По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. 21, с.4].
Нарушение речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды. 4, с.27].
Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при сохранном слухе и интеллекте. 16, с.102].
Развитие речи протекает в тесной связи с моторным развитием. Моторика детей с данным речевым диагнозом характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т. е. координация. 24, с.114].
Известно, что логопедическая ритмика обладает оздоровительно-коррекционным потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного обучения и воспитания детей с речевыми патологиями (Г.А. Волкова [8], В. А. Гринер [12], Е. А. Медведева [19], H.A. Рычкова [24], Ю. А. Флоренская [28], Г. Р. Шашкина [29]).Однако до настоящего времени этому направлению в системе комплексной коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста должного внимания не уделялось. Практически не разработаны теоретические, методологические и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания таких детей, методы оценки эффективностилогоритмического воздействия.
Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, взаимозависимостью и значимостью развития двигательной и речевой сфер ребенка, эффективностью использования логоритмических занятий в коррекции речевых нарушений, а с другой — недостаточной методической разработанностью системы логоритмических упражнений в работе с детьми с ОНР.
Цель: изучение эффективности применения логоритмических упражнений для коррекции двигательной сферы детей с ОНР.
Объект: двигательная сфера дошкольников с ОНР.
Предмет: особенности развития двигательной сферы дошкольников с ОНР в процессе логоритмических занятий.
Задачи:
- — проанализировать особенности двигательной сферы, и ее влияние на речевое развитие дошкольников с ОНР;
- — изучить возможности применения логоритмических упражнений для коррекции двигательной сферы дошкольников с ОНР;
- — проанализировать и дать оценку современным методикам логоритмической работы с дошкольниками с ОНР.