Крушение этики труда
Однако в судьбе капитализма сложилась такая ситуация, когда он не мог развиваться дальше, исповедуя идеал воздержания. Современное западное общество прошло через грандиозный процесс крушения протестантского идеала. Он был мучительным и кризисным. Когда же этот процесс завершился, многие проницательные умы Запада пришли в состояние смятения. Многие мыслители считают, что возврат к пуританству… Читать ещё >
Крушение этики труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Однако в судьбе капитализма сложилась такая ситуация, когда он не мог развиваться дальше, исповедуя идеал воздержания. Современное западное общество прошло через грандиозный процесс крушения протестантского идеала. Он был мучительным и кризисным. Когда же этот процесс завершился, многие проницательные умы Запада пришли в состояние смятения. Многие мыслители считают, что возврат к пуританству неизбежен. Иначе человечество не выживет…
В развитом капиталистическом обществе протестантский этос, судя по всему, не нужен. Он стал помехой на пути развертывания эффективного предпринимательства. Возникла другая задача — изменить те ценности, которые ориентировали человеческое поведение. Легко сказать: привычка, мы знаем, вторая натура. Нужны массированные, неординарные усилия. Необходимо прежние установки заменить новыми. Начался долгий период смены ориентиров.
В современном обществе труд перестал быть святыней. Он уже не рассматривается как призвание. Отклик находят призывы не к труду, а к развлечению. Это вызвало радикальные изменения в образе жизни. Многочисленные респектабельные американские журналы, в том числе «Лайф», «Тайм», «Кольере», один за другим стали закрываться. На фоне краха серьезных изданий казался непонятным успех нового журнала «Плейбой», в котором не было развернутых политических статей, идеологических комментариев, пространных рассуждений. Фотографии и небольшие тексты к ним. И, разумеется, много рекламы. Журнал сразу принес владельцу миллионное состояние.
Издатель «Плейбоя» уловил в общественной атмосфере времени рождающиеся духовные абсолюты. Протестантская этика воспринималась и оценивалась в журнале как безнадежный архаизм. Кто это придумал: «Человек рожден для труда»? Напротив, как сказал бы Иван Александрович Хлестаков, «для того и живем, чтобы срывать цветы удовольствия». Это наши предки старались быть аскетами. Какой смысл, когда вокруг столько соблазнов. Хочешь благосостояния — читай наш журнал. Мы научим тебя, как сорвать куш, куда выгодно поместить деньги, где можно сделать головокружительную карьеру. Только не оглядывайся на давние заповеди. Теперь иное время и новые способы самореализации, обогащения. Усердный труд — далеко не лучший поводырь.
Сам издатель журнала «Плейбой» Хефнер разбогател нетрадиционным способом: ну, кто мог подумать, что издание журнала сделает человека всемирно известным? Нет, теперь мало бережливости и усердия. Пошевели мозговыми извилинами. Почувствуй себя авантюристом. Стань кинозвездой. Открой игорный дом. Сделайся «ночной бабочкой». Обрати внимание на то, что еще никому не приходило в голову.
Протестантский этос в современном мире распался. Однако все чаще раздаются голоса о том, что нынешний стиль жизни не доведет человека до добра. Скудеют земные ресурсы. Слишком расточительны для природы человеческие запросы. Слабеет духовная сила человека. Многие предостерегают от худшего и советуют: надо вернуться к протестантским заветам.