Биография Л.Н. Толстого
В ноябре 1855 года Толстой вернулся в Петербург. Его имя было уже широко известно в литературных кругах, но дух кружковщины и соперничества оттолкнул его. Интересы новых знакомых казались мелкими и ничтожными, их жизнь — суетливой и бессмысленной, поэтому в мае 1856-го писатель уехал из столицы сначала в Ясную Поляну, а затем, в 1857 году, за границу. Вернувшись в Россию осенью 1859 года… Читать ещё >
Биография Л.Н. Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в одном из самых знатных русских ворянских семейств. Однако будущий литератор рано осиротел. Его юность прошла в Казани, где жили близкие родственники, которые и занимались его воспитанием. В 1844 году он поступил на философский факультет Казанского университета. Но учился нерадиво, прогуливал лекции и в конце концов перешел на другое отделение — юридическое. Однако и там юный Толстой не нашел себя. Науки не интересовали его, если только не могли быть применены в повседневной жизни. Тем не менее, в годы учебы будущий писатель внимательно читал французских философов. Особенно сильное влияние на него оказали идеи Жан Жака Руссо.
Неудовлетворенность университетским образованием привела к тому, что в 1847 году Толстой подал прошение об исключении и отправился в родовое имение Ясную Поляну, надеясь благоустроить быт своих крепостных. Но и здесь его постигла неудача: крестьяне просто не понимали его советов. Так он впервые реально ощутил непреодолимую пропасть, разделяющую его — помещика, барина — и простой народ.
Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Москве и Петербурге. В это время он обдумывает, как и в какой сфере жизни достичь успеха. Очень примечательны дневники Льва Николаевича, в которых он тщательно фиксирует и подробно анализирует собственные поступки и переживания. В марте 1851 он пишет «Историю вчерашнего дня». Это уже не просто запись «для себя», а художественное произведение (хотя и незаконченное). Так, постепенно, дневники перерастают в литературное творчество.
В январе 1852 года Толстой поступил на военную службу и отправился на Кавказ, где участвовал в военных действиях против горцев. В это же время он работал над повестью «Детство», которая после публикации в петербургском «Современнике» принесла ему славу одного из самых талантливых русских писателей. В 1954 году появилось «Отрочество», а спустя три года — «Юность», составившие вместе с первым произведением трилогию. Одновременно с «Детством» молодой литератор написал несколько рассказов по своим военным впечатлениям, в которых впервые прозвучала мысль о том, что нет в жизни ценностей выше простоты, естественности. В них и в «Севастопольских рассказах» (середина 50-х гг.) автор спорит с «парадным» изображением войны, доказывает, что она противоестественна и безумна. Настоящую правду он ищет не в гуще сражений, а в буднях солдат, матросов, сестер милосердия и простых горожан.
В ноябре 1855 года Толстой вернулся в Петербург. Его имя было уже широко известно в литературных кругах, но дух кружковщины и соперничества оттолкнул его. Интересы новых знакомых казались мелкими и ничтожными, их жизнь — суетливой и бессмысленной, поэтому в мае 1856-го писатель уехал из столицы сначала в Ясную Поляну, а затем, в 1857 году, за границу. Вернувшись в Россию осенью 1859 года, он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам стал преподавать в ней. Работа учителя, во время которой литератор часто оказывался в роли учащегося, дала Толстому материал для статьи с парадоксальным названием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Ее главная мысль в том, что дети из народа сохранили душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях.
В 1863 году писатель публикует повесть «Казаки», работать над которой начал еще в середине 50-х гг. В ее основе — кавказские воспоминания. Однако казаки Толстого не похожи на экзотических романтических героев, они, как и большинство его «народных» персонажей, бесхитростны и мудры, чисты и циничны одновременно, но всегда естественны. В это же время автор писал роман о семье декабристов, но в процессе работы стало ясно, что истоки восстания 14 декабря 1825 года следует искать в событиях Отечественной войны 1812 года. Так возник замысел «Войны и мира». В итоге шестилетнего (1863−1869гг.) труда появилось огромное повествование, охватывающее историю русского народа на протяжении пятнадцати лет. «Война и мир» мало похожа на классический роман. Ее подлинное содержание составляют не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная революция.
Соединение «семейных» глав с развернутым описанием исторических событий, несколько сюжетных линий, десятки персонажей — все это тоже было совершенно новым для современников писателя. Из всех критиков того времени наиболее высоко оценил эпопею Толстого Н. Н. Страхов: «Полная картина человеческой жизни. Полная картина тогдашней России. Полная картина того, в чем люди полагают свое счастье и величие, свое горе и унижение. Вот что такое „Война и мир“».
В 1877 году писатель закончил свой второй роман — «Анна Каренина». В первоначальной редакции он носил ироническое название «Молодец баба», а главная героиня была изображена женщиной бездуховной и безнравственной. Но замысел менялся, и в окончательном варианте Анна — натура тонкая и искренняя, с любовником ее связывает настоящее, сильное чувство. Однако в глазах Толстого она все равно виновна в уклонении от предназначения жены и матери. Поэтому ее смерть — проявление суда Божьего, но суду человеческому она не подлежит.
Несколько лет Льва Толстого преследовал страх смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере, других религиях, но нигде не нашел понятного и близкого ему ответа. Кризис был преодолен на рубеже 70−80-х гг.: смысл жизни писатель отныне видел в народной религиозности, в опрощении, уподоблении себя крестьянам. Он считал, что простые люди в отличие от официальной церкви глубоко постигли нравственные заветы Христа. Бог для него был, прежде всего, высшим, чистым началом в душе человека. Эти мысли Толстой изложил в «Исповеди» (1879−1882 гг.), статьях «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Что такое искусство?» и др. (конец 70-х — 90-е гг.).
Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека. Его поздние идеи напоминают социалистические, но в отличие от социалистов он был убежденным противником революции, равно как и любого насилия.
Извращенность, порочность человеческой природы и общества — основная тема позднего творчества Льва Николаевича. В последних произведениях («Холстомер» (1885), «Смерть Ивана Ильича» (1881−1886), «Хозяин и работник» (1894−1895), «Воскресение» (1889−1899)) он отказывается от своего любимого приема «диалектики души», заменяя его прямыми авторскими суждениями и оценками. Однако повесть «Хаджи-Мурат», законченная в 1904 году, выбивается из общего ряда: здесь нет очевидной морали, именно поэтому автор и не хотел ее издавать.
Идеи Толстого, особенно поздние, так и не смогла принять его жена Софья Андреевна, и он, ощущая невозможность сохранить мир в семье, в конце октября 1910 года втайне от домашних покинул Ясную Поляну, намереваясь ехать на юг. Спустя три дня его сняли с поезда, следовавшего в Ростов-на-Дону, с высокой температурой. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября Толстого не стало…