Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Структура философского знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другой философ, Эдмунд Гуссерль, также предполагает схожую модель философского знания. В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он пишет: «Формы разума тематизируются в науке о познании… в науках об истинной и подлинной оценке… об этическом поступке… при этом разум — это общее обозначение «абсолютных», «вечных», «надвременных», «безусловно» значимых идей и идеалов… Читать ещё >

Структура философского знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все многообразие философских проблем можно свести к пяти основным группам', онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии. Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания сосуществуют в каждой конкретной философской теории: например, невозможно построить концепцию действия — праксеологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие философские темы, а гносеология, как говорил Иммануил Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т. е. из антропологии и онтологии.

Иммануил Кант[1] предложил такую структуру философии: учение о чистом разуме — гносеология, учение о практическом разуме — аксиология и праксеология, учение об эстетической способности суждения — аксиология. Все три раздела подводят к «последнему» философскому вопросу: «Что такое человек?», т. е. к антропологии. Иммануил Кант не говорит отдельно об онтологическом компоненте философского знания, но проблемы онтологии обсуждаются во всех трех его основных сочинениях: «Критике чистого разума», «Критике практического разума», «Критике способности суждения» .

Другой философ, Эдмунд Гуссерль[2], также предполагает схожую модель философского знания. В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он пишет: «Формы разума тематизируются в науке о познании… в науках об истинной и подлинной оценке… об этическом поступке… при этом разум — это общее обозначение „абсолютных“, „вечных“, „надвременных“, „безусловно“ значимых идей и идеалов». Таким образом, Гуссерль задает похожую структуру философии: гносеология, аксиология, праксеология и онтология.

Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в философском знании существуют исследования, напрямую связанные с конкретной частью духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, (философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, которые формулируются в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания философов были антропология и проблемы человека. В Новое время и в эпоху Просвещения философы были озабочены гносеологическими вопросами, а вся философия фактически сводилась к вопросу об адекватном, универсальном познании. В современной философии внимание сконцентрировано прежде всего на антропологической и аксиологической проблематике, а темы бытия, его познания, истины (т.е. онтология и гносеология) отходят на задний план. Однако и в философии XX в. были созданы две грандиозные онтологические системы — феноменология Эдмунда Гуссерля и фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера[2]. Кроме того, именно в современной философии был ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, ставший, например, главной сферой философского исследования в американском прагматизме[4].

  • [1] См. параграф 2.5.
  • [2] См. параграф 2.8.
  • [3] См. параграф 2.8.
  • [4] См. параграф 2.6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой