Заключение.
Инновационные процессы в развитии системы образования
Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Наоборот, учеными выделено более 20 критериев для классификации нововведений: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские в образовании, в труде, в досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные и т. д. Разными авторами… Читать ещё >
Заключение. Инновационные процессы в развитии системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновации — это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [18. с. 230 — 231].
Причинами педагогических инноваций являются:
- 1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.
- 2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.
Немаловажное значение в педагогических инновациях являются типологии. Раскрытие разнообразных подходов к типологии педагогических инноваций важно, так как они отражают понимание учеными и педагогами — практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили.
Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Наоборот, учеными выделено более 20 критериев для классификации нововведений: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские в образовании, в труде, в досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные и т. д. Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Например, О. Г. Хомерики [19. c. 11] выделяет следующие группы (типы) нововведений: в содержании образования: в организации учебно-воспитательного процесса, в методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса, в управляющей системе школы и т. д.
Согласно разработанной А. В. Хуторским [19. с 17] систематики педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
- 1. По отношению к структурным элементам образовательных систем.
- 2. По отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов.
- 3. По области педагогического применения: в учебном процессе.
- 4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в репетиторстве. в семейном обучении.
- 5. По функциональным возможностям.
- 6. По способам осуществления.
- 7. По масштабности распространения.
- 8. По социально-педагогической значимости.
- 9. По объёму новаторских мероприятий.
- 10. По степени предполагаемых преобразований.
В качестве примера педагогических инноваций в современном образовании в данной курсовой работе выделены две педагогические инновации: единый государственный экзамен и профильное обучение в старших классах. Если взять ЕГЭ, то это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.
Во — первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.
Во — вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенций учеников.
В — третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования.
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями вуза и возможностями системы общего образования. В обычных классах среди старшеклассников с разнонаправленными интересами нелегко организовать эффективное обучение. Инновационные методики решают эти проблемы.
Если ЕГЭ как элемент системы диагностики и оценки образовательных результатов не учитывает (не проверяет, не оценивает) результатов профильной образовательной траектории ученика, тогда он может выступать диагностическим или оценочным инструментом. Кроме того, в стремлении объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает субъективность ученика и учителя — главных участников образовательного процесса.
В противоположность ЕГЭ, профильное обучение зачастую расценивается педагогами как положительная инновация.
Методологической основой проектирования системы профильного обучения должны выступать принципы осмысленности и системности. Согласно этим принципам необходимо искать, выявлять и формулировать смысл происходящего или предлагаемого.
Таким образом, в курсовой работе были раскрыты суть и практическое значение педагогических инноваций, игнорировать которые нельзя, так как их возникновение и реализация отвечают современному уровню развития образования.