Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознания характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Верующая молодежь обеих представленных конфессий притязает быть признанной преимущественно в культовой практике и деятельности. Ее половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОСТИ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Основные теоретические концепции самосознания личности
    • 1. 2. Религиозность как один из компонентов в структуре самосознания личности
  • Глава 2. ЮНОШЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
    • 2. 1. Социально-психологические факторы религиозности современной верующей молодежи
    • 2. 2. Религиозные организации и их влияние на самосознание верующей молодежи Башкортостана

Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Феномен религиозности принадлежит к одному из массовых и стойких явлений. Религия сопутствовала человеческой культуре на протяжении всей истории и была неотъемлемой частью общественного и индивидуального сознания и самосознания. Интерес к религии повышается у значительной части населения, в том числе и у молодежи. Господствующая в предыдущие десятилетия идеология потерпела крах, появилась потребность в наполнении опустевшей духовной ниши. Наряду с возрождением традиционных религий, в настоящее время для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная пропагандистская деятельность. Это вызывает наибольшую тревогу, так как увеличивается негативное воздействие различных культовых сект современную молодежь.

В свете вышеизложенного актуальным становится вопрос о влиянии религии на процесс формирования самосознания человека, которое является неотъемлемой частью его личности и определяет личностные выборы и социальные условия в единое поле возможностей для самоактуализации.

Особую актуальность, данная работа приобретает в свете последних событий всколыхнувших общественность на рубеже тысячелетий. Люди становятся жертвами религиозного экстремизма и террора, что вызывает неподдельный интерес к данной проблематике специалистов всех общественных наук. В настоящее время в нашем обществе нет общегосударственной идеологической доктрины, религия пытается заполнить этот вакуум, но Россия — государство не только светское (что закреплено законодательством), но и многоконфессиональное, и ни одна религия не может претендовать на роль государственной.

Изучение самосознания верующих различных конфессий, способствует наиболее полному раскрытию сущности мировоззренческих установок их личности и соответственно прогнозировать их социальную активность, так как, несмотря на отсутствие в обществе объективных причин для проявления нетерпимости, и религиозных конфликтов, субъективные факторы, в частности формирование личностных структур, развитие самосознания верующих молодых людей, могут спровоцировать негативные социальные трансформации даже в относительно стабильно развивающемся обществе.

Таким образом, актуальность настоящего социально-философского исследования диктуется отсутствием научных работ направленных на комплексное изучение влияния различных конфессий на самосознание своих последователей.

Степень научной разработанности проблемы. Влияние религиозности на человека издавна является предметом изучения философии, психологии и истории. В последнее время данная проблема активно изучается социологией, политологией, этнологией, культурологией, т. е. самыми разными областями современной науки.

Попытки осмысления самосознания человека через призму его религиозности имеют давние традиции в философской и психологической мысли. Еще в древности понятие «Я» практически неизменно трактовалось в религиозно-метафизическом духе. Философы-идеалисты античности определяли «Я» как некую духовную субстанцию (стоики, софисты, Платон). Объективно-идеалистическую позицию в трактовке природы самосознания занимали и такие мыслители, как Беркли, Гегель, Декарт, Кант, Юм и др.)1.

1 Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения — М.: Мысль, 1978. -556 е.- Гегель Г. Ф. Философия религии. — М.: Мысль, 1977. — С. 25. Декарт Р. Трактат о свете // Избранные произведения. — М.: Наука, 1950. — С. 215. Кант И. Религия в пределах только разума. // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. — М.: ЧОРО, 1994. — 612 е.- Юм. Д. Трактат о человеческой природе //Сочинения в 2 — х томах. — М. Наука, 1966. Т 1- С. 93 120.

Само определение религии и религиозности в рамках философии традиционно трактовалась с двух позиций: идеалистической и материалистической.

С позиции идеалистической философии религиозность рассматривалась как одна из важнейших составляющих самосознания личности в субъективно-идеалистических (Джеймс У.)1, биологизаторско-психологических (Гроф С.- Фрейд 3.), антропологических (Малиновский Б., Фрейзер Д.), социологических (Э. Дюркгейм и др.)4 концепциях.

Несмотря на то, что философы, придерживающиеся материалистических взглядов на природу религии объявляли себя атеистами, они так же отмечали влияние религиозности на личность человека. Особенно явственно данная зависимость прослеживается в работах французских философов-материалистов XVIII в. (Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Ламетри, Мелье и др.)5 Существенный вклад в развитие психологических основ религии внес немецкий философ XIX в. Людвиг Феербах.6.

Позже диалектический материализм Маркса и Энгельса поставил перед собой задачу теоретического обоснования специфики религиозного сознания, отвергая любое богословско-мистическое объяснение религии.

Отечественные исследования религиозности человека так же велись в двух направлениях.

Периодом рассвета русского богословия, можно считать начало XX века, когда в среде русской интеллигенции получили свое дальнейшее развитие идеи Канта (Бердяев, Булгаков, Лосский, Несмелов, Розанов, Соловьев,.

1 Джеймс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. 367с.

2 Гроф С. Священное и профанное. // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия, — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: ХарвестМ: ACT, 2001. — С. 247−292. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — С. 102−176.

3 Малиновский Б. Магия, наука и религия //Магический кристалл. Сборник. — М., 1992. С. 84 — 99. Фрейзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.- М.: Изд-во полит. Литературы, 1983. — 703 с.

4 Дюркгейм Э. О. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М., Канон, 1995.

5 Да скроется тьма: Французские материалисты об Атеизме, религии и церкви. М.: Политиздат, 1976. — 303 с.

6 Фейербах Л. Сущность христианства. — М.: Мысль, 1965. — 412 с.

Флоренский, Франк, и др.).1 По разному, они приходят к общей мысли о помощи религии в осознании жизненных целей, поиске смысла жизни, решении предельных вопросов человеческого бытия.

Материалистическое трактование феномена религиозности освящено в трудах революционных демократов России (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев, Чернышевский и др.)2.

Современные научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, разграничивают два определения религиозности: религиозность символизирующая духовность (как возвышенное и осознанное принятие законов природы, жизнь в согласии с некоей высшей инстанцией контролирующей существование всего человечества) и религиозность которая признает существование определенного бога, который един, проповедует послушание и выполнение всех религиозных ритуалов и традиций, обладает культом, противопоставляющем себя всем остальным вероисповеданиям). И соответственно признается двойственное влияние религиозности на сознание человека (Аллен Р., Аллпорт Ж., Рассел Б., Рокич М., Спилка Б.).

Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных религиозности человека, они имеют скорее теоретическую направленность. Явственно прослеживается недостаток исследований, которые изучают данную проблему не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации, т. е. непосредственно в рамках определенных конфессиональных общностей в конкретной культуре, времени и пространстве. Именно эти аспекты и составили проблемное поле настоящего исследования.

1 Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине. //Философские науки. — 1991. — № 8. — С.121−128. Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. — М.: Терра: Ассоц. совмест. предприятий международных об-ний и орг., 1991. — 413 е.- Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 367 е.- Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. — М.- Харьков: ACT: Фолио, 2001. — 639 с.

2 Я верую в разум. Народники революционеры об атеизме и религии. — JL: Лениздат, 1989. -416с.

3 Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии. //Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. — Сост. К. В. Сельченок, — Мн.: ХарвестМ.:АСТ, 2001. — С. 92−147.

Объект исследования: является содержательное наполнение структурных звеньев самосознания современной верующей молодежи.

Предмет исследования: мировоззренческие ориентиры юношей и девушек мусульман и свидетелей Иеговы.

Цель исследования. Социально-философский анализ формирования религиозного компонента в структуре самосознания современной молодежи. Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:

• определить категориальный смысл понятия «самосознание» с позиций социально-философского анализа;

• охарактеризовать функции и признаки религии, как социально-ценностной системы;

• анализ юношеской религиозности как заметного явления современной общественной жизни;

• выявление ценностно-ориентационного наполнения самосознания юношей и девушек мусульман и св. Иеговы;

• показать специфику формирования самосознания юношей и девушек мусульман и св. Иеговы;

Методологические основания исследования заданы, прежде всего, социокультурным подходом. Использовались методы философской рефлексии, системного подхода, ориентированного на выделение интегративных, инвариантных, системообразующих связей и отношенийличностный подход, требующий признания уникальности личности, ее мировоззренияметоды философского синтеза и моделирования.

Теоретическую базу диссертации составили теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей проблем формирования самосознания личности. В конструктивном плане особую ценность для нас представляла концепция самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной1 и получившая отражение в ряде экспериментальных исследований.

Эмпирическое исследование самосознания молодежи проводилось в г. Уфе, Бирске и п. Краснохолмский, в нем принимали участие: 1. Учащиеся Исламских институтов им. Разетдина Ибн-Фатхетдина и «Муслима». 2. Община Св. Иеговы (п. Краснохолмский), участники конгресса, проходившего в г. Уфе 23−24 января 1999 г. Для исследования отбирались верующие не менее полутора лет исповедующие догматы и регулярно выполняющие все необходимые обряды и предписания. 3. Студенты БирГПИ (фоновая группа).

В диссертации были использованы результаты исследований проводившихся лабораторией Бирского педагогического института под руководством кандидата психологических наук, доцента Курачева Д. Г. Новизна диссертационного исследования:

Научная новизна работы определяется ее направленностью на социально-философский анализ формирования самосознания и мировоззрения современной верующей молодежи. Эта новизна может быть конкретизирована в целом ряде положений выносимых на защиту.

Определено наличие существенных отличий в формировании «образа-Я», в семейных и общественных отношениях верующих молодых людей и секулятивного юношества. Из поля саморефлексии верующей молодежи, выпадает анализ собственных личностных качеств, внешнего облика, особенностей характера, а также такие значимые сферы, как «семья», «друзья», «карьера». Акцент саморефлексии смещается в заданные доктринами их религии эталоны идентичности, указывающие на то, каким должен быть «Я образ».

Обоснована слабо выраженная рефлексивная составляющая мышления верующих мусульман и Свидетелей Иеговы. Их рефлексивные акты характеризуются сильной загруженностью культовой терминологией.

1 Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. — М.- Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 1999.-635 с.

Мировоззрение формируется в узких рамках религиозных доктрин, что позволяет им не углубляться в социально-философское содержание окружающей их действительности, обеспечивая тем самым состояние относительного душевного покоя и стабильности.

Выявлено, что половая идентификация верующих юношей и девушек определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым.

Определена более выраженная чувствительность девушек к идеологическим воздействиям своего вероисповедания. В отличии от юношей, девушки в большей степени идентифицируются со своей конфессией, их мировоззренческие ориентиры и структура самосознания характеризуются более выраженным культово-религиозным содержанием. Доказано, что существенными отличиями формирования структурных звеньев самосознания мусульман от Свидетелей Иеговы является то, что идеологические концепции «Свидетелей Иеговы» оказывают на самосознание более деструктивное воздействие, чем идеология традиционного ислама. В первую очередь, это проявляется отличном от магистральной культуры преобладании социальной идентичности, над персональной.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость состоит в том, что полученные в диссертационном исследовании результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на формирование самосознания современного человека, так же они будут способствовать изучению феномена религиозного самосознания личности.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в общественной жизни. Ее выводы найдут применение в различных областях социальной философии, философии религии, социологии, психологии личности и педагогики. Проведенное исследование предоставляет возможность использования апробированного комплекса методов как диагностического средства для объективного изучения самосознания юношей и девушек из различных религиозных конфессий, с возможностью последующего сопоставления полученных данных. Учет установленных в настоящем исследовании особенностей самосознания мусульман и Свидетелей Иеговы может послужить научному пониманию этого феномена, а также способствовать оптимизации деятельности общественных работников с данной категорией юношей и девушек.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе: на научно-практической конференции по проблемам практической психологии и гуманизации образовательного процесса в г. Уфа 24−25 марта 2000 годана XL научной конференции аспирантов и студентов — Школа. Вуз. Наука, в г. Бирске 21−22 ноября 2002 годана региональной научно — практической конференции по проблемам педагогических инноваций в условиях современных образовательных учреждений в г. Бирске 29 апреля 2003 годана региональной научнопрактической конференции, посвященной образовательным учреждениям, как пространству формирующему здоровый образ жизни в г. Бирске 31 мая 2004 года. По теме диссертации опубликовано пять работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, и списка использованной литературы, включающего 203 наименования. Общий объем диссертации -153 страницы.

Результаты исследования Свидетелей Иеговы, показали следующие отличительные особенности самосознания этих юношей и девушек от студентов фоновой группы.

В ситуациях фрустрации, у юношей и девушек Свидетелей Иеговы преобладает игнорирующий тип поведения (78% - у юношей, 71,5% - у девушек). Данная форма психологической защиты не является конструктивной для решения стоящих перед человеком проблем. Принятые как норма в религиозной субкультуре Свидетелей Иеговы данные формы реагирования на проблемные ситуации, входят в диссонанс с формами адаптивности к фрустрации в магистральной культуре, где требуется когнитивная инициатива и умение постоять за себя.

Отличительной особенностью юношей и девушек Свидетелей Иеговы является отсутствие агрессивного типа поведения. Данная тенденция объясняется тем, что в общине Свидетелей Иеговы от людей не требуется самостоятельного решения проблемных ситуаций, поведение верующих четко регламентировано инструкциями, его модели отрабатываются на специально организованных занятиях, а на агрессию наложено абсолютное табу.

При фрустрирующих взаимоотношениях с окружающими их людьми, юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют игнорирование мнений лиц имеющих более высокий статус в обществе, родителей и сверстников.

При депривирующем воздействии на собственное имя, у юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы более всего выражен игнорирующий тип реагирования. Юноши и девушки студенты проявляют агрессивный тип реагирования. Это определяется стремлением отстоять значимость своего имени.

Притязания на признание у Свидетелей Иеговы замкнуты в узком мире религиозной общности.

При депривации половой идентичности у юношей и девушек Свидетелей Иеговы и у студентов максимально выражен игнорирующий тип реагирования.

Половая идентификация Свидетелей Иеговы в значительной мере определяется принятыми в данной организации эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Прошлая жизнь, до прихода в общество Сторожевой Башни, «свидетелями» оценивается негативно, факт приобщенности к своей религиозной общности определяет положительную оценку своей настоящей жизни. Можно отметить, что социальное пространство юношей и девушек Свидетелей Иеговы замыкается в локальном мире «Мы» данной организации.

Религиозные ценностные ориентации представляют собой наиболее важные для юношей и девушек Свидетелей Иеговы насыщенные комплексы, содержательно наполняющие все структурные звенья самосознания. Ценностные ориентации Свидетелей Иеговы обоих полов определяются мировоззренческими доктринами своей деноминации и подчинены жестким нормативным предписаниям и ограничениям данной культовой общности. Таким образом, в организации Свидетелей Иеговы, можно наблюдать юношей и девушек, которые адаптированы к существованию в рамках своей локальной субкультуры.

Отличительными особенностями саморефлексии и идентификации юношей и девушек Свидетелей Иеговы, является то, что юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют слабую рефлексию на свое «Я», что можно объяснить особенностями идеологических предписаний, не приветствующих анализ собственной «самости», а также чрезмерной занятостью культовыми обязанностями, которые препятствуют рефлексивному самоанализу.

Рефлексивные акты юношей и девушек Свидетелей Иеговы характеризуются сильной загруженностью религиозной терминологией.

У Свидетелей Иеговы, в отличии от студентов фоновой группы, в рефлексии на собственный «Я образ» суждений с уничижительно-негативными самохарактеристиками не обнаружилось. Что может свидетельствовать о менее критичном к себе отношении или о сформированности более стойкого «Яобраза». Об этом же говорит и яркая выраженность категории «моральные суждения» (41,6% - у юношей, 50,1% - у девушек). Это объясняется тем, что Свидетелям Иеговы задан более четкий эталон поведения, которому необходимо соответствовать, и идентификация с ним облегчает им процесс формирования собственной идентичности.

В четырех выделенных сферах рефлексии: самооценках, идеологических убеждениях и ориентациях, интересах, стремлениях, целях, социальных группах и ролях — можно обнаружить следующие особенности.

В самооценках юноши и девушки Свидетели Иеговы плохо рефлексируют индивидуальные психологические качества, внешний облик, особенности характера, при этом акцент саморефлексии смещается в идеологическую сферу, именно в ней актуализируется их рефлексивное Я. Свидетели Иеговы обнаруживают стереотипность и ригидность рефлексивных актов, воспроизводя интериоризированные из доктрин своего общества эталоны самоидентификации. В данном случае мы наблюдаем гипертрофированная идеологизированость рефлексии, характеризующаяся наличием жестких ориентиров на то, каким должен быть «Я образ». Наличие жестко заданных эталонов стандартизирует рефлексивные акты, избавляя «свидетелей» от глубинного самоанализа.

В сфере интересов, стремлений и целей Свидетели Иеговы наблюдается большая по сравнению со студентами (26,1% - у юношей, 17,4% - у девушек) количественная представленность суждений (47,3% - у юношей, 56% - у девушек). Содержательныйанализ категории показал, что у Свидетелей Иеговы наиболее выражена категория религиозные интересы, стремления, цели. Качественный анализ опросных листков позволяет привести примеры ответов по данной категории: «Люблю Иегову Бога, и его сына Иисуса Христа — люблю быть соратником их», «Нашла мудрость в Библии — Слове Бога». На втором месте по выраженности у девушек Свидетелей Иеговы находится категория Семья (21,9%). Типичные примеры: «Люблю своих детей, люблю .их», «нравится изучать библию вместе с семьей».

У юношей Свидетелей Иеговы в отличии от девушек, в сфере интересов присутствует категория хобби (38,9%).

Таким образом, мы можем констатировать, что рефлексия, направленная на интересы, стремления, цели у юношей и девушек Свидетелей Иеговы носит преимущественно религиозный характер.

В сфере социальных ролей и групп так же можно наблюдать насыщенность суждений юношей и девушек Свидетелей Иеговы религиозным смыслом, что составляет 96% от общего количества ответов по данной категории. Содержательный анализ категорий выявил следующие закономерности. У юношей и девушек Свидетелей Иеговы наиболее выражена категория религиозной принадлежности (21,2% - у юношей, 28,4% - у девушек). Далее по выраженности идет категория Семья (13,4% - у юношей, 16,3% - у девушек).

Характерным является значительно более слабая выраженность, чем у студентов, суждений относящихся к категории Друзья (2,7% - у юношей), а у девушек данная категория отсутствует вообще. Это говорит об общинной жизни юношей и девушек Свидетелей Иеговы, что определяет выборочный характер их окружения, замыкая его в узкой сфере религиозной идентификации.

Сравнительный анализ рефлексивных актов по номинации «Социальные группы и роли» показал направленность юношей и девушек Свидетелей Иеговы в культовое пространство их субкультуры. Данная номинация представлена преимущественно религиозной терминологией. «Я Свидетель Иеговы», «проповедник», «служу в собрании» — это демонстрирует ориентацию.

Свидетелей Иеговы на идентификацию себя в качестве функционального члена религиозной общности, связанного с этой общностью посредством обязанностей и ролевых позиций.

Рефлексия Свидетелей Иеговы актуализируется в социальном пространстве данного общества. Из поля рефлексии выпадают семья, друзья, не являющиеся членами общества. «Сторожевой Башни», в их субкультуре отсутствуют неформальные дружеские отношения. В целом же, рефлексивные акты по данной сфере демонстрируют замкнутость социального пространства Свидетелей Иеговы, в узкой сфере религиозного окружения сообщества.

Особенности межполовых различий по рефлексивным самоописаниям показывают большую культово-религиозную направленность рефлексивных актов девушек Свидетелей Иеговы по сравнению с юношами. Данный факт иллюстрирует более выраженную идентификацию девушек Свидетелей Иеговы с данной деноминацией, что свидетельствует об их более выраженной сензитивности к идеологическим воздействиям общества «Свидетелей Иеговы».

Анализ соотношения социальной и персональной идентификации показал специфические особенности, присущие самосознанию юношей и девушек Свидетелей Иеговы.

Юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют примат социальной идентичности над персональной, что также можно представить как специфическую ориентацию самосознания на позицию социальной единицы «МЫ» религиозной общности, при не выраженности индивидуально-личностной позиции. Данная форма идентификации идет в разрез с соотношением социальной и персональной идентификацией юношества в магистральном обществе, где более выражена персональная идентификация. Подобная форма идентификации Свидетелей Иеговы свидетельствует о личностной незрелости и неразвитости самосознания, в ней слишком выражена зависимость от групповых нормативов и авторитетов, что затрудняет возможность опереться на собственные силы и жить самостоятельно. Данная форма идентификации в самосознании Свидетелей Иеговы обрекает их на замкнутое существование в узких рамках субкультуры их религиозной общности, на выпадение из многообразия общественных отношений.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать следующие выводы:

1. В последние годы в Башкортостане, как и в России в целом, мы можем наблюдать рост религиозности населения, самой общей причиной которого большинство ученых считают размытость идентификационных критериев в массовом сознании общества переходного периода. Рост религиозности в Башкортостане можно представить в трех аспектах: рост интереса к религии всего населения (религиозности, выполняет функцию социокультурного идентификатора, компенсируя издержки социально-психологической фрустрации) — рост числа приверженцев традиционных конфессий, прежде всего ислама и православиярост сторонников «нетрадиционных», новых для Башкортостана конфессий.

2. Несмотря на то, что одна из рассматриваемых в данном исследовании конфессий традиционная, а другая является деноминацией, в их идеологии, присутствуют несколько сходных догматических элементов. Мы можем наблюдать полное противопоставление Бога и человека. От верующих ожидаются лишь примеры безусловной преданности Богу. Мировоззрение людей принадлежащих к данным конфессиям, составляют четко определенные нормы и правила не только общественной, но и личной жизни.

3. Анализируя социальные идеалы, систему семейных и образовательных ценностей мусульман и «Свидетелей Иеговы», мы можем отметить, что несмотря на кажущееся сходство их религиозной идеологии, существуют принципиальные различия позволяющие сделать вывод о том, что деятельность Свидетелей Иеговы, оказывает на самосознание молодых людей более деструктивное воздействие чем идеология традиционного ислама. Прежде всего это выражается в их неприятии общественной и личной жизни вне стен организации. Запрете на участие в политической деятельности.

Отвержении понятия национального и государственного, что приводит к серьезным искажениям развития личности, формирует у нее специфическое мировоззрение и самосознание, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений.

4. Все структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознания характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Верующая молодежь обеих представленных конфессий притязает быть признанной преимущественно в культовой практике и деятельности. Ее половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Особенности межполовых различий по рефлексивным самоописаниям показывают большую культово-религиозную направленность рефлексивных актов верующих девушек по сравнению с юношами. Данный факт иллюстрирует более выраженную идентификацию девушек со своей конфессией, что свидетельствует об их более выраженной чувствительности к идеологическим воздействиям религии. Мусульмане, демонстрируют более выраженные способности к рефлексии собственно — личностных качеств, что характеризует преобладание персональной идентичности над социальной. «Свидетелям Иеговы», характерна более выраженная социальная идентичность, что можно представить как специфическую ориентацию самосознания на позицию социальной единицы «МЫ» религиозной общности, при не выраженности индивидуально-личностной позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный нами анализ религиозности современной молодежи как общественного явления и эмпирическое исследование особенностей формирования структурных звеньев самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы, позволяют перейти к следующим выводам:

1. Религия становится предметом изучения уже в эпоху античности, тогда же религиозность впервые стала рассматриваться в качестве одной из важнейших составляющих самосознания личности. Дальнейшее изучение влияния религиозности на личность человека характеризуется двумя подходами. Первый предполагает принятие религиозности как неотъемлемой части индивидуального сознания, подчеркивается важность и неоспоримость религиозного мировоззрения, как фактора облегчающего процесс социальной адаптации личности и формирование адекватного самоосознания. Второй подход, делает акцент на том, что религиозное отражение действительности не способствует полноценному развитию личности человека, а является лишь пережитком древних суеверий человечества.

2. Нами доказано, что влияние религиозности на сознание человека может быть обусловлено тремя факторами: личностная позиция самого человека, которая зависит в первую очередь от его интеллектуального уровняособенности социальной ситуации развитиястепень тоталитарности исповедуемой религии. В зависимости, от которых, могут образоваться две когнитивные структуры личности: открытая, с толерантностью принимающая множественность религиозного опыта, и закрытая — с ригидностью, прямолинейностью и догматизмом.

3. В ходе исследования обоснован тот факт, что причины религиозности молодежи определяются факторами объективного и субъективного характера. К объективным факторам относятся: воспитание и типы семейных отношений, религиозная направленность референтной группы, неблагоприятная социальная ситуация. К субъективным факторам, относятся особенности формирования личности в юношеском возрасте и психологическая предрасположенность.

4. В ходе исследования отмечено, что основной контингент россиян обращающихся к деятельности в нетрадиционных, религиозных организациях, большинство из которых деструктивные, составляет молодежь. Но в то же время значительное число молодых людей, считает себя сторонниками традиционных религий.

5. Рост религиозности в Башкортостане обусловлен размытость идентификационных критериев в массовом сознании общества переходного периода. Ее можно представить в трех аспектах: рост интереса к религии всего населениярост числа приверженцев традиционных конфессий, прежде всего ислама и православия, — рост сторонников «нетрадиционных», новых конфессий. Каждая из существующих в республике религий и конфессий формируют определенные особенности сознания, мышления, традиции и поведения. Для большей части населения республики, значение имеет нравственно-этическая сторона религии и ее роль в качестве компонента национальной культуры. Ислам воспринимается как часть этнической культуры, а религиозное сознание — как форма проявления национального сознания.

6. Сравнительный анализ религиозной идеологии ислама и церкви Свидетелей Иеговы, позволили выделить сходные догматические элементы их идеологии (полное противопоставление Бога и человека, мировоззрение людей принадлежащих к данным конфессиям, составляют четко определенные нормы и правила не только общественной, но и личной жизни). Существенные отличия в основных догматических элементах, касающихся системы семейных, образовательных и социальных связей личности верующих мусульман и Свидетелей Иеговы, обусловлены в первую очередь тотальным контролем со стороны церкви Свидетелей Иеговы, всех аспектов жизнедеятельности своих последователей. Их полным неприятием окружающего мира, разрывом всех существующих вне стен религиозной организации межличностных отношений.

7. Эмпирические данные представленные в приложении подтверждают качественное отличие содержательной наполненности структуры самосознания верующих молодых людей (на примере мусульман и «Свидетелей Иеговы»), от их неверующих ровесников. Это проявляется в том, что:

— все структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы, в отличии от секулятивной молодежи, содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Верующая молодежь обеих представленных конфессий притязает быть признанной преимущественно в культовой практике и деятельности.

— половая идентификация верующих юношей и девушек определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым.

— особенностью самосознания юношей и девушек мусульман и Свидетелей Иеговы в отличии от студентов, является слабо выраженная саморефлексия. Их рефлексивные акты характеризуются сильной загруженностью культовой терминологией. Из поля рефлексии выпадает анализ собственных психологических качеств, внешнего облика, особенностей характера, а также такие значимые сферы, как «семья», «друзья», «карьера». Акцент рефлексии смещается в заданные доктринами их религии эталоны идентичности, указывающие на то, каким должен быть «Я образ».

— в отличии от студентов фоновой группы, в рефлексии верующих молодух людей на себя не обнаруживается наличие уничижительно-негативных самохарактеристик, что может свидетельствовать о менее критичном к себе отношении или о сформированности более стойкого «Я — образа».

8. Особенности межполовых различий по рефлексивным самоописаниям. показывают большую культово-религиозную направленность рефлексивных актов верующих девушек по сравнению с юношами. Данный факт иллюстрирует более выраженную идентификацию девушек со своей конфессией, что свидетельствует об их более выраженной сензитивности к идеологическим воздействиям религии.

10. На основе сравнительного анализа эмпирического материала, нами доказано, что идеологические концепции «Свидетелей Иеговы» оказывают на самосознание более деструктивное воздействие, чем идеология традиционного ислама. Это заключается в том, что мусульмане, так же как и неверующая молодежь, демонстрируют примат персональной идентичности над социальной, это свидетельствует о том, что они не завязаны на рефлексии собственно — личностных качеств и демонстрируют свою способность к их глубокому анализу.

Юноши и девушки Свидетели Иеговы демонстрируют примат социальной идентичности над персональной, что можно представить как специфическую ориентацию самосознания на позицию социальной единицы «МЫ» религиозной общности, при невыраженности индивидуально-личностной позиции. Данная форма идентификации идет в разрез с соотношением социальной и персональной идентификацией юношества в магистральном обществе, где более выражена персональная идентификация. Подобная форма идентификации Свидетелей Иеговы свидетельствует о личностной незрелости и неразвитости самосознания, в ней слишком выражена зависимость от групповых нормативов и авторитетов, что затрудняет возможность опереться на собственные силы и жить самостоятельно. Данная форма идентификации в самосознании Свидетелей Иеговы обрекает их на замкнутое существование в узких рамках субкультуры их религиозной общности, на выпадение из многообразия общественных отношений, лишает возможности самоактуализации в магистральной культуре.

Завершая анализ влияния религии на формирование самосознания личности современной молодежи, нам хотелось бы отметить, что новая религиозная ситуация, сложившаяся в мире в последние десятилетия, усиление межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, бурное проявление религиозно-политического экстремизма, переплетающегося с международным терроризмом, требуют от работников государственных органов, педагогов, работников средств массовой информации не только религиоведческих и этнологических знаний, но и знаний об особенностях внутреннего мира верующих и неверующих людей. Это позволит лучше понять специфичность их мировоззрения и мотивации. Игнорирование такой информации нередко приводит к усилению религиозной нетерпимости, оскорблению религиозных чувств граждан, обострению межнациональных отношений, и становится препятствием на пути организации межрелигиозного диалога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.5−12.
  2. Т.И. Включенность в деятельность как составляющая социально-психологической культуры личности. // Мат.научн.конф. «Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации.» С-Пб.: СПбГУП, 1994. С.3−4.
  3. B.C. Механизмы социального восприятия. // Психологический журнал. 1989. Т. 10. — № 2. — С.63−70.
  4. И. А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. -М.: Аспект пресс, 2000. 230 с.
  5. . Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 77- 84.
  6. Д.Л. Роза Мира. М.: Мир Урании, 2002. — 608 с.
  7. Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991, — 248 с.
  8. Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981. — С. 27−29.
  9. Л.И. Личность В трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. Т. 19. — № 1. — С.3−11.
  10. Ю.Балагушкин Е. Г. Социально-политическая активность современных религиозно-мистических культов и организаций. //Вопросы научного атеизма. Вып.38. М.: Мысль, 1985. С. 203−208.
  11. П.Барулин В. С. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: Изд-воМГУ, 1987.- 184 с.
  12. Ф.В. О силе я и психологической защите. //Вопросы философии.1969.-№ 2.-С.118−126.
  13. Ф.В., Бурлаков М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты. //Психологический журнал. 1988. Т 9. — № 3. — С.78−86.
  14. М.Бассин Ф. В., Ярошевский М. Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека. //Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — С. 418−438.
  15. А. И. Идеал, религия и молодежь. М.: Наука, 1978. 132 с.
  16. А. И. Мода, кумиры и собственное «Я». Л.: Лениздат, 1988. — 172 с.
  17. В.Г. Тоталитарные приемы борьбы с так называемыми «тоталитарными сектами» //Независимый психиатрический журнал. Вестник НПА. 1995. — № 1. — С.39−41.
  18. В.Г. Доклад специалиста НПА о результатах обследования членов религиозной общины «Аум-Синрикё» //Независимый психиатрический журнал. Вестник НПА.- 1995. № 2. — С.44−46.
  19. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект пресс, 1996. — 256 с.
  20. А. А., Культура и личность. М.: РГГУ, 2001. — 378 с.
  21. С. А. Психология духовности, веры и религии. //Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок.- Мн.: Харвест- М.-.АСТ, 2001. — 544 с.
  22. Н. О фанатизме, ортодоксии и истине. //Философские науки. -1991. № 8. — С.121−128.
  23. Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. — Т.1 — 541 с.
  24. Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 с.
  25. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 286 с.
  26. Дж. Сочинения М.: Мысль, 1978. — 556 с.
  27. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.
  28. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. Московского Университета, 1982. 200 с.
  29. О. А., Осухова Н. Г. Психотерапевтические функции христианства // Психологический журнал. Т. 2. — № 8. — С. 128−139.
  30. Большой Энциклопедический Словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А. Н. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991 г. Т. 1. — 863 с.
  31. М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения. //Вопросы психологии. 1972. — № 5. — С. 25−30.
  32. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. 176 с.
  33. С. Православие: очерки учения православной церкви. — М.: Терра: Ассоц. совмест. предприятий международных об-ний и орг., 1991. -413 с.
  34. Брошюра «Свидетели Иеговы объединено творят волю Бога по всей земле», Watch Tower. Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1994. — 27 c.
  35. Брошюра «Что. от нас требует Бог?», Watch Tower. Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1996. -31 c.
  36. Брошюра «Пробудись!», Watch Tower. Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1994. — 35 c.
  37. M. В., Вагабов H. M. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988. — 272 с.
  38. А. Истоки характера у детей (Самосознание.) Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С.121−133.
  39. М. Протестанская этика и дух капиталлизма. М., 1973.
  40. М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  41. М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. — 565 с.
  42. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. — N° 10. — С. 64−71.
  43. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С.60−68.
  44. П.В. Навязчивости и «падшая» вера. //Московский психотерапевтический журнал. 1992. — № 1. С.49−70.
  45. Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 2. С. 87−93.
  46. Е. Н. Гвозди из людей уже делаются. Снова, но по-старому // Биржа + Карьера. 2001. -№ 8. — С. 5.
  47. JI. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. // Психология. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1007 с.
  48. Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т.4, М.: Педагогика, 1984. 242 с.
  49. Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. сочинений. Т.4, М.: Педагогика, 1984. 280 с.
  50. И. А. Новые религиозные культы и школа. М.: Сентябрь, 2001.- 159 с.
  51. Р. М. Ислам в общественно-политической жизни современного Азербайджана. //Социологические исследования. № 3. — 2003. — С. 99 105.
  52. Г. Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1977. — 573 с.
  53. А. И. Былое и думы. М.: Слово. — 2001. — 909 с.
  54. А. И. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1976. — 279 с.
  55. О.В. Представления J1. С. Выготского о самосознании и марксизм. Психологический журнал. — 1996. т.17. — № 5. С. 31 — 41.
  56. А.А. Образная сфера личности. // Психологический журнал. -1987. Т.8. № 3. — С. 36−38.
  57. И.Р. Пророки «новой истины». М.: Политиздат, 1983. — 303 с.
  58. Ст. Священное и профанное // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия.- / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест- М. АСТ, 2001. — С. 247−292.
  59. П.С. Страх молитва души. //Философские науки. — 1992. — № 2. -С. 90−94.
  60. Да скроется тьма: Французские материалисты об Атеизме, религии и церкви. М.: Политиздат, 1976. 303 с.
  61. Р. Трактат о свете //Его же: Сочинения: В 2-х т. Т 1. М. Мысль, 1989.-654 с.
  62. У. Психология. М.: Педагогика, 1991.- 367с.
  63. К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Пер. с англ. -Нижн. Новгород: Изд-во НГУ, 1995. 118 с.
  64. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.-304 с.
  65. В.А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 348 с.
  66. Э. О. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.-325 с.
  67. А., Эрн В. Флоренский П. Булгаков С. История религии. -М.: Центр «Руник», 1991. 249 с.
  68. . С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука, 1990.-205 с.
  69. Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.-286 с.
  70. И. А. Ислам в культуре России в очерках и образах. М.: Издательский сервис, 2001. — 508 с.
  71. Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. — 349 с.
  72. И. В., Пейкова 3. И. Религиозность российских и финских подростков: сравнительный анализ //Социологические исследования. -1998.-№ 10.
  73. В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М.: Школа — Пресс, 1996. — 271 с.
  74. С. Религия и политика в современной России. //Диалог. 1993. — № 8. — С.17−18.81 .Иконникова С. Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л.: ЛИК, 1988. — 164 с.
  75. А. Д. Система «человек-природа» в религиях востока. //Философские науки. 2000. — № 3. — С. 154−159.
  76. Ислам: Энциклопедический словарь. Под ред. Г. В. Милославского. М.: Наука, 1991.-311 с.
  77. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г. Ф. Ким. М.: Наука, 1985. — 204 с.
  78. Ислам: Происхождение, история и современность. М.: Знание, 1984. -64 с.
  79. И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. М.: ЧОРО, 1994. — 612 с.
  80. О.И. Самооценка молодежи как индикатор её социокультурной идентификации // Социологические исследования. -1998. № 12. — С. 9397.
  81. Г. С. Новая религиозность как проблема сознания. //Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 173 — 182.
  82. Т. В., Степанова О. К. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования. 1998. — № 8. — 90−95.
  83. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  84. Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975. — 93 с.
  85. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. -63 с.
  86. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  87. Кон С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  88. Ф.В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведения в новых «конфессиональных» группах на современном социокультурном фоне // Журнал практического психолога. 1997. — № 4. — С. 94—102.
  89. Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. //Психологический журнал. 1985. Т.6.-№ 3.-С.117−122.
  90. В. В. Истины свидетелей Иеговы. М.: Политиздат, 1978. — 111 с.
  91. В. В. Свобода совести и ее лжезащитники. М.: Молодая гвардия, 1986.- 175 с.
  92. Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. 224 с.
  93. Д. Г. Феномен самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии. Методические рекомендации. Бирск., 1998. -35 с.
  94. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995 — 316 с.
  95. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2004. — 346 с.
  96. М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста. //Вопросы психологии. 1961. — № 3. С. 117−124.
  97. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  98. В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 99−108.
  99. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб, 2000. — 508 с.
  100. В.Т., Маму Тх. Харе Кришна: Вчера и сегодня (Социологические очерки) М.: Благотворительный фонд «Санкиртана», 1993.- 136 с.
  101. Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
  102. . Магия, наука и религия //Магический кристалл. Сборник. М., 1992. С. 84 — 99.
  103. И.И., Маан А. К. Этнопсихологические факторы школьной дезадаптации. //Мат.междунар.науч.-практич. конф. «Молодежь в условиях социально-экономических реформ» Выпуск 1. СПб.: СПбГУ, 1995. С.148−149.
  104. К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М.: Политиздат, 1971. — 234 с.
  105. У. Царство культов. СПб.: Логос, 1992. — 252с.
  106. А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи //Социологические исследования. 1998. -№ 12.-С. 95−101.
  107. А. Самоактуализация. //Психология личности. Тексты. -СПб Мастера психологии, 1999. 720 с.
  108. Г. П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность. //Философские науки. 2000. — № 5. — С.116 — 127.
  109. А. Феномен ислама. //Социологические исследования. -2003. № 3. — С. 92−96.
  110. JI.H. Религии «Нового века». М.: Политиздат, 1985. -219 с.
  111. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220 с.
  112. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992 — 213с.
  113. С. X. Ислам в современном развитии республик Поволжья и приуралья. //Религии в Башкортостане: История и современность. Уфа, б/и, 1999. С. 93−94.
  114. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.- Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 1999. — 635 с.
  115. С. Гипноз. Личное влияние? СПб.: ТОО «Братство», ТОО «Респекс», 1994.- 226 с.
  116. Независимая газета 23.01.2001 г. С. 8.
  117. Новая религиозность как проблема сознания. //Вопросы философии. -2002, — № 5. -С. 173−179.
  118. А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. //Вопросы психологии. 1992. — № 2. — С. 129−137.
  119. П.Н. Кто они — наши студенты? //Специалист. 1999. -№ 8. — С. 23−27.
  120. Пейкова 3., Религиозный портрет студента //Высшее образование в России. 1999. -№ 5. — С. 109−115.
  121. Л. Я-концепция как интегральный показатель адаптации личности. //Тез. докл. научн.-практич. конф. «Личность совр. подростка: пробл. развития, формир. и воспитания». СПб, 1991. С. 2730.
  122. Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гештальт-терапии. С-Пб., 1995. — 448с.
  123. JI.E. Социальное самочувствие молодежи //Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 48−53.
  124. К. К. Психология религии. М.: Политиздат, 1967. — 239 с. 135. «Познание, ведущее к вечной жизни». Watch tower Bible and tract society of Pennsylvania, International Bible Students Association, Brooklyn, New York, U.S.A., 1995.
  125. Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека //Журнал практического психолога. 1997. — № 1. — С. 93−97.
  126. Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия.- /Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест- М.: ACT, 2001. — 544 с.
  127. Г. С. Великие религии Мира. М.: Университетская книга, 2001.-279 с.
  128. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. //Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 96−100.
  129. И. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность // Вопросы психологии.- 2003. № 6. — С. 81−93.
  130. . Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987. — 465с.
  131. Религии в Башкортостане: История и современность. Материалы V республиканской научно краеведческой конференции. Уфа, 26 ноября 1998 г. — Уфа- б/и, 1999. — 189 с.
  132. Религии народов Современной России. М.: Республика, 1999. -612 с.
  133. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  134. К. К науке о личности. //История зарубежной психологии. Тексты. Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986, С. 200−231.
  135. В.В. Религия. Философия. Культура. М.- Харьков: ACT: Фолио, 2001.-639 с.
  136. В.В. Религия и культура. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  137. C.JI. Былое и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  138. В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. — М.: Совпадение, 1998, —368 с.
  139. .А., Родионов В. А., Пыжиков А. В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества //Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 1. — С. 158−163.
  140. И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  141. А.А. Психология общения. СПб: СПВУРЭ ПВО, 1992.-96 с.
  142. А.А. Современные внеконфессиональные течения. //Молодой человек в условиях кризиса. Мат. междунар. научно-практич. конф. М.- СПб.: СПбГУ, ИМ., 1995. С. 68−71.
  143. А.А. О необходимости формирования критического отношения к деятельности тоталитарных сект. //Тезисы докл.науч.конф. «Врач: медицина, философия, религия». СПб.: ВМА, 1995. — С. 79−81.
  144. А.А. О повышенном риске суицидального поведения адептов эсхатологических сект. //Мат. междунар. науч. практич. конф. «Молодежь в условиях социально-экономических реформ». СПб.: ГК РФ по высшему образованию, СПб ГУ, 1995. Вып.2. С. 28−29.
  145. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  146. В. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. /РАН- Ин-т философии. М.: Наука. Т. 2., 2000. — 397 с.
  147. В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе. 1991. — 64 с.
  148. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -384 с.
  149. Сторожевая Башня. 01.01.1998. 32 с.
  150. JI. Ш. Через коран к познанию светских наук.// Религии в Башкортостане: История и современность. Уфа, 1999. — 128 129.
  151. Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.-396 с. 165. «Существует ли заботливый творец». Watch tower Bible and tract society of Pennsylvania, International Bible Students Association, Brooklyn, New York, U.S.A., 1998.
  152. Г. Т. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в республике Казахстан. //Социологические исследования. 2003. — № 3. — С. 102−108.
  153. С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.- 624 с.
  154. Н. Н. Отношение к будущему Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. — М.: Наука, 1987.-238 с.
  155. Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 60−65.
  156. В. П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971, — 199 с.
  157. Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 165 с.
  158. Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: Башкортостан, 1995. — 113 с.
  159. Л. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1. — 676 с.
  160. Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. — 412 с.
  161. С. Б., Воронцова Л. М. Как идет религиозное возрождение России? //Наука и религия. 1993. — № 7. — С. 2−5.
  162. С., Фурман Д. Религия и политика в массовом сознании. //Социологические исследования. 1992. — № 7. — С. 3−5.
  163. П. А. Собр. соч.: В 2-х т.— Т. 1.— М.: Слово, 1994. -536 с.
  164. П. А.: Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Рус. Христ. Гум. Инст-та, 1996. — 747 с.
  165. С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.
  166. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  167. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 102−176.
  168. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн: Беларусь, 1991. — 606 с.
  169. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  170. Фрейд 3. Я и Оно. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  171. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  172. Э. Иметь или Быть? 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  173. Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 197−265.
  174. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М.: Республика, 1993. 480 с.
  175. Г. П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации. //Материалы научной конференции «Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации» С-Пб.: СПБГУП, 1994. — С. 50−51.
  176. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. //Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 83−107.
  177. И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-248 с.
  178. М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. -М.: МОНФ, 2000. 280 с.
  179. Е. В. Проблема «Я» и самосознание. — В кн.: Проблемы сознания. М.: Мысль, 1966. — 315 с.
  180. Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. -М.: Наука, 1961.-283 с.
  181. М. Новое сектанство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970−1980-е годы) М.: Лабиринт, 1994. -192 с.
  182. Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. — 415 с.
  183. Юнг К. Г Архетип и символ. М.: Республика, 1991. — 299с.
  184. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНКиТ «Кентавр», 1994.- 138 с.
  185. Юм. Д. Трактат о человеческой природе //Сочинения в 2 х томах. -М. Наука, 1966. Т 1.- - С. 93−120.
  186. Я верую в разум. Народники революционеры об атеизме и религии. Л.: Лениздат, 1989. — 416 с.
  187. М.Г. Зигмунд Фрейд выдающийся исследователь психической жизни человека //Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990. — С. 3−28.
Заполнить форму текущей работой