Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье»
Диссертация
В своем исследовании мы опирались на методологические, теоретические и практические разработки ученых. Философский аспект теории ценностей разработан в исследованиях С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова, В. А. Щербинина и др. В трудах А. Н. Кочергина, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, В. С. Степина, И. Т. Фролова дано обоснование ценности науки… Читать ещё >
Содержание
- 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций в школьном биологическом образовании
- 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций школьников
- 1. 3. Состояние исследуемой проблемы в практике школьного биологического образования (в курсе «Человек и его здоровье»)
- ВЫВОДЫ
- 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В КУРСЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
- 2. 1. Принципы методики формирования ценностных ориентаций школьников
- 2. 2. Цели и содержание методики формирования ценностных ориентаций учащихся
- 2. 3. Научное обоснование процесса формирования ценностных ориентаций
- 2. 4. Результаты методики формирования ценностных ориентаций учащихся в курсе «Человек и его здоровье» в условиях экспериментального обучения
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абрамова С. В. Развитие системы эколого-гуманистических понятий раздела «Общая биология» в школах с гуманитарной направленностью.: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. -19 с.
- Авдеева Н. Н., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. // Мир психологии.- 2000. -№ 1 С.21−38.
- Александрова Н. М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. СПб.: ИПТО РАО, 1997. — 174 с.
- Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностного ориентированного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук Екатеринбург: Уральск, гос. пед. университет, 1997. — 42 с.
- Алексеев С. В. Изучение экологических проблем как средство формирования глобального мышления учащихся. //Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование.- СПб., 1992. -С.21−38.
- Алексеев С. В. Экология: наука и область образования. СПб.: Крисмас+, 1994. — 54 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания,— Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
- Андреева Н. Д. Использование экологического материала на уроках биологии в 9-м классе: Методические рекомендации. СПб: Образование, 1994. — 24 с.
- Андреева Н. Д. Обобщающие уроки: IX класс. // Биология в шк.-1996 -№ 3.-С. 42−48.
- Андреева Н. Д. Отражение идей А. Я. Герда в целях современного биологического образования школьников. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 40−41.
- Андреева Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 111 с.
- Андреева Н. Д., Пономарева И. Н., Соломин В. П. Развитие понятий экологии человека в разделе «Человек и его здоровье»: Программа спецкурса. СПб: Образование, 1993. — 9 с.
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности, производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
- Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. -19 с.
- Анисимова Т. С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников (на материале сельской школы): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Краснодар, 1996. 17 с.
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 310 с.
- Асоев X. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 17 с.
- Ахаян Т. К. Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -JL, 1982. 32 с.
- Баранова Т. Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе (на материале 4−10 классов): Автореф. дис. канд. психол. наук. -Киев, 1984. 19 с.
- Батракова И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995.
- Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.: НИИ ПТО, 2001, 430 с.
- Берулава М. Н. Гуманизация образования: проблемы развития и перспективы. Бийск: НПЦ БиГПИ, 1995. — 31 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 187 с.
- Биология 9. Человек: Учебник для 9 кл. общеобр. уч. завед. / Под ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
- Биология для 5−11 классов. // Программа для средних общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. — 219 с.
- Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 162 с.
- Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения. // Проблема ценности в философии. М., 1966. — С.29−36.
- Васильева 3. И. Единство воспитания и обучения школьников. Л.: Знание, 1980. — 35 с.
- Васильева 3. И. Изучение личности школьника учителем.-М.: Педагогика, 1991. 135 с.
- Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
- Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. -М., 1974. -383 с.
- Викторова Л. П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 166с.
- Водзинская В. В. Понятие установки отношения и ценностной оринтации в социологическом исследовании. // Филос. науки. -1968. -№ 2-С. 48−54.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Избранные психологические исследования. -М., 1956.-С. 28−42.
- Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. М., 1993. — С. 240−296.
- Герд А. Я. Избранные педагогические труды. М., 1953.
- Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. 4.1 СПб., 1833.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -608 с.
- Гирусов Э. В. К вопросу о ноокосмологии как науке, системе мышления и образе жизни // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 13−16.
- Гирфанова Л. П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Уфа., 1997. 23 с.
- Глазачев С. Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в шк 1999. — № 3. — С. 5−11.
- Глазачев С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. -173 с.
- Глейзер Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующее общество //Педагогика. 2000. — № 6. — С. 3−13.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. /Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева М.: Прогресс, 1990. -495 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов на Дону: Феникс, 1996. -477 с.
- Долженко О. В. Очерки по философии образования: Учебное пособие. М.: Промо-Медиа, 1995. -240 с.
- Драгомилова А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек: Учебник для 8 кл. общеобр. шк. М.: Вента-Граф, 1997. — 224 с.
- Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997. — 333 с.
- Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобр. шк. 8−9 кл. М.: Вента-Граф, 2000. — 304 с.
- Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
- Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Методология проблемы отношения личности к природе. // Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. СПб., 1992. -С. 3−7.
- Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 90−103.
- Зорина JI. Я. Ценности естественнонаучного образования. // Педагогика. 1995, № 3. — С. 29−33.
- Зуев В. Ф. Избранные педагогические труды. / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
- Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия / Науч. ред. акад. АЕН Ю. П. Яковец. М., 1995. -186 с.
- Ильин В. С. Формирование личности школьника: ценностный аспект. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
- Каган М. С. Наука и ценности: проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания / Под ред. М. С. Кагана и Б. В. Маркова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -184 с.
- Каган М. С. Природа, общество, человек, культура в системе бытия// Системный подход и гуманитарные знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -384 с.
- Каган М. С. Философия культуры. СПб: Наука, 1996. — 414 с.
- Казакина М. Г. Ценностные ориентации и их формирование. -Л.: Изд. РГПУ, 1989. 83 с.
- Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: системно-ориентированный подход: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 34 с.
- Казначеев В. П., Яншин А. Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование: экологические проблемы современной глобалистики. М.: АН СССР, 1985. -320 с.
- Какорина Е. П. Здоровье оснавная жизненная ценность. // Мир психологии, — 2000. — № 1. — С. 75−82.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Проблемы и перспективы развития биологического образования. // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1999. — С. 130−135.
- Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993. — 80 с.
- Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и практика. Л., 1991. — 83 с.
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Колесов Д. В. Здоровье через образование. // Биология в шк. -2000. -№> 2 -С. 19−23.
- Колесов Д. В. и др. Биология. Человек: Учебник для 8 кл. общеобр. уч. завед. М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
- Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор // Экос-информ. 1994. — № 3−4. -С. 8−11.
- Костецкая Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 21 с.
- Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. -М.: МГУ, 1991. -79 с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во СГПИ, 1994. -164 с.
- Краевский В. В. Проблема научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. -263 с.
- Круть И. В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М.: Наука, 1988. — 415 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования. 1995. Вып. 2 — С. 67−99.
- Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции: На примере дисциплины естественнонаучного цикла: Учебное пособие. СПб: Образование, 1998. -47 с.
- Курбанов Р. О., Мамедов Н. М. Проблема ценностей и синтез естествознания. // Наука в социальных гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. — С. 315−326.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А. Н. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1991. — 184 с.
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М., 1983. 162 с.
- Личность: определение и описание. // Вопросы психологии. -1992, № 3,4.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Лабиринт, 1991. 313 с.
- Малеев Е.В. Антропогенный ландшафт Этрурии: природа в контексте древней цивилизации. // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. — С. 168−182.
- Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М.: Знание, 1996.-64 с.
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования // Биология в шк. 1996. -№ 2. -С. 25−28.
- Марина А. В., Соломин В. П., Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. СПб.: НИИХимии СПбГТУ, 2000. — 132 с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
- Машарова Т. В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 143 с.
- Методика изучения ценностных ориентаций. // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. -М.: МГУ, 1989. С. 147−159.
- Моисеев Н. Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода». // Биология в шк. 1995. -№ 4. — С. 5−8.
- Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.- 191 с.
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.-95 с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. // Проблема личности. / Под ред. ВМ. Банщикова и др. М., 1969. С. 63−73.
- Мясищев В.Н. Психология. -Л., 1960. 309 с.
- Назаретян А. П. Беспределен ли человек? //Общественность и современность. -1992 № 5. — С. 176−186.
- Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос. 1997. — 140 с.
- Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. — С. 3−10.
- Николина В. В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999.-47 с.
- Николина В. В. Эмоционально-ценностные отношения учащихся к окружающей среде. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 1996. — 56 с.
- Нургалиева Г. К. Психолого-педагогические основы ценностного ориентирования личности.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1993. — 35 с.
- Нургалиева Г. К. Формирования ориентаций старших подростков на труд как нравственную ценность.: Дис. канд. «пед. наук. Л., 1985. — 196 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — С.375.
- Пасечник В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ ИОСО РАО. М., 1995. -35 с.
- Петровский А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.-111с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
- Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. М., 1907.
- Половцов В. В. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 132 с.
- Пономарева И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии. Л., 1979. — 87 с.
- Пономарева И.Н. Уровни организации жизни.// Биология в шк. 1996. -№ 5. — С. 10−12.
- Пономарева И. Н. Основные направления экологического образования в школах России // Экологическое образование: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -321 с.
- Программы для средних общеобразовательных учреждений. Биология. М.: Просвещение, 1993. — 219 с.
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 487 с.
- Рожанский И. Д. Понятие «природа» у древних греков// Природа. 1974. — № 3.
- Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979. — 485 с.
- Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема// Мир психологии. 2000 — № 1 — С. 1231.
- Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М.: Учпедгиз, 1957. -395 с.
- Рыжаков М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогич. общество России, 1999. — 544 с.
- Саганенко Г. И. Эксперимент на сопоставление различных методов ранжирования качественных признаков. // Личность и ее ценностные ориентации. / Ред. В. А. Ядов. М., 1961, — Вып. 1-С.136−167.
- Садовский В. Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем». // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С.49−64.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1994. — 330 с.
- Сидельковский А. П. Взаимодействия школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987.- 35 с.
- Сидельковский А. П. Критерии, методы и методика изучения формирования отношения школьников к природе. Ставрополь, 1988.-201 с.
- Симашко Ю. Очерк анатомии и физиологии человеческого тела. СПб, 1850. 388 с.
- Сквирский В. Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определению путей его совершенствования: Учебное пособие. М.: Мади, 1997. — 105 с.
- Собкин В. С. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. М.: РАО, 1995. — 147 с.
- Собкин В. С., Писаревский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: По материалам социологического опроса учителей. М., 1994. — 15 с.
- Соломин В. П. Теоретико-методические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте Естествознания педагогического университета. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -224 с.
- Степин В. С. Основания науки и их социокультурная размеренность // Наука в культуре
- Степин В. С. Становление научной теории. Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 320 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 95 с.
- Суравегина И. Т. Концепция развития целей и содержания базового экологического образования в XXI столетии // Развитие содержания общего среднего образования. М.: Изд. ИОСО РАО, 1997. -С.32−36.
- Суравегина И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 36 с.
- Сухорукова Л.Н. Личностно ориентированное обучение биологии в старших классах. Ярославль: Изд. ЯГПУ, 1999. — 205 с.
- Сухорукова Л.Н. Теоретические основы культурно-исторического подхода к школьному биологическому образованию: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 2001. — 36 с.
- Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Просвещение, 1975. — 72 с.
- Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-воспитательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. — 91 с.
- Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. — 156 с.
- Тугаринов В. П. Природа. Цивилизация. Человек. Л., 1978. -47 с.
- Урсул А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. -282 с.
- Фролов И. Т. Взаимодействие наук и гуманистических ценностей. // Наука и культура. М.: Наука, 1984. — 335 с.
- Фролов И. Т. Итоги и перспективы. М.: Наука, 1986. — 63 с.
- Хрипкова А. Г., Калинова Г. С., Мягкова А. Н. и др.Биология. //Учебные стандарты школ России. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, M. Н. Мазуровой. М.: Прометей, 1998. — С. 194−222.
- Цузмер А. М., Петришина О. JI. Человек: анатомия, физиология, гигиена: Учебник для 8 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. — 572 с.
- Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973.- 343 с.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Педагогика, 1991.-282 с.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Изд-во Знамя, 1964. — 47 с.
- Щербинин В. А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М.: Высшая школа, 1989. -156 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Изд. междунар. пед. академии, 1995.-221 с.
- Юдин Б. Г. Здоровье: факт, норма и ценность. // Мир психологии 2000 — № 1 — С.54−67.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 392 с.
- Ядов В А. Междисциплинарный подход к изучению соотношений между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М., 1970. — 11 с.
- Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.- М.: Знание, 1985. -78 с.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1997. — 92 с.