Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Какова роль живописи в нравственном воспитании?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сознании древних греков родственные между собой музыка, танцы, поэзия были весьма далеки от живописи, скульптуры и архитектуры. Если у первых была задача, связанная с выражением своих чувств в звуке, движении, разуме, то перед вторыми стояла цель созерцательного характера — не только запечатлеть идеальный образ на холсте, в глине и камне, но и дать возможность насладиться этим зрелищем другим… Читать ещё >

Какова роль живописи в нравственном воспитании? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В сознании древних греков родственные между собой музыка, танцы, поэзия были весьма далеки от живописи, скульптуры и архитектуры. Если у первых была задача, связанная с выражением своих чувств в звуке, движении, разуме, то перед вторыми стояла цель созерцательного характера — не только запечатлеть идеальный образ на холсте, в глине и камне, но и дать возможность насладиться этим зрелищем другим.

Несмотря на то, что от произведений изобразительного искусства древних греков практически ничего не сохранилось, до наших дней дошли их философские взгляды, которые в той или иной мере достаточно сильно повлияли на морализирующее направление в живописи, берущее свое начало с учения Платона.

Платон в «Государстве» — одном из своих главных произведений — придавал живописи «модельное» значение, полагая, что именно в этом искусстве можно продемонстрировать, как идеальное должно отражаться в материальном, ибо построение идеального государства есть то же, что живопись на чистой доске, рисующая божественный оригинал (VI, 500 d — 501 d).

Сложное, не всегда однозначное отношение к изобразительному искусству Платона было продиктовано его строгими моральными критериями, которые сводились к простой формулировке: если искусства не преследуют нравственные цели, то их нужно совершенно исключить из общественной жизни (Платон. Государство. — III, 401 Ь). А это значит, что нельзя изображать богов и героев в плохом виде, уподобляясь живописцам, которые, рисуя свои предметы, употребляют для них вовсе не те образы, которые нужны (Платон. Государство. — II 377 е).

Для Платона живопись является продолжением сакрального, священного, оттого и допускаться к ней могут только те художники, которые обладают харизматической способностью созерцать идеальный мир божественных первосущностей и передавать его в своих творениях с математической точностью. Поэтому ошибки в картинах он сравнивает с ошибками в чертежах, которые с необходимостью вызывают и ошибки в дальнейшем, поскольку это дальнейшее согласуется с началом (Платон. Кратет. — 436 d). Платон требует от художников «фотографической» точности умопостигаемого мира, ошибочное изображение которого может повлечь за собой неминуемые беды: «От слепого отличаются лите, которые, не имея в душе никакого живого образца, не могут, подобно живописцам, смотреть на оригинал самой истины, созерцать его и со всевозможной точностью снимать с него копию, а потом не могут в этом случае ни постановлять законов относительно прекрасного, справедливого и доброго, когда нужно бывает постановлять их, ни постановленные охранять так, чтобы соблюсти их?» (Платон. Государство. — VI, 484 с, d).

Таким образом, согласно Платону, роль живописи в нравственном совершенствовании людей заключается в том, что она является прекрасной школой копирования идеальных умопостигаемых законов в художественные образы картин, чья эстетическая ценность одновременно выступает и нравственной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой