Языкознание (яз.) — это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки). Предметом языкознания является язык.
Свойства, общие для всех языков:
- · Средство общения
- · Средство выражения мысли
- · Отражает познание человеком действительности
- · Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.
- · Функционирует как в устной, так и в письменной форме.
- · Стабильность/ изменчивость
- · Нормирование и стилистическое членение.
Общее яз. изучает структуру функционирования я., т. е. всё то, что свойственно всем языкам мира.
Частное яз. — раздел лингвистики, который изучает устройство, жизнь и историю конкретного языка или нескольких языков одновременно. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте — изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.
Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т. е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.
Прикладное яз. — занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных языков, компьютерная лингвистика, создание письма и т. д.
Задачи языкознания:
- · Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)
- · Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении
- · Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении
- · Найти основания для классификации всех языков
- · Систематизировать методы, приёмы языкознания, т. е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»
- · Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)
Метаязык языкознания — это язык 2ого порядка, т. е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.
Проблемы яз.:
- · Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему
- · Сущность понятия я, речи, речевой деятельности
- · Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.
- · Функции я и речи
- · Соотношение я и мышления
- · Историческое развитие я.
- · Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.
- · История письма…