Цель контрольного эксперимента: выявление динамики закрепления правильного звукопроизношения у детей экспериментальной группы.
Задачи контрольного эксперимента:
- — провести диагностику уровня сформированности звукопроизношения у детей по результатам логопедического воздействия на индивидуальных занятиях;
- — осуществить сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
На заключительном этапе практической части исследования был проведен контрольный эксперимент по методике, аналогичной констатирующему.
Результаты контрольного эксперимента представлены далее на диаграммах.
Диаграмма № 5.
Уровень звукопроизношения.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал следующую динамику: высокий уровень развития звукопризношения увеличился на 46%, средний уровень снизился — на 3%. Низкого уровня в ходе контрольного эксперимента не выявлено.
Диаграмма № 6.
Анализ развития звукопроизношения.
Диаграмма № 7.
Уровень развития фонематического слуха.
Уровень развития фонематического слуха в ходе экспериментов: изменился следующим образом: высокий уровень увеличился на 50%, средний — снизился на 30%, низкий уровень уменьшился на 20%.
Диаграмма № 8.
Уровень развития фонематического слуха.
Гистограмма № 2.
Уровень состояния орального праксиса (по критериям).
В таблице приведены количественные данные (в %) по каждому из критериев оценки состояния орального праксиса.
Таблица № 2.
Количественные показатели состояния орального праксиса.
|
Уровень. | объем. | точность. | тонус. | темп. | синкинезии. | Средние показатели. |
Низкий. | 0%. | 20%. | 30%. | 20%. | 10%. | 16%. |
Средний. | 40%. | 40%. | 40%. | 60%. | 30%. | 42%. |
Высокий. | 60%. | 40%. | 30%. | 20%. | 60%. | 42%. |
Таким образом, вычислив средние арифметические показатели, нами был определен уровень состояния орального праксиса у детей экспериментальной группы.
Диаграмма № 9.
Уровень состояния орального праксиса.
Сравнивая результаты обследования детей по трем направлениям (звукопроизношение, фонематический слух, оральный праксис), нами были определены средние уровни развития звукопроизношения у детей экспериментальной группы.
Диаграмма № 10.
Анализ развития орального праксиса
Анализируя результаты диагностики, можно проследить положительную динамику в закреплении звукопроизношения у детей экспериментальной группы. Помимо улучшения звукопроизносительной стороны речи, улучшилось состояние импрессивной стороны речи (понимание значений грамматических категорий, состояние фонематического восприятия и способности к элементарному фонематическому анализу). В ходе работы нами были определены причины индивидуальных различий качества закрепления звукопроизношения. Большое значение имеет наличие или отсутствие органических нарушений, заинтересованность и непосредственное участие родителей в коррекционном процессе, отношение самого ребенка к своему дефекту, частота посещений ребенком логопедических занятий.