbuch zum Unterrichte der Blinden Text. Wien, 1819.
  160. Rotermund H.W. Nachrichten von einigen Blindgeborenen Text. Bremen, 1815.
  161. Struve Dr.C.F, Kurzer Unterricht fur Eltern und Lerher der Blinden Text.-Leipzig, 1810.
  162. Wundt Dr. W, Grundzuge der physiologischen Psychologie Text., -Leipzig, 1910.
  163. Burklen K. Das Gesicht des Blinden Text., Ztschr, 1919.
  164. Scherer F, Die Zukunft der Blinden Text., Berlin, 1863.
  165. Waidele Zur Frage des sechsten Sinnes Text. Blfr, 1905.
  166. Griesbach Dr., Vergleichende Untersuchungen uber die Sinnesscharfe Blinder und Sehender Text. In Pflugers Archiv, 1899.
  167. Hocheisen P., Der Muskelsinn Blinder Text. Berlin, 1892.
  168. Katz D. Die Erscheinungsweisen der Tasteindrucke Text. Rostock, 1920.
  169. Sergel R.E. Das Ferngefuhl der Blinden Text. Organ, 1870.
  170. Wolfflin Dr. E. Fernsinn. Ztschr.f.Psych.u.Phys.1909.
  171. Stumpf J., Der Blinde in seinem korperlichen, sittlichen und geistigen Zustand Text. Augsburg, 1860.
Заполнить форму текущей работой