Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Сущность, условия и тенденции самореализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационное исследование по проблеме самореализации позволило достичь определённых результатов. Осуществлён философский анализ теоретических подходов к проблеме самореализации и практического проявления этого феномена, достигнута большая терминологическая ясность в понимании самореализации личности, проведено сопоставление понятие самореализации с близкими по смыслу понятиями. Исследованы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Самореализация личности: феноменологическое описание и терминологический анализ
  • §-2.Синергетическая концепция самореализации личности
  • §-3.Онтологические и гносеологические основания самореализации личности
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • §-1.Пределы самореализации личности: от отчуждения к творческой самоактуализации
  • §-2.Индивидуализация как становление «самостояния» личности
  • §-3.Свобода как условие позитивной самореализации личности

Сущность, условия и тенденции самореализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы. Анализируя некоторые человеческие судьбы, с удивлением обнаруживаешь, что судьбы эти как стрелой пронизаны единым стержнем, природу которого трудно объяснить привычно употребляемыми в таких случаях категориями. Какой потребностью, каким интересом можно объяснить неистребимое желание героев этих судеб именно таким, только им присущим способом выразить себя, именно так пройти свой жизненный путь?

Невзирая на слова Гегеля о необходимости избирать призвание в соответствии со своими природными задатками-1 невзирая на необходимость «соотнесённости» личных целей человека с «социально-историческими особенностями своего времени «, — эти люди стремятся не к соответствию своих действий и общественно-исторических условий, а к преодолению этих условий. И нет гармонии, и не все достигают своих целей, но какая-то сила заставляет таких людей невзирая ни на что идти своим путём.

Стимулом к деятельности таких людей часто является только их неистребимое стремление к самореализации. Они выходят за рамки современного им общества, а потому не могут опираться ни на признание своих заслуг со стороны современников, ни на материальные стимулы, ни даже на простое понимание. Лишь жгучая внутренняя сила, которая есть стремление к самореализации, позволяет им не отказаться от своего «Я» и от выбранного ими способа жить.

Так что это за сила? Что понуждает меллвиловского героя Ахава выйти в мир, «чтобы навязать ему свою больную, свою безумную волю», не.

1 Гегель Г. Ф. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.2. — М., 1973. С. 65.

2 Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. — Новосибирск, 1989. С. 117. смотря на свою «короткую человеческую мерку»? Почему «не в океан ведёт он свой корабль, но лишь в одну из точек океана. Не океан возможностей перед его судном, но только одна возможность. Не киты, но только один кит — Моби Дик»?3.

И только ли ярким личностям суждено строить свою жизнь по потребности в самореализации? Посмотрим внимательно, и мы увидим, что основная масса людей обыкновенных, скромных и непритязательных в каждодневном бытии, также проявляет труднообъяснимое стремление к определённому образу жизни, которое если и не является потребностью в самореализации в высоком смысле этого слова, всё же имеет к ней достаточно прямое отношение. И они стремятся к достижению своих «маленьких», «обыкновенных» целей, жаждут своих «маленьких» радостей, ощущают определённую полноту жизни, и при завершении жизненного пути испытывают чувство удовлетворения. Они прожили жизнь «как положено», может быть не лучше, но и — самое главное, с их точки зрения, — не хуже других. И они не ощущают отчуждения.

Но разве существенно то, что эти люди не осознают отчуждения? Может быть, главное то, что в них погибают их бесконечные потенции? Но ведь поныне и долго ещё, это будет пусть и трагической, но неизбежностью. Можно сказать, что ограниченность самопроявления как отдельного индивида, так и подавляющей массы людей, соответствует ограниченности исторического развития человека и человечества в каждую эпоху. Более того, в связи с потенциальной бесконечностью человеческой природы, каждый индивид обречён на частичное самопроявление, как бы не была разнообразна его жизнедеятельность.

Так что же это такое — самореализация? Потребность в самореализации? Почему эта потребность способна иметь столь императивный харакj.

3 Трубников Н. Н. Притча о Белом Ките //Вопросы философии. — 1989. — № 1. -С.61. тер? Почему человек может испытывать чувство удовлетворения, ощущение «состоявшейся жизни», даже если жизнь его была полна невзгод и лишений? Почему единственное событие, действие, поступок, перечёркивая, казалось бы, всю предшествующую жизнь, способны вызвать всё то же ощущение «состоявшейся жизни»? Какие сущностные характеристики личности заставляют её стремиться к самореализации? Делают возможным появление чувства удовлетворения от жизни только в случае самореализации? Делая иногда это стремление равноценным вопросу жизни и смерти?

Важно найти какое-то интегрирующее начало в человеке, объединяющее различные мотивационные факторы на протяжении длительных периодов, или жизни в целом, или действующее в решающие жизненные моменты. Начало, по которому человек оценивает свой жизненный путь. В качестве такого интегрирующего начала предлагается потребность в самореализации. Подвергнуть анализу сущность и условия состоявшейся жизни, реализации личностью самой себя, своей сущности — основная цель данной работы.

Актуальность проблемы. Актуальность этой проблемы вытекает из тех вечных вопросов, которые с такой яркостью в очередной раз сформулированы современным итальянским философом Аббаньяно: «.чем же Я являюсь и чем же я должен быть для себя? Чем же Я являюсь и должен быть для других? Мои конкретные интересы, жажда счастья, всё, что конституирует мою конкретную природу и мои конкретные поступки. ответ на эти вопросы глубочайшим образом детерминируют моё поведение и самою мою природу."4. Вопрос о сущности, механизмах, условиях и формах самореализации личности вполне современный и практический вопрос, укоренённый в бытии конкретной личности, в её конкретных действиях.

4 Аббаньяно Н. — Экзистенция как свобода //Вопросы философии. -1992. — № 8. — С.147.

Особую актуальность проблема самореализации личности приобретает в ту кризисную эпоху, которое мы переживаем в настоящее время. Реформы, начинавшиеся с лозунга важности «человеческого фактора», на всём своём протяжении демонстрируют глубочайшее равнодушие к человеку. Но эти же кризисные явления демонстрируют удивительный феномен — способность выстоять в самых сложных ситуациях. Одно из объяснений этого феномена, без сомнения, связано с феноменом самореализации личности.

Важно и то, что современный мир демонстрирует самые противоречивые тенденции, реализуемые в деятельности отдельных индивидов и больших социальных групп. Осмысление всех этих тенденций и выработка адекватной политики невозможна без тщательного анализа мотивацион-ных механизмов личности, а потребность в самореализации является одним из важнейших элементов этого механизма.

Наконец, многие авторы отмечают, что в изучении механизмов целе-полагания личности до сих пор преобладают частные подходы5, не позволяющие увидеть целостной логики человеческой жизни. Поэтому философский анализ механизмов стратегических уровней поведения человека, его системы целеполагания и жизнедеятельности как целого, до сих пор актуален. Но этот анализ не может быть полным без анализа феномена самореализации.

Состояние научной разработанности темы. Теоретическое, художественное, религиозное осмысление различных проявлений человеческой природы, различных сторон человеческой жизни, относящихся к проблеме самореализации личности, имеет давние традиции. Можно утверждать, что впервые в достаточно ясной форме о проблеме самореализации заявили древние греки в своих поисках правильной жизни.

5 Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — С.50.

Уже не одно десятилетие понятие «самореализация личности» широко употребляется в газетных и журнальных публикациях, в научной (философской, психологической, социологической) литературе. Это понятие в настоящее время хорошо знакомо каждому грамотному человеку. Таким образом, понятие «самореализация личности» широко распространено, оно существует давно и устойчиво.

Тем не менее, назвать проблему самореализации личности достаточно разработанной, нельзя. В основном понятие «самореализации личности» используется только на уровне констатации факта, как что-то совершенно очевидное, не требующее специального анализа и аргументации. Как правило, при этом отмечается важность потребности в самореализации. Сколько-нибудь полных исследований, посвященных разным сторонам проблемы самореализации автору данной работы не известно. Рассматриваются в той или инои степени лишь отдельные стороны этой проблемы.

Часто само понятие самореализации не употребляется, хотя речь идёт о таких чувствах, состояниях и проявлениях человеческой жизни, которые, несомненно, имеют прямое отношение к этой проблеме. Например, все религии мира содержат в себе предписания о «правильной» жизни, которые могут быть интерпретированы как определённые взгляды на проблему самореализации.

Широкое употребление имеет и целый ряд других понятий, несомненно, связанных с проблемой самореализации (и это требует специального анализа): всестороннее развитие личности, самоутверждение, самоактуализация, смысл жизни, жизненная стратегия, судьба.

О существовании потребности в самореализации говорили и говорят многие отечественные и зарубежные исследователи. Итальянский марксист А. Грамши как один из главных для человека ставит вопрос о том, может ли человек «стать господином собственной судьбы».6 О стремлении.

6 Грамши А. Избранные произведения. В 3-х томах. Т.З. — М., 1959. — С.43. человека «осуществить себя», «статься», «реализовать себя» неоднократно писали и основоположники марксизма, как правило, связывая это стремление с всесторонним развитием человека. Без упоминания самого понятия «самореализации», но фактически об этом писали практически все видные представители экзистенциализма: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П.Сартр, А. Камю и другие.

Этой проблемы касались А. Н. Леонтьев, П. В. Симонов, Н. Ф. Наумова, И. С. Кон, Лосев А. Ф., Баткин Л. М., О. Г. Дробницкий, Петровский А. В. и Петровский В. А., К.А.Абульханова-Славская, А. В. Скворцов, Е. Н. Петрова Г. С.Батищев, П. П. Гайденко, Н. Н. Трубников, Э. В. Ильенков, И. Т. Фролов, Т. М. Ярошевский, Н. В. Мотрошилова, Т. И. Ойзерман, и многие другие. Остро ставит эту проблему М. К. Мамардашвили: «.проблема разрешения потенций — основная у человека. Самое большое честолюбие — честолюбие п исполниться, статься». Черкасов Г. К. в своей монографии сообщает, что потребность в самореализации — это «одна из фундаментальных человеческих потребностей».8.

Более обширное и глубокое рассмотрение получили другие понятия, связанные с феноменом самореализации. Огромное количество литературы во всех жанрах — от эпистолярного до строго научного, — посвящено проблеме смысла жизни. К числу наиболее значительных исследований по этой проблеме можно отнести работы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. Канта, Н. А. Бердяева, С. Франка, Е. Трубецкого, В. Франкла, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Москаленко и В. Ф. Сержантова, А. Н. Леонтьева, Л. Н. Когана, И. С. Кона, Л. П. Буевой, В. А. Панпурина, П. В. Симонова, В. А. Ядова, Н. Ф. Наумовой, Н. Н. Трубникова, В. И. Шинкарук, И. Т. Фролова, В. Е. Кемерова, В. Н. Садовникова, Л. В. Скворцова.

7 Мамардавшвили М. К. Стать человеком //Учительская газета. — 1988. 26 ноября — С.З.

8 Черкасов Г. К. Социальная закономерность и образ жизни. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — С.113.

Автором была также проанализирована биографическая и автобиографическая литература, посвященная жизненному пути известных личностей: Сократа, Н. А. Бердяева, А. А. Любищева, А. Швейцера, В. Ван-Гога, Ж.-Ж.Руссо, Бл. Августина и других, а также ситуации связанные с проблемой самореализации ряда литературных героев.

Объектом исследования выступает жизнедеятельность личности, связанная с раскрытием и самореализацией её сущности, с достижением чувства удовлетворения как отдельными ключевыми действиями, так и жизнью в целом.

Предметом исследования является потребность в самореализации, природа, механизмы и тенденции самореализации личности как одного из наиболее важных компонентов жизнедеятельности человека.

Цель исследования заключается в постановке и обосновании синер-гетической концепции самореализации личности, в рамках которой и возникновение потребности в самореализации, и процесс самореализации интерпретируются как синергетические феномены.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

— осуществить философский анализ теоретических подходов к проблеме самореализации личности и практического проявления этого феномена;

— использовать для анализа этой, в принципе, традиционной проблемы, новый — синергетический — подход;

— исследовать онтологические и гносеологические основания феномена самореализации личности, а также основные условия и тенденции самореализации;

— выработать такое определение понятия самореализации личности, которое отражало бы его сущность и универсальность проявления, а не свойственность лишь отдельным творческим людям;

— произвести классификацию форм самореализации личности;

— расширить представления о механизмах включения личности в деятельность, о механизмах выборов, в том числе стратегических, распространяющихся за пределы повседневных интересов.

Научная новизна исследования. Положения диссертации, содержащие определённую новизну, заключаются в следующем:

— предложено новое определение понятия «самореализация личности», основанное на синергетическом подходе;

— выявлены онтологические и гносеологические основания самореализации личности;

— показано соотношение понятия «самореализация личности» с близкими понятиями;

— предложена типология форм самореализации и показан ряд условий, необходимых для позитивной самореализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самореализация — это жизнь, построенная по ключевым моментам индивидуально сформированной картины мира, репрезентирующей сущность личности. Феномен самореализации связывает сущность личности, её жизнедеятельность и окружающий её мир. Это — сложный и противоречивый процесс, связанный с рядом внутренних состояний, чувств, оценок, выражаемый метафорой «состоявшаяся жизнь». Противоположные состояния, когда личности не удаётся осуществить себя, отражены в понятиях «фрустрация», или «отчуждение».

2. Формирование личности, её потребность в самореализации и процесс самореализации есть синергетические феномены, которые являются проявлением фундаментальных закономерностей, связанных с процессами самоорганизации, саморазвития сложных структур.

3. Важнейшими онтологическими и гносеологическими основаниями самореализации личности являются хаос и самоорганизуемость (порядок), как существующие объективно, так и представленные в познавательных механизмах человека. Хаос представлен неопределённостью внешнего мира и внутреннего мира личности. Самоорганизуемость в жизнедеятельности человека проявляется в: а) упорядочивании внутреннего мира личности с формированием её самостиб) гносеологическом упорядочивании всех уровней бытия в форме картины мирав) упорядочиванием мира вокруг себя в соответствии с картиной мира.

4. Фундаментальными условиями самореализации личности являются индивидуализация и свобода — синергетические феномены, в которых сущность личности формируется как ядро уникально функционирующей структуры, самостоятельно и свободно структурирующий свою жизнь и мир вокруг себя (что и является самореализацией личности). Индивидуализация как проявление роста разнообразия индивидов (флуктуации сущностей) — результат действия фундаментальных законов развития мира.

5. Два обстоятельства делают самореализацию невозможной: невозможность свободного выбора альтернатив и невозможность свободной реализации осуществлённого выбора. Но свобода будет созидательна только в том случае, если личность в своих проявлениях «сможет обрести в себе фундаментальную позитивность».

Определение основных понятий. Перечень и анализ основных понятий, как и обоснование самого подхода к рассматриваемой проблеме, требует предварительного формулирования рабочей гипотезы, объясняющей феномен самореализации личности. В данной работе эта гипотеза формулируется следующим образом: самореализация личности — это жизнь, построенная в соответствии с ключевыми моментами индивидуально сформированной картины мира. Предварительное определение понятия «самореализации личности» включает в себя ещё два важных понятия: «картина мира» и «личность».

Картина мира" в данной работе понимается как синоним понятия «мировоззрение», с некоторыми отличиями, о которых подробно будет сказано в дальнейшем. Картина мира личности включает в себя два важных феномена: восприятие себя как некой целостности (Я-концепция), и обобщённые, концептуальные представления о мире, позволяющие личности ориентироваться и делать выборы в своей жизни. Длительное, непреодолимое несовпадение картины мира с реальной жизнью личности приводит к фрустрации, ощущению неполноценности своей жизни. Стремление личности жить в соответствии с собственной картиной мира есть потребность в самореализации.

К понятию «личность» существует множество подходов. Обобщая их основные моменты, получаем: личность — это интегральное понятие, обосновывающее социальную форму существования индивида, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью. Личность — это продукт динамического взаимодействия между врождёнными (наследственными) и приобретёнными качествами, между внутренним (уже имеющейся сущностью) и внешним (социокультурными условиями).

Изложение условий и ограничений, принимаемых в данной работе. И сущность человека как родового понятия, и сущность конкретной личности безмерны (по крайней мере, в смысле потенций). Безмерны и возможные формы жизнепроявления личности. Поэтому любая работа, направленная на анализ этих феноменов, неизбежно будет носить ограниченный характер. Соответственно, и в данной работе рассматриваются только отдельные стороны феномена самореализации личности.

В полной мере это относится и к методологической базе работы. Основной упор сделан на синергетическую концепцию. Соответственно, другие методологические подходы, в том числе устоявшиеся и многократно себя оправдавшие, либо использованы в незначительной степени, либо вообще остались вне поля зрения. Это объясняется, во-первых, ограниченностью объёма работы, и, во-вторых, стремлением больше внимания уделить новой методологии, каковой и является синергетика.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической и методологической базой исследования является синергетика, теория самоорганизации. Природа потребности в самореализации и процесс самореализации личности, по убеждению автора работы, наиболее адекватно могут быть поняты как самоорганизующиеся процессы, приводящие к возникновению из хаотичной среды упорядоченной структуры (самореализующейся личности).

Синергетика позволяет адекватно интерпретировать многие процессы, включающие в себя приставку «само-», а также понять феномен человека во многих его проявлениях. Синергетика, несмотря на недостаточную проработанность и спорность ряда её положений, «даёт возможность рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, переконструировать проблемное поле науки».9 Самореализация личности может быть представлена как эволюционный процесс, и поэтому именно синергетические понятия и категории, пытающиеся зафиксировать общие основания и закономерности в эволюции сложных систем самой разной природы, оказываются, по мнению автора данной работы, наиболее подходящей основой для анализа данной проблемы.

Естественно, что анализ таких сложнейших феноменов, как сущность личности, её существование в сложном и непредсказуемом мире, и её оценивание мира, себя, и своего жизненного пути, требует привлечения отдельных идей и других теоретических и методологических концепций. Автором использовались отдельные идеи таких концепций, как марксисткая теория личности, феноменология, экзистенциализм, философская антропология.

9 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике //Вопросы философии — 1997. — № 3. — С.70.

Научно-практическая значимость работы. Идеи изложенного в диссертации материала показывают теоретическую и практическую важность такого мотивационного механизма как потребность личности в самореализации. Это особенно важно в трудных и сложных условиях того переходного периода, который переживает наша страна. Новые социально-экономические и мировоззренческие реалии требуют критического переосмысления ряда философско-мировоззренческих установок. Важны также поиски позитивно-творческого потенциала в накопленном массиве философского материала. Теоретическое исследование феномена самореализации личности может оказаться весьма полезным при анализе многих общественных и культурных явлений, а также при разработке социальной, культурной, экономической политики.

Многие положения работы автором используются в преподавательской деятельности.

Апробация диссертации. По теме исследования опубликованы 3 научных статьи в сборниках (Ангарск 2000; Иркутск 2001). Материалы диссертации докладывались автором на научных конференциях (Ангарск, 1998, 2000; Иркутск, 1998, 2001; Омск, 1999), а также использовались в преподавательской работе. Всего у автора насчитывается 8 публикаций по различным сторонам проблемы самореализации личности.

Структура диссертации и её обоснование. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава (3 параграфа) содержит анализ понятия самореализации личности. Параграф 1 посвящён терминологическому анализу понятия и описанию конкретных проявлений этого феномена. Это позволило выявить и конкретизировать содержание понятия самореализации личности и показать неполноту существующих подходов к проблеме. Соответственно, выявилась необходимость нового понимания самореализации личности, что и осуществлено в параграфе 2. В параграфе 3 показан фундаментальный характер потребно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Феноменологическое описание и теоретический анализ феномена самореализации личности является одной из множества тем в обширной и традиционной для философии проблеме, — проблеме человека. Исследование природы потребности личности в самореализации, характера, основных условий и тенденций самореализации личности, с одной стороны, является неотъемлемой частью общефилософских концепций человека, с другой стороны, позволяет осознать целый ряд важных аспектов человеческой жизнедеятельности. Социально-философский анализ проблемы самореализации личности имеет несомненное мировоззренческое, методологическое и практическое значение.

Диссертационное исследование по проблеме самореализации позволило достичь определённых результатов. Осуществлён философский анализ теоретических подходов к проблеме самореализации и практического проявления этого феномена, достигнута большая терминологическая ясность в понимании самореализации личности, проведено сопоставление понятие самореализации с близкими по смыслу понятиями. Исследованы онтологические и гносеологические основания и ментальное содержание потребности в самореализации, произведена классификация форм самореализации личности, показан ряд условий, необходимых для творческой и позитивной самореализации личностирасширены представления о механизмах включения личности в деятельность, о механизмах выборов, в том числе стратегических.

Использование синергетического подхода в понимании феномена самореализации личности позволило выявить глубинные механизмы потребности личности в самореализации, указывая на то, что эта потребность не есть некое эпизодическое явление, а есть проявление общих закономерностей саморазвивающихся систем.

Анализ существующих подходов к проблеме самореализации личности в сопоставлении с описанием реальных примеров самореализации показал необходимость поиска новых подходов к проблеме. Назвать проблему самореализации достаточно разработанной, нельзя. В основном понятие самореализации личности используется на уровне констатации факта и деклараций.

В ряде концепций осуществляется нормативный подход к проблеме самореализации, когда объективный анализ того, что происходит в реальности подменяется пониманием с позиций определённого общественного идеала, предполагающего, что общество в целом, а следовательно и каждый человек в отдельности, стремятся к максимальному и непрерывному развитию. Практически отсутствует глубокий анализ онтологических и гносеологических оснований самореализации личности. В основном, эта сторона проблемы рассматривается с точки зрения социальных и психологических условий самореализации личности.

Любая из рассмотренных концепций, отмечая много важных моментов в сущности человека и его жизненном пути, всё же не является полной и исчерпывающей. В человеке и человеческом мире можно найти много примеров, противоречащих любой из этих концепций, или даже всем им вместе взятым. Остаётся много неясных и открытых вопросов. И это неизбежно в связи со сложностью и противоречивостью как самого человека, так и процесса его существования.

Соответственно, и реальная самореализация личности является сложным и противоречивым феноменом. Но во всех подходах к этой проблеме присутствует одна общая мысль: самореализация — это жизнь в соответствии с «самостью», т. е., сущностью личности. В данном исследовании делается попытка именно здесь, во взаимосвязи сущности личности, её жизнедеятельности и её окружения (мезокосмоса) найти разгадку феномена личностной самореализации.

Автором обосновывается утверждение о том, что самореализацию личности следует понимать как её жизнь в целом, или отдельные ключевые моменты жизни, самостоятельно построенные в соответствии с присущей данной личности картиной мира, в которой, в свою очередь, репрезентируется сущность (самость) личности. Как у Б. Окуджавы: «каждый пишет, как он слышит.».

В свете теории самоорганизации сущность личности может быть представлена как аттрактор системы «мир — индивид», притягивающий из всего разнообразия потенциальных возможностей личности, и всего разнообразия социокультурных условий и характеристик, те элементы, которые эту сущность и формируют. Эта система репрезентируется в картине мира личности — концептуальной схеме, обобщающей его представления о мире, себе и своём месте в мире. Картина мира может быть представлена как реальная, или видимая, иллюзорная, упорядоченность внутреннего мира личности. Перенос личностью этой упорядоченности вовне, на жизненные действия и окружающий мир, и будет являться её самореализацией. Если условия жизни и сама жизнь личности, соответствуют её представлениям о мире, себе и своём месте в мире, создают у человека ощущение того, что именно он является «хозяином своей судьбы», то мы имеем в наличии самореализацию личности. Если такого соответствия нет, то личность воспринимает свою жизнь как не принадлежащую ей.

Картина мира есть то феноменальное поле, которое содержит ориентиры для жизнедеятельности и освоения мира личностью. Именно с ней, с её содержанием, индивид связывает себя как уникальную личность, как самодетерминирующийся микрокосм. Если личность и мир вокруг неёсинергетические феномены, обладающие высоким уровнем открытости, неустойчивости, то есть высоким уровнем хаоса, то потребность личности в самореализации есть выражение потребности в определённости, в устойчивом и прогнозируемом существовании.

Картина мира, это та структура-аттрактор, благодаря которой для человека хаос теряет актуальность, хотя объективно этот хаос, возможно, продолжает существовать. При этом происходит смещение акцентов от «первичности» объективных условий жизнедеятельности к «первичности» картины мира, которая становится главной точкой отсчёта и в ориентировании, и в осуществлении деятельности, и в построении всей жизни, и в оценивании всего этого именно потому, что через картину мира проявляется сущность данной личности.

Смещение первичности жизнедеятельности в сторону сущности личности и есть становление потребности в самореализации. Самореализация как жизнь в соответствии с личной картиной мира фактически и есть реализация вовне, в окружающий мир, сущности личности. Потребность в самореализации, в тех случаях, когда она ярко выражена, имеет очень сильное эмоциональное подкрепление. И это естественно. Ведь речь идёт о фундаментальных свойствах живой системы: установление и самосохранение целостности, преодолении неопределённости в себе и во взаимоотношениях с миром, преодоление неопределённости самого мира.

Самореализация личности достаточно сложный процесс, который может иметь самые разнообразные, в том числе и отрицательные, проявления, и нельзя это важнейший человеческий феномен сводить к однозначно возвышенным декларациям. Это делает важным анализ основных условий самореализации личности, который показывает актуальность поиска уникальности в каждом человеке, необходимость создания в обществе механизмов, направленных на выявление и развитие индивидуальных различий и их реализацию.

Возникает противоречие между необходимостью свободной самореализации личности и необходимостью и неизбежностью определённых ограничений со стороны общества. И здесь всё возрастающее значение приобретает система общечеловеческих ценностей, личных и общественных моральных регулятивов.

Естественно, за границами исследования остались многие стороны проблемы, нерешены многие вопросы. В работе рассматриваются только отдельные стороны феномена самореализации личности. Это неизбежно, ведь сущность человека как родового понятия, и сущность конкретной личности, и возможные формы жизнепроявлений личности, безмерны.

Соответственно, можно наметить некоторые возможные перспективы исследования проблемы самореализации личности. Было бы интересно и полезно значительно расширить объём биографического материала, анализируемого в свете данной проблемы. Это позволило бы получить более ясную картину осознания личностью своей потребности в самореализации и включение этой потребности в систему личностных мотивацийвзаимосвязь личных базовых мировоззренческих принципов и характера жизнедеятельностисамооценивание личностью своего жизненного пути в связи с процессом самореализации.

Важно продолжить исследование представленности (репрезентации) сущностного содержания личности в её картине мира. Эвристическая идея о значимости картины мира в осознании личностью потребности в самореализации, в видении путей и способов самореализации, в оценивании процесса и результатов самореализации, требует более основательной проработки, детализации и аргументации.

Необходимо исследовать роль и место в процессе самореализации личности таких феноменов, как самосознание и внутреннее Я, самоутверждение, личные и общественные идеалы, ценности, социокультурные условия самореализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Экзистенция как свобода //Вопросы философии. 1992. -№ 8.-С.145 — 157.
  2. В.В. Идентификация отчуждение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе //Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 17 — 26.
  3. В.В. Проблема отчуждения в психологии //Вопросы психологии. 1990. -№ 1. -С.5 — 12.
  4. М.А. Неопределённость свободы.//Вопросы философии -1996.-№ 10.-С.58 — 69.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  6. Августин Аврелий. Исповедь //Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. — 335с.
  7. Э. Человек как предмет философского познания //О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С. 59 — 80.
  8. А.Дж. Человек как предмет научного исследования //Философские науки. — 1991. — № 1. — С. 120 — 137.
  9. Е. Мифы потрясённого сознания. -М.: Политиздат, 1979.- 176с.
  10. Р.Г. Постижение добра. М.: Мол. гвардия, 1986. — 207с.
  11. А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. -М.: Наука, 1986.-254с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Мысль», 1976. — 187с.
  13. А. А., Корнилова Г. И. Человек аргументирующий //Философия и методология современности. Иркутск, ИрГТУ, 2000. -С.55 — 59.
  14. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 154 — 158.
  15. Г. С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л.Рубинштейна//Вопросы философии. -1989. № 4. — С.96−109.
  16. Г. С. Найти и обрести себя //Вопросы философии. 1995. -№ 3. — С.103 — 129.
  17. Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989.-237с.
  18. Л.М. Индивидуальность и личность в истории //Одиссей. Человек и история.1990. М.: Наука, 1990. — С.6 — 10.
  19. Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности //Одиссей. Человек и история. 1990. М.: Наука, 1990. -С.59−76.
  20. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб: Азбука, 2000. — 336с.
  21. В.А. В защиту индивидуальности. М.: Изд. Магистр, 1997−40с.
  22. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). -М.: «Книга», 1991.- 446с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. — 400с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -421с.
  25. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966. — 217с.
  26. М. Апология истории или ремесло историка. М.: Мысль, 1973. -256с.
  27. Х.Л. Рассказы. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1999. — 416с.
  28. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  29. В.П. Теоретические основания социальной синергетики. //Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 112 — 129.
  30. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: Аспект Пресс, 1998. — 284с.
  31. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 144с.
  32. И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М.: Мол. гвардия, 1988. — 238с.
  33. В. Живая жизнь: о Достоевском и JI. Толстом: Аполлон и Дионис (о Ницше). М.: Политиздат, 1991. — 336с.
  34. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. -336с.
  35. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1993. -286с.
  36. БА. Созидательный потенциал человека: Социально-философское исследование. М.: Мысль, 1988. — 188с.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 14 — 32.
  38. Гегель Г. Ф. Г. Работы разных лет: В 2-х томах. Т.2. М.: Политиздат, 1973. — 486с
  39. Ф. Альберт Эйнштейн. М.: Мир, 1984. — 128с.
  40. Г. А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 256с.
  41. . Что такое психология: В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1992 -496с.
  42. А. Тюремные тетради. В Зч.Ч.1. -М.-.Политиздат, 1991 560с.
  43. Д. Эта странная жизнь //Гранин Д. Река времён. М.: «Правда», 1985. С.217−323.
  44. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 272с.
  45. В.А. Неопределённость и противоречивость в концепции детерминизма. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 136с.
  46. .Т. Философская антропология: Критический очерк. М.: Наука, 1982. -276с.
  47. .Т. Понятие о человеке в современной философии //О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.358 — 383.
  48. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
  49. .Л. Современная католическая философия: человек и история. М.: Высшая школа, 1988. — 190с.
  50. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: 1989. — 560с.
  51. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. -396с.
  52. П.С. Человек будущего: мифы и реальность. М.: Мол. гвардия, 1979. — 175с.
  53. П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. — 288с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  55. В.В. О понятии человека в современной философии и психологии //Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С.21−30.
  56. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1987. — 317с.
  57. Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности //Вопросы философии. 1989. — № 8. — С.150−163.
  58. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-366с.
  59. Л.Г. Мир человека и человек в мире в свете нового философского мышления //Философские науки. — 1990. — № 1. — С. 109−113.
  60. Г. Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986. -256с.
  61. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М.: 1979.-571с.
  62. Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 191с.
  63. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 291с.
  64. Н.П., Карпец И. Н., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 351с.
  65. Л.А. Помоги своей судьбе. М.: Политиздат, 1987. -351с.
  66. Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма ПО человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С. 168 — 195.
  67. Р.А., Келасьев В. Н. Некоторые аспекты формирования инте-гративной концепции человека //Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — С.32 — 47.
  68. А.Е. Проблема человеческой индивидуальности //Философия и методология современности. Иркутск, ИрГТУ, 2000. -С.74 — 80.
  69. Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» //Вопросы философии. — 1990. — № 2. — С.44−55.
  70. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328с.
  71. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  72. Т.В. Принцип историзма и диалектика целостного жизненного цикла человека //Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 92−101.
  73. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса) М.: Политиздат, 1981. — 286с.
  74. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Изд — во МГУ, 1977. — 210с.
  75. Е.М. К вопросу о теоретических предпосылках рассмотрения' конкретного человека //Философские науки. 1991. — № 3. — С.163 — 172.
  76. M.JI. Ключ к самосозиданию. М.: Мол. гвардия, 1990. -255с.
  77. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.3−20.
  78. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. М.: Наука, 1994. — 394с.
  79. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике //Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.62−79.
  80. Е.Н. Международный синергетический форум //Вопросы философии. 1996. — № 11. — С.148−152.
  81. Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе //Вопросы философии. 1998. — № 4. — С. 138 — 143.
  82. Е.Н. Саморефлективная синергетика //Вопросы философии. -2001. № 10. — С.99 — 113.
  83. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 267с.
  84. Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283с.
  85. Л.Н. Триединство свободы //Вопросы философии. 1997. — № 5. — С.31−43.
  86. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991. -312с.
  87. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  88. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  89. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С.471−482.
  90. Н.С. Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук. Иркутск. Изд-во Иркутского ун-та, 1986. — 320с.
  91. Краткая философская энциклопедия. М.: А/о «Издательская группа „Прогресс“, 1994. — 796с.
  92. .С. О принципе поля в биологии. Из писем к А. А. Гурвич //Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 148−190.
  93. .Г. Эйнштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 413с.
  94. Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. -152с.
  95. М.В. Экстатическое время //Вопросы философии. 1996. -№ 2. — С.67−80.
  96. Е.И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. — 303с.
  97. В.А. Междисциплинарная стратегия познания человека и его образа жизни //Общественные науки. 1988. — № 6. — С.125−127.
  98. В.А. К терапии смыслоутраты //Независимый психиатрический журнал. 1994. — № 4. — С. 26−30.
  99. Э. Основания трансдисциплинарной единой теории //Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.80−84.
  100. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. — 397с.
  101. В.М. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки. //Коммунист. 1990. № 6. С. 104−112.
  102. В.И. Философские тетради //Полн.собр.соч. Т.29. — М.: Политиздат, 1971.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  104. B.C. Через интересы: О путях раскрытия созидательного потенциала человека. М.: Политиздат, 1989. — 176с.
  105. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий. /Под ред. М. Б. Митина. М.: Мысль, 1979. — 260с.
  106. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525с.
  107. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.-412с.
  108. Г. В ногу со временем. Историческая идентичность //Вопросы философии. 1994. — № 4. — С.87−94.
  109. К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991. — 132с.
  110. К. Сложность и самоорганизация //Вопросы философии. -1997.-№ 3.-С.48−61.
  111. Е.Ф. Самореализация личности в условиях ускорения социально-экономического развития //Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — С.106 — 115.
  112. М.Г. Категория „цель“ в домарксисткой философии. Л.: Наука, 1971.- 185с.
  113. М.К. Возможный человек //Человек в зеркале наук. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 6 — 18.
  114. М.К. Проблема человека в философии //О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.8 — 22.
  115. М. Маркс об отчуждении //Вопросы философии. 1989. — № 9. -С. 36−51.
  116. К. Экономико-философские рукописи //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.42. — М.: Политиздат, 1961.
  117. К. Критика политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.46.4.1. -М.: Политиздат, 1961.
  118. Маркс. Философия. Современность. /Под ред. Т. И. Ойзермана. -М.: Политиздат, 1988. 414с.
  119. А. Новые рубежи человеческой природы. М.:Смысл, 1992.-424с.
  120. Ю.К. Новые веяния в метафизике США //Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 138 — 147.
  121. А.В. Развитие личности как процесс смены качественных состояний //Развитие личности: проблемы, поиски, решения. Под ред. А. В. Меренкова. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. — С.3−18.
  122. Н.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме //Философские науки. 1989. — № 12. — С. 104 — 107.
  123. А.А. Гармония и дисгармония личности: Философско-этический очерк. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 222с.
  124. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1981. 152с.
  125. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-222с.
  126. Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооператив-ность //Вопросы философии. 1989. — № 8. — С. С. 52 — 66.
  127. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. — 351с.
  128. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -205с.
  129. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания: Философская теория личности и её психологические и биологические основания.-Новосибирск:Наука, Сиб. отд-ние, 1984.-320с.
  130. А.Г. Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С.43−48.
  131. А.Г. Феномен внутренней свободы //О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С. 207 — 230.
  132. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1983. — 230с.
  133. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. — 200с.
  134. С.С. Через идею диалога культур //Одиссей. Человек и история. 1990.-М.: Наука, 1990. С.23−29.
  135. Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы) //Вопросы философии. 1995. — № 8. — С.73 — 91.
  136. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990. -344с.
  137. Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека //Вопросы философии. -1997.-№ 3.-С.85 -89.
  138. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур //Кибернетика неограниченные возможности и возможные ограничения. — М.: Наука, 1996. — С.14 — 27.
  139. Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и „позитивизме“ //Вопросы философии.- 1989. -№ 10. -С.60−72.
  140. Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы //Вопросы философии. 1993. — № 11. — С.57 — 70.
  141. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.-287с.
  142. Ортегга-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. -№ 3. — С. 119−154.
  143. Ортегга-и-Гассет X. Углублённость в себя и обращённость вовне //Философские науки. 1991. — № 5. — С. 156−174.
  144. М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. -М.: Прогресс, 1987. 528с.
  145. В.П. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 212с.
  146. Д.В. Личности свойственно некое благородство //Одиссей. Человек и история. 1990. -М.: Наука, 1990. С. 18−21.
  147. Е.Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности //Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.-С.73 -82.
  148. Е.Н. Экология индивидуальности: философско-социологи ческий аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. -160с.
  149. Е.Н. Реализация индивидуальности личности как фактор творческого потенциала общественного развития //Социальное творчество и ускорение общественного прогресса. -Свердловск, 1988. -С.70−82.
  150. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО „Горбунок“, 1992. — 234с.
  151. А. Человеческие качества.- М.: Прогресс, 1977. 312с.
  152. М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. — 287с.
  153. К. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. — 412с.
  154. .Ф. Социальная психология и история. М.: 1979. — 232с.
  155. И., Стенгерс И. Порядок цз хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  156. И. Переоткрытие времени //Вопросы философии. 1989. -№ 8. — С.3−19.
  157. И. Философия нестабильности //Вопросы философии. -1991.-№ 6. -С. 46−52.
  158. B.JI. Человек в исповедальном жанре //О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.298 — 327.
  159. Е.Б. Личность как облик и как самостоянье //Одиссей. Человек и история.1990. М.: Наука, 1990. — С.13−15.
  160. Pay И.А. К характеристике гегелевской концепции личности //Философские науки. 1989. — № 10. — С. 114 — 120.
  161. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. — СПб.: ТОО ТК „Петрополис“, 1994. — 354с.
  162. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984. — 142с.
  163. П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам //О человеческом в человеке. -М.:Политиздат, 1991.-С.40−59.
  164. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа „Прогресс“, „Универс“, 1994. — 480с.
  165. В.М. Проблема целостного изучения человека, НО человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.80−99.
  166. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. -488с.
  167. С.Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы философии. 1989. — № 4. — С.88−95.
  168. В.Н. Индивидуализация как способ развития личности // Развитие личности: проблемы, поиски, решения. Свердловск.: Изд-во Уральского ун-та, 1989. С.25−39.
  169. A.M. „Анатомия деструктивности“ Э.Фромма. //Вопросы философии. 1991. — № 9. — С. 161 — 170.
  170. А.А., Курдюмов С. П. Парадоксы многовариантного нелинейного мира мира вокруг нас //Гипотезы. Прогнозы. Будущее науки. Вып. 22. — М.: Наука, 1989. — С.9 — 29.
  171. В.Н. Размышления о свободе //Философские науки. 1991. — № 4. — С. З — 16.
  172. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //"Сумерки богов». -М.: Мысль, 1989. — С.319 — 344.
  173. . Всестороннее развитая личность высшая цель социализма //Личность в социалистическом обществе: Философские аспекты формирования. — М.: Мысль, 1988. — С.44 — 59.
  174. В.Ф. Смысл жизни как аксиологическая функция личности //Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 19 — 32.
  175. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 211с.
  176. П.В. Природа поступка //Коммунист. -1988.- № 8. -С.91−102.
  177. П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребност-но информационный подход //Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989. — С.58−72.
  178. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352с.
  179. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном //Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С.53 — 61.
  180. А.Д. Процесс и процессуальность (о философском и общенаучном статусе понятия процесс) //Философия и методология современности. Иркутск, ИрГТУ, 2000. — С. 14 — 21.
  181. Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  182. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414с.
  183. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: Изд-во мгу, 1989. 215с.
  184. Э.Ю. Личность и право //Вопросы философии. 1989. — № 8.- С. 67 90.
  185. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Наука, 1972. — 217с.
  186. О.В. Разум и феномен «Я» //Вопросы философии. — 2000. -№ 4. — С.130- 137.
  187. В.Н., Прохватилов А. В. Развитие личности: социально-психологический аспект //Развитие личности: проблемы, поиски. Решения. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1989. — С. 52−63.
  188. Е.Ф. Возрастающая роль человеческого фактора при социализме //Человек нового мира: проблемы воспитания. М.: изд-во МГУ, 1989.-С.5−18.
  189. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988. 168с.
  190. Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 1989. — 630с.
  191. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: «Мысль», 1979. — 366с.
  192. В. Люди или нелюди? //Дружба народов. 1989. — № 2. — С. 83 -97.
  193. Л.Н. Исповедь. Собр.соч. В 20-ти т. Т. 16.- М.: Правда, 1964.
  194. Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. — 432с.
  195. Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. -256с.
  196. Н.Н. Притча о Белом Ките //Вопросы философии. 1989. -№ 1. — С.56 — 82.
  197. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 6-ое изд.- М.: Политиздат, 1993. — 560с.
  198. А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.-718с.
  199. П.Г. Альберт Швейцер. Картина жизни. Изд. 2-е. — М.: Наука, 1984. -224с.
  200. С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 607с.
  201. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511с.
  202. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  203. И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983. — 360с.
  204. И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 559с.
  205. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. — 272с.
  206. Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 241.
  207. Т. де Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240с.
  208. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 540с.
  209. С. Шекспир: краткая документальная биография. М.: Прогресс, 1985. -431с.
  210. Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988.-203с.
  211. Ю. Понятие индивидуальности //О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 195 -207.
  212. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. — 347с.
  213. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447с.
  214. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.-464с.
  215. Дж. Что такое «антинаука»? //Вопросы философии. 1992.-№ 2. — С.26 — 58.
  216. . Альберт Эйнштейн: творец и бунтарь. М.: «Прогресс», 1983.-216.
  217. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Ком, 1999. — 608с.
  218. А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты //Вопросы философии. 1988. — № 2. — С. 142 — 150.
  219. Человеческий фактор прогресса социализма: сущность и проблемы. Ануфриев Е. А., Волков Ф. М., Лармин и др. М.: Политиздат, 1989. -216с.
  220. Г. К. Социальная закономерность и образ жизни. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1985.-256с.
  221. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. -174с.
  222. Н.С. Философия Карла Поппера: мир предрасположенностей и активность самости //Вопросы философии. 1995. — № 10. — С.45 — 56.
  223. С.И. Философия незамкнутости //Вопросы философии. -1996.-№ 2.-С.41−50.
  224. М.Г. Переживание и драма личности. (Последнее слово Л.С.Выготского) //Вопросы философии. 1993. — № 3. — С.82 — 91.
  225. Т.М. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984. -198с.
Заполнить форму текущей работой