Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своем исследовании мы опирались на методологические, теоретические и практические разработки ученых. Философский аспект теории ценностей разработан в исследованиях С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова, В. А. Щербинина и др. В трудах А. Н. Кочергина, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, В. С. Степина, И. Т. Фролова дано обоснование ценности науки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций в школьном биологическом образовании
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций школьников
    • 1. 3. Состояние исследуемой проблемы в практике школьного биологического образования (в курсе «Человек и его здоровье»)
  • ВЫВОДЫ
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В КУРСЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
    • 2. 1. Принципы методики формирования ценностных ориентаций школьников
    • 2. 2. Цели и содержание методики формирования ценностных ориентаций учащихся
    • 2. 3. Научное обоснование процесса формирования ценностных ориентаций
    • 2. 4. Результаты методики формирования ценностных ориентаций учащихся в курсе «Человек и его здоровье» в условиях экспериментального обучения
  • ВЫВОДЫ

Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Признание качества образования как важнейшего цивилизационного фактора развития мирового сообщества (ЮНЕСКО) свидетельствует о переосмыслении ценности образования и понимании его не только как инвестиции в будущее, но и как жизнеобеспечивающей функции современного общества.

Повышение роли ценностного аспекта образования обусловливает потребность в разработке новой методологии к выбору стратегий развития образования, ориентированных на гуманистические идеалы и культуру, общечеловеческие ценности, восприимчивость к миру природы, соотношение опыта личности с моральными и культурными образцами общества. Научно-технический прогресс и духовный кризис общества, связанный с потерей нравственных ценностных ориентиров в отношении природы и личности, породили современную экологическую ситуацию, переходящую в экологическую катастрофу.

Основой для становления новых идей образования должны выступать мировоззренческие идеи о ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единстве человека и природы, разумности, гуманности и развитии человеческой цивилизации. Главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования — обращение к ценностям.

Гуманистическая идея современного образования может быть реализована на философском, методологическом, педагогическом уровнях, отражающих гуманистическую и культурную сущность образования. Сущность гуманистической идеи состоит в познании философских, культурологических, естественнонаучных и социальных закономерностей на основе ценностно-ориентированного и личностно-деятельного подходов к образованию.

Педагогическая востребованность решения исследуемой проблемы связана с тем, что именно ценностный подход к изучению природы, осознание не только научных, но и нравственных, духовных аспектов взаимоотношений человечества и природы обеспечивает усвоение системы общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности. Ориентированность образования на ценности способствует раскрытию неразрывной связи проблемы будущего человечества, установлению и признанию почтительного и уважительного отношения к жизни.

В своем исследовании мы опирались на методологические, теоретические и практические разработки ученых. Философский аспект теории ценностей разработан в исследованиях С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова, В. А. Щербинина и др. В трудах А. Н. Кочергина, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, В. С. Степина, И. Т. Фролова дано обоснование ценности науки, ее влияния на систему человеческих ценностей и идеалов. Осмысление сущности и функций образования с позиций поликультурного подхода, ценностные характеристики образования представлены в работах А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, Г. Д. Глейзера, О. В. Долженко, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова и др.

Проблемное изучение ценностных ориентаций, их места в структуре и развитии личности проводились А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, В. В. Водзинской, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, В. П. Мясшцевым, А. П. Петровским, С. Л. Рубинштейном,.

B. А. Ядовым, И. С. Якиманской и др. Психолого-педагогическое понятие «отношение к природе», осуществлено в работах.

C. Д. Дерябо, А. П. Сидельковского, В. А. Ясвина и др.

Исследования, посвященные решению проблемы формирования ценностных ориентаций у школьников, осуществляли Н. А. Алексеев, Т. С. Анисимова, Т. К. Ахаян, И. С. Батракова, З. И. Васильева, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, И. Я. Лернер, А. П. Тряпицына и др.

Большой опыт по формированию ценностных отношений к природе накоплен в области теории и практики экологического образования. Развитие отношений учащихся к природе как к ценности, теоретические основы формирования экологических ценностей раскрыты в исследованиях H. М. Александровой, С. В. Алексеева, Н. Д. Андреевой, С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Г. А. Костецкой, В. В. Николиной, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др.

Различные аспекты формирования ценностных отношений к природе, жизни, человеку и его здоровью разработаны в теории методики обучения биологии C.B. Абрамовой, Н. Д. Андреевой, Т. В. Васильевой, Н. М. Верзилиным, Л. П. Викторовой,.

Н.В. Добрецовой, И. Д. Зверевым, В. В. Пасечником,.

И. Н. Пономаревой, Г. Д. Сидельниковой, В. П. Соломиным, П. В. Станкевичем, И. Т. Суравегиной, Л. Н. Сухоруковой,.

Д. И. Трайтаком и др.

Благодаря деятельности ученых определены методологические и теоретические основы ценностно-ориентированного образования. Однако в теории и методике обучения биологии, в практике общего биологического образования до сих пор не было специальной постановки проблемы в ракурсе формирования ориентаций на общечеловеческие ценности природы, жизни, человека и его здоровья.

Сложившаяся ситуация находит свое отражение в практике биологического образования и проявляется в следующих негативных явлениях:

— нарушении целостности в процессе формирования гуманистического мировоззрения, социализации и экологизации личности учащегося;

— отсутствии ориентаций целей биологического образования на фиксирование общечеловеческих, экологических и нравственных ценностей.

Наше исследование направлено на преодоление ряда противоречий:

— между потребностью общества в гражданах, обладающих гуманистическим мировоззрением, устойчивыми ценностными ориентациями и отсутствием их формирования в практике школьного биологического образования;

— между потребностями гуманизации и экологизации общего биологического образования за счет усиления ценностных аспектов его содержания и отсутствием научно обоснованной методики ценностно-ориентированного обучения биологии;

— между пониманием содержания биологического образования как сложной системы, обладающей значительным ценностным потенциалом, и преимущественной ориентацией школьной практики на формирование значительного объема знаний, что обусловливает преобладание у учащихся утилитарно-прагматического отношения к природе, равнодушия к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, невосприимчивости к эмоциональным переживаниям;

— между потребностями учителей биологии в разработанной методике формирования ценностных ориентаций и ее отсутствием в теории и практике обучения биологии.

Проблема исследования состоит в объективной необходимости создания научно обоснованной методики формирования ценностных ориентаций учащихся при их обучении курсу «Человек и его здоровье» .

Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке эффективной методики формирования ценностных ориентаций учащихся в курсе «Человек и его здоровье» .

Объект исследования — формирование ценностных ориентаций у учащихся в образовательном процессе по биологии.

Предмет исследования — методика формирования ценностных ориентаций у учащихся в процессе обучения курсу «Человек и его здоровье» .

Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций учащихся в курсе «Человек и его здоровье» будет эффективным, если:

— гуманистические и экологические идеи включены во все основные компоненты биологического образования в курсе «Человек и его здоровье»: целевой, содержательный, процессуальный, результативный;

— образовательные цели ориентированы на понимание уникальной ценности природы, абсолютной ценности жизни и здоровья, осознание цели и ценности человека, науки, образования;

— отбор содержания курса «Человек и его здоровье» осуществляется на основе принципов, предполагающих раскрытие ценностного значения основ биологической науки, установление связи теоретических положений с гуманистическими и экологическими ценностями;

— в процессе обучения реализован механизм формирования ценностных ориентаций и учтены его фазы;

— дано научное обоснование процессу поэтапного формирования ценностных ориентаций, ориентирующее учителя на формы и методы эмоционально-ценностного стимулирования, смыслоориентирующие способы организации учебной деятельности и ее рефлексию учащимися.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций в школьном биологическом образовании.

2. Определить психолого-педагогические основы развития ценностных ориентаций у школьников.

3. Изучить состояние проблемы формирования ценностных ориентаций в теории методики обучения биологии и практике школьного биологического образования (в курсе «Человек и его здоровье»).

4. Обосновать основные принципы формирования ценностных ориентаций учащихся в курсе «Человек и его здоровье» .

5. Определить ценностные эколого-гуманистические идеи, систему ценностей содержания курса «Человек и его здоровье» и дать обоснование методам формирования ценностных ориентаций учащихся.

6. Экспериментально проверить разработанную методику в «целях оценки эффективности ее применения в практике обучения.

Методолого-теоретической основой исследования являются:

— методология и теория познаниятеория человеческой деятельностифилософские положения теории единства «природыобщества — человека» ;

— теории ценностей, взаимосвязи ценностного и культурно-исторического подхода к образованию (С.Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев,.

В. В. Николина, В. П. Тугаринов, А. Д. Урсул, В. А. Ядов и др.);

— теории систем (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

— теории развития качеств личности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Г. И. Вергелес, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теории ценностно-ориентированного образования (Т.С. Анисимова, Т. К. Ахаян, И. С. Батракова, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, Г. А. Костецкая, А. П. Тряпицына и др.);

— теория интеграции как ведущая тенденция конструирования содержания (И. Ю. Алексашина, А. П. Беляева, M. Н. Берулава, Н. В. Груздева, В. Н. Максимова и др.);

— теория проектирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, JI. Я. Зорина, В. В. Краевский,.

B. С. Леднев и др.);

— теория непрерывного экологического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н. Д. Андреева, Н. Ф. Винокурова,.

C.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. С. Камерилова, В. В. Николина, И. Н. Пономарева, Г. П. Сикорская, П. В. Станкевич, И. Т. Суравегина и др.);

— формы, методы, организация обучения как ведущие категории конструирования систем естественнонаучного образования (Н.М. Верзилин, А. В. Даринский, В. М. Корсунская, H. Е. Кузнецова, М. С. Пак, В. В. Пасечник, И. М. Титова, В. П. Соломин, В. Д. Сухоруков, Д. И. Трайтак, Д. П. Финаров).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретические: теоретический анализ философской, методологической, биологической, экологической, педагогической, психологической и методической литературыпроектированиемоделированиеизучение директивных, нормативных и программно-методических документов об образовании;

— экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, проведение контрольных срезов;

— статистические методы математической обработки данных эксперимента.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1997;1998 гг.) был проведен анализ философской, социологической литературы, выявлено состояние проблемы ценностно-ориентированного обучения в педагогической, психологической и методической литературеизучен опыт по формированию ценностных ориентаций в школьном биологическом образованииопределены перспективные направления разработки методических основ формирования ценностных ориентаций с учетом особенностей содержания биологического образования, процесса обучения и развития личности ученикаразработана методика констатирующего эксперимента, определены его содержание, способы реализациипроведен констатирующий этап эксперимента и обобщены его результаты.

На втором этапе (1998;2001 гг.) разработана методика формирования ценностных ориентаций в курсе «Человек и его здоровье» — обоснованы принципы формирования ценностных ориентаций, выявлены важнейшие ценностные эколого-гуманистические идеи и разработана система ценностей содержания курса «Человек и его здоровье», определены формы, методы и способы деятельности, способствующие формированию ценностных ориентаций у школьников. Разработанная методика была внедрена в учебно-воспитательный процесс в школы-гимназии № 8, № 25 г. Рыбинска Ярославской области, Европейский лицей г. Баку.

На третьемэтапе (2001;2002 гг.) проводилась экспериментальная проверка результативности разработанной методики, осуществлялась их обработкапроводилась систематизация и обобщение результатов исследованияформулировались выводы, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в теории и методике обучения и воспитания биологии выявлены теоретические предпосылки и научные идеи формирования ценностных ориентаций у школьников.

С позиций системного, интегративного, личностно-деятельностного и ценностно-ориентированного подходов обоснована и разработана методика формирования ценностных ориентаций в курсе «Человек и его здоровье» .

Научно обоснованы цели формирования ценностных ориентаций, определено содержание курса «Человек и его здоровье», обогащенное ценностными идеями гуманистического и экологического характера и включающее в себя систему общечеловеческих, экологических и нравственных ценностей. Выявлено сочетание оптимальных методов и методических приемов, способствующих развитию ценностно-смысловой и ценностно-ориентированной деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыты и уточнены механизм и фазы формирования ценностных ориентаций применительно к школьному биологическому образованию.

Внедрена идея глобально ориентированного экологического образования, обеспечивающая формирование сознания школьников на основе усвоения общечеловеческих и экологических ценностей.

Разработана методика формирования ценностных ориентаций, основанная на системной интеграции анатомических, физиологических, экологических понятий и элементов медицинских знаний, умений, навыков при ведущей роли общечеловеческих и экологических ценностей.

Определена и обоснована специфика принципов формирования ценностных ориентаций: системности, научности, доступности, гуманизации, интеграции, экологизации, аксиологизации, проблемности, регионализации, культурологичности, диалогичностиопределена взаимосвязь принципов.

В контексте формирования ценностных ориентаций учащихся определены цели биологического образования (на примере курса «Человек и его здоровье») с учетом необходимости реализации культурологической и мировоззренческой функции биологического образования.

Разработана система ценностей содержания курса «Человек и его здоровье», способствующая усилению ценностной ориентированности общего биологического образования, расширению и конкретизации его социального и культурного контекста, усиливающая личностную направленность образования.

Выявлены специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций в курсе «Человек и его здоровье» — введены в процесс обучения школьников методы обучения и методические приемы, способствующие восприятию и усвоению общечеловеческих ценностей, формирующие направленность учащихся на ценностно-ориентированную деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации методики формирования ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии (в курсе «Человек и его здоровье»).

Разработанные теоретические основы и методика формирования ценностных ориентаций у школьников могут быть использованы при подготовке учителей биологии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров, в работе учителей биологии в общеобразовательных школах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим, научным и методическим обеспечением процесса исследованияреализацией системного, интегративного, личностно-деятельностного и ценностно-ориентированного подходоврациональным использованием теоретических и экспериментальных методов исследованиясочетанием качественных и количественных критериев оценки экспериментальной методикивнедрением идей и концептуальных положений исследования в учебно-воспитательный процесс, что обусловило единство теории и практикиличным участием автора в процессе обучения биологии в школе.

На защиту выносятся:

1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии.

2. Ведущие идеи и система ценностей в содержания курса «Человек и его здоровье» .

3. Методика формирования ценностных ориентаций у учащихся в курсе «Человек и его здоровье» .

4. Позитивные результаты исследования.

Апробация результатовисследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы школ г. Рыбинска и г. Баку. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на педагогических советах школ и заседаниях учебно-методических объединений учителей биологии г. Рыбинска и г. Баку (1998;2000 гг.), на научно-практической конференции «Эколого-экономическая базовая территория на побережье Рыбинского водохранилища» (Рыбинск, 1995 г.), на научно-методической компьютерной телеконференции «Информационнее технологии в обучении биологии, экологии и медицине» (ИНФОБИО-97) — конференции учителей и руководящих работников Ярославской области «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс» (Ярославль, 1998 г.) — на научно-практической конференции по проблемам компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла (Санкт-Петербург, 1998 г.) — на слетах победителей конкурса «Учитель года» (1999;2000 гг.), краеведческих педагогических чтениях (Рыбинск, 1999 г.), на 60-й профессорско-педагогической конференции (Азербайджан, Баку, АПУ им. Туси, 2000 г.), на конференции молодых ученых (Азербайджан, Баку, 2000 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Биологическое и экологическое образование: методология, теория и методика обучения» (Санкт-Петербург, 2002 г.) — в публикациях.

Выводы.

1. Принципы системности, научности, доступности, гуманизации, интеграции, экологизации, рассмотренные с позиций теории систем, теории ценностно-мотивационного обучения, явились основой для построения методики формирования ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье» .

К новым принципам формирования ценностных ориентаций относятся следующие: аксиологизации, проблемности, регионализации, культурологичности, диалогичности.

2. Формирование целевого компонента методики формирования ценностных ориентаций осуществлялось с учетом культурологических возможностей и высокого мировоззренческого потенциала школьной биологии, с учетом влияния таких факторов, как целостность личности ученика, системность функций биологического образования (обучения, развития, воспитания) — прогностичность, ориентирующая цели на фиксацию не только современных, но и будущих социальных ценностей.

3. Реализация ценностных гуманистических и экологических идей: целостности, системности и единства природыцелостности организма человекавзаимосвязи в природеценностного измерения природы, жизни, здоровья, науки и образованияидея безопасности жизни, определяет возможности ценностного восприятия учащимися окружающего мира.

4. В содержание курса «Человек и его здоровье» необходимо включение системы общечеловеческих экологических и гуманистических ценностей, усвоение которых направлено на формирование ценностного восприятия, осмысления и понимания окружающего мираприобретение комплекса внутренних установок и мотивации деятельности.

5. В результате исследования впервые определены специфические особенности и этапы процесса формирования ценностных ориентаций у учащихся в курсе «Человек и его здоровье» — определены и обоснованы группы методов и методических приемов стимулирования учебной деятельности, направленные на развитие готовности к эмоционально-нравственным переживаниямметоды развития ценностно-смысловой и ценностно-ориентированной деятельности.

6. Результаты экспериментального внедрения методики формирования ценностных ориентаций показали высокий уровень развития у учащихся ценностных ориентаций на общечеловеческие ценности.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы, правильность сформулированных концептуальных положений и позволяют сделать следующие выводы:

1. Принятие мировым сообществом модели, основанной на идее устойчивого развития, потребовало выдвижения новых целей образования, новых ценностей и нового типа видения природной среды и взаимодействия с ней человека и общества.

Общечеловеческие ценности, объединяющие в себе нормы, идеалы, предметы, являются незыблемыми для всего человечества, независящими от пространства и времени. К таким ценностям относятся природа, жизнь, человек, здоровье, наука, образование.

Системная интеграция в содержании биологического образования ценностей природы с ценностями, которые представляют собой биологическая наука и биологическое образование, способствует пониманию учащимися окружающего мира с позиций целостно-мотивационного подходов, что, в свою очередь, обеспечивает усвоение учениками системы ценностей.

2. Ценностные ориентации определяют мотивационную сферу личности, мотивы поведения. Совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, активность, устойчивость, способность к волевым решениям.

Основными условиями организации учебно-воспитательного процесса по биологии, направленного на развитие ценностных ориентаций, являются следующие: обеспечение восприятия и оценки личностью ценностейреализация возможностей выбора ценностей и нравственного развития личности с видением жизненной перспективытворческий обмен ценностями между учениками и учителеморганизация всех этапов учебно-воспитательного процесса с учетом механизма ориентации и в соответствии с фазами присвоения ценностей, преобразования личности, проектирования будущего.

3. Слабая ориентированность целей современного биологического образования на усвоение учащимися экологических и гуманистических ценностей, неразработанность системы ценностей в структуре содержания школьной биологии, отсутствие специальной методической литературы и несовершенная подготовленность учителей биологии по данной проблеме обусловили нарушение целостности процесса формирования ценностных ориентаций у учащихся в практике обучения биологии (в курсе «Человек и его здоровье»).

4. Ведущими идеями концептуальных основ методики формирования ценностных ориентаций являются следующие: системная интеграция анатомических, физиологических, гигиенических, экологических и медицинских знаний, умений, навыков при ведущей роли общечеловеческих экологических и гуманистических ценностейреализация в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированного и ценностно-мотивационного подходов к развитию личности ученикарассмотрение биологии как фундаментальной науки и области функционирования педагогической теории и практики, как основы формирования научного мировоззрения и системы ориентаций школьников на экологические и гуманистические ценностинаправленность целей обучения курса «Человек и его здоровье» на понимание ценностных смыслов и уникальности природы, жизни, здоровья, ценности науки и образованиявключение в содержание курса «Человек и его здоровье» системы ценностейосмысление научных знаний в русле гуманистических идей, морали и этики.

5. Усиление культурообусловленной и культурозначимой функции биологического образования должно быть направлено не только на ретрансляцию знаний, умений и навыков, но и на усвоение идеалов, на формирование ценностных ориентаций учащихся. Методика формирования ценностных ориентаций базируется на принципах гуманизации, интеграции, проблемности, регионализации, культурологичности, диалогичности. Требования, вытекающие из обоснованных в исследовании принципов, определяют отбор учебного содержания, построение учебно-воспитательного процесса, выбор методов и методических приемовобусловливают связи между всеми компонентами методики формирования ценностных ориентаций школьников.

6. Основными экологическими и гуманистическими идеями содержания курса «Человек и его здоровье», способствующими ценностному восприятию окружающего мира и формированию ориентаций школьников на общечеловеческие ценности, являются следующие идеи: целостность, системность и единство природысистемность и целостность организма человекавзаимосвязи в природеценностное измерение природы, жизни, здоровья, науки и образованиябезопасность жизни.

Система ценностей, которая подлежит включению в содержание курса «Человек и его здоровье» и усвоению учащимися в процессе обучения, включает в себя экологические, гуманистические и нравственные ценности.

7. Процесс формирования ценностных ориентаций характеризуется следующими особенностями: методы обучения направлены на развитие эмоционально-ценностных отношений, на развитие избирательного отношения учащихся к объектам действительностиориентировку в группе ценностей и оценивание учащимися объектов природы, общества, личности, самого себя и своего места в природе. К таким методам относятся методы и приемы стимулирования учебной деятельности, способствующие развитию готовности к эмоционально-смысловой и ценностно-ориентированной деятельностиметоды ценностного обмена, основанного на диалоге.

8. В процессе экспериментального исследования доказана необходимость и перспективность применения методики формирования ценностных ориентаций в практике обучения биологии. Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о высоком уровне сформированности ориентаций учащихся на ценности экологического и гуманистического характера, направленности школьников на ценностно ориентированную деятельностьо повышенном интересе к изучению биологии, к экологическим проблемам и сохранению здоровья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В. Развитие системы эколого-гуманистических понятий раздела «Общая биология» в школах с гуманитарной направленностью.: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. -19 с.
  2. Н. Н., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. // Мир психологии.- 2000. -№ 1 С.21−38.
  3. Н. М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. СПб.: ИПТО РАО, 1997. — 174 с.
  4. Н. А. Педагогические основы проектирования личностного ориентированного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук Екатеринбург: Уральск, гос. пед. университет, 1997. — 42 с.
  5. С. В. Изучение экологических проблем как средство формирования глобального мышления учащихся. //Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование.- СПб., 1992. -С.21−38.
  6. С. В. Экология: наука и область образования. СПб.: Крисмас+, 1994. — 54 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания,— Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  8. Н. Д. Использование экологического материала на уроках биологии в 9-м классе: Методические рекомендации. СПб: Образование, 1994. — 24 с.
  9. Н. Д. Обобщающие уроки: IX класс. // Биология в шк.-1996 -№ 3.-С. 42−48.
  10. Н. Д. Отражение идей А. Я. Герда в целях современного биологического образования школьников. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 40−41.
  11. Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 111 с.
  12. Н. Д., Пономарева И. Н., Соломин В. П. Развитие понятий экологии человека в разделе «Человек и его здоровье»: Программа спецкурса. СПб: Образование, 1993. — 9 с.
  13. С. Ф. Духовные ценности, производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  14. С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. -19 с.
  15. Т. С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников (на материале сельской школы): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Краснодар, 1996. 17 с.
  16. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 104 с.
  17. А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 310 с.
  18. X. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 17 с.
  19. Т. К. Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -JL, 1982. 32 с.
  20. Т. Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе (на материале 4−10 классов): Автореф. дис. канд. психол. наук. -Киев, 1984. 19 с.
  21. И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995.
  22. А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.: НИИ ПТО, 2001, 430 с.
  23. М. Н. Гуманизация образования: проблемы развития и перспективы. Бийск: НПЦ БиГПИ, 1995. — 31 с.
  24. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 187 с.
  25. Биология 9. Человек: Учебник для 9 кл. общеобр. уч. завед. / Под ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
  26. Биология для 5−11 классов. // Программа для средних общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. — 219 с.
  27. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 270 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 162 с.
  29. В. А. Ценность и ценностные отношения. // Проблема ценности в философии. М., 1966. — С.29−36.
  30. Васильева 3. И. Единство воспитания и обучения школьников. Л.: Знание, 1980. — 35 с.
  31. Васильева 3. И. Изучение личности школьника учителем.-М.: Педагогика, 1991. 135 с.
  32. Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
  33. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. -М., 1974. -383 с.
  34. Л. П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 166с.
  35. В. В. Понятие установки отношения и ценностной оринтации в социологическом исследовании. // Филос. науки. -1968. -№ 2-С. 48−54.
  36. Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Избранные психологические исследования. -М., 1956.-С. 28−42.
  37. Р. Конец нового времени // Феномен человека. М., 1993. — С. 240−296.
  38. А. Я. Избранные педагогические труды. М., 1953.
  39. А. Я. Предметные уроки в начальной школе. 4.1 СПб., 1833.
  40. . С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -608 с.
  41. Э. В. К вопросу о ноокосмологии как науке, системе мышления и образе жизни // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 13−16.
  42. Л. П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Уфа., 1997. 23 с.
  43. С. Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в шк 1999. — № 3. — С. 5−11.
  44. С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. -173 с.
  45. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующее общество //Педагогика. 2000. — № 6. — С. 3−13.
  46. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. /Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева М.: Прогресс, 1990. -495 с.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  48. С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов на Дону: Феникс, 1996. -477 с.
  49. О. В. Очерки по философии образования: Учебное пособие. М.: Промо-Медиа, 1995. -240 с.
  50. А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек: Учебник для 8 кл. общеобр. шк. М.: Вента-Граф, 1997. — 224 с.
  51. О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997. — 333 с.
  52. И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобр. шк. 8−9 кл. М.: Вента-Граф, 2000. — 304 с.
  53. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  54. И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  55. И. Д., Суравегина И. Т. Методология проблемы отношения личности к природе. // Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. СПб., 1992. -С. 3−7.
  56. В. П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 90−103.
  57. JI. Я. Ценности естественнонаучного образования. // Педагогика. 1995, № 3. — С. 29−33.
  58. В. Ф. Избранные педагогические труды. / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
  59. Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия / Науч. ред. акад. АЕН Ю. П. Яковец. М., 1995. -186 с.
  60. В. С. Формирование личности школьника: ценностный аспект. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  61. М. С. Наука и ценности: проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания / Под ред. М. С. Кагана и Б. В. Маркова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -184 с.
  62. М. С. Природа, общество, человек, культура в системе бытия// Системный подход и гуманитарные знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -384 с.
  63. М. С. Философия культуры. СПб: Наука, 1996. — 414 с.
  64. М. Г. Ценностные ориентации и их формирование. -Л.: Изд. РГПУ, 1989. 83 с.
  65. Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: системно-ориентированный подход: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 34 с.
  66. В. П., Яншин А. Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование: экологические проблемы современной глобалистики. М.: АН СССР, 1985. -320 с.
  67. Е. П. Здоровье оснавная жизненная ценность. // Мир психологии, — 2000. — № 1. — С. 75−82.
  68. Г. С., Мягкова А. Н. Проблемы и перспективы развития биологического образования. // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1999. — С. 130−135.
  69. В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993. — 80 с.
  70. А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и практика. Л., 1991. — 83 с.
  71. М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  72. Д. В. Здоровье через образование. // Биология в шк. -2000. -№> 2 -С. 19−23.
  73. Д. В. и др. Биология. Человек: Учебник для 8 кл. общеобр. уч. завед. М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
  74. . Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  75. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор // Экос-информ. 1994. — № 3−4. -С. 8−11.
  76. Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 21 с.
  77. А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. -М.: МГУ, 1991. -79 с.
  78. В. В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во СГПИ, 1994. -164 с.
  79. В. В. Проблема научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. -263 с.
  80. И. В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М.: Наука, 1988. — 415 с.
  81. Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования. 1995. Вып. 2 — С. 67−99.
  82. Н. Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции: На примере дисциплины естественнонаучного цикла: Учебное пособие. СПб: Образование, 1998. -47 с.
  83. Р. О., Мамедов Н. М. Проблема ценностей и синтез естествознания. // Наука в социальных гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. — С. 315−326.
  84. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  85. А. Н. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  86. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1991. — 184 с.
  87. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  88. И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М., 1983. 162 с.
  89. Личность: определение и описание. // Вопросы психологии. -1992, № 3,4.
  90. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  91. А. Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Лабиринт, 1991. 313 с.
  92. Е.В. Антропогенный ландшафт Этрурии: природа в контексте древней цивилизации. // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. — С. 168−182.
  93. Н. М. Культура, экология, образование. М.: Знание, 1996.-64 с.
  94. Н. М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования // Биология в шк. 1996. -№ 2. -С. 25−28.
  95. А. В., Соломин В. П., Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. СПб.: НИИХимии СПбГТУ, 2000. — 132 с.
  96. М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  97. Т. В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 143 с.
  98. Методика изучения ценностных ориентаций. // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. -М.: МГУ, 1989. С. 147−159.
  99. Н. Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода». // Биология в шк. 1995. -№ 4. — С. 5−8.
  100. Н. Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.- 191 с.
  101. А. В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.-95 с.
  102. В.Н. Личность и отношения человека. // Проблема личности. / Под ред. ВМ. Банщикова и др. М., 1969. С. 63−73.
  103. В.Н. Психология. -Л., 1960. 309 с.
  104. А. П. Беспределен ли человек? //Общественность и современность. -1992 № 5. — С. 176−186.
  105. Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос. 1997. — 140 с.
  106. Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. — С. 3−10.
  107. В. В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999.-47 с.
  108. В. В. Эмоционально-ценностные отношения учащихся к окружающей среде. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 1996. — 56 с.
  109. Г. К. Психолого-педагогические основы ценностного ориентирования личности.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1993. — 35 с.
  110. Г. К. Формирования ориентаций старших подростков на труд как нравственную ценность.: Дис. канд. «пед. наук. Л., 1985. — 196 с.
  111. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — С.375.
  112. В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ ИОСО РАО. М., 1995. -35 с.
  113. А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.-111с.
  114. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  115. В.В. Основы общей методики естествознания. М., 1907.
  116. В. В. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 132 с.
  117. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии. Л., 1979. — 87 с.
  118. И.Н. Уровни организации жизни.// Биология в шк. 1996. -№ 5. — С. 10−12.
  119. И. Н. Основные направления экологического образования в школах России // Экологическое образование: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -321 с.
  120. Программы для средних общеобразовательных учреждений. Биология. М.: Просвещение, 1993. — 219 с.
  121. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 487 с.
  122. И. Д. Понятие «природа» у древних греков// Природа. 1974. — № 3.
  123. И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979. — 485 с.
  124. В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема// Мир психологии. 2000 — № 1 — С. 1231.
  125. С. JI. Бытие и сознание. М.: Учпедгиз, 1957. -395 с.
  126. М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогич. общество России, 1999. — 544 с.
  127. Г. И. Эксперимент на сопоставление различных методов ранжирования качественных признаков. // Личность и ее ценностные ориентации. / Ред. В. А. Ядов. М., 1961, — Вып. 1-С.136−167.
  128. В. Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем». // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С.49−64.
  129. В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1994. — 330 с.
  130. А. П. Взаимодействия школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987.- 35 с.
  131. А. П. Критерии, методы и методика изучения формирования отношения школьников к природе. Ставрополь, 1988.-201 с.
  132. Ю. Очерк анатомии и физиологии человеческого тела. СПб, 1850. 388 с.
  133. В. Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определению путей его совершенствования: Учебное пособие. М.: Мади, 1997. — 105 с.
  134. В. С. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. М.: РАО, 1995. — 147 с.
  135. В. С., Писаревский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: По материалам социологического опроса учителей. М., 1994. — 15 с.
  136. В. П. Теоретико-методические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте Естествознания педагогического университета. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -224 с.
  137. В. С. Основания науки и их социокультурная размеренность // Наука в культуре
  138. В. С. Становление научной теории. Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 320 с.
  139. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 95 с.
  140. И. Т. Концепция развития целей и содержания базового экологического образования в XXI столетии // Развитие содержания общего среднего образования. М.: Изд. ИОСО РАО, 1997. -С.32−36.
  141. И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 36 с.
  142. Л.Н. Личностно ориентированное обучение биологии в старших классах. Ярославль: Изд. ЯГПУ, 1999. — 205 с.
  143. Л.Н. Теоретические основы культурно-исторического подхода к школьному биологическому образованию: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 2001. — 36 с.
  144. Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Просвещение, 1975. — 72 с.
  145. А. П. Организация творческой учебно-воспитательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. — 91 с.
  146. В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. — 156 с.
  147. В. П. Природа. Цивилизация. Человек. Л., 1978. -47 с.
  148. А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. -282 с.
  149. И. Т. Взаимодействие наук и гуманистических ценностей. // Наука и культура. М.: Наука, 1984. — 335 с.
  150. И. Т. Итоги и перспективы. М.: Наука, 1986. — 63 с.
  151. А. Г., Калинова Г. С., Мягкова А. Н. и др.Биология. //Учебные стандарты школ России. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, M. Н. Мазуровой. М.: Прометей, 1998. — С. 194−222.
  152. А. М., Петришина О. JI. Человек: анатомия, физиология, гигиена: Учебник для 8 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
  153. А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. — 572 с.
  154. А. Культура и этика: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973.- 343 с.
  155. Г. П. Педагогика и логика. М.: Педагогика, 1991.-282 с.
  156. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Изд-во Знамя, 1964. — 47 с.
  157. В. А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М.: Высшая школа, 1989. -156 с.
  158. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  159. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  160. Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Изд. междунар. пед. академии, 1995.-221 с.
  161. . Г. Здоровье: факт, норма и ценность. // Мир психологии 2000 — № 1 — С.54−67.
  162. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  163. Ядов В А. Междисциплинарный подход к изучению соотношений между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М., 1970. — 11 с.
  164. И. С. Знание и мышление школьника.- М.: Знание, 1985. -78 с.
  165. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1997. — 92 с.
Заполнить форму текущей работой