Зависимый и независимый спрос
Цель управления спросом состоит в координации и контроле всех источников спроса для эффективного использования производственной системы и своевременной поставки продукции.
Существует два основных вида спроса — зависимый и независимый.
Зависимый спрос — это спрос на изделие или услугу, вызванный спросом на другие изделия или услуги. Например, спрос на ж/б стеновые панели для жилых домов будет зависеть от количества м2 возводимого жилья из сборного ж/б. Что касается возможного объема продаж квартир в этих домах, то это будет независимый спрос так как в этом случае спрос на квартиры не зависит от спроса на другую продукцию.
При зависимом спросе у фирмы мало возможностей, чтобы предпринять какие-либо действия. При независимом спросе фирма может сделать многое, чтобы повлиять на спрос.
Возможна активная и пассивная позиция фирмы при независимом спросе на ее продукцию.
Активная позиция: различные виды поощрения клиентов и собственного торгового персонала; рекламные кампании, акции и распродажи при снижении цен. Можно уменьшить спрос, подняв цены и /или ослабив усилия по продвижению товара.
Пассивная позиция: принимать происходящие события, не пытаясь изменить спрос, пассивная реакция на существующий спрос. Существует несколько причин пассивного поведения фирмы:
Мероприятия по повышению спроса не проводятся, когда фирма работает на полную мощность;
Для изменения спроса требуется слишком дорогая рекламная кампания;
Рынок статический и фиксированный по объему;
Наличие соглашений с конкурентами;
Правовые, этические, экологические причины.