Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Средневековая схоластика. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вечность (Aevum) — это определение неких неизменных идеальных объектов (ангелы, небесные светила и др.). Они существуют во времени, но не изменяются, так что для них не имеют смысла определения «раньше» или «позже». Это близко к обыденному пониманию вечности как бесконечной длительности. По своему содержанию и смыслу Вечность средневековой схоластики весьма близка к «абсолютному времени… Читать ещё >

Средневековая схоластика. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мыслители этого периода также следуют платоновской традиции, правда, теперь они говорят о выделении уже не двух, а трех основных понятий: вневременное бытие (Aeternitas, обычно переводится как «вечность»), Вечность (Aevum) и собственно время.

? Вневременное бытие (Aeternitas) — это то, что находятся вообще вне времени: таковы Бог и потусторонний мир. Отличие вневременного бытия состоит в том, что оно существует все сразу, все его части одновременны, тогда как во времени реально существует только настоящее. Средневековое понятие вневременного бытия — наиболее последовательное выражение статической концепции времени. Aeternitas — это длительность, которая дана нам вся сразу, как одновременное присутствие всего ряда сменяющих друг друга событий. Оно мало чем отличается от не обладающего длительностью демокритовского мига, в котором, действительно, нет отношений «прежде» и «после» и, следовательно, нет становления.

В средневековой философии статическая модель, лишенная отношений предшествования и следования, рассматривается как определение «наивысшего» рода бытия. Динамическая модель с его мгновенными «теперь», разделяющими прошедшее и будущее, рассматривается как определение «низшего» рода бытия, принадлежащего к текущему времени предметного мира. Связь между вневременным бытием и временем опосредована понятием вечности.

? Вечность (Aevum) — это определение неких неизменных идеальных объектов (ангелы, небесные светила и др.). Они существуют во времени, но не изменяются, так что для них не имеют смысла определения «раньше» или «позже». Это близко к обыденному пониманию вечности как бесконечной длительности. По своему содержанию и смыслу Вечность средневековой схоластики весьма близка к «абсолютному времени» классической механики Ньютона.

Новоевропейские концепции времени

С XV века начинается интенсивное развитие экспериментального и математического естествознания. С позиций общей механистической установки классической науки время виделось уже не как фундаментальная характеристика бытия, а скорее как вычислительное средство, позволяющее упорядочивать перемещаемые в пространстве неизменные объекты. Для крупнейших мыслителей этого века (Н. Коперника, Ф. Бэкона, И. Кеплера, Г. Галилея и др.) главным становится вопрос не о том, что есть время, а о том, как временные отношения могут быть измерены и выражены средствами математики. Иными словами, в центре внимания оказываются теперь не содержательные интерпретации времени, а техника измерения и математическое выражение временны? х величин.

Рене Декарт вводит различение времени и длительности. Под длительностью он понимает объективное определение любых процессов движения. Длительность — это объективный атрибут, которым обладают как материальные объекты, так и психические явления. Время, напротив, лишено объективности и представляет только модус мышления. Время — это субъективная конструкция нашего сознания, предназначенная для определения длительности. Время, которое мы отличаем от длительности, говорит Декарт, есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим. Иными словами, Декарт впервые начинает рассматривать время как особую исследовательскую конструкцию. Именно такая трактовка времени постепенно становится едва ли не общим местом теоретической мысли Нового времени.

Бенедикт Спиноза пытается совместить новое понимание с трехчленным делением средневековой схоластики. Спиноза разделяет вечность, время и длительность.

> Вечность — атрибут Бога; бытие, которое необходимо подразумевает существование. Это бытие вне времени, в нем не может быть «раньше» или «позже», ему никогда нельзя приписать длительности.

> Длительность — атрибут сотворенных вещей, существование которых не необходимо, но только возможно. Причем без длящихся вещей длительности не существует: она есть именно их атрибут или свойство.

> Время — оно рассматривается как отделенное от объективной длительности и от всех реальных изменений.

Вслед за Декартом Спиноза трактует время как модус мышления, т. е. как форму субъективного опыта. Время для него есть некая определенная, ограниченная, «сосчитанная» длительность, применяемая воображением в качестве эталонной «меры неопределенных длительностей» .

Джон Локк продолжает общую линию Декарта — Спинозы. Он, как и его предшественники, рассматривает время в качестве условия измерения длительности, т. е., в конечном счете, как идеализированную исследовательскую конструкцию. Локк подчеркивает, что время неразрывно связано с деятельностью познающего разума и не является чем-то предшествующим ей. Время, говорит он, начинается и кончается вместе со строем этого чувственно воспринимаемого мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой