Звезды — лидеры данной отрасли, занимают относительно большую быстрорастущую долю рынка — требуют больших капитальных вложений.
Дойные коровы — бывшие звезды, темп роста рынка значительно замедлен, прибыль достаточно высокая.
Вопросы — на быстрорастущем рынке занимают небольшую его долю, являются потребителями денежной массы.
Собаки — бизнес на относительно небольшом рынке, медленно развивающимися отраслями. Прибыль либо незначительная, либо отрицательная.
Оценка конкурентоспособности товара Конкурентоспособность — это возможность сбыта определенной продукции на данном рынке. Конкурентоспособность определяется путем сравнения выпускаемой продукции с аналогичной продукцией, которая может появиться на данном рынке. Параметры, характеризующие конкурентоспособность, подразделяются на:
- · Технические (назначение, конструкция, эргономика, нормативы, эстетика); Экономические (формирующие цену потребления);
- · Организационные (система скидок, условия платежа, условия и сроки поставок, гарантия);
К группе технических параметров относят:
- · Параметры назначения, определяющие технические свойства изделия;
- · Эргономические параметры (свойства человеческого организма).
Выполнение условия о совпадении технических параметров, потребности и товара является необходимым, но недостаточным для появление спроса на этот товар. Для того, чтобы товар был приобретен, цена его потребления (ПП) должна соответствовать финальным возможностям потребителя (ПП? Ф). Таким образом, в условиях конкуренции было приобретено изделие, соответствующее следующим условиям:
ПОТР ТПТ Ф ПП = min.
Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то показатель равен 1, если нет, то0. Групповой показатель по всей массе нормативных параметров (Гн.п.) представляет собой произведение единичных показателей по каждому (qнi) из них:
.
С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к его покупке, по величине технического параметра потребитель оценивает, насколько свойство изделия, представленное данным параметром, удовлетворяет соответствующий элемент его потребности:
.
где Pоцен — величина указанного параметра, Pконк — величина того же параметра, при которой потребность удовлетворяется полностью.
Для получения на базе этих единичных показателей группового показателя, характеризующего соответствие изделия данной потребности, необходимо их объединить с учетом значимости каждого конкретного показателя:
.
Сравнение конкурентных товаров по уровню цены потребления (затрат на удовлетворение потребности). Уровень конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам (Iэ.п.):
.
где S — цена потребления анализируемого изделия, S0 — цена потребления товара-образца.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара:
.