Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:
ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;
доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;
активная педагогическая деятельность;
Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.
Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно-эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через:
ѕ знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка" и др.);
ѕ знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;
ѕ работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;
Задачами занятий по ручному творчеству являются:
- 1. Осознание художественно-эстетического вкуса.
- 2. Развитие образного мышления.
- 3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.
- 4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.
- 5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.
Изучение и анализ теоретической литературы, опыта обучения детей ручному творчеству в детской школе «Лингва» позволили сделать вывод о том, что основными сферами деятельности художественно-эстетического воспитания являются:
- § знакомство с традиционными видами народного творчества («Хохлома», «Палех», «Дымковская игрушка» и др.);
- § знакомство с народными костюмами;
- § выставки детских работ;
- § национальные праздники;
- § занятия ручного творчества (работа с глиной, изготовление поделок из природного материала, бумаги (оригами), ткани (куклы, игрушки), изготовление коллажей);
На занятиях ручного творчества дети знакомятся с техникой аппликации (изготовляют каркас для дома, в последующем крышу и сам дом), с бумажной пластикой как способом декоративного преобразования природных форм, основанных на эстетических и пластических свойствах бумаги и картона (рельефные декоративные композиции, способы складывания (оригами), вырезывания), проводятся коллективные творческие работ.