Личностно-ориентированное обучение.
Свобода и заданность в обучении
Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность. Ученик должен стремиться понять и, возможно, даже принять для себя другую точку зрения или мотивы деятельности другого ученика. Таким образом, он реализует свою социальную роль. Взаимодействие учащихся предполагает наличие… Читать ещё >
Личностно-ориентированное обучение. Свобода и заданность в обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, — яснее проступают его самобытные черты», — писал русскому поэт Серебряного века Брюсов В. Я. Человек — уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Определение личностно-ориентированного обучения я уже упоминала во вступлении, поэтому перейдём сразу к принципам такого обучения:
- 1. Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуются в форме его индивидуального отношения к образованию и к его результатам.
- 2. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека — залог личностно-ориентированного обучения.
- 3. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность. Ученик должен стремиться понять и, возможно, даже принять для себя другую точку зрения или мотивы деятельности другого ученика. Таким образом, он реализует свою социальную роль. Взаимодействие учащихся предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие личности ученика, осознание им новых образовательных результатов, полученных при диалоге с другими учениками.
- 4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи. Взаимодействие ученика с культурно-историческими аналогами происходит аналогично тому, как происходит коммуникация с другими учениками.
- 5. Получаемые учеником в процессе образовательного процесса результаты оцениваются им самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, которые должны соотноситься с общеобразовательными целями. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приятие учеником каких-то установленных внешних образовательных стандартов.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности учащихся и учителя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
В своей работе я привожу методу личностно-ориентированного обучения как пример свободного выбора ученика и в то же время успешное прохождение учеником ступеней образовательного процесса при помощи преподавателя, наставника. С одной стороны, ученик проходит в образовательное учреждение с мыслью, что не хотел бы подчиняться системе и заниматься тем, что прописали чиновники или ещё какое-либо руководство. С другой стороны, преподаватель создаёт условия, при которых ученик сам стремится учиться, развиваться и получать даже больше знаний, чем предполагает образовательная программа.
Далее рассмотрим принципы ещё более свободной методы обучения — эвристического обучения.