Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза
Диссертация
Реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем. Ключевыми из них являются: перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиямповышение фундаментальности образованияинтенсификация образовательного процесса… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы использования системно-деятельностного подхода как средства повышения качества обучения информатике в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза
- 1. 1. Системно-деятельностный подход как педагогическая основа повышения качества обучения информатике
- 1. 2. Построение информационно-предметной среды педагогического вуза для реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения информатике
- 1. 3. Структурно-логическая модель реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения информатике в структуре информационно-предметной среды вуза
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Методика повышения качества обучения теоретическим основам информатики на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза
- 2. 1. Логико-дидактический анализ содержания теоретических основ информатики как базовой компоненты фундаментальной подготовки будущего учителя информатики
- 2. 2. Методические особенности реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды вуза
- 2. 3. Организация и проведение педагогического эксперимента
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 386 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка М.: Изд-во МГУ, 1979. — 150 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — С. 33 — 34.
- Белокур Н.Ф. Повышение качества знаний школьников. Челябинск: ЧГПИ, 1976.- 106 с.
- Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. -Рига, 1972.-346 с.
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. — № 6−8.
- Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 187 с.
- Бондаренко Н.В. Новые технологии в управлении учебным процессом // Информатика и образование. 1996. -№ 6. — С.99 — 101.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: «Питер», 2000.
- И. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика 1993. — № 3. — С. 12 — 15.
- Бороненко Т.А. Методика обучения информатике (теоретические основы): Учеб. пособие. СПб., 1997. — 99 с.
- Бричковский В.И., Шведов A.B. Использование виртуальной образовательной среды как плотформы для интеграции обрзовательных процессов в системе открытого дистанционного образования // Педагогическая информатика. 2005. -№ 1. — С. 54 — 57.
- Веряев A.A., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. -С. 18−25.
- Выготский J1.C. Психология. Сборник/Авт. Предисл. Н. Е. Верахса. М.: Апрель-Пресс, 2000 — 10 6 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд. — М.:Университет, 2000. — 336 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 154 с.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. — С. 10−15.
- Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997. -№ 3.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. — 288 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
- Дмитриев C.B. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. 2003. — № 6. — С. 30−39.
- Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: курс лекций. Тобольск: ТГПИ, 1997. — 191 с.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003. — 223 с.
- Ермолович Е.В., Красниченко A.M. Информационно-коммуникационные технологии в управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов // Информатика и образование. 2005 — № 2. — С.102 — 106.
- Жуков В.А. Об основаниях и принципах педагогики // Методология исследований, проектирование и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр. -М.: НИИВО, 1996. С. 213−220.
- Загвоздкин В.К. Технологии в образовании // Человек. 1997. — № 3. -С.48−56.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992, -61 с.
- Запорожец A.B. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Просвещение, 1986. Т.1. 387 с.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.
- Зимняя В.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. — 384 с.
- Зубрилин A.A. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и обрзование. 2002. — № 7. — С. 19 — 25.
- Зубрилин A.A. Сканворды на уроках информатики // Информатика и образование. 2004. — № 7. — С.47 — 52.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод. Пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений: в 2 ч. / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. -М.: Просвещение, 1985 (ч.1), 1986 (ч.2).
- Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. М., 1994. — 203 с.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д. Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004.-384 с.
- Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Информатика"/ А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 810 с.
- Информатика: энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д. А. Поспелов. М.: Педагогика — Пресс, 1994. — 352 с.
- Информационные технологии обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Р. Удалов, О.В. Воронина- Омск. гос. пед. ун-т. Омск: ОмГПУ, 2004.-175 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского.- М.: Педагогика, 1978. 208 с.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.-80 с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. — С.46 — 57.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998. — С. 57.
- Концепция управления качеством образования. Пермь, 1997.
- Коротков A.M. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика. 2004. — № 2. — С. З — 10.
- Кравченко В.Ф. Проблемы развития информационной среды школы / Материалы XIV конференции «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2004.
- Крахмалев А.П. Качество образования как актуальная проблема управления: Учебно-методическое пособие в помощь педагогам и руководителям учреждений образования. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 24 с.
- Кузнецов A.A., Кареев С. С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО.- 1997.-№ 6.
- Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.-508 с.
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 624 с.
- Лапчик М.П. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. — Омск, 2000. Вып. 3.-163 с.
- Лапчик М.П. Педагогическая информатика: Учеб. пособие для студ. вузов / С.Р.Удалов- Под ред. М.П.Лапчика- Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2004. -133с.
- Лебедева И.А. Методика отбора содержания обучения будущих учителей информатики конструированию компиляторов. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-СПб., 1996.- 19 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е перераб. изд. -М.: Высш. шк., 1991.-223 с.
- Леднев B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. — 1998. -№ 3. — С.5 12.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Лернер И .Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М., 1978.-290 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. М.: Педагогика, 1996. — № 2. — С.7 — 11.
- Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика, 1999. № 1. -С.10 — 19.
- Лобашев В.Д. Деятельностные и информационные аспекты управления качеством начального профессионального образования // Педагогическая информатика. 2005. -№ 1. — С. 83−91.
- Лукьянова М.В. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 77 — 89.
- Лыскова Л.Ю., Ракитина Е. А. Учебные задачи в курсе информатики // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С. 49−56.
- Макарова Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. № 4. — С. 11−16.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Матрос Д.Ш. Один подход к управлению качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Актуальные проблемы управления качеством образования. Выпуск 1. -Челябинск: «ЧП Рейх А.Ф.», 1999. С. З — 11.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий иобразовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.-96 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд-е 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Изд-во «Вища школа», 1987. — 224 с.
- Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Информатика"/ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер- Под общ. ред. М. П. Лапчика. 2-е изд. — М.: AcademiA, 2005. — 622 с.
- Моисеев В.Б. Организация учебного процесса при использовании технологий дистанционного обучения // Информатика и образование. -2002.-№ 12.-С. 64−68.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 123с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47с.
- Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. — 305 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
- Оспенникова Е.В. Информационно-образовательная среда и методы обучения // Школьные технологии. 2002. — № 2. — С. 31 — 43.
- Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск. КГУ, 1999.
- Пак Н.И. О состоянии информатизации образования в Красноярском крае // Информатика и образование. 1997. — № 5. — С. 3 — 7.
- Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Дис.. докт. пед. наук., СПб., 1998. -460 с.
- Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2003.384 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шлянов. 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
- Педагогический мониторинг качества образования./ Под ред. В. И. Андреева. -Казань, 1999. 168 с.
- Перминова JT.M. Логико-дидактический подход к обучению // Педагогика. -2004.-№ 1. С. 18 -25.
- Пиаже Ж. Логика и психология // Избр. психол. труды. М., 1969. 425 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
- Положение о модульной системе обучения. О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся / Под ред. A.B. Дружкина. Саратов: Сарат. гос. агр. ун-т им. Н. И. Вавилова, 1999. — 20 с.
- Полонский В.М. Научно педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 136 с.
- Поташник М.М. Организация управления школой. М.: Знание, 1991. -368 с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Какие бывают результаты образования // Народное образование, 1999. -№ 7 8. — С. 170 -172.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Понятие «качество образования» // Народное образование, 1993. -№ 7−8.- С. 167 170.
- Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. редактор
- B.И.Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003. — 792 с.
- Психологические механизмы целеобразования/ Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1977.-259 с.
- Психология: Учебник для пед. ин-тов/ Под ред. A.A. Смирнова. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1962. — 559 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672с.
- Ракитина Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. — № 1. — С. 19−25.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
- Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование, № 5. 2004.1. C.25 26.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Румянцева И.А. Многоуровневое образование по информатике — новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика. 1993. -№ 1. — С. 29−36.
- Румянцева И.А. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования. Тезисы докладов IV Ленинградской научнометодической конференции «Проблемы образования в области информатики, ВТ и автоматизации», 6−8 декабря 1990. ДО ВОИВТ, 1991.
- Рыжова Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. СПб., 2000. — 43 с.
- Сагатовский В.Н. Системная деятельность и её философское осмысление / Системные исследования. М.: Наука, 1981. — С.52 — 68.
- Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам: Пер. с финск. М.: Прогресс, 1993. — 320 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семакин И.Г., Вараксин Г. С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 168 е.: ил.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 296 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов под ред В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-технологической культуры // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина, Сер. Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1997. -341 с.
- Смирнов А.А. Психология запоминания. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-328 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
- Степанов С.А. Непрерывная информационная подготовка при обучении информатике в системе дополнительного образования // Педагогическая информатика. 2004. -№ 1. — С. 12 — 15.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 512 с.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга II «Концепция квалиметрии» Система категорий и понятий». М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991. — 122 с.
- Судоплатов C.B., Овичнникова Е. В. Элементы дискретной математики: Учебник. M.: ИНФРА-М, 2002. — 280с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение // Психологические основы программированного обучения. М., 1984.-296 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск: ПО «Книга», 1995. — 105 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред.
- B.В. Краевского, И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Теория и методика обучения информатике: Лабор. практикум: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 03 01 00 «Информатика"/ М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, Л. В. Смолина. Омск: ОмГПУ, 2004. — 310 с.
- Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
- Технология мониторинга качества высшего образования в регионе./ Под ред.
- C.И. Григорьева, Л. Д. Деминой. Барнаул, 1999. — 156 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
- Тюмасева В.Ю. Системное образование и образовательные системы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 1999.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. — № 3. — С. 3 — 14.
- Уваров А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // ИНФО. 2000. -№ 2. — С. 27−34.
- Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография/ С. Р. Удалов: Омск. гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.-210 с.
- Уман А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Орел, 1996.-44 с.
- Учебно-методический комплект по специальности 30 100 Информатика. — М.: Флинта: Наука, 2002. 264 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -560 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В .Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ, 1997. — 544 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. 7-е изд. — Минск: Университетское, 2002. — 560 с.
- Хомерики О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. -М, 1996.
- Худякова Н.Л. Профессиональная проектировочная деятельность педагогов и условия повышения ее эффективности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.-27 с.
- Хуторской A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-544 с.
- Чапаев Н.К., Воробьева Э. Л. Категориальные характеристики педагогической методологии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. -Екатеринбург, 1996. — С. 80 — 94.
- Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе: Учеб пособие. Омск, 1993. — 91 с.
- Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Учеб. пособие. Омск: ОмГПУ, 1993. — 71 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.- 112 с.
- Шаров A.C. Психология познания человека: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. — 130 с.
- Шаров A.C. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — Омск, 1993. — 90 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в пед. вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. СПб., 1994. — 36 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. -№ 2. — С.5 — 13.
- Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Новые информационные технологии. Сер. 1. — 1996. — № 1. — С. 19 -27.
- Щедровицкий П.Г. С чем войдем в XXI век? Знание сила. — 1991. — № 7. — С.22 — 27.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990.- 160 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. — 322 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969. -268 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с пол. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.