Ценность теологии.
Философия религии.
Онтология религии
Христианская церковь эпохи Возрождения, борясь с языческим одушевлением природы и оккультизмом, поощряла развитие механики и механистической картины мира. Ее монотеизм во многом способствовал проникновению экспериментального метода в естествознание и укреплению веры ученых в реальность законов природы. Наука, как правило, ограничивается вопросом о том, как существует универсум. Теологию же больше… Читать ещё >
Ценность теологии. Философия религии. Онтология религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Богословие — не просто игра схоластического ума и пустое украшение религии. Подчас от богословского истолкования всего лишь одной буквы зависело дальнейшее развитие человечества. Например, если бы богословы признали Слово (Иисуса Христа) подобносущным «Силе», то это означало бы подчиненное значение Разума в мироздании и в человеке. Признание же Бога Сына единосущным Отцу, наоборот, означало, что Разум есть самобытное Божественное начало в мире и в жизни. Вторая трактовка привела к принципиальному изменению мироотношения европейцев. Вместе с тем, по словам Г. Марселя, ошибка теолога может погубить души тысяч людей.
В теологии ветхозаветных пророков зародилось понятие истории, а новозаветное богословие помогло утвердиться понятию исторического процесса. Европейские университеты и общеобразовательные школы, как известно, выпестованы христианской церковью. Теология тематизировала академические предметы в соответствии с гранями бытия — природой, историей, этикой и т. д. Многие проблемы и категории европейской философии возникли из рефлексии над теологической тематикой. Философская антропология вышла из христианского учения о человеке. Из теологии морали выведены две противоположные светские теории мироотношения: в одной из них содержится требование аскетически отрицать и презирать мир, в другой — утверждать мир личным активным действием. Теология никогда нс прекратится, поскольку, по словам Хайдеггера, человек живет в «ожидании Бога».
По мнению К. Барта, Ясперса и ряда других теологов и философов, абсолютные этические ценности могут быть созданы только в сфере абсолютного. Теолог верит, что Бог обязывает его думать, говорить и свидетельствовать, а светский философ, как правило, основывает свои аргументы на почве вневременной очевидности, с которой имеет дело некий анонимный разум. Постепенно освобождаясь от своих богословских корней, философия тем не менее по сей день сохраняет диалектическое отношение к теологии. Нетрудно доказать влияние латентных теологических вопросов (например, об иерархии мироздания, сущности человека, смысле его жизни, социальном прогрессе) на мировоззрение секуляризированного человека в постоянно изменяющемся мире. Тот, кто говорит о Боге, в то же время говорит о человеке и его бытии, а также о мире, условиях греха, детерминации исторических целей. Из такого рода мировоззренческих суждений вытекают практически значимые нормы поведения индивидов и отношений между народами.
Средневековая Европа почти не знала конфликта между религиозно-теологическим и научным мировоззрением. Затем, начиная с XIV в., в обществе усиливалось противостояние религии и науки (скорее, теологии и материалистической философии). С конца XX в. эти соперники вновь ощущают потребность в мирном диалоге. Наука заимствовала у древних мифологий и религий мировоззренческие принципы единства мира, всеобщей связи, сохранения энергии, причинности, всемирного тяготения, инвариантности, симметрии, простоты, наименьшего действия, происхождения порядка из хаоса, роста энтропии (беспорядка), подчинения явлений законам природы, абсолютности скорости света. Естествознание радикально переосмыслило содержание этих принципов, придало им математическую форму и ввело их в общенаучную картину мира.
Христианская церковь эпохи Возрождения, борясь с языческим одушевлением природы и оккультизмом, поощряла развитие механики и механистической картины мира. Ее монотеизм во многом способствовал проникновению экспериментального метода в естествознание и укреплению веры ученых в реальность законов природы. Наука, как правило, ограничивается вопросом о том, как существует универсум. Теологию же больше волнует вопрос, почему мир существует. Эти мировоззренческие вопросы логично дополняют и предполагают друг друга.
Трудно переоценить культурное значение и мировоззренческую функцию теологии в европейской культуре. Без взаимодействия с теологией и религией философия ущербна. Теология не сводится к суждениям о трансцендентном, эзотерическом и священном, но касается также главных светских измерений мира — космологии, антропологии, историологии и т. д. Широта интеллектуальных интересов теологов заставляет их учитывать состояние философии, естествознания, гуманитарных наук, искусства, морали, экономики и политики. В сумме своих многочисленных дисциплин богословие создает своеобразный образ универсума и является универсальной дисциплиной.