Вайбхашика представляет собой прямое продолжение и развитие идей сарвасти-вады. По одной из версий, название этой школы происходит от слова «Вибхаша». Так назывались комментарии Абхидхармы (буддийской метафизики), которые, в отличие от сутр, считались авторитетными письменными источниками.
Вайбхашики выделяли во Вселенной внешний мир объектов и внутренний мир идей. Природу и разум наделяли независимым существованием (дуализм). Природные вещи считались непостоянными, но ноумены элементов, из которых они состоят, предполагались вечными (субстанциальными). Основных элементов всего четыре: это земля, вода, воздух, огонь. Последователями вайбхашики признавалась атомарная теория. Будду они считали обычным человеком, который после окончательного достижения нирваны перестал существовать. Видными представителями этой школы были: Васубаидху, Бхаданта, Дхарматрата.
Саутрантика
Саутрантика отделяется от вайбхашики примерно во II—III вв. По одной из версий, название школы происходит от «Сутта-Питака» — собрания проповедей Будды, которые ее последователи почитали выше других частей буддийского канона Трипитаки. Основателем школы считается Кумаралабдха, наиболее известный представитель — буддийский философ и комментатор Ягиомитра.
Саутрантика признавала объективное (вне сознания человека) существование внешнего мира. Все вещи этого мира мгновенны, так как состоят из дхарм. Однако прошлые и будущие дхармы отрицались. Непосредственное познание объективного мира ставилось под сомнение. По ряду вопросов саутрантика тяготела к махаяне, что проявлялось в ряде ее метафизических теорий (например, нирвана как Абсолют).
Таким образом, большинство последователей вайбхашики и саутрантики полагало, что в пространстве и времени существует реальная, независимая от человеческого сознания Вселенная, но разум и другие вещи в ней являются конечными.
Две другие философские школы буддизма развивались в русле махаяны. Это йогачара и мадхьямика.