Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией
Диссертация
Все структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознания характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Верующая молодежь обеих представленных конфессий притязает быть признанной преимущественно в культовой практике и деятельности. Ее половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОСТИ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Основные теоретические концепции самосознания личности
- 1. 2. Религиозность как один из компонентов в структуре самосознания личности
- Глава 2. ЮНОШЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- 2. 1. Социально-психологические факторы религиозности современной верующей молодежи
- 2. 2. Религиозные организации и их влияние на самосознание верующей молодежи Башкортостана
Список литературы
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.5−12.
- Аврамова Т.И. Включенность в деятельность как составляющая социально-психологической культуры личности. // Мат.научн.конф. «Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации.» С-Пб.: СПбГУП, 1994. С.3−4.
- Агеев B.C. Механизмы социального восприятия. // Психологический журнал. 1989. Т. 10. — № 2. — С.63−70.
- Александров И. А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. -М.: Аспект пресс, 2000. 230 с.
- Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 77- 84.
- Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Мир Урании, 2002. — 608 с.
- Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991, — 248 с.
- Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981. — С. 27−29.
- Анцыферова Л.И. Личность В трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. Т. 19. — № 1. — С.3−11.
- Ю.Балагушкин Е. Г. Социально-политическая активность современных религиозно-мистических культов и организаций. //Вопросы научного атеизма. Вып.38. М.: Мысль, 1985. С. 203−208.
- П.Барулин В. С. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: Изд-воМГУ, 1987.- 184 с.
- Бассин Ф.В. О силе я и психологической защите. //Вопросы философии.1969.-№ 2.-С.118−126.
- Бассин Ф.В., Бурлаков М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты. //Психологический журнал. 1988. Т 9. — № 3. — С.78−86.
- М.Бассин Ф. В., Ярошевский М. Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека. //Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — С. 418−438.
- Бастыркин А. И. Идеал, религия и молодежь. М.: Наука, 1978. 132 с.
- Бастыркин А. И. Мода, кумиры и собственное «Я». Л.: Лениздат, 1988. — 172 с.
- Батаев В.Г. Тоталитарные приемы борьбы с так называемыми «тоталитарными сектами» //Независимый психиатрический журнал. Вестник НПА. 1995. — № 1. — С.39−41.
- Батаев В.Г. Доклад специалиста НПА о результатах обследования членов религиозной общины «Аум-Синрикё» //Независимый психиатрический журнал. Вестник НПА.- 1995. № 2. — С.44−46.
- Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект пресс, 1996. — 256 с.
- Белик А. А., Культура и личность. М.: РГГУ, 2001. — 378 с.
- Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии. //Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок.- Мн.: Харвест- М.-.АСТ, 2001. — 544 с.
- Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине. //Философские науки. -1991. № 8. — С.121−128.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. — Т.1 — 541 с.
- Бердяев Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 с.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 286 с.
- Беркли Дж. Сочинения М.: Мысль, 1978. — 556 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. Московского Университета, 1982. 200 с.
- Бобровская О. А., Осухова Н. Г. Психотерапевтические функции христианства // Психологический журнал. Т. 2. — № 8. — С. 128−139.
- Большой Энциклопедический Словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А. Н. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991 г. Т. 1. — 863 с.
- Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения. //Вопросы психологии. 1972. — № 5. — С. 25−30.
- Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. 176 с.
- Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. — М.: Терра: Ассоц. совмест. предприятий международных об-ний и орг., 1991. -413 с.
- Брошюра «Свидетели Иеговы объединено творят волю Бога по всей земле», Watch Tower. Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1994. — 27 c.
- Брошюра «Что. от нас требует Бог?», Watch Tower. Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1996. -31 c.
- Брошюра «Пробудись!», Watch Tower. Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1994. — 35 c.
- Вагабов M. В., Вагабов H. M. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988. — 272 с.
- Валлон А. Истоки характера у детей (Самосознание.) Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С.121−133.
- Вебер М. Протестанская этика и дух капиталлизма. М., 1973.
- Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
- Вебер М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. — 565 с.
- Вишневская Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. — N° 10. — С. 64−71.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С.60−68.
- Волков П.В. Навязчивости и «падшая» вера. //Московский психотерапевтический журнал. 1992. — № 1. С.49−70.
- Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 2. С. 87−93.
- Волков Е. Н. Гвозди из людей уже делаются. Снова, но по-старому // Биржа + Карьера. 2001. -№ 8. — С. 5.
- Выготский JI. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. // Психология. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1007 с.
- Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т.4, М.: Педагогика, 1984. 242 с.
- Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. сочинений. Т.4, М.: Педагогика, 1984. 280 с.
- Галитская И. А. Новые религиозные культы и школа. М.: Сентябрь, 2001.- 159 с.
- Гасанов Р. М. Ислам в общественно-политической жизни современного Азербайджана. //Социологические исследования. № 3. — 2003. — С. 99 105.
- Гегель Г. Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1977. — 573 с.
- Герцен А. И. Былое и думы. М.: Слово. — 2001. — 909 с.
- Герцен А. И. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1976. — 279 с.
- Гордеева О.В. Представления J1. С. Выготского о самосознании и марксизм. Психологический журнал. — 1996. т.17. — № 5. С. 31 — 41.
- Гостев А.А. Образная сфера личности. // Психологический журнал. -1987. Т.8. № 3. — С. 36−38.
- Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М.: Политиздат, 1983. — 303 с.
- Гроф Ст. Священное и профанное // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия.- / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест- М. АСТ, 2001. — С. 247−292.
- Гуревич П.С. Страх молитва души. //Философские науки. — 1992. — № 2. -С. 90−94.
- Да скроется тьма: Французские материалисты об Атеизме, религии и церкви. М.: Политиздат, 1976. 303 с.
- Декарт Р. Трактат о свете //Его же: Сочинения: В 2-х т. Т 1. М. Мысль, 1989.-654 с.
- Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.- 367с.
- Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Пер. с англ. -Нижн. Новгород: Изд-во НГУ, 1995. 118 с.
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.-304 с.
- Дроздов В.А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 348 с.
- Дюркгейм Э. О. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.-325 с.
- Ельчанинов А., Эрн В. Флоренский П. Булгаков С. История религии. -М.: Центр «Руник», 1991. 249 с.
- Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука, 1990.-205 с.
- Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.-286 с.
- Ермаков И. А. Ислам в культуре России в очерках и образах. М.: Издательский сервис, 2001. — 508 с.
- Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. — 349 с.
- Журавлева И. В., Пейкова 3. И. Религиозность российских и финских подростков: сравнительный анализ //Социологические исследования. -1998.-№ 10.
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М.: Школа — Пресс, 1996. — 271 с.
- Иваненко С. Религия и политика в современной России. //Диалог. 1993. — № 8. — С.17−18.81 .Иконникова С. Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л.: ЛИК, 1988. — 164 с.
- Иоселиане А. Д. Система «человек-природа» в религиях востока. //Философские науки. 2000. — № 3. — С. 154−159.
- Ислам: Энциклопедический словарь. Под ред. Г. В. Милославского. М.: Наука, 1991.-311 с.
- Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г. Ф. Ким. М.: Наука, 1985. — 204 с.
- Ислам: Происхождение, история и современность. М.: Знание, 1984. -64 с.
- Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. М.: ЧОРО, 1994. — 612 с.
- Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор её социокультурной идентификации // Социологические исследования. -1998. № 12. — С. 9397.
- Киселев Г. С. Новая религиозность как проблема сознания. //Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 173 — 182.
- Ковалева Т. В., Степанова О. К. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования. 1998. — № 8. — 90−95.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975. — 93 с.
- Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. -63 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Кон С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.
- Кондратьев Ф.В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведения в новых «конфессиональных» группах на современном социокультурном фоне // Журнал практического психолога. 1997. — № 4. — С. 94—102.
- Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. //Психологический журнал. 1985. Т.6.-№ 3.-С.117−122.
- Коник В. В. Истины свидетелей Иеговы. М.: Политиздат, 1978. — 111 с.
- Коник В. В. Свобода совести и ее лжезащитники. М.: Молодая гвардия, 1986.- 175 с.
- Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. 224 с.
- Курачев Д. Г. Феномен самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии. Методические рекомендации. Бирск., 1998. -35 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995 — 316 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2004. — 346 с.
- Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста. //Вопросы психологии. 1961. — № 3. С. 117−124.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
- Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 99−108.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб, 2000. — 508 с.
- Лисовский В.Т., Маму Тх. Харе Кришна: Вчера и сегодня (Социологические очерки) М.: Благотворительный фонд «Санкиртана», 1993.- 136 с.
- Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия //Магический кристалл. Сборник. М., 1992. С. 84 — 99.
- Мамайчук И.И., Маан А. К. Этнопсихологические факторы школьной дезадаптации. //Мат.междунар.науч.-практич. конф. «Молодежь в условиях социально-экономических реформ» Выпуск 1. СПб.: СПбГУ, 1995. С.148−149.
- Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М.: Политиздат, 1971. — 234 с.
- Мартин У. Царство культов. СПб.: Логос, 1992. — 252с.
- Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи //Социологические исследования. 1998. -№ 12.-С. 95−101.
- Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности. Тексты. -СПб Мастера психологии, 1999. 720 с.
- Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность. //Философские науки. 2000. — № 5. — С.116 — 127.
- Мирзахмедов А. Феномен ислама. //Социологические исследования. -2003. № 3. — С. 92−96.
- Митрохин JI.H. Религии «Нового века». М.: Политиздат, 1985. -219 с.
- Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220 с.
- Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992 — 213с.
- Мухаметгалиева С. X. Ислам в современном развитии республик Поволжья и приуралья. //Религии в Башкортостане: История и современность. Уфа, б/и, 1999. С. 93−94.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.- Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 1999. — 635 с.
- Мышляев С. Гипноз. Личное влияние? СПб.: ТОО «Братство», ТОО «Респекс», 1994.- 226 с.
- Независимая газета 23.01.2001 г. С. 8.
- Новая религиозность как проблема сознания. //Вопросы философии. -2002, — № 5. -С. 173−179.
- Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. //Вопросы психологии. 1992. — № 2. — С. 129−137.
- Осипов П.Н. Кто они — наши студенты? //Специалист. 1999. -№ 8. — С. 23−27.
- Пейкова 3., Религиозный портрет студента //Высшее образование в России. 1999. -№ 5. — С. 109−115.
- Пергаменщик Л. Я-концепция как интегральный показатель адаптации личности. //Тез. докл. научн.-практич. конф. «Личность совр. подростка: пробл. развития, формир. и воспитания». СПб, 1991. С. 2730.
- Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гештальт-терапии. С-Пб., 1995. — 448с.
- Петрова JI.E. Социальное самочувствие молодежи //Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 48−53.
- Платонов К. К. Психология религии. М.: Политиздат, 1967. — 239 с. 135. «Познание, ведущее к вечной жизни». Watch tower Bible and tract society of Pennsylvania, International Bible Students Association, Brooklyn, New York, U.S.A., 1995.
- Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека //Журнал практического психолога. 1997. — № 1. — С. 93−97.
- Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия.- /Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест- М.: ACT, 2001. — 544 с.
- Померанц Г. С. Великие религии Мира. М.: Университетская книга, 2001.-279 с.
- Попов В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. //Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 96−100.
- Пронин И. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность // Вопросы психологии.- 2003. № 6. — С. 81−93.
- Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987. — 465с.
- Религии в Башкортостане: История и современность. Материалы V республиканской научно краеведческой конференции. Уфа, 26 ноября 1998 г. — Уфа- б/и, 1999. — 189 с.
- Религии народов Современной России. М.: Республика, 1999. -612 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс К. К науке о личности. //История зарубежной психологии. Тексты. Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986, С. 200−231.
- Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.- Харьков: ACT: Фолио, 2001.-639 с.
- Розанов В.В. Религия и культура. М.: Республика, 1992. — 399 с.
- Рубинштейн C.JI. Былое и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
- Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. — М.: Совпадение, 1998, —368 с.
- Ручкин Б.А., Родионов В. А., Пыжиков А. В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества //Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 1. — С. 158−163.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
- Скородумов А.А. Психология общения. СПб: СПВУРЭ ПВО, 1992.-96 с.
- Скородумов А.А. Современные внеконфессиональные течения. //Молодой человек в условиях кризиса. Мат. междунар. научно-практич. конф. М.- СПб.: СПбГУ, ИМ., 1995. С. 68−71.
- Скородумов А.А. О необходимости формирования критического отношения к деятельности тоталитарных сект. //Тезисы докл.науч.конф. «Врач: медицина, философия, религия». СПб.: ВМА, 1995. — С. 79−81.
- Скородумов А.А. О повышенном риске суицидального поведения адептов эсхатологических сект. //Мат. междунар. науч. практич. конф. «Молодежь в условиях социально-экономических реформ». СПб.: ГК РФ по высшему образованию, СПб ГУ, 1995. Вып.2. С. 28−29.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. /РАН- Ин-т философии. М.: Наука. Т. 2., 2000. — 397 с.
- Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе. 1991. — 64 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -384 с.
- Сторожевая Башня. 01.01.1998. 32 с.
- Сулейманова JI. Ш. Через коран к познанию светских наук.// Религии в Башкортостане: История и современность. Уфа, 1999. — 128 129.
- Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.-396 с. 165. «Существует ли заботливый творец». Watch tower Bible and tract society of Pennsylvania, International Bible Students Association, Brooklyn, New York, U.S.A., 1998.
- Телебаев Г. Т. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в республике Казахстан. //Социологические исследования. 2003. — № 3. — С. 102−108.
- Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.- 624 с.
- Толстых Н. Н. Отношение к будущему Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. — М.: Наука, 1987.-238 с.
- Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 60−65.
- Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971, — 199 с.
- Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 165 с.
- Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: Башкортостан, 1995. — 113 с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1. — 676 с.
- Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. — 412 с.
- Филатов С. Б., Воронцова Л. М. Как идет религиозное возрождение России? //Наука и религия. 1993. — № 7. — С. 2−5.
- Филатов С., Фурман Д. Религия и политика в массовом сознании. //Социологические исследования. 1992. — № 7. — С. 3−5.
- Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2-х т.— Т. 1.— М.: Слово, 1994. -536 с.
- Флоренский П. А.: Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Рус. Христ. Гум. Инст-та, 1996. — 747 с.
- Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 366 с.
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 102−176.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн: Беларусь, 1991. — 606 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- Фрейд 3. Я и Оно. М.: Республика, 1992. — 429 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429 с.
- Фромм Э. Иметь или Быть? 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 197−265.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М.: Республика, 1993. 480 с.
- Цейтина Г. П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации. //Материалы научной конференции «Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации» С-Пб.: СПБГУП, 1994. — С. 50−51.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. //Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 83−107.
- Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-248 с.
- Шевченко М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. -М.: МОНФ, 2000. 280 с.
- Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосознание. — В кн.: Проблемы сознания. М.: Мысль, 1966. — 315 с.
- Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. -М.: Наука, 1961.-283 с.
- Эпштейн М. Новое сектанство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970−1980-е годы) М.: Лабиринт, 1994. -192 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. — 415 с.
- Юнг К. Г Архетип и символ. М.: Республика, 1991. — 299с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНКиТ «Кентавр», 1994.- 138 с.
- Юм. Д. Трактат о человеческой природе //Сочинения в 2 х томах. -М. Наука, 1966. Т 1.- - С. 93−120.
- Я верую в разум. Народники революционеры об атеизме и религии. Л.: Лениздат, 1989. — 416 с.
- Ярошевский М.Г. Зигмунд Фрейд выдающийся исследователь психической жизни человека //Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990. — С. 3−28.