Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Подготовка учителя в системе повышения квалификации к педагогической реабилитационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ попыток, предпринятых в учреждениях общего начального, среднего и профессионального образования, дал возможность обнару жить скрытые резервы, которые можно использовать как при реализации обпщх целей и задач гуманистической концепции образования, так и при внедрении идей развивающейся реабилитационной педагогики: форми рование новой образовательной среды, использование коррекционных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ современного состояния реабилитационной педагогики
    • 1. 1. Рассмотрение содержания категорий реабилитационной педагогики
    • 1. 2. Характеристика детей «групп риска». Факторы, раскрывающие их сущность
    • 1. 3. Место реабилитационной педагогики в системе подготовки педагогических кадров
  • Выводы
  • Глава 2. Преобразование системы повышения квалификации педагогических кадров с целью подготовки их к реабилитационной деятельности в массовой школе
    • 2. 1. Возможности реабилитационной педагогики при организации деятельности, направленной на снижение уровня Ш Д
    • 2. 2. Педагогическая система повышения квалификации педагогических кадров, направленная на их подготовку к реабилитационной деятельности
    • 2. 3. Практическая реализация педагогической системы повышения квалификации, направленной на организацию реабилитационной деятельности
  • Выводы
  • Глава 3. Результаты мониторинга, проводимого в ходе педагогического эксперимента на 1-м и 2-м этапах исследования
    • 3. 1. Результаты поисково-констатирующего этапа педагогического эксперимента
    • 3. 2. Анализ и оценка результатов формирующе-контроли-рующего этапа педагогического эксперимента
  • Выводы

Подготовка учителя в системе повышения квалификации к педагогической реабилитационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социальная ситуация позволяет выявить основные ориентиры для отечественного образования. Создание условий соучастия ученика с другими субъектами образовательного процесса в организации собственного обучения, проявление его подлинной самостоятельности и способности к творчеству являются основой современных требований к построению педагогической системы. Необходимость реализации этих требований делает актуальной разработку способов организации образовательного процесса, в которых акцент перенесен на уникальность и самобытность личности. Однако решение этой задачи встречает немало трудностей.

Удручающая цифра продолжительности жизни граждан России, наличие групп и факторов риска, низкий уровень «качества жизни» в нашей стране ставят перед системой непрерывного образования множество проблем. Одна из них — как сделать образование личности составной частью ее образа жизни в любом возрасте.

Анализ этой проблемы, стоящей весьма остро перед современным обществом, показывает, что:

— начиная со старта жизни, все возрастающее число людей нуждается в услугах реабилитационной (коррекционной, специальной) педагогики, располагающей возможностями индивидуального подхода к ребенку;

— нерешенные в сензитивном возрасте проблемы формирования элементарной грамотности, функциональной грамотности, общекультурной информативности приводят к тормозящим явлениям в развитии личности, несбалансированности ее возможностей и потребностей с социальными требованиями и ценностными установками общества и, в конечном счете, к неудовлетворению жизнью, отторжению от социума, культуры, самого себя и, тем самым, от будущего (85% детей с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья среди новорожденныхболее 60% детей до 7 лет относится к группе риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, за девять лет обучения здоровье детей ухудшается в 4−5 раз, более 30% детей подвергается физическому насилию в семьях и более 40% - в учебных заведениях, практически каждый ребенок подвергается психическому насилию в семье, в школе, в среде сверстников или взрослых).

Эпоха техногенной цивилизации привела к тому, что число маргиналов возрастает темпами более резкими, чем совершенствование педагогических технологий, способов и средств социальной защиты людей. Как показывают социологические исследования, проведенные в разных странах, до 60% жителей планеты (дети, их родители, воспитатели и педагоги, общественные деятели) вовлечены в решение проблемы преодоления школьной дезадаптации, насилия над ребенкомсоздания технологий, адекватных задачам преодоления возникших трудностей в развитии детей не только неблагополучных в социальном смысле семей, но и молодого поколения в целом (экологическая и валеологическая напряженность).

Отсюда результаты: затруднения в самоидентификации и самореализациидезадаптация личности, рост числа наркоманов, самоубийц, преступников, лиц, отнесенных мировым сообществом к числу маргиналов.

Гуманистическая парадигма образования, сформированная в конце первой трети нашего века, была точной реакцией на мировой экономический кризис и положение в обществе системы образования. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении станет педагогической реалией, когда в обществе станет реальностью соблюдение прав человека на образование и достойную жизнь, когда само общество в лице власти сумеет создавать условия для преодоления кризиса в образовании: предотвращение антигуманного воспитания детейосуществление социальной защиты молодых семей, включая планирование семьи. Для этого необходимы соответствующие преобразования, в том числе системы повышения квалификации педагогов, изменение статуса педагога дошкольного воспитания и начального образования, изменение всей системы повышения квалификации взрослых, включая родителей, где приоритетной становится проблема экологии детства.

Увеличение % дезадаптированных детей в учреждениях образования, с одной стороны, и отсутствие целенаправленной систематической подготовки педагогов, как в педагогических учебных заведениях, так и в системе повышения квалификации, несмотря на большую потребность со стороны практики педагогов-реабилитаторов, с другой, определили актуальность нашего исследования.

В решении ряда задач этой проблематики в разные годы участвовали Э. М. Александровская, А. Г. Асмолов, В. Л. Багрицкий, Е. Б. Беззубова, С. А. Беличева, Н. Б. Берхин, Н. Вайзман, М. Ш. Вроно, А. В. Гордеева, Е. А. Горшкова, В. Е. Каган, В. П. Кащенко, В. В. Ковалев, И.А.Коробейни-ков, Я. Корчак, Г. Ф. Кумарина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. С. Макаренко, Э. С. Мандрусова, В. В. Морозов, Е. В. Новиков, Р. В. Овчарова, В. П. Острогорский, С, А, Расчетина, З. А. Репина, М. Риффер} В. Д. Сиповицкий, Л. С. Славина, В. А. Сласгенин, А. А. Смирнов, А.Н.Страно-любский, С. Т. Шацкий, Н. И. Шевандрин, Е.М.Экелова-Багалей и др.

В основу нашего исследования была положена следующая идея: произвести преобразования в системе повышения квалификации, актуализируя и раскрывая положения и установки реабилитационной педагогики при активной содеятельности субъектов образовательного процессаспециалистов, работающих с детьми, и андрагогов.

Цель исследования — преобразования системы повышения квалификации педагогических кадров (руководителей, педагогов, воспитателей), которая обеспечивала бы действенность реабилитационной деятельности в учреждениях образования разного типа и уровня с целью преодоления школьной дезадаптации.

Объект исследования — образовательный процесс в системе повышения квалификации работников образования.

Предмет исследования — содержательно-деятельностный аспект в системе повышения квалификации педагогических кадров для подготовки их к реабилитационной деятельности, направленной на преодоление дезадаптации детей.

В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза: если преобразовать компоненты педагогической системы организации реабилитационной деятельности субъектов образовательного процесса в сфере повышения квалификации в соответствии с целями и задачами гуманистической концепции образования, то можно ожидать повышения функциональной грамотности, профессиональной компетентности специалистов дошкольного, начального, основного общего и среднего образования, что, в свою очередь, положительно скажется на преодолении школьной дезадаптации.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить степень и характер проработки проблемы в педагогике и психологии, а также состояние исследуемого аспекта в практике ИПК и образовательных учебных заведений;

— осуществить педагогические наблюдения за деятельностью разнообразных учреждений с целью выявления организационно-педагогических условий, направленных на создание реабилитационной службы;

— разработать систему повышения квалификации работников образования с учетом выявленных организационно-педагогических условий, направленную на подготовку учителя к реабилитационной деятельности в образовательных учреждениях;

— апробировать предложенную педагогическую систему на курсах повышения квалификации в условиях ТОГИРРО с целью проверки эффективности на основании созданного диагностического инструментария для оценки результативности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю, К. Бабанский, В. И. Загвязинский, З. И. Калмыкова, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.), общие законы развития человеческой деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и общества, активной роли личности в ходе и характере социального и индивидуального развития, обоснованные в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна и др., личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А.Алексеев, В. П. Беяухин, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), основные положения и подходы гуманистической педагогики (Ш.А.Амонашвили, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н.Е.Щур-кова и др.), концепции непрерывного образования и роли культуротвор-ческой образовательной среды (Г.А.Бордовский, А. А. Вербицкий, В. Г. Воронцова, Б. С. Гершунский, В. С. Леднев А.А.Макареня, Т. С. Назарова, А. П. Тряпицина, Н. В. Чекалева, В. А. Юрасов и др.), аспекты анд-рогогики (С.Г.Верншовский, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.).

Логика исследования требовала опоры на работы, посвященные психологической подготовке учителя-реабилитатора (М.В.Вайзман, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, Г. Ф. Кумарина, А. К. Маркова, Н. М. Назарова, Л. В. Шибаева и др.).

Решение поставленных задач потребовало привлечения и использования теоретических и практических методов педагогического исследования: теоретического анализа философской, педагогической, психологической литературы по проблеме с целью определения исходных положений и основных направлений в разработке и организации исследования, анкетирования, интервьюирования, наблюдения, беседы, изучения опыта работы педагогов, анализа результатов письменных самостоятельных работ учащихся и учителей, моделирование, педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов.

Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов в период с 1993 по 1999 гг.

На первом этапе (1993;1995гг.) была изучена научная литература по исследуемой проблеме, проведены эмпирические наблюдения и изучение опыта работы педагогов Западно-Сибирского региона (с учетом особенносгей поликультурного пространства), проводился поисково-консгати-рующий эксперимент, моделирование педагогической системы.

На втором этапе (1995;1997гг.) проводились систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического материала, моделировались условия, способствующие преобразованию системы повышения квалификации педагогических кадров с целью создания реабилитационной службы в образовательных учреждениях. Был проведен педагогический эксперимент, в процессе которого проверялась эффективность внедряемой педагогической системы, отрабатывался диагностический инструментарий отслеживания эффективности предлагаемых материалов.

На третьем этапе (1997;1999гг.) осуществлялись корректировка и уточнение условий преобразования системы повышения квалификации, перепроверка результатов педагогического исследования, обобщение обработка фактического материала, их анализ, уточнение теоретических положений, формулирование выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— произведено сравнение реабилитационной и традиционной педаго-гик, выявлено их отличие;

— раскрыто место реабилитационной педагогики в системе подготовки педагогических кадров;

— уточнено содержание понятия «школьная дезадаптация»;

— определено содержание понятия «реабилитационная деятельность» и выделены основные направления, которые введены как составная часть в систему профессиональной подготовки;

— выявлены организационно-педагогические условия преобразования системы повышения квалификации педагогов с целью подготовки к реабилитационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— в работе предложена модель педагогической системы преобразования курсов повышения квалификации педагогических кадров с учетом выявленных организационно-педагогических условий, направленная на подготовку к реабилитационной деятельности,.

— обоснованы и предложены структура и содержание инвариантной и вариативной частей учебных планов повышения квалификации работников учреждений образования, позволяющие актуализировать поиск путей преодоления дезадаптации детей в образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования состоит:

— в создании учебных планов и программ целенаправленной системы повышения квалификации работников образования: «Проблемы школьной дезадаптации», «Психологическая педагогика», «Основы реабилитационной педагогики»;

— в разработке учебно-методического пособия «Педагогика равных возможностей», методических рекомендаций.

Практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений, а также в учебных заведениях, готовящих педагогов и воспитателей.

Положения, выносимые на защиту:

— Модель педагогической системы преобразования курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений, направленная на подготовку к реабилитационной деятельности, как составной части профессиональной подготовки;

— Этапы реабилитационной деятельности педагога (диагностический, аналитико-поисковый, проектировочный, процессуально-деятель-ностный, интенсивный) и шаги преобразования педагогического процесса, направленные на подготовку учителя к деятельности, приводящей к снижению уровня школьной дезадаптации;

— Концепция подготовки работников образовательных учреждений к реабилитационной деятельности в системе повышения квалификации (учебные планы, программы, содержащие инвариантные и вариативные части на межпредметном уровне и выделение метаобластей, полифункциональная подготовка специалиста, переход от репродуктивных форм деятельности к проблемно-поисковым, исследовательским и т. д.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при проведении курсов для слушателей повышения квалификации в ТОГИРРО, Салехарде, Ханты-Мансийском ИУУ (свыше 50 курсов с общим охватом 1170 педагогов в 1995;1999 гг.), через чтение лекций для коллективов образовательных учреждений разного типа (гимназии, лицеи, школы-интернаты, детские дома, массовые школы) № 36, № 79, № 48 гг. Тюмени, Ишима, Ялуторовска, педколледже г. Тобольска, сельских школах: Чикчинской, Янтыкской, Червишевской Тюменского района).

Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на конференциях различного уровня: 2-х международных — «Проблемы гуманистической педагогики», г. Казань, 1999 г., «Психология и экология человека», г. Москва, 1999 г.- всероссийских -" Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений", г. Тюмень, 1998 г.- 4-х межрегиональных, межотраслевых — «Государственные стандарты среднего профессионального образования: проблемы, поиски, решение», г. Тюмень, 1999 г.- «Различные виды оценки знаний обучающихся в современных образовательных учреждениях. Эксперимент.», Тюмень, 1999 г.- «Педагогические технологии в профессиональном образовании», г. Тюмень, 1999 г.- «Традиции и новаторство в развитии образования», г. Тюмень, 1999 г.- двух межвузовских — «Проблемы педагогической инноватики», г. Тобольск, 1999 г.- «Актуальные проблемы педагогических исследований», г. Тобольск, 1999 г., на методических объединениях, научно-практических семинарах, «круглых столах» и заседании лаборатории инновационных процессов в образовательном пространстве в ТГПИ им. Д. И. Менделеева.

Гипотеза, задачи исследования определили следующую структуру диссертации: введение, три главы, заключение, библиография, приложения.

Маргинализация общества — фактор, характеризующий негативные стороны развития цивилизации, особенно в те периоды, наподобие со временного, которые принято называть «переходными». Современный этап характеризуется сменой парадигмы движущих сил прогресса: пово рот от наращивания материальной культуры, материального производ ства, «однополярности» ценностей в удовлетворении потребностей лич ности и общества к развитию духовной культуры, толерантности, соци альной справедливости. Исторически складывающееся отторжение человека от результатов своего труда, природы, социума, культуры, самого себя и будущего, мас совые переселения людей (миграция) и бурно протекавшая в ряде стран урбанизация, сопровождавшиеся приобщением к массовой «культуре», «гримасы» эмансипации «слабой половины» человечества, излишнее ув лечение «компьютером» — все это способствовало и продолжает способ ствовать появлению факторов и групп риска, что — как отмечалось выше приобрело глобальный характер. Неудивительно, что в современной системе образования стали уде лять повышенное внимание реабилитационной и коррекционной педаго гике (и, конечно, медицине).Наше исследование, направленное на совершенствование научной, методологической и функциональной грамотности педагогических кад ров в системе ИПК, как мы надеемся, будет способствовать созданию реабилитационной службы в образовательных учреждениях, формиро ванию профессиональной компетентности воспитателей детских учреж ^ дений, интернатов, детских домов, преподавателей школ, внешкольных учреждений, руководителей школ, отделов образования, а также про свещению родителей. Опыт, полученный вьшускниками курсов ИПК, будучи обобщен, по служит совершенствованию преподавания соответствующих дисциплин в педагогических учебных заведениях. Реабилитационная педагогика позволяет также более глубоко рас крыть механизмы педагогических явлений, причины школьной дезадап тации вообще, что очень важно для решения целей и задач гуманистичес ской педагогики и психологии. Проведенное исследование и полученные результаты позволяют сде лать следующие выводы:

1. Анализ попыток, предпринятых в учреждениях общего начального, среднего и профессионального образования, дал возможность обнару жить скрытые резервы, которые можно использовать как при реализации обпщх целей и задач гуманистической концепции образования, так и при внедрении идей развивающейся реабилитационной педагогики: форми рование новой образовательной среды, использование коррекционных возможностей учебных предметов, более тонкий психологический и ва леологический мониторинг, использование дидактических средств акти визации деятельности участников образовательного процесса, стимули рование осмысленного учения, использование игровых и других актив ных форм обучения, наглядности, в том числе регионального характера, средств психотерапевтического воздействия. Выявленные резервы помо гают — до создания новой системы — осуществить преобразование уже существующей (изменения педагогического взаимодействия — как субъ ект-субъектного).2. Динамика развития профессиональной компетентности слушателей 4 | ИПК ПК в области реабилитационной педагогики будет обеспечиваться в случае организации поэтапного процесса познания, основанного на выявлении знаний «о незнании», актуализации знаний в этой области при соорганизации деятельности.3. Готовность педагогов к организации реабилитационной дея тельности (решению задач школьной дезадаптации) увеличивается в слу чае внедрения педагогической системы, позволяющей осуществлять по лифункциональную подготовку специалиста на межпредметном уровне, при интеграции с образовательным учреждением.4. Создание реабилитационной службы в образовательных учреж дениях возможно в случае преобразования системы повышения квалифи кации педагогических кадров с учетом следующих условий: • осуществление модификации учебных планов, программ- • переход от репродуктивных форм деятельности к проблемно-по исковым, исследовательским- • осуществление системы повышения квалификации при интегра ции деятельности образовательных учебных заведений, где работают слушатели, и ИПК ПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Культура речи 1 38 2
  2. Физическая культура 1−6 237 238 3 2 3 2 2 2
  3. Дисциплины по выбору 2.5 56 2 1МБ Дисциплины медико-биологической подготовки 135 60
  4. Основы здорового образа жизни и анатомо-физио-логические особенности детей и подростков 3 94 40 2 2 1
  5. Безопасность жизнедеятельности б 41 20 1 2ПП Дисциплины психолого-педагогическон подготовки 511 95
  6. Педагогика 2,4 3 183 30 2 2 2 2 1 2
  7. Психология 5 4 138 36 2 2 2 2
  8. Основы педагогического мастерства б 29 29 1 1
  9. Педагогическая психология 6 36 3
  10. Коррекционная и специальная педагогика 6 36 3
  11. Дисциплины по выбору 89 2 1 3ПР Дисциплины предметной подготовки 1800 801
  12. Русский язык 2,4 3,5 200 100 2 2 2 2 2 2
  13. Теоретические основы начального курса математики 3 5 200 70 2 2 2 2 2 2
  14. Методика преподавания начального курса математики 119 1 2 2 2
  15. Естествознание 2 57 25 2 1
  16. Методика преподавания естествознания и экологического воспитания 3 74 20 2 2
  17. Методика преподавания труда с практикумом 3 112 100 2 2 2Изобразительное искусство с методикой 2.4 108 90 2 1 2 1
  18. Теория и методика физического воспитания 3 37 30 1 1
  19. Музыка и методика музыкального воспитания 3 75 30 2 1 1
  20. Технические средства обучения с методикой 1 38 38 2
  21. Методика преподавания общественных дисциплин 4 66 2 214,Современные методические системы обучения младших школьников б 58 2 2
Заполнить форму текущей работой