Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стёртая форма дизартрии как вид речевой патологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. В. Лопатина в своей работе «К вопросу о стёртых формах дизартрии» отмечает недостаточность изучения так называемых стёртых дизартрии. В литературе, как правило, встречаются или отдельные упоминания, или фрагментарные сведения по данному вопросу, отсутствует программа обучения детей, страдающих стёртыми формами дизартрии. В работах, посвящённых дизартрии, констатируется, что клинические… Читать ещё >

Стёртая форма дизартрии как вид речевой патологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работах, посвящённых дизартрии, констатируется, что клинические особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести мозгового поражения. Степень выраженности дизартрии может быть различной: от лёгких форм (стёртых) до самых тяжёлых форм (анартрий).

Л.В. Лопатина в своей работе «К вопросу о стёртых формах дизартрии» отмечает недостаточность изучения так называемых стёртых дизартрии. В литературе, как правило, встречаются или отдельные упоминания, или фрагментарные сведения по данному вопросу, отсутствует программа обучения детей, страдающих стёртыми формами дизартрии[11].

М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская в работе «Детские церебральные параличи и пути их преодоления» описывают встречавшиеся при углублённом обследовании случаи выявления лёгких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценных артикуляций, что приводит к неточности произношения. Авторы относят эти случаи к нарушениям дизартрического характера, указывая на своеобразие нарушений артикуляторных движений, на то, что слабость тех двигательных нервов. Которые участвуют в процессе моторной организации речи, отражаются не только на артикуляции отдельных звуков. Но и на переключении с одного звука на другой, на плавности последовательной смены артикуляционных движений х.

Токарева О.А. отмечает, что в практике логопедической работы с детьми часто встречаются лёгкие (стёртые) формы дизартрии, которые в отличие от дислалий, имеют более грубые проявления нарушений звукопроизношения и требуют более длительного логопедического воздействия, направленного на их устранение. Даже при правильном произношении детьми большинства звуков, в спонтанной речи эти звуки не автоматизированы и недостаточно дифференцируются. Автор обращает внимание на своеобразие нарушений артикуляторных движений, когда при отсутствии ограничения в движениях языка и губ часто наблюдается неточность движений и недостаточность их силы". (Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969) [17].

Аналогичные факты отмечает Мелехова Л. В. в работе «Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалий» [12]. Автор обращает внимание на то, что «неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление:

замедляется темп движений;

быстро наступает потеря точности движений;

затрудняется сохранение заданного положения языка;

Панченко И.И. в работе «Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи» обнаружил случаи невыраженного нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, выражавшиеся в очень лёгкой степени явления спастического пареза и вызывающие расстройства звукопроизношения. По мнению автора, также нарушения следует относить к нарушениям дизартрического характера, имеющим лёгкую степень выраженности.

В статье «Проявление стёртых дизартрии и методы их диагностики» Соботович С. Ф. и Чернопольская А. Ф. выявили некоторые особенности проявления стёртой формы дизартрии: «недостатки произношения у детей носили различный характер [16]. Они могли проявляться только в произношении звуков, причём в одних случаях это не вызывало задержки фонематического развития, в других такая задержка имела место. Произношение детей той группы характеризовалось смазанностью, размытостью, нечёткостью артикуляции звуков, что особенно резко проявлялось в потоке речи…» В исследованиях авторами отмечается, что в некоторых случаях нарушение звукопроизношения имеет место избирательная неполноценность отдельных мышц языка и губ, обусловленная односторонними парезами подъязычного и лицевого нервов. Такие случаи классифицировались ими как стёртая форма дизартрии. Аналогичные сведения приводит Г. Гуцман: «Встречаются указания на речевые расстройства. Общей характеристикой которых является смытость стёртой артикуляции в различной степени… Движения языка поражены в каждом случае в большей или меньшей степени. Большей частью наблюдается лишь слабость и затруднения движений. Часто высовывание языка реализуется вполне нормально, но вверх вниз, движения к нёбу или в сторону невыполнимы. После многократных движений, при лёгком утомлении движения делаются неполными, медленными… Расстройства артикуляции определяются тем, какие мышечные группы наиболее поражены. В зависимости от того, преобладает ли расстройство губ, языка или мускулатуры нёба, мы отмечаем различные нарушения». Вопросы диагностики проявления стёртых дизартрии подробно освящены в работах Сизовой Э. Я. «Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма» и «О механизме бокового сигматизма». Автор делает вывод, такого рода: " .нарушения произношения обусловлены поражением центральной нервной системы и являются расстройствами дизартрического ряда; они носят стёртый характер, в связи с избирательной неполноценностью различных участков языка и артикуляторной мускулатуры".

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой