Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Задачи решаемые в процессе экспертных оценок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Балльные оценки предполагают присвоение оцениваемым объектам определенных баллов в соответствии с их предпочтением. Обычно баллы представляют конечный ряд чисел с постоянной разностью между любыми соседними числами. Чаще всего берут натуральные числа: 1, 2,…, n. В баллах оценивают значимость показателей эффективности, уровень подготовки персонала организации, предпочтение того или иного варианта… Читать ещё >

Задачи решаемые в процессе экспертных оценок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи, решаемые в процессе экспертных оценок систем управления, можно разделить на две группы:

  • 1) задачи синтеза новых систем управления и их оценки;
  • 2) задачи анализа (измерения) существующих систем управления по выбранным показателям и критериям эффективности.

К задачам первой группы относятся: формирование облика создаваемой системы; прогнозирование технико-экономических показателей стадий ее жизненного цикла; обоснование основных направлений реорганизации социальной системы управления; выбор оптимальных или удовлетворительных способов действий и исходов с использованием создаваемой системы управления и др.

Некоторая часть экспертной информации, получаемая в ходе решения данных задач, носит качественный характер и формируется в виде сложных суждений в описательном виде. Однако задачи синтеза, решаемые с помощью экспертных оценок, могут носить количественный характер, и их решение будет связано с обоснованием многочисленных параметров (характеристик) создаваемой системы.

К задачам второй группы относятся все задачи оценивания существующих или создаваемых вариантов систем управления с помощью заданных показателей и критериев эффективности. Примерами таких задач являются: определение структурных, функциональных или информационных характеристик системы; оценка её эффективности в ходе выполнения различных операций; определение целесообразности дальнейшей эксплуатации технических средств управления и связи и др. Значительная часть экспертной информации, используемой при решении таких задач, носит количественный характер или имеет форму элементарных суждений и обрабатывается с использованием различных статистических методов.

При этом используются следующие формы получения количественных оценок и элементарных суждений:

  • · количественные оценки в физических единицах измерения оцениваемых величин или в форме отношений;
  • · балльные оценки;
  • · попарные сравнения;
  • · группировка (сортировка);
  • · ранжирование.

Количественная оценка в единицах измерения величины представляет собой суждение эксперта о предполагаемом абсолютном значении этой величины, например о стоимости системы, времени решения задач управления, времени безотказной работы, габаритах и т. п. В отдельных случаях используются различные относительные оценки: отношение реальной стоимости к максимальной, относительное изменение стоимости, времени решения задач и других прогнозируемых характеристик системы по сравнению с существующей и др. Подобные оценки имеют большой разброс и поэтому редко используются в процессе получения экспертной информации.

Балльные оценки предполагают присвоение оцениваемым объектам определенных баллов в соответствии с их предпочтением. Обычно баллы представляют конечный ряд чисел с постоянной разностью между любыми соседними числами. Чаще всего берут натуральные числа: 1, 2,…, n. В баллах оценивают значимость показателей эффективности, уровень подготовки персонала организации, предпочтение того или иного варианта системы и др.

Попарные сравнения осуществляются путем указания предпочтительного объекта в каждой паре объектов, при этом допускается отмечать равноценность или несравнимость объектов. Результаты попарных сравнений обычно представляют в виде квадратной матрицы, где наименования строк и столбцов соответствуют оцениваемым объектам. При этом на пересечении строки i и столбца j ставят 1, если объект i предпочтительнее объекта j; 0 — в противном случае; 0,5 — если объекты одинаковы по предпочтительности; прочерк (-), если объекты несравнимы. Попарное сравнение позволяет детально проанализировать предпочтения объектов, так как эксперт при каждом сравнении изучает только два объекта, выявляя все их слабые и сильные стороны.

Группировка (сортировка) заключается в том, что эксперт осуществляет своеобразную классификацию объектов в соответствии с установленными признаками, при этом каждому объекту присваивается номер (сорт) соответствующего класса. Подобная оценка может быть использована при определении эффективности (качества) систем по заранее выбранным признакам.

Ранжирование представляет собой расположение объектов в виде определенной последовательности в соответствии с убыванием их предпочтительности. Каждый объект в этом случае оценивается рангом (номером), который он занимает в данной последовательности. В том случае, если эксперт не различает объекты по предпочтению, он может присвоить им одинаковые ранги. Таким образом, ранжирование тоже представляет собой своеобразную оценку объектов по баллам, однако при небольшом числе объектов выполняется значительно проще и имеет меньший диапазон значений рангов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой