Возрождение риторики и теории словесности на современном этапе филологии
В средние века в Европе формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах. Это лекции профессоров, диспуты. В 12 в. такая изощренная дискуссионная речь получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»). «В Новое время, особенно в 19 в., оба слова широко употреблялись как бранные; они употребляются так и до сих пор». Однако такое презрительное отношение… Читать ещё >
Возрождение риторики и теории словесности на современном этапе филологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра немецкой филологии РЕФЕРАТ возрождение риторики и теории словесности на современном этапе филологии Работу выполнила Ю. Ю. Петракова Факультет романо-германской филологии, курс 1
Направление 45. 03. 01 Филология Профиль Зарубежная филология Научный руководитель Доц., канд. филол. Наук Н. А. Таранец Нормоконтролёр Доц., канд. филол. Наук Н. А. Таранец Краснодар, 2016
Содержание Введение
1. Что такое риторика
2. Античная риторика
2.1 Греческая риторика
2.2 Римская риторика
3. Риторика цивилизаций Востока
4. Риторика Нового времени
4.1 Раннее христианство
4.2 Европейские страны
4.3 Риторика в России
5. Возрождение риторики
6. Отличия неориторики от классической риторики Заключение Введение Человеческое общество не может существовать без языка. Он является как бы связующим звеном, объединяющим всех людей в одну слаженную систему. Происходит это в процессе общения. Общение присутствует на всех уровнях: бытовом, академическом, политическом, деловом и т. д.
Успешная коммуникация во многом зависит от того, насколько говорящий смог заинтересовать слушателей, убедить их в правильности своих суждений. Чтобы завладеть вниманием аудитории, говорящий старается четко и ясно изложить свои мысли, придать им эмоциональную, экспрессивную окраску, используя различные языковые средства. Грамотная, логичная, стройная и в некотором роде даже изящная речь всегда воспринимается благосклонно слушателями. Они начинают верить оратору, соотносить себя с ним.
Умение правильно и красиво говорить относится к такой науке, как риторика. Этому искусству необходимо обучать уже с раннего детства, вводить большое количество учебных часов по красноречию, да и вообще уделять немалое внимание данной дисциплине, так как риторика позволяет не только грамотно подавать свои мысли, но и повышает общий уровень культуры.
К сожалению, на сегодняшний день многие люди, которые по своей профессии обязаны знать риторику и уметь пользоваться ее приемами, плохо владеют русским языком и теорией словесности. Чтобы убедится в этом, достаточно обратиться к СМИ. Возникает ощущение, что для некоторых репортеров русский язык вовсе не является родным, а их репортажи писал маленький ребенок, настолько речь нелогична, грамматически и стилистически неверна. Такой пробел в знаниях теории риторики связан с тем, что еще несколько десятилетий назад красноречию не уделялось должного внимания, был упадок этой науки. И только в последнее время риторика начала возрождаться.
Задача моей работы — проследить ход возвращения риторики на современном этапе, рассмотреть понятие «неориторики» и ее отличий от классической риторики.
Цели работы:
— раскрыть о сущности риторики
— определить основные этапы развития риторики
— главное, рассказать о возрождении риторики на современном этапе.
1. Что такое риторика Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю В. Н. Ярцевой, риторика — это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой. Поскольку предметом риторики является прозаическая, художественная речь и правила ее построения, то она противостоит поэтике, изучающей поэтическую речь, грамматики, изучающей структуру естественной, эстетически неотмеченной речи, и герменевтике, имеющей дело с разъяснением смысла, значения текста.
Риторика объединяет в себе и признаки науки, поскольку имеет определенные правила, которым необходимо следовать, и признаки искусства, так как не всегда следование выработанным правилам помогает достигнуть успеха начинающим ораторам.
Как учебный предмет риторика имеет четыре составляющие: история, теория, практика и техника.
Как наука риторика состоит из пяти разделов:
· Инвенция, «изобретение мыслей» — подготовка содержания речи, нахождения материала для выступления;
· Диспозиция — расположение материала наилучшим способом, соблюдение логичности и цельности речи;
· Элокуция — «выражение и украшение» [10, с. 9]; выбор языковых средств, стиля;
· Мемория — запоминание, заучивание речи наизусть, тренировка памяти;
· Акция — исполнение, произнесение речи на публике.
Риторика довольно сложна для обучения, потому что недостаточно одних теоретических знаний для хорошего выступления. Необходимо обладать определенными коммуникативными явлениями и личностными качествами. Оратор кроме всего прочего должен быть в некотором роде психологом и актером. Поведение, мимика, жесты помогают лучше передать мысль, а порой только с помощью их и можно выразить какую-либо идею. Говорящий должен чувствовать любое изменение в настроении аудитории, чтобы перестроить свою речь в нужное направление. Для этого, конечно же, необходимо обладать быстротой реакции и умением импровизировать, придумывать речь на ходу.
Но, естественно, любое выступление обречено на провал, если речь будет громоздкой, корявой и не будет отвечать необходимым требованиям. Как писал Е. А. Адамов в своей книге «Пропагандисту об ораторском искусстве», «хорошая ораторская речь обладает шестью Э: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика и эстетика» [2, с. 22].
Эрудиция — важное качество оратора, так как он должен быть разносторонним, иметь знания, пусть и не самые глубокие, по всем областям науки, так как в виду своей деятельности он может столкнуться с вопросами любого характера, на которые необходимо дать ответ.
Энергия — основа успеха. Вялый оратор «выключается» из аудитории. Речь на всем своем протяжении должна быть бодрой, живой, чтобы слушатели не потеряли интерес к ней.
Эмоциональность предполагает способность убеждать, зажигать слушателей, заставлять прочувствовать то, о чем говорится.
Экспрессивность речи проявляется в образности, в широком использовании стилистических средств.
Этика требует от оратора ответственности за свои слова. Оратор должен быть доброжелательным к слушателям, уважительно относиться к ним, к их просьбам и вопросам. Это должно проявляется не только в самой речи, но и в поведении выступающего. Непозволительны опоздания, нарушения регламента и т. д.
Эстетика речи проявляется в выборе слов, их сопоставлении и расположении. Оратору необходимо иметь широкий, богатый словарный запас, а также уметь использовать это богатство. Ведь красочная, ритмичная услаждает слух и привлекает внимание аудитории.
2. Античная риторика
2.1 Греческая риторика Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то неприятие, возникла примерно в 5 в. до н. э. как ответ на практическую потребность общества.
Риторическое учение Древней Греции дошли до нас в виде уже сформировавшейся системы, представленной двумя вариантами: записанные речи великих ораторов, таких как Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла, которые одновременно были и общественными деятелями, и теоретические труды, книги для обучения риторическому искусству. Самыми известными авторами таких трудов являются Горгий, Аристотель, Платон.
С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторики было необходимо в образовательных целях, в основном они создавались для риторических школ. В них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, математика, язык, причем риторика стояла на лидирующей позиции. Примечательно и то, что первые риторические труды были написаны ораторами, возглавлявшие такие школы.
Первым среди них обычно называют Горгия — философа-софиста. Его труды полностью не дошли до нас, в основном мы знакомы с ним по диалогу Платона «Горгий», где изложении его основные научные позиции.
Наиболее объемным и значимым для античного и современного мира научным трудом является «Риторика» Аристотеля. По Аристотелю, цель риторики — служение добру и людскому счастью. Философ пишет о качествах, которыми должен обладать оратор — высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. Государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия. Речь отделяет нас от животных, создает государство и семью. «…Ибо человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» [14, с. 21]. Во многом, по Аристотелю, риторика — это социальная наука. Красноречие у Аристотеля разделяется на совещательные речи, судебные и эпидейктические. Аристотелю также принадлежит учение об этосе (уместность речи), логосе (языковые средства) и пафосе (замысел речи). Всякий вид речи — это и есть единство этоса, пафоса и логоса.
2.2 Римская риторика Рим очень ревностно перенял эллинистическую культуру. Поэтика, науки, риторическое мастерство высоко ценилось. Наивысшего расцвета римское красноречие достигло вместе с приходом таких выдающихся личностей, как Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Велик вклад Рима и в мировую литературу: сочинения Горация оказали влияние на европейскую литературную и риторическую традицию.
Однако в римский период усилились прагматические тенденции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, признали его важное место в общественной жизни. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторстве. Наилучшим примером являются труды Цицерона — «Об ораторе», «Оратор», «Брут» и др. Цицерон утверждает, что свойства оратора — активность, смелость, общительность, разносторонность, оратор — мыслитель, а в некоторых ситуациях — воин.
Во-вторых, повысилась роль правил, подготовки в области красноречия. Необходимы знания риторических приемов и длительные упражнения, чтобы удерживать внимание слушателей. Эта линия в римской риторики особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом в его труде «Об образовании оратора» из 12 книг.
В-третьих, эстетический фактор. Хорошая, украшенная речь ценится все выше. Так Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит спокойно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, одним словом, красиво» [16, с. 472].
В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя ее функции в познании. Он превозносил ее, ставил во главе всех законов природы и обязанности человека, так как знания всего этого приходят через речь.
3. Риторика цивилизаций Востока Самая древняя из известных нам культур — Египет 4−3 тысячелетия до н. э. находилась на стыке трех континентов и имела возможность общения, развивалась словесная культура. В 4 тысячелетии возникает художественная литература, и хвалебные тексты того времени были первым шагом к эпидейктическим речам, по Аристотелю. Они наиболее близки к ораторству, как и поучительные, дидактические. Интерес представляют образцы деловых бумаг, правила спора.
Свою риторическую традицию имела и культура Китая. В Китае 2−1 тысячелетия монарх был окружен образованными и дальновидными советниками, спорившими между собой, чьи советы монарх принимал или отвергал. От оратора того времени, как правило это был государственный деятель, требовалась краткость, точность, мудрость, чувство ответственности за каждое слово.
Риторическая традиция древней Индии была основана на сословном делении: духовенство — брамины, военное — кшатрии, все прочие — шудры. Естественно, что культурные и речевые традиции складываются в среде браминов, обладавших знаниями, и сама их деятельность сводилась к научной, учебной и ритуальной речи. Речевая культура была направлена на этическую, воспитательную цель. Множество философских учений привели к появлению диалектики как инструмента бесконечных споров.
Но стоит отметить, что в восточных цивилизациях не сложились риторические концепции, как в древнегреческой или европейской. В практической же сфере во всех культурах развивалось ораторство, ритуальная, информационная, императивная, художественная и дискуссионная речь.
4. Риторика нового времени
4.1 Раннее христианство Первая реакция идеологов христианства на риторику как науку язычества была резко негативной. Проповедники возражали против использования риторических приемов, фигур и тропов, так как учение Христа сильно само по себе и не нуждается в приукрашивании. Но ведь сама практика духовной проповеди не чуждается этих средств. И само Евангелие, и тексты молитв не лишены риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона». Да и сам Иисус Христом был превосходным оратором. Все его поучения лаконичны, ясны, аллегоричны.
Уже к 3−4 вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение — талантливые образцы красноречия, создававшиеся первоначально в устной форме, а затем записанные.
Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики — теории и искусства проповеди. Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника — бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближним, уверенного в своей правоте, чувствующего себя защищенным Богом, готового на испытания, лишения ради высшей цели и награды.
4.2 Европейские страны Античное риторическое учение, как и вся античная культура, была унаследована европейскими странами, которые входили в состав Римской империи. Первое тысячелетие не принесло значительных изменений в теории красноречия. Но вместе с тем в это время в Европу начинают проникать труды ученых Аравии и Индии, внося свой вклад в развитие науки и культуры стран Запада.
В средние века в Европе формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах. Это лекции профессоров, диспуты. В 12 в. такая изощренная дискуссионная речь получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»). «В Новое время, особенно в 19 в., оба слова [риторика и схоластика] широко употреблялись как бранные; они употребляются так и до сих пор» [1, с. 115]. Однако такое презрительное отношение не совсем справедливо, так как из схоластики в дальнейшем развилась академическое красноречие, достигшее в 18−19 вв. высочайшего уровня. За долгое свое существования академическая речь выработала множество различных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, доклады на научных конференциях, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, научные обсуждения и пр. тщательно вырабатываются правила общения студентов с профессорами, академиками в беседе, на консультациях, зачетах и экзаменах, правила выступления студентов на различных собраниях.
С наступлением эпохи абсолютизма во Франции получили сильное развитие такие отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, употребляемы только в высших кругах общества. В 18 в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился за пределы придворных кругов и довольно строго соблюдался в плоть до свержении монархии.
Придворный этикет сильно повлиял на дипломатическую речь, на форму общения среди военных и чиновников.
Этикетные формы речи отражали сословное деление общества. В этом случае особенностью речевого этикета служила особая символика, обязательная для высших классов, причем знаками могли считаться не только предметы, но и поступки. Например, дворянин мог принять вызов на дуэль только от дворянина.
Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестнице, и формы общения (приветствие, прощание, приглашение, обращение, благодарность, извинение и др.) для каждого слоя были разные. И следует отметить, что речевой этикет сильно откликается на любые исторические и общественные изменения.
В течение Нового времени Европа пережила несколько этапов риторики. Наиболее наглядно их можно рассмотреть на примере Франции как наиболее ярком представителе и продолжателе античной риторики. Также Франция была и остается ведущей в вопросах филологической культуры.
В книге Н. А. Безменовой «Очерки по теории и истории риторики» дается следующая периодизация литературной и риторической истории Франции:
· Риторика схоластическая — 12−15 вв.;
· Риторика гуманистическая — 16 в.;
· Риторика реформистская — 17 в.;
· Риторика энциклопедическая и риторика натуристская — 18 в.;
· Кризис французской риторики — 19 в.
Схоластическая риторика. Схоластический этап развития риторики можно назвать предваряющим этапом развития национальной французской риторики, так как до 13 в. риторика во Франции преподавалась на латинском языке. И первыми трудами по риторике на французском языке стали работы Цицерона «Риторика к Эреннию» и «Об ораторском изобретении», переведенные с латинского. Этот период имеет свои признаки: стиль становится законом, это и манера одеваться, и речевой этикет; в основе обучения высокий, средний и низкий стили.
Гуманистическая риторика. Эпоха Возрождения сильно повлияла на европейскую культуру и французскую в частности. Большое значения для развитии риторики сыграло создание Дворцовой академии под патронажем Генриха 3. В этот период составляется Французская риторика, вводится королевское красноречие. Больше внимания уделяется разработке грамматики и литературной нормы языка, дикции, произношению, интонации.
Реформистская риторика. При Франциске 1 французский язык объявляется государственным, и риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания. Печатают множество трактатов по риторике. Например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Размышления об элегантности и вежливости стиля» аббата Бельгарда, «Красноречие для обучения дамы высшего света» Левена де Тамплери и т. д. Создаются частные академии, развиваются частные виды красноречия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Разворачивается широкая борьба против плебейского стиля, жаргонов, заимствований.
Энциклопедическая и натуристская риторика. Это время «эмансипации ума», осуществление «союза между мыслью и языком». Возрастает интеллектуальный потенциал нации: появляется мода на путешествия, науку, ремесла, открываются различные музеи, публикуются различного рода справочники. Укрепляется фактор логики, господствует античная формула «искусство мыслить — искусство говорить — искусство писать».
На рубеже 18−19 вв. наступает кризис риторики, риторика утрачивает авторитет и попросту не упоминается в литературе. Риторика всегда была довольно сложной наукой и непонятной для большинства читающей публики, к которой обращались великие ораторы Революции. Но главным оппонентом риторики, по мнению Н. А. Безменовой, был романтизм, боровшийся против засилья «благородного стиля», за простоту и естественность в языке.
4.3 Риторика в России Те немногочисленные сохранившиеся сведения о речи наших предков связаны с развитием письма. Оно вошло в жизнь славян в 9 в. благодаря Кириллу и Мефодию. Риторическая культура этого периода ограничивалась дипломатическими речами, академическими и деловыми в среде торговце. С приходом христианства добавились также церковные богослужения, проповеди. В 11−12 вв. происходит расцвет ораторских жанров. Образцом проповеди может служить творчество Кирилла, епископа Туровского, инока и аскета, например его «Слово в новую неделю по Пасце». Особо нужно выделить речи-поучения, обращения к потомкам. Наилучшая из них — «Поучение чадам Великого князя Владимира Мономаха» (конец 11 — начало 12 в.). В более поздние времена возникли новые формы: повести, хождения, полемическая переписка, похвальные слова. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя Андрея Курбского с царем Московским Иоанном Грозным (60-е года 16 в.).
До недавнего времени принято было считать, что до 17 в. теоретическая риторика не была распространена на Руси. Но в 90-е годы 20 в. В. И. Аннушкин показал, что уже в 11−13 вв. риторика упоминалась в качестве учебного средства; использовались не только ее правила, но и синонимы: витийство, благословие, краснословие, сладкоречие.
Первый в России курс риторики представлял собой перевод латинской риторики Ф. Меланхтона в переработке Лоссия. В этой книге было пять разделов: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция.
Подлинный рассвет и всеобщее признание риторики в России началось с выходом в свет труда М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». Его риторика обращалась к античному миру и имела философские обоснования. В ней рассматривались педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос об интуициях и правилах, о корнях ораторского мастерства. Предметом науки риторики автор считает не только ораторию, но и поэзию, допускает подражания и постоянные упражнения. К риторике прилагается учение о трех штилях: высоком, среднем и низком. Заслуга Ломоносова также в том, что он впервые построил риторическую систему на основе русского языка — его лексики, фразеологии, синтаксиса.
В конце 19 — начале 20 наметились кризисные явления в риторики. Она начала терять свое важное место в общественной жизни. Риторика приобрела значение крайне пренебрежительное — «внешне украшенное пустословие». Реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений.
В первые десятилетия заметен подъем риторики. Расцвели судебное и академическое красноречие. Оживляется теоретическая деятельность: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова», Г. Д. Давыдова «Ораторское искусство», программы курсов по этике живого слова А. Ф. Кони, Е. Е. Соловьевой и др. но этот взлет был непродолжительным.
С приходом советской власти статус риторики снова упал, ее называли устаревшей наукой. Однако новая идеология должна была искать подкрепление в новой риторической теории и практике. Во-первых, очевидно, что победа большевиков основывается на риторических умениях: «ибо они оказались убедительнее своих оппонентов в пропаганде, находчивее в аргументации, выразительнее в стиле» [4, с. 13]. Во-вторых, в стране, где речь на собраниях, митинговая агитация, политическая пропаганда заняла такое важное место, очевиден интерес к практическим вопросам ораторского искусства. В связи с этим риторику не возвратили в качестве науки, но разрешили только одно ее направления — политическую агитацию.
При этом не отказались от содержательных материалов риторика, ее приемов, таких, как работа над темой, композицией сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но стали употреблять их под другими названиями: развитие речи учащихся, культура речи. Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые разделы языкознания. Интенсивное развитие функциональной стилистики, возникновение практической лингвистики обеспечивали адекватный выбор средств языка. Риторика как самостоятельный предмет сохранилась лишь в некоторых университетах на факультетах классической филологии, в духовных академиях.
Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Не изучались этические, философские основы общения, когнитивные аспекты речи, игнорировались история риторики, ее авторитет в глазах крупнейших ученых. Изучение языкознания теряло полноту, так как в центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.
5. Возрождение риторики В середине 20 в. вновь вспыхнул интерес к риторике, что объясняется появлением и развитием теории информации. К этому времени гуманитарные науки остро нуждались в единой теории, в особой логике гуманитарного познания. Риторика постепенно начала возрождаться, видоизменяясь, и, в конце концов, превратившись в неориторику.
Какие же определения дают современной риторики? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика — это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» [13, с. 6]. Известный ученый Ю. В. Рождественский считал такое определение неполным. Он пишет: «история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [14, с. 3].
А. К. Михальская, соглашаясь с Рождественским, выдвигает свое определение новой риторики: «Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи» [12, с. 34]. Что же предполагает ее определение?
Сделать речь целесообразней — значит найти ее соответствие цели говорящего.
Воздействовать на аудиторию — значит подвигнуть аудиторию на активные действия, иногда, может, изменить образ жизни мировосприятие.
Гармонизировать отношения говорящего и адресата — значит обеспечить взаимопонимание между людьми, пути решения конфликтов. На сегодняшний день это непременное условие успешной речи.
Основу для зарождения неориторики заложил Бахтин, выдвинувший теорию диалога, которая объяснила понятие риторики литературного произведения в наиболее полной форме. Но первым реальным основателем считается профессор Брюссельского университета Х. Перельман, который в 1958 вводит термин «неориторика». Это была попытка вывести риторику на новый уровень, научный уровень, со своими правилами, закономерностями, строгими законами.
Неориторика — это дисциплина, ориентированная на практическую деятельность, что сильно привлекает современных ученых, изучающих прагматическую сторону языка. Неориторика тесно связана с другими филологическими дисциплинами, заинтересованными в проблеме изучения общественной роли языка: «неориторика предстает как исследование семантики прозаических текстов в их социальном и идеологическом окружении» [7, с. 47]. Поэтому данный раздел риторики еще называют «литературным», так как он широко применяется для определения целесообразности, осмысленности, ценности какого-либо литературного произведения.
В эпоху неориторики активно разрабатывается теория предмета. Например, в США риторикой занимаются, в основном, филологи-классики и медиевисты, среди которых можно выделить таких исследователей, как К. Р. Уоллес, В. С. Холуэлл, Р. Мак-Кеон, Б. Вейберг, Д. Л. Кларк. В частности в 1957 Кларк пишет труд «Риторика в системе Греко-римского образования», где говорится об актуальности риторических исследований в современном мире.
В дальнейшем многие исследователи будут говорить о большом значении риторики в современном обществе. В частности этот вопрос затрагивали и русские ученый, такие как Ю. В. Рождественский и В. И. Аннушкин. последний подчеркивал широту и многоплановость новой дисциплины: «Современная риторика — учение о речевых коммуникациях развитого информационного общества. Современная риторика обращена ко всем родам, видам и жанрам речи, и прежде всего к массовой информации» [5, с. 8].
В Европе исследования риторики ведутся во всех странах. Свои школы сложили Германия, Франция, Италия.
Особого внимания заслуживает немецкая школа благодаря своей фундаментальности, многоплановости, разработанности. В связи с общим высоким уровнем развития филологических дисциплин, исследование риторики идет более чем продуктивно. Особенно заметен вклад Г. Лаусберга и его фундаментального труда «Руководство по литературной риторике». В нем содержится огромное количество фактического материала, что позволило широкому кругу исследователей включиться в изучение данной дисциплины. Также следует упомянуть работу Г. Ф. Плетта «Введение в риторический анализ текста», исследующую лингвистику и стилистику текста и уделяющую внимание истории предмета.
Кроме того, в Германии активно разрабатываются теория топики и аргументации. Был издан двухтомный труд «Исследование топосов». В 1983 году появляется библиографический указатель по риторике, топике и аргументации. Аргументация тесно связывается с лингвистикой текста.
В России возрождение риторики началось в 60−70 гг. прошлого столетия вместе с работами таких ученых, как С. С. Аверинцев, Г. З. Апресян, В. П. Вомперский и др. В современной России появляется значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике.
Среди причин возрождения риторики в России можно выделить следующие:
· Возрос интерес к высоким культурам древних цивилизаций. В некотором роде появилось влечение к ретро, «гонимым» областям знания.
· Немалую роль сыграл успех наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии. Появились крупные исследования в области функциональной грамматики, стилистики, теории речевых актов, грамматики слушающего, теории механизмов речи и др.
· Некоторые ученые в качестве причины риторического ренессанса называют возвращение демократии в России. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания юридического пространства, плюрализм в образовании вызвали у многих недоумение: почему мы, имея среднее и высшее образование, не умеем говорить связно, ясно, образно?
· Среди молодежи падает интерес к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая, и практическая, восполняет этот недостаток.
6. Отличия неориторики от классической риторики риторика классический возрождение традиция Прежде всего, следует сказать, что, хоть неориторика была инновационным направлением, она во многом основывается на античной традиции, поддерживает некоторые консервативные взгляды.
Новизна заключалась в синтезе учений: теории коммуникации, психолингвистики, теории текста и других гуманитарных наук. Это позволило оценивать достоверность не только того, что говорят, но и пишут. Огромную роль в неориторике играет новая область в языкознание — лингвистика текста, использующаяся для анализа уже готового текста, для составления и совершенствования нового текста.
Другой инновацией является введение понятия «ценность» в культуру речи. Эта категория стала философической универсальной единицей, пытающейся преобразовать риторику и психологию вместе, чтобы дать ей как психоаналитическое исследование, так и смысловое понимание речи и литературы.
Изменилась и аргументация. Аргумент создается благодаря основному семантическому свойству слова — иметь помимо прямого словарного значения определенный смысл или набор смыслов, существующий в сознании говорящего как некие коннотации. Таким образом, у слушателей может произойти изменение исходных восприятий. Теперь конечная цель аргументации не привидение в большом количестве убедительных с логической и смысловой точки зрения доказательств, а убеждение аудитории в правоте суждений оратора при помощи смысловой или словесной перегрузки.
Заключение
В своей работе я раскрыла сущность риторики, рассказала об основных веках развития риторики от античного мира до современного, раскрыла понятие «неориторика», рассмотрела ход ее формирование в качестве новой словесности.
Таким образом, я выяснила, что риторика на современном этапе — это искусство говорить ясно, логично, убедительно, которое, являясь продолжателем греко-латинской традиции, вместе с тем приобрело новые черты такие как синтез гуманитарных наук, более агрессивное воздействие.
В заключение хочу сказать, что возвращение риторики в России благотворно влияет и на нашу речевую культуру, и на интеллектуальный уровень в целом. Но процесс возрождения красноречия идет не быстрым ходом и встречает на своем пути, особенно поначалу, различные препятствия.
Отсутствие курсов риторики в высших учебных заведениях на протяжении нескольких десятилетий привело к нехватке подготовленных преподавателей. До недавнего времени отсутствовали учебники, программы, иная литература, поскольку то, что все же имелось, было издано малыми тиражами.
1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.
2. Адамов Е. А. Пропагандисту об ораторском искусстве. — М., 1983.
3. Александров Д. Н. Риторика. — М., — 2000.
4. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. — М., — 1998.
5. Аннушкин В. И. Риторика и культура речи современного общества. — М., 2000.
6. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991.
7. Волков А. А. Неориторика Брюссельской школы. — М., 1987.
8. Граудина Л. К. Русская риторика. — М., 2001.
9. Корнилов Е. Н. Риторика — искусство убеждать. — М., 2003.
10. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. — М., 2004.
11. Мейзерский В. М. Философия и неориторика. — Киев, 1991.
12. Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово. — М., 1996.
13. Михайличенко Н. А. Риторика. — М., 1993.
14. Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997.
15. Топоров В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь под ред. В. Н. Ярцевой. — М., 1990.
16. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1972.