Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Язык, речь, дискурс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ЯЗЫК, РЕЧЬ, ДИСКУРС Язык — сложнейшее явление. Э. Бенвенист несколько десятков лет тому назад писал: «Свойства языка настолько своеобразны, что можно, по существу, говорить о наличии у языка не одной, а нескольких структур, каждая из которых могла бы послужить основанием для возникновения целостной лингвистики». Язык — многомерное явление, возникшее в человеческом обществе: он и система… Читать ещё >

Язык, речь, дискурс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЯЗЫК, РЕЧЬ, ДИСКУРС Язык — сложнейшее явление. Э. Бенвенист несколько десятков лет тому назад писал: «Свойства языка настолько своеобразны, что можно, по существу, говорить о наличии у языка не одной, а нескольких структур, каждая из которых могла бы послужить основанием для возникновения целостной лингвистики». Язык — многомерное явление, возникшее в человеческом обществе: он и система и антисистема, и деятельность и продукт этой деятельности, и дух и материя, и стихийно развивающийся объект и упорядоченное саморегулирующееся явление, он и произволен и произведен и т. д. Чтобы отразить сложнейшую сущность языка, Ю. С. Степанов представил его в виде нескольких образов: 1) язык как язык индивида; 2) язык как член семьи языков; 3) язык как структура; 4) язык как система; 5) язык как тип и характер; 6) язык как компьютер; 7) язык как пространство мысли и как «дом духа» (М.Хайдеггер), т. е. язык как результат сложной когнитивной деятельности человека. Соответственно, с позиций седьмого образа, язык, во-первых, — результат деятельности народа; во-вторых, результат деятельности творческой личности и результат деятельности нормализаторов языка (государства, институтов, вырабатывающих нормы и правила). К этим образам в самом конце XX в. прибавился еще один: язык как продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов.

Речь — это лишь процесс кодирования некоего внеязыкового сообщения при помощи системы Зиндера — Андреева является то, что «динамическое» звено всей системы, т. е. речевой акт, понимается как процесс, а не как деятельность; он осуществляет перевод характеристик речевого материала из потенциальной в актуальную форму. В главе «Речь» коллективного учебника по психологии Н. И. Жинкин проводит традиционную концепцию: «Речь — это применение языка в процессе общения»).

Дискурс (фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод) — одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики. Дискурс — определенные комбинации, с помощью которых говорящий использует язык; речь — сам механизм и процесс речевой деятельности. Дискурс как сходен, так и отличен от языка и речи. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако в отличие от речи дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, жанра и стиля. Свойство системности сближает дискурс с языком. Язык является универсальной абстрактной микросистемой, тогда как дискурс — конкретной мини-системой.

По моему мнению, язык, речь и дискурс имеют общие черты. Например, посредством языка люди обладают возможностью говорить. Через речь же они передают некую информацию, получается речевой процесс. А дискурс сам является коммуникативной последовательностью, который сам образует связанный текст. язык речь дискурс Различия между данными понятиями заключаются в том, что язык-это развитая знаковая система, но абстрактная. Сам язык включает в себя аналоги единиц речи. Он стоит на самой маленькой ступени речевого акта, он является своего рода помощником. Речь, наоборот, уже конкретна и бесконечна в речевом акте. В речи люди объединяют отдельные слова в словосочетания, а их в предложения, чего нет у языка. Она, естественно находится выше языка. С помощью дискурса люди связывают и осмысливают речь, учитывая языковые факторы. Он отличается от речи тем, что дискурс образует целый текст, относящийся к какому-либо социальному контексту. Речь же может допускать в себе некоторую погрешность (или случайность) и неупорядоченность.

  • 1. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие. М., 2001.
  • 2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
  • 3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/337/ДИСКУРС — Словари и Энциклопедии на Академике.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой