Повышение педагогической культуры родителей
Человечество пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Ученые многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. На международном уровне ставится вопрос об ответственном родительстве (Конвенция о правах ребенка). Существуют многообразные подходы к проблеме обучения и воспитания родителей… Читать ещё >
Повышение педагогической культуры родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном обществе возрастает потребность родителей в помощи специалистов при воспитании детей. Семьи зачастую неспособны создать благоприятные условия для социализации ребенка, что, в свою очередь, приводит к появлению различных социальных проблем.
Человечество пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Ученые многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. На международном уровне ставится вопрос об ответственном родительстве (Конвенция о правах ребенка). Существуют многообразные подходы к проблеме обучения и воспитания родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Педагогическая культура — это важный компонент общей культуры человека, в котором находит отражение степень зрелости родителей как воспитателей.
Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (Т.А. Куликова).
Содержательный компонент педагогической культуры включает знания о :
- — целях, средствах и методах семейного воспитания;
- — возрастных и психологических особенностях дошкольников;
- — общении с детьми дошкольного возраста;
- — авторитете и авторитарности родителей;
- — нарушении прав ребенка в семье;
- — воспитании у ребенка собственного достоинства;
- — здоровом образе жизни семьи;
- — специальных вопросах педагогики (страхи, агрессия, онанизм, религиозное чувство и др.).
Таким образом, существует потребность в обогащении родителей знаниями из многих человековедческих наук.
Целью повышения педагогической культуры родителей является гуманизация внутрисемейных отношений; побуждение родителей к самовоспитанию.
При организации работы по повышению педагогической культуры родителей следует развивать самопознание родителями своей воспитательной роли в семье, учить анализировать собственный опыт взаимодействия с ребенком (развивать педагогическую рефлексию); учить родителей понимать собственного ребенка, особенности и тенденции его развития; улучшать взаимодействие между родителями и ребенком, проявлять любовь к своему ребенку; направлять родителей на общение с собственными детьми; обогащать их воспитательными умениями; формировать уверенность в себе как в воспитателе; развивать сотрудничество с другими воспитательными институтами.
Результативность педагогического просвещения зависит от следующих факторов: знание педагогом особенностей каждой семьи, уровня подготовленности к воспитательной деятельности; учет запросов и потребностей родителей; овладение педагогом коммуникативными навыками; умение отбирать содержание, формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные); придание теоретическим знаниям прикладного характера; использование активных методов работы с семьей (обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос; решение проблемных задач семейного воспитания; ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение; тренинговые игровые упражнения и задания; анализ родителями детского поведения, обращение к опыту родителей; игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях и др.); привлечение квалифицированных специалистов к работе с родителями.