Исторический и классовый характер воспитания
В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. В рабовладельческом обществе воспитание приобрело качественно иной характер. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов… Читать ещё >
Исторический и классовый характер воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исторический и классовый характер воспитания.
Воспитание — единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, который дает ему возможность полнокровной жизни и трудовой деятельности среди взрослых людей. Цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить человека к жизни, к труду в данном обществе.
В процессе воспитания ребенок овладевает определенными сторонами общественно-исторического опыта человечества, усваивает опыт взрослых людей, их мировоззрение, научные знания, культуру, искусство, мораль, трудовые умения и готовность к труду. Поэтому в педагогике воспитание характеризуется как общественное явление, свойственное только человеку.
Исторический и классовый характер воспитания. Воспитание носит исторический характер. Оно возникает на ранних стадиях общественного развития человека. В первобытном обществе воспитание заключалось в передаче детям обрядов, норм поведения, дисциплины, морали племени, в котором дети жили, в овладении орудиями труда и самой трудовой деятельностью. Обычно это достигалось за счет подражания, копирования деятельности взрослого, опыт которого составлял содержание воспитания.
С усложнением опыта человечества усложняется характер и.
содержание воспитания.
1. Понятие «воспитание».
1.1 Что такое воспитание.
воспитание ребенок общественный Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого — его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.
Воспитание как социальное явление — один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит:
а) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;
б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;
в) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;
г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.
Воспитание в узком социальном смысле — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.
Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).
Признаки воспитания как педагогического понятия:.
* целенаправленность (наличие какого-то образца, идеала воспитания);
* соответствие социально-культурным ценностям (воспитывается то, что принято в обществе);
* присутствие определенной системы организуемых влияний. В педагогике принято выстраивать траекторию движения к цели через комплекс решаемых задач. К задачам воспитания традиционно относят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, гражданского воспитания.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание — это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания — разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.
Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.
1.2 Воспитание как общественное явление.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:
1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.
2. Воспитание категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.
3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.
4. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и в результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, в систему общения и в общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными. На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика — наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.
2. Исторический и классовый характер воспитания.
2.1 Исторический и классовый характер воспитания.
Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.
Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации.
Так, в первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. Мальчиков обучали приемам охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению оружия и орудий труда; девочек — сбору съедобных плодов и растений, изготовлению одежды, выполнению домашней работы; всех детей учили с почтением относиться к старшим.
С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись. Когда в родовой общине выделяется семья, дети получают начатки воспитания в семье, а подготовку к жизни — в общении с членами своего рода, племени, например учатся у особенно ловких и удачливых охотников приемам охоты и т. п.
В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. В рабовладельческом обществе воспитание приобрело качественно иной характер. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, с резко отличными условиями жизни, общественным положением. Воспитание, продолжая оставаться функцией общества, стало направляться государством. Для осуществления воспитания создавались специальные учебно-воспитательные учреждения. Впервые они появились в странах Древнего Востока еще за несколько веков до нашей эры. Это были жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами.
Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции — в Спарте и Афинах. В Спарте в воспитании детей рабовладельцев, которых готовили к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, большое место отводилось военному делу, физическим упражнениям, военно-спортивным играм. В Афинах много внимания уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли умелых, волевых правителей и военачальников. У них воспитывали презрение к физическому труду.
Детей рабов приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для них не было, воспитание и передача трудовых умений и навыков осуществлялась в процессе самого труда.
Таким образом, с разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей — представителей разных классов. Поскольку воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа.
В феодальном обществе основные антагонистические классы — феодалы и крепостные крестьяне. Внутри класса феодалов выделяются сословия — духовенство и дворяне. Воспитание носит также ярко выраженный классовый характер. В эпоху феодализма получили дальнейшее развитие учебно-воспитательные учреждения, которые обслуживали привилегированные слои общества, например давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское — детям дворян.
В России также были созданы привилегированные учебные заведения, предназначенные для детей определенного сословия. На первых этапах становления феодального общества, когда уровень развития производства не требовал от крепостных крестьян даже начатков образования, дети крестьян в подавляющем большинстве в школах не учились. Через семью передавались традиции поведения, отношений между старшими и младшими, выполнения ряда обязанностей. Некоторые традиции отражались в народных обрядах.
Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. Отмечая это, Ф. Энгельс писал, что в эпоху средневековья «…монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и самообразование приняло тем самым преимущественно богословский характер». Поэтому наиболее развитой была система учебно-воспитательных учреждений, создаваемых церковью. Они предназначались как для подготовки духовенства, так и для религиозного воспитания других слоев общества.
В связи с ростом городов появилась и стала формироваться новая социальная прослойка эксплуатируемых — ремесленники, мелкие торговцы, которые формально были свободны. В процессе развития ремесленного производства возникла потребность в начатках практического образования — грамоты, счета, необходимых для ведения учета, обмена, торговли. Дети ремесленников и мелких торговцев стали обучаться в церковных, а позже в цеховых и гильдейских школах. В церковные школы стали попадать затем и дети крестьян.
Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, рост городов, развитие ремесел и мануфактуры вызвали появление буржуазии, которая не могла мириться с сословным характером учебных заведений. Ее не устраивал и ограниченный запас знаний, которые давали различные типы церковноприходских, цеховых, гильдейских и других школ, открывавшихся городскими властями. Молодая и накапливающая силы буржуазия в тот период была прогрессивной в вопросах воспитания: она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания. Буржуазия стояла даже за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие.
Организованное обучение детей трудящихся стало общественно необходимым. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ. К. Маркс, отмечая этот знаменательный этап в развитии воспитания, писал: «Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание…».
С укреплением позиций буржуазии на политической арене начался отход от демократических требований в области образования, выдвигавшихся в период борьбы против феодализма. Буржуазия стала осуществлять строгую классовую дифференциацию в образовании. Будучи господствующим классом, она стремится дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Этим целям служат прежде всего дорогостоящие частные школы, существующие параллельно с системой государственных школ.
Далеко не всех своих привилегий при капитализме лишилась и феодальная знать, продолжая оставаться сильным эксплуататорским классом. Выдвигая целый ряд барьеров для продвижения детей трудящихся к более высоким ступеням образования, буржуазия создала ряд типов школ, доступных лишь для детей обеспеченных родителей. Содержание образования в массовых школах, предназначенных для детей бедноты, было резко ограничено: им давали лишь тот минимум знаний, который был необходим для работы в условиях производства, оснащённого машинами.
Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия дает знания рабочим «лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам».
Даже в условиях начавшегося развития капиталистического производства технический уровень сельского хозяйства оставался низким, поэтому от крестьян не требовалось ни общих, ни специальных знаний. Начальное образование им продолжали давать церковноприходские школы разного типа, открываемые сельскими властями. Однако охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным. Положение стало меняться лишь с началом технического переоснащения сельского хозяйства, потребовавшего более грамотных работников.
Появление нового эксплуатируемого класса — пролетариата, боровшегося за свои права, в том числе и за право на образование для своих детей, привело к резкому обострению всех противоречий в области воспитания. Эти противоречия становятся более острыми в современном буржуазном обществе.
Великая Октябрьская социалистическая революция, свершившаяся в нашей стране в 1917 году, вызвала к жизни новую общественную формацию — социалистическое общество и впервые открыла широкие возможности для получения подрастающими поколениями разностороннего образования и развития всех способностей. Появились политические, экономические и социальные условия для решения всех демократических задач в области воспитания. Воспитание как особая функция государства получило новую направленность. Впервые в истории классового общества школа из орудия господства эксплуататоров превратилась в государстве с неантагонистическими классами в средство коммунистического преобразования общества.
Новый характер развития производства и производственных отношений при социализме вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников, для подготовки которых потребовалась иная система учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания и методов воспитания. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования.
На первом этапе развития социалистического общества — этапе создания фундамента социализма — в области просвещения трудящихся были решены задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального образования и обеспечения общего подъема образовательного и культурного уровня населения.
Большое внимание было уделено развитию просвещения у ранее отсталых народов, населяющих территорию СССР.
В период построения основ социализма были успешно решены задачи введения всеобщего семилетнего образования, обеспечена достаточная общеобразовательная подготовка поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, что помогло создать большую армию специалистов с высшим и средним специальным образованием. Значительно вырос образовательный и культурный уровень всего населения.
Когда наше общество вступило в стадию развитого социализма, была выдвинута задача введения всеобщего среднего образования, более эффективного осуществления всестороннего развития человека и формирования его коммунистического мировоззрения.
Научно-техническая революция, способствующая построению материально-технической базы коммунизма, создает одновременно предпосылки для более успешного решения всех задач воспитания нового человека, который должен иметь широкую общеобразовательную и специальную подготовку. Высокий уровень науки и техники обеспечивает лучшие условия для роста творческих сил и всестороннего развития человека: у общества появляется возможность неуклонно повышать благосостояние трудящихся, увеличивать средства для развития народного образования, укрепления его материальной базы, расширения системы разнообразных культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не только удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к работнику в разных сферах высокоразвитого производства, но и активно способствуют дальнейшему развитию науки и техники, создают новые материальные и духовные ценности. Эти задачи и условия развития воспитания строителей коммунизма отражены в новой Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г.
Заключение.
воспитание ребенок общественный Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации, а классовость воспитания в нашем социалистическом обществе проявляется прежде всего в умении личности оценивать общественные события, явления сквозь призму научно понятых интересов рабочего класса в плане выполнения им своей всемирно-исторической миссии. «Наша политика отличается тем, — писал Ленин сразу после Великой Октябрьской революции, — что мы требуем прежде всего точной классовой характеристики происходящего».
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издат. центр «Академия», 2012. — 336 с.
Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2011.
Столяренко Л. Д. Педагогика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по педагогике. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2014.